Эффективные приёмы объяснения нового материала. Методы обучения Методы изложения нового материала на уроке

Требования при объяснении нового материала:

  • научность
  • доступность
  • логическая последовательность
  • рациональное использование времени на вопросы и темы
  • проблемность
  • практическая направленность
  • наглядность
  • разнообразие приемов и методов
  • активная работа «обратная связь»
  • культура речи педагога
  • СВЯЗЬ(с производством;со специальностью; с жизнью; с другими дисциплинами)

Методы:

репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, собственно-репродуктивный)

Объяснительно-иллюстративный: самый распространенный, его цель – сообщит готовые знания и организовать его материал. Учитель объясняет материал и иллюстрирует (таблицы рисунки, схемы)

Учитель дает стройный, логический литературно-оформленный рассказ.

Пока учитель дает рассказ, детей надо привлечь.

Приемы: составить схемы, таблицы; подбирать собственные примеры; учитель объясняет, а ученик делает выводы; выборочное конспектирование; составление плана рассказа; учитель дает на доске вопросы и спрашивает у детей.

Собственно-репродуктивный: учитель сам объясняет материал и задает вопросы. Учащиеся работают по готовому образцу, воспроизводят знания.

Учит детей самостоятельно добывать знания, пользуясь образцом.

Необходимо заставить слушать детей.

Отличие: дети работают по образцу.

Проблемно-поисковые (частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский)

Частично-поисковый: учитель организует добывание новых знаний и контролирует этот процесс. Ученики самостоятельно выполняют отдельные задания. Объясняют новый материал при помощи специальных упражнений.

Возрастает самостоятельность, им приходится добывать новые знания.

Новый материал дробится на мелкие части и из них собирается целое.

Проблемного изложения: научить школьников механизму творческой деятеельности. Учитель создает проблемную ситуацию, сам решает. Демонстрирует логигу изложения. Ученики воспроизводят информацию, наблюдают за логикой изложения, усваивают. Все это решается через проблемную ситуацию. Является проблемным, т.к.основан на проблемной ситуации. Учитель дает сам образец рассуждения. Дает им репродукцию.

Исследовательский: научить детей творчески мыслить, самостоятельно открывать и изучать новый теоретический материал (готовое правило не дается). Дается проблемная ситуация для наблюдения материала. Строится рассуждение и выводится теория. Правило формулируют сами школьники, а потом читают в учебнике.

Учащиеся самостоятельно учатся размышлять, делать выводы, подыскивать примеры. Развивают творческое мышление.

Самый трудоемкий метод по времени.

От чего зависит метод: от темы, от возраст.способностей, от особенностей учебника.

Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы Все занятия в школах должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем. Я.А. Каменский Связь с предыдущим - обязательное условие нормального ведения урока - может фактически обеспечиваться на всех этапах. Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров. Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами. Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися. 2. Методы обучения. Выбор метода обучения - ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения - в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся. Метод обучения - это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения. Исследовательский метод - совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности. Например, данный метод может быть использован при изучении темы "Имя числительное": учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. А затем подводятся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы "Имя прилагательное" (степени сравнения имён прилагательных, разряды имён прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Учитель подводит их к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды. Тема "Местоимение", где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Учитель постепенно подводит учащихся к классификации местоимений по разрядам. При объяснении нового материала из раздела "Морфология" применим данный метод. Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику. Лекционный метод - один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса. При объяснении нового материала данный метод можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Наример, в 6 классе можно использовать данный метод при изучении раздела "Лексика". Уместной может быть лекцию "Словари" (20 минут), где учащимся рассказывается о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей. Объяснительно - иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний, когда учащимся сообщается готовая информация разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают учителя, разбирают таблицы и примеры - добиваются понимания материала. Данный метод при объяснении нового материала можно применятьа при изучении тем: 1. "Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-". 2. "Буквы О и Е после шипящих в корне". 3. "Буквы Ы и И после Ц". 4. "Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-". 5. "Буквы Ы и И после приставок на согласные". Проблемный метод - такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности. Проблемный метод можно использовать при объяснении нового материала темы "Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -." - Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова. - Касаться - прикосновение. - Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-. Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-. Частично-поисковый метод обучения - метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся. Пример: "Совершенный и несовершенный вид глагола". Учащимся предлагается определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске. Затем даётся задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставится задача: определить различия в значениях. Ученики выполняют. Ставится новая задача: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов? В данном случае - с помощью приставок. Часто используется на уроках также метод беседы. На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным учителем, появляется диалог. От учащихся требуются логически связанные рассуждения, начинающихся с постановки цели и завершающиеся выводами. Не проходят уроки и без чтения учебника. Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала. На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения. А объяснение нового материала строится на том, что учитель сообщает учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице. Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино - и диафильмов, изображений, проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора. Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. 3. Формы, средства и приемы обучения. Современная методика рекомендует при объяснении нового материала использую приёмы триз-педагогики. Данная педагогика удобна тем, что в ней чётко сформулированы приёмы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приёмы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приёмы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе. 1. Приём "Лови ошибку". Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются... придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Пример: тема "Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС-." Учащимся даются несколько правил. Несколько из них - неверны. Нужно найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами. 2. Приём "Пресс - конференция". Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы. Пример: пресс-конференцию на тему "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе". Алгоритм такой: сначала 5-7 минут введение, из которого учащиеся узнают, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думают над вопросами, 3-4 минуты уходят на задавание вопросов. Попутно учитель может добавить несколько вопросов, которые, на его взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы. 3. прием "Вопрос к тексту". Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача- составить к нему список вопросов. Пример: данный приём можно использовать при объяснении нового материала темы "Изменение и образование слов". Прочитать текст, записанный на доске. Сформулировать не более 5 вопросов, основываясь на тему урока. Сформулировать цели урока. Для повышения познавательных интересов можно использовать учебные игры, которые не только содержат познавательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры - к исследовательской деятельности и к творчеству. Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме "Правописание чередующихся гласных О-А в корне -ГОР- -ГАР-. Пример: игры с рифмами. Рифмы можно использовать при изучении многих разделов орфографии. Например, можно дать задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами. Врач - грач - мяч. Ночь - дочь. Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих: Сучок - волчок - червячок, Девчонка - ручонка - собачонка. Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени: Несёшь - бредёшь - идёшь. После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.

В Докладе раскрываются механизмы объяснения нового материала, приводятся приемы объяснения. В отличие от аналогов, излагаемые приемы носят более инструментальный характер и могут применяться в разных формах: высшем, дополнительном образовании и в разных предметных областях.

Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум непосредственно мы не постигаем.

Причина проста: по существу, любая попытка объяснить нечто сводится к согласованию некоей условной информации с воспринимающей стороной (в случае образования – с аудиторией). Т.е. объяснение есть согласование информации с воспринимающей стороной.

При этом исторически видно, что изначально фактор согласования был один: личность субъекта, непосредственного участника образовательного процесса. В одной из наиболее архаичных форм урока (распространенного, например, в Средневековой Европе) процесс объяснения был прост: учитель объяснял старшим ученикам, те – младшим.

По мере усложнения учебного материала и по мере роста его объема, необходимого для усвоения, увеличивалось и количество факторов согласования

Так, сейчас согласование материала с аудиторией – т.е. его объяснение – происходит целым рядом способов:

  1. Разработанные курсы. Чтобы массово, из года в год, объяснять новый материал (новый для данных людей), необходимо, чтобы кто-то подумал и расставил модели избранной предметной области в той последовательности, которая наилучшим образом отложиться в сознании аудитории. Своего рода «крупноблочное объяснение».
  2. Обученные преподаватели. Для того, чтобы девятиклассников обучить периодическому закону, нет возможности в каждый класс пригласить Д.И. Менделеева. Опять-таки массово нужны специально обученные люди, которые возьмут из сторонних источников заранее подготовленный материал, пропустят его «через себя» и сделают окончательно доступным своей аудитории.
  3. Специальные учебники – «твердая копия» объяснения. Авторы пишут учебники, преподаватели пользуются ими в работе. Заметим при этом, что наличие учебника (скажем шире – учебной литературы) в изучаемом курсе сейчас стало нормой. Материал большинства дисциплин настолько сложен, что уложить его в сознании, « » можно, только сопоставляя ряд независимых источников: устные объяснения ведущего-преподавателя, текст учебника и некоторые другие.
  4. Учебные пособия – наглядные, музейные, интерактивные и многочисленные прочие. Гигантская индустрия образования работает только на то, чтобы адаптировать и сделать доступной имеющуюся «где-то там» информацию для конкретных аудиторий, согласовать эту инфомацию с аудиториями по все большему количеству параметров.
Нетрудно заметить, что факторы согласования образуют выраженную иерархию. Дидактические системы выраженно иерархичны: учебные модели объединяются в темы, темы – в курсы, курсы – в предметные области и т.п.
  • На уровне таких дидактических надсистем – курсы.
  • На уровне систем – преподаватели-ведущие (некий движущий компонент занятия).
  • На уровне подсистем-компонентов – учебники, учебные пособия, раздатки...
Также видно, что степень согласования увеличивается на каждом уровне, в первую очередь за счет развертывания факторов согласования.

ПРИМЕР: в средние века основу образования в целом (над-надсистемы) составляли знания, принципиально сами по себе не применимые во внешнем мире: схоластическое богословие, философия, мертвые языки (латынь, древнегреческий и т.п.). С течением времени – и по сей день – каждая реформа образования приводила всё к большей применимости знаний: богословские языки заменяются гражданскими, соотношение теории и практики смещается в пользу практики. Параллельно, уровнем ниже, структура урока все более согласовывалась с личностью воспринимающего человека. Известно, что психика человека инертна. Для того, чтобы качественно вложить новые знания, необходимо пройти три стадии (если использовать терминологию ) – подготовка сознания (некая «разморозка»), собственно «вкладка» (объяснение как таковое), «заморозка». Так вот, четырехэтапный урок – в современном понимании – возник только в XIX веке.

Его разработал немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег , обобщив опыт большого числа немецких учителей-новаторов. В его видении классический урок стал таким: повторение (актуализация знаний) – объяснение нового – закрепление – домашнее задание . До этого уроки были одно-двух этапные. Например, объяснение + домашнее задание. Нетрудно видеть, что четырехэтапный урок более эффективен.

Почему? Именно в XIX веке человечество переживало первую яркую НТР, мир начал приобретать современные черты. Именно с ростом сложности и объема знаний возникла потребность эффективнее эти знания передавать.

В рамках настоящего Доклада рассмотрим только один уровень объяснения: уровень занятия.

Что же делать, чтобы материал был объяснен?

Согласовать материал с аудиторией можно на разных уровнях. Нетрудно догадаться, что чем больше степень согласованности, тем лучше материал объясняется. Рассмотрим подробно два уровня: структуры занятия в целом и собственно материала.

На уровне занятия: материал структурирован . Самая удобная форма – поделить материал на фрагменты, главы. Усилить эффект можно за счет объединения глав сквозной мыслью, героем, формой и т.п. Другое возможное усиление – главы не просто объединены общей мыслью, а образуют естественную последовательность.

ПРИМЕР: заучить множество химических элементов трудно. Запомнить их в виде периодической системы со все возрастающей атомной массой элементов – школьная задача.

ПРИМЕР: в основе классификации животных и растений – эволюция, т.е. то, кто за кем появлялся на планете.

Если никакой естественной последовательности (временнОй, эволюционной и т.п.) нет, ее можно ввести в виде аллегории.

ПРИМЕР: пятнадцать лет полиграфической фирме – пятнадцать этапов полиграфического производства.

ПРИМЕР: семь шагов к финансовому успеху – семь нот – семь цветов радуги…

ПРИМЕР: при обучении новых сотрудников МакДоналдс используются, например, такие аббревиатуры: ККЧД - качество, культура обслуживания, чистота, доступность. ККК - контакт, кооперация, координация. КЛН – контрольный лист наблюдений.

Cледующее усиление – получить последовательность из аудитории. Скажем, учебный материал «сворачивается» в аббревиатуру, а аудитория придумывает мнемоническую фразу на эту аббревиатуру.

ПРИМЕР: OBAFGKMRNS – спектральные классы звезд. Их запомнить практически невозможно, но студенты – наши и американские – в свое время придумали: «Один Бритый Американец Финики Жевал Как Морковь», и «Oh, Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now».

На уровне излагаемого материала.

Нетрудно видеть, что минимальный акт объяснения состоит из двух слоев:

Излагаемая теоретическая модель обычно абстрактна – она представляет собой свернутый внешний опыт, иначе его не передать.

Для того, чтобы от абстракции перейти к конкретике, прибегают к примерам.

Рассмотрим пример как инструмент согласования внешней информации. Модель без примеров усваивается только в случае, если она и так знакома, если в голове обучающегося уже есть примеры . А зачем тогда тратить время на объяснение?

Количество примеров на одну модель должно быть – судя по всему – от 2 до 9. Почему? Известны два правила: и Эльштейна, описывающие оперативную память человека. Простых счетных предметов наша оперативная память готова удержать 7±2 (т.е. максимум 9), сложных абстрактных - 4±1 (т.е. минимум 3). Если примеров будет меньше двух-трех, то модель будет плохо понятна, больше девяти – избыточна.

Теперь рассмотрим 12 способов привести пример:

  1. «Нулевой пример »: неполное раскрытие темы. Неполностью можно раскрыть
    • некоторые частности – оставив аудитории самостоятельно достроить конкретное,
    • модель
    • способ
    • метод
    • группу методов
    Нераскрытое остается аудитории для самостоятельного открытия. Данный прием нашел широкое применение в проблемном обучении.
  2. Числовая ось (или «Оператор РВС» по терминологии первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера , ) – резкое увеличение некоего, дидактически-ценного параметра. Например, при проверке корней линейных уравнений, чтобы понять, верно найдено решение или нет, при подстановке надо взять число 1 000 000: сразу все наглядно.
  3. Пример - аналогия из жизни. Приводится пример из обыденной "кухонной" жизни. Удобно применяется при объяснении сложных "многоэтажных" теоретических моделей. Этот прием очень часто применял известный популяризатор науки , а также известный писатель Станислав Лем.
  4. Привести много примеров, потом локально обобщить. Используется для промежуточного отдыха, смены мыслительной деятельности, подчеркивания важных моментов занятия… Обобщения могут быть на уровне модели, способа, метода, группы методов.
  5. Гуманитарный пример - из художественной литературы, истории.
  6. Пример из научной литературы.
  7. Пример из собственного опыта ведущего-преподавателя, лично решенных им задач...
  8. Пример приводят сами обучаемые.
  9. Продолжить приводить примеры вслед за преподавателем

    Для способов 7-9 общим усилением будет использование : когда примеры намеренно уводят аудиторию «не туда». В качестве примеров – два анекдота:

    - Что получит китаец, сложив голову тигра, желудок моллюска, чешую карпа, когти горного орла и рёв быка?
    - Женщину!
    - Ну у вас и идеалы! Дракона!

    Ученые установили, что Луна все время отдаляется от Земли.
    Если скорость удаления была постоянной, расчеты показывают, что более 100 млн. лет назад орбита луны была в десяти метрах от Земли. Это объясняет исчезновение динозавров.
    По крайней мере больших.

  10. «Пример со смещением»: на лекции по консалтингу - пример из медицины, военного искусства; на занятии по магистральным трубопроводам - из гинекологии, из ангиологии (о кровеносных сосудах) и т.п. Прием похож на аналогию: надо подобрать два объекта, похожих по функции , но отличающихся по ресурсу, на котором она реализована. И в медицине, и в военном искусстве, и в консалтинге есть анализ ситуации (в медицине еще и такой же «опрос больного»), по трубам, как и по кровеносным сосудам, течет жидкость и т.п.
  11. АнтиПРИМЕР: когда "не получилось" и последующий разбор ошибок и типовых ошибок в особенности.
  12. Изложение одного и того же материала с разных , разных авторов, в разных моделях и т.п.
Резюме:
  1. Объяснение нового материала – согласование этого материала, этой информации с аудиторией.
  2. Согласование идет на разных иерархических этажах дидактической системы.
  3. Одним из базовых и легкодоступных средств объяснения является пример – «местное» согласование теоретической модели с аудиторией в данный момент занятия.
Литература:
  1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Оконь В., Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1990.

Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала составляет весьма важную и ответственную часть урока. Её за дача состоит в том, чтобы наиболее целесообразными методами довести до сознания учащихся очередной программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили.

В школьной практике применяется много разнообразных форм и методов для объяснения нового материала. Выбор их определяется задачами урока, особенностями науки географии и отдельных тем и возрастом учащихся.

Устное объяснение нового материала начинается с мобилиза ции внимания учащихся к теме. Для этого учитель объявляет название темы, кратко указывает научное и практическое зна чение изучения её. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния учащихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими современными собы тиями и историческими фактами. Например, говоря о географии Ленинграда, следует кратко, но ярко упомянуть о подвиге ленинградцев во время осады города немцами.

Полезно на доске писать план нового материала в виде трёх или четырёх вопросов.

Во всех случаях необходимо новое связывать со старым. Пе ред изложением нового материала учителю нужно восстановить в памяти учеников однородный пройденный материал и исходить от имеющихся уже у них знаний. Так, при обзоре области тундры полезно вспомнить пройденные ранее тепловые пояса.

При изучении географии далёких областей полезно опираться на знания географии своей местности. Учителю надо ясно созна вать, что ему нужно достигнуть на этой стадии урока. Во-первых, необходимо логически последовательно, систематически изло жить тему с достаточной полнотой и глубиной. Причём следует добиться того, чтобы у учеников составились не только образ ные представления, но и чёткие, правильные понятия о географи ческих объектах. Для этого требуется изучаемое явление ярка, образно, кратко описать, выделить наиболее важные свойства и качества и охарактеризовать его со стороны существенных признаков. Изложение должно быть доступным, популярным, за нимательным.

Во-вторых, изложение должно сопровождаться использова нием наглядных пособий и показом на карте. Наглядные пособия дают возможность отвлечённое познание приближать к непосред ственному предметному восприятию, благодаря которому изу чаемый объект прочнее запечатлевается.

В-третьих, учитель должен ставить себе целью провести урок на основе наибольшей активности и самодеятельности учащихся. Как сказал один великий педагог, ученик - это не мешок, в ко торый учитель может сваливать всё, что ему угодно. Учитель излагает материал, из которого до ученика дойдёт только то, что им активно воспринимается. Всё остальное пойдёт впустую.

Вот поэтому-то учитель должен думать не только о том, что бы хорошо изложить материал, но чтобы и пробудить активную умственную деятельность учеников, привести их в работоспособное состояние. Ученик не воспринимает учебный материал в то время, когда он шалит или занимается посторонним делом. Но он может сидеть с умилительной неподвижностью и всё-таки ни чего не воспринимать, если его умственные способности не при ведены в действие.

С точки зрения этих трёх целей учителю нужно выбирать наи более подходящие методы объяснения нового материала. Надо учителю хорошо овладеть самому материалом, чтобы доходчиво изложить его. Следует стремиться к наиболее активным методам. Пользуясь беседой, вопросно-ответным способом изложения со держания темы можно добиться большей активности учеников, чем при сплошном рассказе. Опытные учителя посредством бе седы поддерживают рабочее состояние класса на высоком уровне при объяснении нового материала.

Труднее это сделать, когда излагается такая новая тема, по которой у учащихся нет знаний. Тогда учителю придётся больше рассказывать. Но и в этом случае в рассказ следует вкрапливать вопросы ученикам, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Однообразие утомляет. Слушание длинных рассказов недоступно ученикам. Необходимо рассказ оживлять вопросами к ученикам, маленькими задачками, показом на карте, демонстрацией картин, коллекций* рисунками, чертежами на классной доске.

География является для детей одним из увлекательнейших предметов. Географический материал, если его правильно излагать, захватывает учеников.

Итак, хорошее объяснение нового материала отличается сле дующими чертами. Предварительно создаётся у учеников база из конкретных географических представлений. При дальнейшем устном объяснении учитель не тонет в мелочах, а излагает только самое важное, существенное из программного материала. Он из лагает его последовательно, образно, точно, доступно, занима тельно, оживляя это увязкой с современностью, с житейской прак тикой. При этом используются все доступные средства наглядно сти. Всё время поддерживается бодрая активность и высокий эмо циональный уровень учеников.

Знания излагаются так, что они естественно приводят учени ков к пониманию взаимосвязи и развития явлений, к формирова нию у них начал диалектико-материалистического мировоззрения, к усвоению начал коммунистической морали, к развитию совет ского патриотизма и чувства национальной гордости. Всё должно быть проникнуто идеей не только познать мир, но и перестроить его на благо народа. Задачи идейно-политического воспитания органически увязываются с образовательными задачами.

Традиционно трудным является определение оптимального времени для усвоения нового материала. Психологи и методисты определили динамику основных функций центральной нервной системы, которые обеспечивают работоспособность ученика. Эта динамика состоит из нескольких фаз: 1) переход от покоя на рабочий уровень, 2) оптимальная работоспособность, 3) фаза усилий, 4) выраженное утомление. Каждая фаза имеет свою длительность (это зависит и от самого ученика, от характера деятельности и т.п.). В обобщённом виде длительность фазы оптимальной работоспособности выглядит так: в 1 – 4 классах фаза оптимальной работоспособности – 15-20 минут, в 5 – 8 классах – 20 – 25 минут, 9 – 11 – 30 минут. Обычно отдых, расслабление наступает (или учитель даёт отдых сознательно) после последней фазы, учёными же доказано, что наибольший эффект на уроке наблюдается, когда детям предоставляется небольшой отдых раньше, в фазе усилий. Отдых – это выполнение какого-либо творческого задания, не требующего сильного напряжения, лёгких заданий развлекательного характера и т.п. Урок, по рекомендации психологов, должен завершаться материалом, восприятие которого не требует большого напряжения. Изучение нового материала целесообразно планировать на первую половину урока (начало и середину фазы оптимальной работоспособности). Урок объяснения нового материала может состоять из следующих структурных элементов:

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.Актуализация опорных знаний (целенаправленное повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний).

3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (создание проблемных ситуаций, постановка исследовательских задач, привлечение учащихся к изучению нового материала путём нахождения интересного в самом языке, использование элементов занимательной грамматики и т.п.).

4.Изучение нового материала с помощью различных методов (беседы, рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся и т.д.):

а) наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала;

б) работа по определению понятий и формулирования правил.

4.Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

5.Задание на дом, подведение итогов.

К урокам объяснения нового материала выдвигается несколько требований. Главное из них заключается в опоре на ранее изученный материал, т.е. следует вести к незнакомому от знакомого. Учитель должен сначала подумать, на каких понятиях, умениях и навыках, полученных на предыдущих уроках, в предыдущие годы обучения, основывается новый материал, составить перечень этих понятий с целью тщательного их повторения. Повторение может осуществляться разными способами: путём проверки выполненного домашнего задания, в процессе грамматического разбора, путём фронтальной проверки выполненной классной работы, беседы с классом, фронтального, уплотнённого, индивидуального опроса учащихся и т.д.

Объяснение нового материала не должно быть монологом учителя. Необходимо, чтобы основной метод, например, рассказ учителя, комбинировался с элементами методов, предполагающих участие в объяснении учеников: беседы, самостоятельного наблюдения учащихся над словом учителя, специально организованной краткой дискуссии и т.д.

Для закрепления нового языкового материала и формирования умений и навыков могут быть использованы: устная беседа учителя с учащимися по содержанию рассмотренных правил, краткий референдум по поводу, например, формулировки имени числительного как части речи, комментированное письмо, диктант (предупредительный зрительного и слухового типа, объяснительный, комбинированный, «Проверяю себя»), выполнение упражнений по учебнику (осложнённое списывание), составление учениками своих примеров и др. Степень самостоятельности при закреплении изучаемой темы должна расти, потому на заключительном этапе урока необходимо выполнить упражнения творческого характера, требующие полной самостоятельности. Выполненная работа проверяется разными способами: коллективная или выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль учащихся, проверка по словарю, учебнику и т.д. Суть работы над домашним заданием должна быть объяснена учителем в классе.