Если проснулся на рассвет уразы в состоянии полового осквернения - действительна ли ураза. Начало менструального цикла до ифтара, считается ли пост правильным

В переводе с арабского языка слово «савм» означает «воздержание от чего-либо», а в религиозной терминологии означает особое воздержание, требуемое от особого человека в особое время.

Для вменения в обязанность поста с терминологическим смыслом есть три условия:

– Ислам, то есть чтобы человек придерживался религии Ислам;

– Совершеннолетие;
– Умственная полноценность.

Обязательность поста установлена Кораном, Сунной и единогласным решением всей мусульманской уммы.

Всевышний Аллах сказал:

فمن شهد منكم الشهر فليصمه

(смысловой перевод): «Тот, кого из вас застигнет месяц Рамазан, пусть соблюдает пост ».
В достоверном хадисе сказано:

بني الإسلام على خمس

(смысловой перевод): «Религия Ислам строится на пяти вещах: <…> пост в месяц Рамазан ».
Учёные единогласно сошлось на том, что пост в месяц Рамазан обязателен. Пост не возлагается на неверного, ребёнка и сумасшедшего.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

رفع القلم عن ثلاثة

(смысловой перевод): «На троих не возлагаются обязательства», после чего упомянул ребёнка и сумасшедшего» .

Что же касается того, кто вообще не в силах соблюдать пост, или того, кому соблюдение поста нанесёт неисправимый вред из-за старости или болезни, от которой нет надежды на выздоровление, – пост не возлагается на такого человека. Тем не менее, на такого человека возлагается выплата одного мудда (мера веса, равная шестистам граммам того, что чаще всего используется в пищу, – у нас это пшеница) за каждый пропущенный день, если он в состоянии выплатить, а если нет, то насчёт обязанности выплаты мудда есть разногласия.

У поста пять обязательств:

1) намерение;
2) воздержание от питья;
3) от еды;
4) от половой близости;
5) от вызывания рвоты.

Пост не считается действительным без намерения. Намерение необходимо совершать сердцем, при этом не является обязательным произнесение его языком, и в этом нет разногласий среди учёных. Намерение обязательно совершать для каждого дня поста, совершается оно ночью, начиная с вечернего азана и до утреннего азана. Если человек вознамерится совершить намерение на месяц, то действительным будет первый пост. Ещё обязательно определить при намерении обязательность поста. Также обязательно совершить его ночью, как об этом было сказано. Приём пищи, питьё, сон и половая близость не нарушают намерение, если это было до утреннего азана. Если человек вознамерится с восходом солнца, то его намерение не считается, так как он не совершил его ночью.

Самое полноценное намерение таково: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост завтра своевременно за месяц Рамазан этого года ради Аллаха ». Необходимо знать, что надо быть твёрдым в намерении. Если человек вознамерится прекратить пост, то он не нарушается.
Знай, что постящемуся необходимо воздерживаться от того, что разговляет. Это кушанье и питьё, если даже будет малым, при умышленном употреблении. А также всё то, что можно проглотить.

Правило – проникновение любого тела снаружи вовнутрь в открытый проход приводит к разговению, если человек допустит это умышленно, помня о посте. Внутренностью считается любое отверстие, даже если оно не способно переваривать пищу. Если человек капнет в ухо что-нибудь или введёт карандаш или соломинку, то это приведёт к разговению.

Подкрашивание сурьмой глаз не портит пост, так как глаз не считается отверстием. Если кто-либо воткнёт нож себе в бедро, он не разговеется, потому что это не считается отверстием и ёмкостью. Если проткнуть живот, то пост нарушается, так как живот есть ёмкость и внутренность.

Проглатывание слюны не портит пост. Если же слюна будет смешана с чем-нибудь другим – при этом не имеет значения, является ли это чем-то чистым, к примеру намоченная слюной окрашенная нитка, или нечистым, к примеру дёсны кровоточат и из-за этого изменилась слюна, – это тоже, без тени сомнений, портит пост. Если слюна выйдет на губу и человек проглотит её, то пост нарушается. Если намочить нитку своей слюной, затем вернуть её обратно в свою ротовую полость (если на нитке будет жидкость) и проглотить после этого слюну, то портится пост. Если человек высунет свой язык со слюной на кончике, заведёт его обратно в рот и проглотит слюну, то пост не нарушается.

Если мокрота стечет из носа к глотке, если человек не в силах выплюнуть её и она попадет вовнутрь, то пост не портится, а если он мог выплюнуть и не выплюнул и она попала вовнутрь, то в этом случае пост нарушается из-за его халатности.

Если он сполоснёт рот или наберёт воды в нос и проявит чрезмерность, то пост нарушается, а если нет, то нет, – это тогда, когда он помнит о посте. Если же человек забылся, то пост не нарушается. Если при споласкивании рта для того, чтобы очистить его от чего-то нечистого, вода случайно попадёт вовнутрь, то пост не нарушается.


Вопрос: Скажите, пожалуйста, когда начинается Ораза в 2016 году?

Azan.kz: Если будет на то воля Аллаха, ораза в этом году начинается 6 июня и заканчивается 4 июля.

Вопрос: Где можно скачать "расписание поста" для г. Алматы и для всех городов Казахстана?

Azan.kz: "Расписание поста" можно скачать на нашем сайте. Нажмите на ссылку "скачать расписание" и выберите нужный вам город.

Вопрос: Я никогда не держал (-а) оразу. Как правильно держать оразу? Что можно и что нельзя?

Вопрос: Можно ли держать оразу, если я не читаю намаз?

Azan.kz: Да, можно. Так как ораза - один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Azan.kz: Намерение поста (нийат):

«Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ауыз ашу)?
Azan.kz: Слова, которые произносит постящийся при разговении:

«Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах»

Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд 2357)

«Аллахум ма, лякя сумту, ва бикя аманту, ва "аляй-кя таваккяльту, ва "аля ризкыкя афтарту»

Перевод: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и дарованным Тобой разговелся".

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Azan.kz: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Azan.kz: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Azan.kz: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Azan.kz: После фаджр намаза - кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Azan.kz: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся - вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Azan.kz: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать оразу несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Azan.kz: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время оразы, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Azan.kz: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении оразы, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Azan.kz: Да, можно.

Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Azan.kz: Да, в период времени оразы, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Azan.kz: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Azan.kz: Сглатывание слюны - оразу не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать - нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Azan.kz: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).

К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Azan.kz: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период оразы чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Azan.kz: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Azan.kz: Ораза не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Ораза разрешается курить днем?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Курить вообще запрещено в Исламе.

Вопрос: Во время Ораза разрешается употреблять насвай?
Azan.kz: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время оразы принимать душ, ванну?
Azan.kz: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время оразы?
Azan.kz: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Azan.kz: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время оразы, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Azan.kz: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамадан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае ораза не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся - вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время оразы, в ночное время (после разговения)?
Azan.kz: «Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы - одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Azan.kz: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Azan.kz: При непреднамеренном семяизвержении - пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время оразы начался менструальный цикл?
Azan.kz: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Azan.kz: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал - это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Azan.kz: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) - если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Azan.kz: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), - имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего: «А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Azan.kz: «Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ораза айт?
Azan.kz: В Ораза айт надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после оразы. Что это за пост и как его нужно держать?
Azan.kz: Пост в течении 6 дней после месяца Рамадан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника "Ораза айт".

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)


Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.


Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1936-1938.

https://youtu.be/_BhXLM3JOSU

Рассматриваемы вопросы на уроке:

1936 Если проснулся на рассвет уразы в состоянии полового осквернения - действительна ли ураза.

1937 Нужно ли восполнять обязательную уразу за того, кто упустил ее будучи живым, а затем умер.

1938 Кто такой опекун (уали), который возмещает обязательную уразу за человека.

Хадисы 658-659. Пришло от "Айши и Уммы Салямы радыйа Ллаху анхума, то, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, просыпался с утра в состоянии полового осквернения, после полового акта, затем брал гъусль и держал уразу. Передали Аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.

Хадис 660. И приходит добавка у имама Муслима, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма просыпаясь с утра в состоянии полового осквернения, после полового акта, брал гъусль и держал уразу, и не возмещал этот день уразы после месяца Рамадана. Муслим 2/80.

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 658-660:

Если проснулся на рассвет уразы в состоянии полового осквернения - действительна ли ураза.

https://youtu.be/AdeMYCWERpE

«Человек, который во время наступления рассвета в месяц Рамадан, был в состоянии полового осквернения, является ли действительным его ураза?»

Большинство ученых считают, что ураза этого человека является действительной, из-за хадиса "Айши, а также Уммы Салямы, которые у нас в главе.

В этом вопросе было разногласие во времена табиинов, но потом пришло единогласное мнение, о том, что ураза этого человека является действительной, и это единогласное мнение привел ан-Навави. И причина разногласия в этом вопросе хадис Абу Хурайры, который приходит у Бухари и Муслима, то, что Абу Хурейра давал фетву, что человек застал рассвет, и в это время, он в состоянии полового осквернения, то нет у этого человека уразы. И этот хадис от Абу Хурайры приходит у ан-Насаи, а также других сборниках, то, что Абу Хурейра передает эти слова от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма.

Но, однажды, абдурРахман ибн Харис вошел к Абу Хурайре радыйа Ллаху анхум и сообщил о хадисе "Айше, а также Умму Салямы, которые у нас приходят к главе. Тогда Абу Хурейра сказал: «Неужели "Айша и Умм Саляма сказали такое?» Он ответил: «Да они передают от Пророка салля Ллаху алейхи уа саллям, что он салля Ллаху алейхи уа салляма держал уразу находясь в таком состоянии» , и тогда Абу Хурейра сказал: «Они обе более знающие чем я (имеется в виду в этом вопросе)» , а затем Абу Хурейра сказал абдурРахману ибн Харису, что он не слышал этого хадиса напрямую от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма, но слышал этот хадис от Фадля ибн "Аббаса, который передавал его от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма и затем Абу Хурейра отказался от этой своей фетвы и начал давать фетвы, что такого человека ураза считается действительной.

Мухаммад ибн Хизам говорит: «А что же тогда делать с этим хадисом от Фадля ибн "Аббаса? Ученые разошлись во мнениях относительно этого хадиса. Некоторые сказали, что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал брать гъусль до рассвета просто как совет, но никак в обязательном порядке. Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Но это понимание является не правильным, потому что во многих иснадах этого хадиса приходит, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма приказывал разговеться этому человеку и запрещал ему держать уразу. (Т.е. если Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, узнавал что, человек начал свою уразу находясь в состоянии полового осквернения, то Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, приказывал ему разговляться). Как же можно говорить, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, просто советовал этому человеку взять гъусль до фаджра, и не как в обязательном порядке?».

А некоторые сказали, что, наверно, хадис Фадля ибн "Аббаса касается человека, рассвет которого настал тогда, когда человек совершал половой акт, и не смотря на то что пришел рассвет, и давали азан, он не прекратил половой акт, но продолжил его совершать. (Ранее мы разбирали этот вопрос и сказали, что пост такого человек недействителен и он еще обязан совершит каффару, так он совершал половой акт в светлое время дня когда уже обязательно держать пост).

Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Но это понимание не правильно, потому что имам ан-Насаи по дороге Абу Хазим от абдулМалика ибн Аби Бакра от ибн абдурРахман ибн Хариса от его отца, от Абу Хурейры, передает что Абу Хурейра говорил: «Тот, у которого произошла поллюция и при этом не взял гъусль до рассвета, тот не должен дальше поститься». А из ученых есть те, которые хотели сделать между этими хадисами тарджих (т.е. один оставить, а другой выбрать) сказали, какой выбрать хадис? Умм Салимы и "Айши или хадис от Абу Хурейры который передается от Фадля ибн "Аббаса. Некоторые выбрали хадис Умм Салимы и "Айши и отложили хадис от Абу Хурейры, который Абу Хурейра взял от Фадля ибн "Аббас, и по такому пути пошел имам аш-Шафи"и, Бухари и также ибн абдульБарр. (Тем более абу Хурайра сказал что они Аиша и Умм Салама более знающие в этом вопросе и отказался от своей фатвы).

А есть такие, которые сказали что хадис от Фадля ибн "Аббаса является отмененным (мансух).

Сказал ибн Хузейма: «Некоторые ученые допустили ошибку и решили, что Абу Хурейра ошибся в передаче этого хадиса», и потом ибн Хузейма опроверг мнения этих ученых и указал на, то что Абу Хурейра не ошибся в передаче этого хадиса, но то что он рассказал, что передал этот хадис, от правдивого, от Фадля ибн "Аббас, но нужно указать на то что хадис от Фадля ибн "Аббаса является отмененным аннулированным. Потому что нам известно, что в начале Ислама Всевышний Аллах запретил кушать и пить, а также совершать половой акт после сна (т.е. после намаза иша человеку запрещалось есть и пить и совершать половой акт, он был постящимся до самого магриба следующего дня) возможно этот хадис был сказан в те времена. Но потом Всевышний Аллах разрешил кушать и пить до наступления рассвета и стало разрешено тому кто совершает половой акт, совершать его до самого рассвета. А из этого понимается, что если человеку разрешено совершать половой акт до самого рассвета, что он не может быть, кроме как в состоянии полового осквернения. И это указывает, что хадис "Айши отменяет аннулирует хадис от Фадля ибн "Аббаса и до них не дошел этот хадис, аннулирующий, поэтому Абу Хурейра продолжать давать фетву на основании того, что он знает. Но когда до него дошел хадис "Айши и Уммы Салямы он отказался от своей фетвы и начал выдавать фетву о действительности уразы такого человека». И Хафиз ибн Хаджар тоже поддержал что этот хадис является аннулированным из-за хадиса Аиши, который приходит у имама Муслима то что, однажды, один человек пришел к Пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, и начал задавать вопросы. А "Айша слышала этот вопрос находясь за занавеской и этот человек сказал: «Бывает такое, что наступает рассвет, а я нахожусь в это время в состоянии полового осквернения. Держать ли мне уразу или не держать в этом состоянии?», тогда Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «И со мной бывает такое же, что я в состоянии полового осквернения, и настигает рассвет и я в этот день пост держу», и тогда тот человек сказал: «Но ведь ты не подобен нам. Аллах простил тебе твои прошлые и будущие грехи» ,и тогда сказал Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма:«Клянусь Аллахом, я надеюсь, что я самый боязливый из вас перед Всевышним Аллахом и самый знающий из того что нужно остерегаться». (Т.е. опроверг мнение этогос подвижника что это только Пророка саля Ллаху алейхи ва салам).

Говорит Хафиз ибн Хаджар: «И укрепляет мнение о том, что хадис Фадля ибн "Аббаса является аннулированным, то, что в хадисе "Айши приходит момент, что то, что произошло с "Айшей было после Худейбии, потому что человек сказал Пророку салля Ллаху алейхи уа салляма: «Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи», а извещение об этом приходит в аяте суры аль-Фатх. Этот аят был ниспослан в 6 году Хиджры, а начало обязательности уразы было еще во втором году Хиджры».

И мнения о том что этот хадис аннулирован придерживался ибн Мунзир, аль-Хаттаби, Ибн Дакык аль-"Ид, а также последовал за ними имам ас-Сан"ани.

И пришло также у ибн Аби Шейба 3 том, стр.80-81, пришли различные асары от сподвижников. А конкретно от ибну-Мас"уда, Зейда ибн Сабита, ибн "Умара, ибн "Аббаса и от Абу Хурейры о том, что они держали и разрешали держать уразу тому, кого застиг рассвет в состоянии полового осквернения.

Значит правильное мнение что тот кто застал рассвет в половом осквернении, может держать пост и его пост будет действительным.

Хадис 661. от "Айши радыйа Ллаху анха, то что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Если кто-то умер и на нем была обязанность держания уразы то за него держит уразу его близкий родственник (опекун)». Этот хадис приходит у аль-Бухари 1952, Муслим 2/789 является достоверным.

Что можно, а что нельзя во время уразы? Отвечая на этот вопрос, хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.

Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:

Внутренние обязательства поста (рукн) - это есть его основа, не соблюдение которых приводит к нарушению поста: воздержание от еды, питья и полового сношения с наступлением рассвета до заката солнца.

Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:

· Условия обязательства (шурут вуджуб).

· Условия исполнения обязательств (шурут адаи вуджуб).

· Условия правильности исполнения (шурут сыхха).

Условия обязательства:

1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.

3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет". Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.

4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.

Условия исполнения обязательства:

Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.

1.Быть здоровым для соблюдения поста

2.не находиться в пути (то есть не быть путником).

Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре "аль-Бакара" в 184 аяте: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней".

Условия правильности исполнения: Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.

1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждое дело по намерению". Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.

2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и

3. Послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост". Хадис приводит Имам Муслим № 335;

4.Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.

Желательные действия во время поста:

1. Принятие "сухура" (ред.-завтрак постящегося до наступления рассвета. Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)". Хадис приводит аль-Бухари;

2. Не откладывать разговение (ред. - ифтар). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением" Хадис приводит аль-Бухари;

3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;

4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося". Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге "Таргиб и Тархиб" 2\146;

5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;

6. Произношение дуга при разговении (ред. - ифтаре): "Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту";

7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;

8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;

9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;

10. Соблюдение "Игтикяфа" (ред. - нахождение в мечети), особенно, в последние десять дней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время". Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175;

11. Частое произношение слова "Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни", что означает, "О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!".

12. Ожидание ночи Предопределения.

Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:

1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;

2. Нанесение сурьмы и благовоний;

3. Чистка зубов, пользование мисваком. "Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.". Этот хадис приводит ат-Тирмизи;

4. Полоскание рта и носа;

5. Недолгое купание. "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся". Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;

6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;

7. Непреднамеренная рвота;

8. Нюхать запахи.

Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:

1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней." Сура "аль-Бакара" 184 аят;

3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин". Передал Имам Ахмад, "Асхаб Суннан" книга Найлуль-Автар 4\230;

4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет ловолен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха "А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка" Сура "аль-Бакара" 184 аят: "Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день" Этот хадис приводит аль-Бухари;

5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

Нежелательные действия во время поста:

1. Проба пищи на вкус;

2. Жевание чего-нибудь;

3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;

4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;

5. "Объединенный пост" - поститься два дня или больше последовательно не разговляясь между ними. Посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился несколько дней подряд и не разговлялся. Его сподвижники постились также и посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. Тогда посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не как вы, поистине Аллах кормит меня и поит" Хадис приводит Бухари и Муслим Найлуль Автар 4\219;

6. Полоскание горла;

7. Трата времени на пустые разговоры.

Запрещенные действия - действия нарушающие пост, они делятся на два вида:

1.Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения (60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:

1. Преднамеренное принятие пищи во время поста. Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил". Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155;

2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214;

Действия нарушающие пост и требует только восполнения (1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

ВОПРОС: Ассаламу Алейкум Брат Мейрам!

1)Я вот держу пост по понедельникам и четвергам! Но не читаю намаз. Будет ли мне какое то вознаграждение на том или этом свете?ИншаАлла будут читать намаз!

2)Скажите я знаю что нужно кушать до утреннего намаза,потом не кушать до вечернего.Вопрос, а во сколько вечерний намаз начинается?Везде по разному.

3)Магриб называется вечерний намаз?

4)Если допустим солнце взошло, но немного виден красный оттенок на горизонте,тогда уже начался вечерний намаз?Т.е. можно кушать?

5)Так же считаюсь ли я мусульманином, если не читаю намаз?У меня нет просто напросто возможности.Но я учу аяты и каждый день перед сном их читаю!

6)А можно ли вообще круглый год держать пост по понедельникам и четвергам?Ну кроме Рамадана?Расскажите более подробно о моих вопросах.

С уважением, Данияр

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Брат Данияр!

1) Всевышний Аллах сказал: «...воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного ...» (29:45). Всевышний Аллах говорит об обитателях Ада:

«Что завело вас в Ад? Скажут они: Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняка, и мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью День Суда » (74:42-46). В хадисе сказано: «Намаз является первым деянием, за которое отчитывается каждый раб в День Суда, и если отчет пройдет успешно, то все его деяния также будут засчитаны, если же намаз не будет принят, то и все другие деяния не будут засчитаны » (Табарани). Так что, брат мой, поторопитесь с началом намаза и не откладывайте на завтра, ведь у вас нет гарантий, что доживете да завтрашнего дня! А вот за свой пост, иншааЛлах, получите соответствующее вознаграждение.

2)3)4)Вечерний намаз называется магрибом и начинается с того момента, когда солнце скрывается с горизонта. Вы должны воздерживаться от еды и воды с утреннего намаза до магриба. Время утреннего намаза заканчивается, когда начинает появляться первые признаки рассвета на горизонте.

5)Если вы признаете Аллаха и все столпы Ислама и имана, вы являетесь мусульманином.

6)Если есть желание и возможности, то можете в течение года поститься по понедельникам и четвергам. Но в то же время не насилуйте себя чрезмерно. Аллах сказал: «Желает Аллах для вас легкости и не желает для вас затруднения» (2:185). «Когда бы Посланнику Аллаха ни представлялась возможность выбора одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если, конечно, не было в этом греха» (Бухари). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашел в мечеть и увидел там привязанную меж двух столбов веревку, и когда он спросил, для чего это сделано, ему сказали, что таким образом одна из молящихся поддерживает себя, когда начинает уставать от совершения молитв. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел: «Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас совершает молитвы, пока будет сохранять бодрость, и пусть оставляет их, когда станет уставать » (Бухари). Другим примером крайне неодобрительного отношения шариата к чрезмерности являются слова Пророка(мир ему и благословение Аллаха), сказанные им в ответ на похвалу одной из женщин, которая столь сильно изнуряла себя дополнительными обрядами поклонения, что едва ли не полностью выбивалась из сил. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел прекратить хвалить эту женщину и сказал: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам! И клянусь Аллахом, Аллах не устанет (от вашего поклонения), пока вы сами не устанете » (Бухари). Когда спрашивали, какие деяния Всевышний Аллах любит больше всего, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: «Те, которые, совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало » (Бухари).

Надеюсь брат мой, довёл до вас свои ответы.