Общие вопросы о посте в месяц рамадан

/ 12
ХудшийЛучший

Портит ли пост глотание слюны, мокроты-слизи, и остатков еды между зубов?

Подробный ответ касательно этого

Вопрос: Ассаламу Алейкум. Нарушает ли пост глотание слюны, мокроты, и остатков еды, оставшихся между зубов?

Ответ: Уаалейкум ассалам.

В этом разделе (про проглатывание чего-то) у ученых есть общее правило, под которое подпадают все отдельные ситуации.

А это то, что кто проглотил то, что можно было избежать, то пост того нарушен, а кто проглотил то проглатывания чего нельзя или трудно избежать – то его пост не нарушен (см. «Аль-Мугни», 4/353, «Аль-Баян», 3/505, и другие)

И оно общее, кроме как в отдельных случаях некоторые ученые могут сделать исключение по причине

И разьясним применение этого правила на конкретных примерах

1. Слюна

Что касается слюны, то в данном вопросе есть несколько разных картин в которых есть разграчения у ученых.

1. Первый случай – у кого была слюна во рту и он ее проглотил, без того, чтобы специально собирать её.

В таком случае, учёные единогласны что его пост не нарушен и это является дозволенным без нежелательности

Сказал имам Бурхану Ддин Ибн Муфлих :

إِذَا ابْتَلَعَهُ مِنْ غَيْرِ جَمْعٍ أَنَّهُ لَا يُكْرَهُ بِغَيْرِ خِلَافٍ

«Если постящийся просто проглотит слюну, без того, чтобы специально копить её, то это не является нежелательным без разногласий »

Источник: «Аль-Мубди», 3/36

И это потому, что от этого невозможно уберечься человеку

Сказал Ан-Навави :

: ابْتِلَاعُ الرِّيقِ لَا يُفْطِرُ بِالْإِجْمَاعِ إذَا كَانَ عَلَى الْعَادَةِ، لِأَنَّهُ يَعْسُرُ الِاحْتِرَازُ مِنْهُ

«Проглатывание слюны не нарушает пост по иджма , если это было обычным образом. И это потому, что трудно уберечься от этого»

Источник: «Аль-Маджму», 1/62

2. Второй случай : если во рту у постящегося собралось большое количество слюны, однако ненамеренно, по причине увлеченности разговором, и тд, и он проглотил её

В таком случае пост не портится также, по тем же причинам что и в первом случае.

Сказал имам аль-Имрани аш Шафии :

لو اجتمع الريق في فمه بغير اختياره، مثل: أن يطيل الكلام، فيجتمع لأجله الريق، فابتلعه، أو نزلت نخامة من رأسه إلى جوفه، ولم يمكنه رميها.. لم يفطر بذلك؛ لأنه لا يمكنه الاحتراز عن ذلك

«Если собралось много слюны во рту постящегося не специально, как например затянулся разговор, и по этой причине собралась слюна, и он проглотил ее, или подступила мокрота и слизь и он не мог ее сплюнуть – то его пост не нарушается по причине этого, так как он не мог уберечься от этого»

Источник: «Аль-Баян», 3/505

3. Третий случай – если человек собрал слюну во рту специально, и проглотил

В этом разногласят учёные, и в этом вопросе 2 мнения как у ханбалитов, так и у шафиитов и маликитов

И те, кто сказали что портит, мотивировали тем, что проглатывания этого можно избежать

А те, кто сказали, что не портит, исключили слюну из этого правила так как она из внутренних жидкостей организма, и ее пребывание во рту и проглатывание привычное и обычное дело.

Сказал имам Ибн Кудама :

وَمَا لَا يُمْكِنُ التَّحَرُّزُ مِنْهُ ، كَابْتِلَاعِ الرِّيقِ لَا يُفَطِّرُهُ ، لِأَنَّ اتِّقَاءَ ذَلِكَ يَشُقُّ ، فَأَشْبَهَ غُبَارَ الطَّرِيقِ ، وَغَرْبَلَةَ الدَّقِيقِ فَإِنْ جَمَعَهُ ثُمَّ ابْتَلَعَهُ قَصْدًا لَمْ يُفَطِّرْهُ ؛ لِأَنَّهُ يَصِلُ إلَى جَوْفِهِ مِنْ مَعِدَتِهِ ، أَشْبَهَ مَا إذَا لَمْ يَجْمَعْهُ وَفِيهِ وَجْهٌ آخَرُ ، أَنَّهُ يُفَطِّرُهُ ؛ لِأَنَّهُ أَمْكَنَهُ التَّحَرُّزُ مِنْهُ ، أَشْبَهَ مَا لَوْ قَصَدَ ابْتِلَاعَ غُبَارِ الطَّرِيقِ

«То, чего невозможно избежать попадания в желудок - и это подобно проглатыванию слюны – не портит пост постящегося, потому что уберечься от этого затруднительно, и это похоже на пыль дороги, или то пыль от просеивания муки.

А если постящийся намеренно собрал слюну во рту, а затем намеренно проглотил её – то это не нарушило его пост, так как слюна появилась внутри него из желудка, и нет разницы между этим случаем, и между тем, кто не собирал слюну (так как в обоих случаях эта жидкость из его организма)

И в этом вопросе есть и другое мнение, а это то, что это нарушает пост, так как постящийся мог избежать этого, и это похоже на то, как если бы он.

И первое более достоверно»

Источник: «Аль-Мугни», 6/69

4. Четвёртый случай : постящийся сплюнул, и затем вернул слюну в рот, или проглотил чужую слюну

В таком случае он нарушил пост по единогласному мнению.

Сказал аль-Маварди :

وَالثَّانِي : أَنْ يَمُجَّ الرِّيقَ مِنْ فَمِهِ ثُمَّ يَزْدَرِدُهُ وَيَبْتَلِعُهُ فَهَذَا يُفْطِرُ بِهِ إِجْمَاعًا ؛ لِأَنَّهُ كَالْمُسْتَأْنِفِ لِلْأَكْلِ

«Второй случай – постящийся извергнет слюну из своего рта, а затем вновь проглотит её. Это нарушает пост по единогласному мнению , потому что такой человек как возобновивший есть»

Источник: «Аль-Хави аль Кабир», 3/903

Сказал ан-Навави :

اتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ عَلَى أَنَّهُ إذَا ابْتَلَعَ رِيقَ غَيْرِهِ أَفْطَرَ

«Единогласны ученые , что тот, кто проглотил слюну другого человека – тот нарушил пост»

Источник: «Аль-Маджму», 1/63

Что же касается хадиса переданного Абу Даудом от Аиши, что Пророк целовал её во время поста и посасывал ее язык, то добавка «посасывал ее язык» недостоверна у людей хадиса, ослабили её Абу Дауд, Ан-Насаи, Ибн Ади, Ибн аль-Каттан, Дыяуддин аль-Макдиси, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Аз-Захаби, аль-Кейсарани и другие мухаддисы.

2. Мокрота

Что касается мокроты, то и здесь действует это же правило, кроме как некоторые ученые уподобили ее слюне, и исключили из числа того, проглатывание чего портит пост.

Сказал имам Ибн Кудама :

إِنْ ابْتَلَعَ النُّخَامَةَ فَفِيهَا رِوَايَتَانِ ، إحْدَاهُمَا ، يُفْطِرُ قَالَ حَنْبَلٌ : سَمِعْت أَبَا عَبْدِ اللَّهِ يَقُولُ: إذَا تَنَخَّمَ ، ثُمَّ ازْدَرَدَهُ ، فَقَدْ أَفْطَرَ .لِأَنَّ النُّخَامَةَ مِنْ الرَّأْسِ تَنْزِلُ ، وَالرِّيقَ مِنْ الْفَمِ وَلَوْ تَنَخَّعَ مِنْ جَوْفِهِ ، ثُمَّ ازْدَرَدَهُ ، أَفْطَرَ وَهَذَا مَذْهَبُ الشَّافِعِيِّ ؛ لِأَنَّهُ أَمْكَنَ التَّحَرُّزُ مِنْهَا ، أَشْبَهَ الدَّمَ ، وَلِأَنَّهَا مِنْ غَيْرِ الْفَمِ ، أَشْبَهَ الْقَيْءَ وَالرِّوَايَةُ الثَّانِيَةُ ، لَا يُفْطِرُ قَالَ ، فِي رِوَايَةِ الْمَرُّوذِيِّ : لَيْسَ عَلَيْك قَضَاءٌ إذَا ابْتَلَعْتَ النُّخَامَةَ وَأَنْتَ صَائِمٌ لِأَنَّهُ مُعْتَادٌ فِي الْفَمِ ، غَيْرُ وَاصِلٍ مِنْ خَارِجٍ ، أَشْبَهَ الرِّيقَ

«Если человек проглотил мокроту, то касательно хукма его поста 2 передачи от имама Ахмада.

Первая – что он нарушил свой пост. Сказал Ханбаль Ибн Исхак: «Я слышал, как имам Ахмад сказал: «Если человек отхаркнул, а затем проглотил это, то его пост нарушен»

И также потому, что мокрота спускается из верхней части головы, в отличие от слюны, которая находится во рту. А если постящийся отхаркнул из своего пищевода, а затем проглотил – то нарушил пост.

И это мазхаб аш Шафии.

И также потому, что проглатывания мокроты можно избежать, поэтому это похоже на кровь.

И также потому, что мокрота не изо рта, поэтому это похоже на ситуацию как если проглотить рвоту

Вторая же передача от Ахмада – что это не нарушает пост.

Сказал Ахмад в передаче аль-Марузи: «Ты не должен возмещать, если ты проглотил мокроту во время поста».

И это потому, что мокрота – обычное дело во рту, и не пришла откуда-то снаружи, и с этой стороны похожа на слюну»

Источник: «Аль-Мугни», 6/71

Сказал имам аль-Имрани :

أو نزلت نخامة من رأسه إلى جوفه، ولم يمكنه رميها.. لم يفطر بذلك؛ لأنه لا يمكنه الاحتراز عن ذلك وإن أخرج الريق من فيه إلى يده، وابتلعه، أو أخرج نخامة من صدره أو رأسه وأمكنه رميها، فلم يفعل، وابتلعها.. أفطر بذلك؛ لأنه قد أمكنه الاحتراز منه

«Если в глотку спустилась мокрота из головы, и он не мог сплюнуть её, то он не нарушил этим пост, потому что он не мог уберечься от этого.

А он выплюнул слюну изо рта в руку а затем выпил ее, или отхаркнул мокроту из груди, или верхней части головы, и он мог ее сплюнуть, но не сделал это, а проглотил – то он нарушил этим свой пост, так как он мог избежать этого»

Источник: «Аль-Баян», 3/505

3. Остатки еды

Такая же картина и с остатками еды застрявшими в зубах.

Кто мог выплюнуть их, но не сделал, а проглотил тот нарушил пост и нет разницы между ним и поевшим.

Кто же не мог выплюнуть их, не заметив, или проглотил их случайно вместе со слюной, или они были очень мелкими - тот не нарушил пост.

Сказал имам Ибн аль-Мунзир :

أَجْمَعُوا عَلَى أَنَّهُ لَا شَيْءَ عَلَى الصَّائِم فِيمَا يَبْتَلِعُهُ مِمَّا يَجْرِي مَعَ الرِّيقِ مِمَّا بَيْنَ أَسْنَانِهِ مِمَّا لَا يَقْدِرُ عَلَى إِخْرَاجه ، وَكَانَ أَبُو حَنِيفَةَ يَقُول : إِذَا كَانَ بَيْنَ أَسْنَانِهِ لَحْمٌ . فَأَكَلَهُ مُتَعَمِّدًا فَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِ . وَخَالَفَهُ الْجُمْهُورُ لِأَنَّهُ مَعْدُود مِنْ الْأَكْلِ

«Единогласны ученые, что нет ничего на постящемся, который проглотил остатки застрявшие между зубами вместе со слюной, которые он не мог вывести изо рта.

[Что касается намеренного проглатывания,] то говорил Абу Ханифа: «Если было между его зубами мясо, и он намеренно сьел его, то его пост действителен и он не должен возмещать его»

И противоречили ему большинство (в аль-Ишраф- «все ученые» - прим.) , потому что подобное является намеренной едой нарушающей пост»

Источник: «Фатх аль бари», 6/184, «Аль-Ишраф», 3/135

Сказал имам Ибн Кудама :

وَمَنْ أَصْبَحَ بَيْنَ أَسْنَانِهِ طَعَامٌ ؛ لَمْ يَخْلُ مِنْ حَالَيْنِ : أَحَدُهُمَا ؛ أَنْ يَكُونَ يَسِيرًا لَا يُمْكِنْهُ لَفْظُهُ ، فَازْدَرَدَهُ ، فَإِنَّهُ لَا يُفْطِرُ بِهِ ؛ لِأَنَّهُ لَا يُمْكِنُ التَّحَرُّزُ مِنْهُ ، فَأَشْبَهَ الرِّيقَ ، قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ : أَجْمَعَ عَلَى ذَلِكَ أَهْلُ الْعِلْمِ الثَّانِي ، أَنْ يَكُونَ كَثِيرًا يُمْكِنُ لَفْظُهُ ، فَإِنْ لَفَظَهُ فَلَا شَيْءَ عَلَيْهِ ، وَإِنْ ازْدَرَدَهُ عَامِدًا ، فَسَدَ صَوْمُهُ فِي قَوْلِ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ وَقَالَ أَبُو حَنِيفَةَ : لَا يُفْطِرُ ؛ لِأَنَّهُ لَا بُدَّ لَهُ أَنْ يَبْقَى بَيْنَ أَسْنَانِهِ شَيْءٌ مِمَّا يَأْكُلُهُ ، فَلَا يُمْكِنُ التَّحَرُّزُ مِنْهُ ، فَأَشْبَهَ مَا يَجْرِي بِهِ الرِّيقُ وَلَنَا أَنَّهُ بَلَعَ طَعَامًا يُمْكِنُهُ لَفْظُهُ بِاخْتِيَارِهِ ، ذَاكِرًا لِصَوْمِهِ ، فَأَفْطَرَ بِهِ ، كَمَا لَوْ ابْتَدَأَ الْأَكْلَ ، وَيُخَالِفُ مَا يَجْرِي بِهِ الرِّيقُ ، فَإِنَّهُ لَا يُمْكِنْهُ لَفْظُهُ

«Кто проснулся, и между его зубов еда, то это не выходит из двух случаев.

Первый случай: еды чуть-чуть, и он не может ее выплюнуть, и проглотил ее, в таком случае он не нарушает пост, так как он не мог уберечься от этого, и это похоже на слюну с этой стороны.

Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны на этом учёные!»

Второй случай: еды будет много, и он может ее выплюнуть. И если он выплюнул ее, то его пост действительный и нет на нём ничего, а если же он проглотил ее преднамеренно, то он испортил свой пост согласно мнению большинства учёных. А Абу Ханифа сказал, что пост не нарушен, так как, [по его мнению], часть поедаемой еды должна оставаться между зубов, и этого не возможно избежать, и это похоже на то, что он проглотил со слюной.

Мы же считаем, что он проглотил по собственному выбору еду которую он мог выплюнуть, помня о своём посте, поэтому он его нарушил, точно также, как если бы начал есть новую еду.

И это отличается от того, что он проглатывает со слюной, так как он не может это выплюнуть, а это может»

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Азербайджан, Баку, 10 августа /корр. Trend Life Вугар Иманов /

11 августа начинается мусульманский месяц поста (орудж) Рамазан.

Нам дорог каждый день, каждый месяц, отпущенный нам Всевышним, но среди 12 месяцев мусульманского календаря, именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины: "Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно" - говорит Аллах в священном Коране. Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран стал снисходить на Пророка Мухаммеда (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете".

Как правильно соблюдается пост

Каждый мусульманин должен поклоняться Аллаху и следовать Его повелениям. Всевышний определил порядок соблюдение поста в течение благословенного месяца Рамазан. Соблюдение поста в месяце Рамазан обязательно для каждого, сознательного, совершеннолетнего, и способного поститься по шариату мусульманина.

Каждый день, после утреннего принятия пищи (имсак), перед тем, как начать пост необходимо сказать (ниййет):

"Держу пост в священный месяц Рамазан" и далее произнести "Бисмиллахи ррахмани ррахим. Ваджиб гурбетен иль Аллах". Полезным будет прочитать особую молитву этого дня поста (молитвы каждого дня поста можно узнать в мечети или же из религиозной литературы).

А вечером во время разговения (ифтара), до принятия пищи следует произнести: "Бисмиллахи ррахмани ррахим" - "Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного" и молитвой о принятии поста:

" Аллахумма лякя сумту вэ эла ризгикя эфтэрту вэ элейкя тэвэккэлту фэтэгэббэл мини энтэс- Сэмиул Элим. Аллахуммэ я васиэл-мэгфирэти игфирли".

Перевод с арабского языка: "О Аллах, для Тебя держал орудж. Ниспосланными Тобою благостями открываю ифтар, преклоняюсь перед Тобой и обращаюсь к Тебе. Прими мой орудж. Воистину Ты внимающий к молитвам и Всезнающий. О Всевышний Создатель и Хозяин, прости мои грехи!"

Открывать пост - ифтар желательно фиником, чистой водой, молоком или же чем-нибудь сладким. Ни в коем случае во время принятия пищи нельзя употреблять продукты, в которых есть свиное мясо или спиртные добавки. Нежелательно есть слишком плотно ни утром, ни вечером, это отягощает тело и вредно для здоровья. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился.

Что нельзя во время поста

В период между утренним и вечерним намазом (таблица поста приведена ниже) нельзя совершать некоторых действий:

1) Преднамеренно врать, клянясь именем Аллаха, пророков и имамов.

2) Есть и пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия. Например, нельзя, чтобы вода зашла в ушное отверстие, или же через рот или нос в организм попал густой туман, дым и пар (витающую в воздухе муку, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачки и делать клизмы. Но если человек случайно съест или выпьет что-либо, забыв о соблюдении поста, то это не нарушает пост - в этом случае необходимо сразу же прекратить есть или пить. Если же постящийся наберет воды в рот, помня о посте, например, во время омовения или для охлаждения, и случайно, проглотит ее, то пост нарушается. После утреннего принятия пищи (имсак) до начала поста, необходимо тщательно очистить полость рта и между зубами от остатков пищи, так как если во время поста проглотить мелкие остатки пищи то это нарушает пост.

3) Вступать в половую связь. Нежелательно также супругам заниматься интимными ласками, возбуждающими друг друга. Супругам, которые ночью имели близость необходимо искупаться до начала поста. Отметим, что если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не ведет к остановке поста. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

4) Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, только следует прополоскать рот.

5) Менструация (послеродовые выделения). Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.

Освобождение от поста

"Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть соблюдает пост в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает трудностей, и чтобы полно и завершенно совершили вы пост и возвеличили Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, может, вы будете благодарны!" - сказано в Коране.

Пост обязателен для всех верующих, кроме несовершеннолетних, престарелых и тяжелобольных, умалишенных, беременных женщин и кормящих матерей, путников и тех, кто находится на поле битвы. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни поста. Также как и больному, после выздоровления, причем сделать это до наступления месяца Рамазана следующего года. Но если человек болен или стар, и никак не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный день поста должен накормить досыта бедняка. Если пост был пропущен добровольно, из-за халатности или пренебрежения, то это является тяжким грехом и на него налагается тяжелый штраф (о размере спросить в мечети).

Соблюдение поста укрепляет здоровье

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Если человек постоянно ест и пьет обильно, не давая организму отдыха, то в теле скапливаются ядовитые вещества. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу Пророк Мухаммед (С): "Соблюдайте орудж, и вы станете более здоровыми".

По мнению врачей, пост укрепляет иммунную систему, улучшая функциональные показатели лимфоцитов в десять раз, а также повышая содержание клеток ответственных за иммунитет; препятствует ожирению; препятствует образованию избыточной кислотности, являющейся главной причиной язвы желудка; предохраняет от образования камней в почках, так как он повышает содержание в крови натрия, препятствуя процессам кальцинирования; сдерживает половые инстинкты и особенно у молодых, тем самым, предохраняя организм от психических и физических расстройств; воздержание от питья повышает энергетику организма и способность к обучению, улучшает память; активизирует и оптимизирует обменные процессы, проходящие в клетках с участием глюкозы, жиров и белков.

Месяц прощения грехов и подарков от Всевышнего

В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает им их прегрешения, облагораживает и одаривает.

Хаджи Фуад Нурулла- декан Бакинского Исламского Университета : "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама и приводит к наивысшему духовному и физическому равновесию. В этом месяце скрыты неиссякаемые богатства и милость нашего Творца, в котором Аллах прощает людям их прегрешения, облагораживает и одаривает. Не нужно думать, что пост - это просто ограничение в приеме пищи. Верующие должны воздерживаться и от греховных помыслов, слов, поступков. Нужно держать пост и мыслями, и ушами, и глазами, и языком и обязательно совершать, как можно больше добрых дел".

Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама. Пророк Мухаммед (С) сказал: "Кто соблюдал пост с верой и надеждой на награду, простятся ему прошлые грехи". "Кто соблюдает Пост ради Аллаха, того Аллах отдаляет от Адского огня на семьдесят лет за каждый день Поста". " Орудж подобен щиту, оберегающему людей от всех грехов и пороков". Пророк Мухаммед (С) призывал в этот месяц стремиться совершать, как можно больше хороших дел, каяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, раздавать милостыню, изучать Коран и читать молитвы. Не соблюдавшие пост в месяце Рамазан мусульмане будут строго наказаны Всевышним, в то время, как следование предписаниям принесет множество благ от Аллаха. Причем, величина награды зависит от поведения постящегося. Чтобы понять все величие оруджа и представить себе то огромное вознаграждение, которое мы можем получить за него, приведем высказывание Пророка Мухаммеда (С): "Вознаграждение за каждое доброе деяние человека увеличивается от десяти до семисот раз, кроме Поста. Всевышний Аллах сказал: "Пост совершается ради меня, и Я, который вознаграждаю постящегося, ведь он удерживает страсти свои ради Меня и терпит голод ради Меня". Клянусь, что запах изо рта постящегося, приятнее Аллаху, чем аромат мускуса".

Ночь Предопределения судьбы

Точная дата ниспослания Корана неизвестна, но вот уже в течение столетий верующие мусульмане отмечают священную ночь Лейлят аль-Гадр в последние 10 дней Рамазана по ночам в нечетные дни месяца (Эхья геджеси). По- другому она получила название - Ночь Предопределения судьбы, потому что считается, что именно в эту ночь Всевышний составляют судьбу человека на ближайший год. В Коране говорится: "Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь нисходят ангелы и Дух (Джабраил), с дозволения их Господа, дабы исполнить Его веления. В эту ночь - ниспослание приветствий до самого наступления зари".

Как правило, одни мусульмане отмечают эту ночь с 18 на 19, с 20 на 21, и с 22 на 23 число месяца Рамазан. Другие считают, что Священная ночь приходится именно в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан.

Духовное Управление мусульман Кавказа в официальной таблице месяца Рамазан объединило эти мнения. Поэтому "Лейлят аль-Гядр" ("Гядр геджелери") будут отмечаться в этому году в ночи - с 18 на 19 (с 28 на 29 августа), с 20 на 21 (с 30 на 31 августа), с 22 на 23 (с 1 на 2 сентября), и с 26 на 27-е месяца (с 5 на 6 сентября) Рамазан.

Сомнительные моменты в разъяснениях ахунда

Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life обратился к ахунду мечети "Тезе Пир" Хаджи Фаизу Нагизаде:

- Некоторые здоровые люди полагают, что могут "откупиться" от поста благими делами.

Нет, такие деяния не принимаются Аллахом, так как каждый здоровый мусульманин обязан поститься. За сознательное, преднамеренное нарушение поста, когда нет угрозы жизни или здоровью, человек подвергается "кяффаре", т.е. штрафу - за один пропущенный день необходимо держать пост после окончания Рамазана в течение двух месяцев или за каждый день нарушения оруджа накормить 60 нуждающихся обедом. Не принимается пост и у лицемеров, которые этим хотят завоевать уважение в обществе. В хадисе Пророка Мухаммеда (С) говорится: "Сколько из постящихся получат в награду за свой пост только голод, и сколько занимающихся служением Аллаху в ночное время - только бессонницу".

- Можно ли проводить в этом месяце свадьбы?

Это не запрещено, но некоторые неверно понимают смысл проведения свадебных торжеств. Думают, что можно проводить празднества со спиртными напитками. Надо понять, что Рамазан - месяц духовного и нравственного очищения, приближения к Господу, поэтому свадьбы должны быть отодвинуты на второй план.

- Можно ли постящейся женщине использовать косметику и благовония?

Это не запрещено, но лучше воздержаться. В принципе, женщина может всегда использовать косметику, благовония и одевать драгоценности, но только ради мужа, а не для того, чтобы привлекать внимание других мужчин. К тому же не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста.

Можно ли во время поста глотать слюну и мокроту, делать инъекции, удалять зуб, пробовать пищу, полоскать рот и купаться?

Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается. Принятие лекарств также прерывает пост. Инъекции делаются больным людям, для которых пост не желателен, но после выздоровления человек должен возместить эти дни. В свою очередь, глотание слюны и мокроты не прерывает пост, так же как и полоскание рта и купание. Только купающийся человек должен следить за тем, чтобы не проглотить воду и не окунуться в воду с головой. Например, не прыгать в бассейн или море.

- Можно ли, домохозяйке или повару при приготовлении пищи пробовать еду?

Пробовать пищу можно, но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным.

Некоторые супружеские пары во время месяца Рамазан категорически отказываются от интимных отношений. Правильно ли это?

Естественно, что время поста это недопустимо, но после вечернего разговенья до утреннего намаза интимные отношения разрешаются, но с условием полного омовения до утренней молитвы. В Коране сказано: "Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи..."

- Засчитывается ли человеку орудж, если он не совершает намаз?

Для мусульманина предписано пять обязательств - совершать намаз, держать пост, выплачивать закят (обязательный налог на благотворительные нужды) и хумс (часть годового дохода), совершать джихад и хадж в Мекку (по мере материальных возможностей). Все эти положения взаимосвязаны, однако нельзя считать, что если человек не совершает намаз, но держит пост, то это не засчитается. Считается, что совершение одних из этих обязательств является постепенными ступенями к другим. Чем не выполнять свой долг перед Аллахом вообще, лучше делать это хотя бы по частям. Таким образом, человек, не совершающий намаз, может соблюдать орудж и он будет засчитан.

1. можно ли во время поста слушать музыку?

Ответ: "Ни во время поста, ни потом – нельзя. Музыка рождает в сердце лицемерие. "

-2 можно ли держать пост не полностью
"здравствуйте! я вервые решила держать пост, но дело в том что я занимаюсь спортом и вероятно не смогу держать его все 40 дней. я хотела бы узнать, можно ли держать его по три дня.т.е три дня в начале, три дня в середине и три дня в конце? зарание огромное спасибо!!!"

Ответ: "Во-первых, не 40, а 29 или 30 дней. Во-вторых: «Тот из вас, кого застанет этот месяц (Рамазан), должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны». Св. Коран, 2/185. "

3.сочтётся ли нашим умершим родственникам если их дети соблюдают пост?

Ответ: "Большинство ученых сказали, что умершему может принести пользу даже то поклонение имуществом и телом, которому он не был причиной при жизни, приводя доказательства из Корана и Сунны. В «Сахих»ах аль-Бухари и Муслима приводится со слов ‘Аиши, да будет доволен ей Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то умер, и на нем осталось обязательство поста, пусть поститься за него родственник». Но Абу Ханифа, опираясь на хадис Ибн ‘Аббаса, сказал, что за пост умершего надо кормить людей, но не поститься за него."

4.Здраствуйте! скажите пожалуйста можно ли во время уразы встречатся с парнем, и я и он держим уразу?

Ответ: "Вы оба развратники."

5.можно ли краситься и пользоваться духами или дезодорантом во время оразы?

Ответ: "можно. но делайте это дома, а не для улицы"

6. пост в Рамазан - больным сахарным диабетом.,
"Болею сахарным диабетом 2 степени. Показано есть в день 6 раз, потому как голодаю очень быстро. Как быть? простит ли Аллах меня, если не стану соблюдать Пост. Спасибо."

Ответ: "Св. Коран, 2/183: «А тем, которые способны поститься с трудом» – этим относятся безнадёжно больные и дряхлые старики. Тому, кто не в силах соблюдать пост по причине болез¬ни или старости, следует либо накормить шестьдесят не¬имущих обедом из двух блюд, каждое из которых может насытить человека, либо раздать им по два с четвертью ки¬лограмма пшеницы, либо выплатить им стоимость, вели¬чина которой может быть разной в зависимости от времени и места."

7.не разрешают держать пост старшие
"Добрый день! Скажите, пожалуйста, если мне свекровь не разрешает держать пост, за мной грех остается? а моя свекровь из-за этого берет на себя грех? Спасибо!"

Ответ: "каждый человек отвечает сам за себя, и вы не обязаны подчиняться свекрови, если ее воля противоречит воле Всевышнего. А если подчинитесь в вопросах греха, то и на вас будет грех"

8. про слюну
"Здравствуйте, скажите пожалуйста можно ли глотать слюну во время уразы, и могу ли я полоскать рот о водой в течение дня? "

Ответ: "можно"

9. о языке молитвы
"можно ли произносить молитву на своем языке, или надо обязательно произнести на арабском "

Ответ: "В намазе на арабском обязательно, а в остальных случаях - желательно."

10.асалому алайкум,лет шесть держала пост,мне сказали что без намаза ураза держать нет смысла. так ли это? "

Ответ: "Ва алейкум ассалам! Нет, это не так. Намаз - это один фарз (действие, обязательное к исполнению), а ураза - это другой фарз. Если человек не выполняет одну обязанность, разве правильно не выполнять и другие обязанности?"

11.. как можно держать пост?
"Можно ли держать пост 3 дня в начале, 3 дня в середине и 3 дня в конце месяца? Или каким нибудь другим способом?"

Ответ: "Да, есть ещё один способ: 10 дней в начале, 10 – в середине и в конце ещё 10 дней. Послан¬ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, в месяце может быть и двадцать девять (дней)» (аль-Бухари ")

12.прерывание
"Ассаляму Алейкум скажите если у меня пошла кровь от царапины ураза нарушилась или нет?"