Хозблок - сарай - амбар, от нежилой хозяйственной постройки для частного двора или дачи до современного энергоэффективного жилища стиля "дом сарай". Быт русского крестьянина: амбар. Что такое сусеки и мшаник? Сарай превратился в современную постройку с ба

Энергоэффективный дом, построенный в стиле амбара. Частный дом для отпуска. Фасад.

Хозяйственные постройки непременный атрибут любого хозяйства. Кроме жилого дома и ограды у хорошего хозяина имелись уже забытые: амбар, овин или рига, сеновал, хлев, погреб, каретник. Сейчас вместо них: универсальный сарай (или гараж), бытовки, хозблоки. Сооружения, где хранятся: инвентарь, запасы, топливо, колесная техника. Где есть верстак и инструменты для ремонта. Где, в конце концов, можно укрыться в непогоду. Сарай строят намеренно, по плану, или переделывают из времянки (даже жилого вагончика), служивших жильем, пока хозяйство не было по-настоящему обустроено. Для человека, любящего делать что-то своими руками, такой сарай-мастерская, бывает, становится вторым домом. Да и построить сарай самому интересно.

Однако не только любовь к ручному труду или слесарно-токарное хобби влечет (к недовольству семьи) в сарай-мастерскую. Чрезмерный комфорт и стандартные интерьерные решения, в конце концов, надоедают. И, случается, человек намеренно строит свое жилище, как ангар или мастерскую, под сарай или старый амбар. А чтобы в такой «дом» не стыдно было пригласить гостей, да и самому насладится чистотой и аккуратностью уютного жилья, обустраивает его изнутри как нормальное место для отдыха и сна. Получается дом в стиле сарая или амбара.

"Интерьер" сарая из поддонов. Статья "Pallet Shed Instructions to Build Your Own." Сайт "Pallet Furniture and Pallet Projects - 99 Pallets"

На одном краю "линейки" сараев находятся самые простые и бюджетные сооружения. Это может быть укрытие со стенами из рубероида над погребом, типовой металлический гараж, или вагончик-бытовка. Часто сооружают сарай из того, что есть под рукой, что остается от строительных материалов, закупленных для жилого дома. Так как требования к сооружению не высоки, можно вволю поэкспериментировать, проявить изобретательность. Чтобы не тратить силы и время применяют готовые "каркасные конструкции": поддоны (паллеты), элементы корпусов пассажирских транспортных средств, демонтированные для замены окна и двери. Вместо фундамента такой сарай ставят на небольшие бетонные пятки или просто кирпичи. Жить внутри таких сараев можно разве что при крайней нужде. Но как временные укрытия, бытовки, складские помещения или кухни они себя оправдывают.

Возведение каркаса и монтаж крыши первого "пассивного" дома в штате Нью-Йорк. Сайт JETSON GREEN

Хотя в наше время словом «сарай» называют нежилое, неотапливаемое помещение, на постройку которого порой и специального разрешения не требуется, по этимологии восходит оно к восточным дворцам (и даже столичные города называют в честь такой дворцовой архитектуры - Сараево или Бахчисарай). И современные жилые дома в «сарайном» или «лабазном» стиле концептуально следуют их планировке - помещений из стен и крыши без потолочных перекрытий. В их свободное пространство (нередко ограниченное внешними стенами с большой долей остекления) хорошо вписываются студии. Это пространство моделируется не внутренними стенами, а мебелью. Часто велосипед или телескоп служат украшением интерьера такого дома-сарая (вместо картины на стене или каминной полки).

Интерьер первого "пассивного" дома в штате Нью-Йорк. Сайт JETSON GREEN

Загородные дома в таком стиле не имеют ничего общего с традиционным жильем аграрного региона. Это постоянное или временное пристанище современного горожанина, стремящегося к природе. Да к тому же с хорошим достатком, чтобы позволить себе обогревать и освещать не оптимальный, с точки зрения энергоэффективности, дом. Но даже с избытком средств дом-сарай нельзя было бы сделать комфортным для проживания в нем в условиях наших подчас суровых зим. Невозможно без современных решений, технологий, свойственных, скорее, космической технике, чем DIY-строительству из подручных средств.

Энергоэффективный дом, построенный в стиле амбара. Частный дом для отпуска. Вид сбоку.

Как уже отмечалось, особенность дома-сарая - единое большое внутренне пространство, огражденное стенами и характерной одно/двускатной крышей без потолочных перегородок. При использовании традиционных материалов и решений у такого дома будут высокие потери энергии. Ведь приходится обогревать сразу весь внутренний объем, который не защищают ни чердачные, ни наружные изолированные коридорные пространства. Однако современные теплоизоляционные материалы, многослойные стеклопакеты больших окон со стеклами с селективным пропусканием коротковолновой области спектра, а также многослойные стены и системы рекуперации для вентиляционных и канализационных сетей, позволяют минимизировать потери тепла. Да так, что дома-амбары могут даже возвращать более 90 процентов энергии, теряемой обычным типовым жилищем. И по праву классифицироваться, как пассивный, энергосберегающий, или экодом. А ведь все начиналось с простого сарая!

Мне часто задают вопросы о моём сарае. Часто в комментариях под фотографиями люди спрашивают о размерах. Когда я называю промеры - многие приходят в ужас. Всегда задают вопрос: "зачем такой огромный?" , или "этим американцам всегда всего мало". Высота его от основания до конька крыши - около 32 футов, что составляет 9,8 метров, или 3,8 этажей с высотой потолка 2,5 метра.

Я всегда была влюблена в такие амбары-сараи, видела их в Европе, но и сама не представляла, что они такие огромные. На самом деле, конструкция его очень продумана, до мелочей.

Такие сооружения можно найти практически во всех странах с традиционным фермерским укладом жизни. В Америку они пришли из Европы, и количество их тут - огромно. Многие иммигранты приехали на новые земли именно для занятия фермерством, кроме того, в нетронутой цивилизацией стране было множество вековых деревьев (в особенности дубов и кедров), позволяющих возводить крупные, прочные сооружения. Конструкция традиционно - каркасная (но встречаются каменные, кирпичные, а так же срубы), каркас составляет цельный дубовый брус 20х20 и 25х25 см. Основная конструкция выполнена без использования гвоздей.

По конструкции сарая можно догадаться, откуда родом фермер. По цвету можно судить о доходах. Красная краска свидетельствует о высоком достатке фермера, ибо 100 лет назад стоимость красной краски была выше, чем стоимость белой и зеленой.

Большинство амбаров имеют датскую (голландскую, скандинавскую) крышу, ту, которую принято называть "мансардной". Бывает с "козырьком" и без. Козырек защищает лебедку, подвешенную на рейлинге к крыше.

Есть амбары с простой, двухскатной (английской, немецкой) крышей.


Есть с закругленной двускатной крышей, иногда крыша в таких сараях служила и стенами, в целях экономии дерева


Нечасто встречаются круглые или октогональные амбары, они экономили площадь, но постройка обходилась дороже


Испанский стиль (крыша "монитор"), в основном используется под конюшни

Стиль отделки также отличается. Встречаются сараи в готическом стиле, стиле тюдор, с различными куполами (вентиляция)


Чем удобна такая конструкция? В одном здании размещалось 25 - 75 коров, телята и бык. Иногда - конюшня. Сбоку обычно пристраивалась молочная. В большом проходе - гараж для трактора, или для другой техники (косилки, плуги). Второй этаж - для хранения сена. Сено было хорошей теплоизоляцией в зимнее время (можно представить его количество - от пола второго этажа до крыши), в летнее время - большое пространство на втором этаже позоляло коровнику не перегреваться.

Большое здание позволяет сэкономить площадь, не обременяя пространство множеством мелких построек.

С развитием техники, для доступа ко второму этажу строились пандусы, позволяющие загружать сено с помощью трактора.


Внутри всех амбаров под крышей была расположена лебедка на троллее, для поднятия сена, соломы, и других кормов на хранение. Для движения вверх-вниз использовали лошадей, за один раз загружали очень большое количество сена, которое предварительно утрамбовывали (с помощью той же лебедки и специальной приспособы), придавая ему форму круглых тюков

Многие амбары стоят до сих пор, многие реставрируются, существует даже фонд по сохранению амбаров, как части культурного наследия и исторической ценности (большинство построены в 1800-ранних 1900 годах).

Часто можно видить их в полуразрушенном состоянии, многие сносят их, так как реставрация обойдется дороже, чем возведение современной металлической конструкции. Мне такие сарайки всегда очень жаль (так же как и многие домишки в русских деревнях)

Очень популярно перестраивать сараи в дома или офисные помещения, особенно там, где пригород "наступает" на деревни.


Рестораны, мини-отели, картинные галереи и музеи, мастерские и частные магазинчики из амбаров тоже не редкость.

Но многие и многие поколения простых фермеров до сих пор пользуются "услугами" старого доброго амбара. Многие украшают их различными рисунками.

Убранство внутри - вполне простое. Но мне очень нравится огромная крыша и гигантские деревянные балки


Амбары - неотъемлемая часть сельского пейзажа Америки, и многие из них действительно хорошо вписываются в местный пейзаж

Довольно колоритно выглядят американские амбары красного цвета с белой отделкой, сооружая себе , решили, что стоит сделать что-то необычное на участке и покрасить сарай в красный цвет. Вот образом, наш сарай стал красного цвета.

Но не обошлось без косяков, да, именно в выборе цвета сарая и курятника. Самый главный цвет бы ошибочно выбран, и это был красный цвет RAL 3020 «Транспортный красный». Получился вот такой цвет (покрашено в один слой):

Как видно, это не совсем тот цвет который нужен, на фотографии ниже, типичный красный цвет американского сарая/амбара:

Почему же американские амбары/сараи красного цвета?

В нашей жизни все или почти все, продиктовано практическими составляющими и целесообразностью.

В 18-м веке фермеры США пытались победить плесень и проигрывали ей. Они покрывали свои сараи смесью льняного масла, молока и белой извести, которая делала древесину тёмно-оранжевой. Когда плесень нашла мутировала, чтобы обойти эти преграды, фермеры добавили окись железа к этой смеси. Окись очень помогла, а также придала дереву красивый красный оттенок, известный как falu. И когда в 19 веке краски стали производить в промышленном масштабе, этот цвет был самым дешевым и следовательно самым ходовым. Теперь цвет, выбранный из практичности и бережливости, является очаровательной американской традицией.

http://muz4in.net/news/15_istorij_o_tom_kak_veshhi_poluchili_svoi_klassicheskie_cveta/2014-08-18-36580

Реальная причина достаточно проста: красная краска когда-то была чрезвычайно дешева в производстве. Красная охра включает в себя железо и кислород, это два из наиболее распространенных элементов в нашем мире, что делало их стоимость в качестве красителя крайне низкой. Конечно, сегодня большинство цветов краски (на основе искусственных красителей) стоят одинаково, но традиция красить амбары в красный уже сложилась, независимо от цены. Ведь согласитесь: синие амбары на американской ферме смотрелись бы странно.

https://www.pantone.ru/why-are-barns-red-paint-choices

О дешевизне красной краски в наше время можно поспорить, так как банка колерованной красной краски для сарая в 2 х 3 метра обошлась в 2900 рублей, основа под колеровку 2,7 литра за 1500 рублей + 1400 за красный колер.

А вот ниже развернутое научное объяснение, почему краска красного цвета стала самой дешевой. В те времена, когда краски были натуральными (вареными).

Научное объяснение почему сараи красные

Если вы путешествовали по странам Скандинавии или по США, вы могли обратить внимание, что большие амбары преимущественно красят в красный цвет. Есть даже такой вопрос, популярный в местных интеллектуальных шоу – почему именно в красный. Ответ прост – потому, что красная краска дешевле всех остальных. Но вот почему именно красный пигмент оказывается дешевле?

В экономике обычно дешевле то, что есть в изобилии, и то, что легче произвести. Один из работников Google, Йонатан Зангер , в своём блоге решил рассказать, почему красная краска стоит дешевле. Оказывается, потому, что так устроена физика умирающих звёзд.

Изначально звезда формируется из большого количества водорода, который, сжимаясь под действием гравитации, запускает реакцию синтеза. Соединяясь, ядра атомов образуют всё более и более тяжёлые элементы, выделяя при этом энергию. Сначала из водорода образуется гелий.

Когда гелия становится всё больше, а водорода всё меньше, звезда теряет энергию и постепенно сжимается, поскольку звезду от гравитационного коллапса удерживает только энергия реакций синтеза. Но при сжатии увеличивается давление, а из-за этого и температура, и в какой-то момент температура достигает уровня, когда возможна уже реакция следующего уровня. Начинается синтез более тяжёлых элементов, по порядку таблицы Менделеева.

И так этот цикл повторяется, пока синтез не дойдёт до элемента с массовым числом 56 (суммарное количество протонов и нейтронов в ядре). После этого реакция синтеза становится невыгодной, поскольку энергия на создание более тяжёлых элементов превышает энергию, которая выделяется при синтезе. Поэтому звезда на этом рубеже просто коллапсирует.

Небольшая звезда после этого тихонько остывает, превращаясь в белого карлика. Но большая звезда, достаточно быстро сжимаясь, создаёт ударные волны, которые отражаются от ядра и возвращаются обратно, преодолевают гравитацию и разрывают звезду на части. Сверхновая разбрасывает вокруг себя примерно треть своей массы, и это вещество состоит из атомов тяжелее гелия с водородом. Из этих останков формируются как другие звёзды, так и солнечные системы – астероиды и планеты.

Получается, что большую часть материала, разбрасываемого звездой, из которого формируются планеты и всё остальное, составляет элемент с массовым числом 56. Стабильный элемент с таким числом нуклонов, а именно 26 протонов и 30 нейтронов - это железо. Это самый распространённый элемент во вселенной, тяжелее неона.

Именно поэтому земная кора содержит в себе 6% железа и 30% кислорода (третьего по распространённости элемента). Железо с удовольствием соединяется с кислородом, образуя оксид железа Fe2O3 - он же гематит, он же красная охра. Он поглощает жёлтый, зелёный и синий цвета, поэтому выглядит как оранжевато-красный. Красную охру в изобилии находят в земле, добывают, и используют как пигмент для изготовления краски.

Поэтому амбары преимущественно красят в красный цвет.

В поисках цвета, обратился к онлайн консультанту на сайте pantone.ru, он в свою очередь рекомендовал обратится к дизанерам, вот их ответ касательно соответствия цвета «красного амбра» цвету RAL:

Строгих цветовых стандартов для американских амбаров нет, поэтому я буду отталкиваться от PANTONE 18-1531 Barn Red.

Ближайшими RAL к нему являются 4002 и 3031. 4002 ближе по светлоте, 3031 – по оттенку. 3013 и 3003 на мой взгляд тоже в кандидатах, хотя они немного чрезмерно насыщены. Я думаю, на выбор здесь еще повлияет, какое настроение Вы хотите передать. Если меланхолическое – первые два наверно будут лучше, позитивное – вторые два.

с уважением,

Василий Д.

/менеджер по продукции Datacolor, Microtek, Pantone, X-Rite/

ООО «Дистрибуторская компания Графитек», Москва, Россия

Цвет Red barn:



Наш же сарай, по некоторым причинам, остался такого же цвета как и был, второй слой «транспортно красного» и получив белый узор, который «разбавил» красноту и стал в общем достаточно приемлемым. Получился вот такого цвета:

Не ограничивалось одной лишь избой. В это понятие входили и двор, который был обязательно огражден, и и амбар. Что такое амбар, сегодня знают, увы, далеко не все наши современники.

Залог благополучия

Итак, значение слова амбар и его определение. Амбар в переводе с персидского наречия - холодный склад. На Руси он представлял собой отдельное сооружение, которое располагалось поодаль от избы, но обязательно на виду у домочадцев.

Что значит амбар для В те времена поговаривали, мол, насколько полон амбар, настолько полны и карманы крестьянина. И это было чистейшей правдой!

Пшеница, ячмень, рожь да овес - в общем, весь запас зерновых на год помещался на хранение в амбар. Что такое урожай для крестьянской семьи? Это их жизнь, их уверенность в будущем и надежда на сытую жизнь. Именно поэтому амбар и находился на некотором удалении от избы.

Если вдруг случится пожар, семья потеряет жилище, но продукты останутся целыми, а значит, голодная смерть погорельцам не страшна.

По этой же причине на амбар вешался замок. Внутри размещались сусеки, которыми по всему периметру обставляли амбар. Все просто, это большие ящики для хранения злаков.

и назначение

Под амбаром устраивали погреб. В нем складировали скоропортящиеся продукты, а также овощи: морковь, картофель, свеклу, редьку… Главное, чтобы погреб и амбар находились выше уровня весеннего половодья, иначе затопления им было не избежать.

Для погреба сначала рыли глубокий котлован. Чем глубже получалась яма, тем лучше в ней сохранялись запасы. Зимой в погребе не мерзли овощи, а летом не скисало молоко.

Чтобы земляные стенки погреба со временем не осыпались, их выкладывали дубовыми бревнами. Из них же сооружали и перекрытия - недаром на Руси дуб считался и считается до сих пор самым надежным и крепким материалом.

Снаружи крыша погреба засыпалась сухой землей. Для прохода во внутреннюю его часть оборудовался лаз, за которым во чрево хранилища вели вытесанные в грунте ступени. В преддверии наступления лютых морозов лаз в погреб дополнительно утеплялся соломой и сеном.

Обстановка погреба практически ничем не отличалась от того, как выглядел амбар. Все продукты также складировались в сусеках, которые размещались вдоль стен.

На крестьянском подворье, кроме погреба, имелись также сараи и рига, хлев для скота, мшаник, баня, выход и амбар. Что такое мшаник? Это сарай, щели в котором заделаны мхом. Чем богаче было подворье, тем большее количество хозяйственных построек на нем размещалось.

Крестьянское подворье

Львиная доля сооружений рубилась топором. Пила использовалась крайне редко. Помимо строений, в термин крестьянский двор входили такие понятия, как огород, гумно, фруктовый сад и, конечно же, большой или маленький, но обязательный надел земли.

Самые важные постройки возводились из дубовых бревен. Из них, помимо погребов, строились колодцы и мельницы. Для всего остального использовалась древесина ольхи, березы и осины.

Как такового фундамента у крестьянских строений не было. Избы дополнительно укреплялись опорами, в качестве которых применяли огромные каменные валуны либо пни.

“Красивый загородный дом” приветствует всех! Как вы думаете, можно ли превратить старый сарай, длительное время стоявший в запустении, не просто в жилое помещение, а в дом, из которого не захочется уезжать и которым не стыдно перед гостями похвастать? Да, такое может быть. Подборки фотографий докажут вам это.

Старый амбар совсем не производит впечатление уютного и гламурного семейного гнезда. Но это только на первый взгляд. Вы будете удивлены, узнав, что чудеса в жизни время от времени случаются.

Посмотрите, какими изумительно стильными могут стать старые коровники, профессиональной рукой дизайнера превращённые в жилые дома. Все они уникальны и каждый из них имеет свою красивую историю. Мы выбрали самые стоящие из них. Наслаждайтесь!

Впечатляющий проект

Мы собираемся начать с этого удивительного дома. Владелица оформила помещение как жилое с возможностью проведения в нём различных мероприятий. Конструкция, в которой ранее размещалась подсобка, сейчас включает в себя мастерскую, одновременно служащую кухней, квартиру с двухъярусной кроватью и ванной комнатой.

Трансформация произошла с помощью простых материалов и обычных цветов. В итоге получился оригинальный дом, имеющий свою изюминку.

Дизайн интерьера семейного дома Джозефины

Этот гламурный семейный особняк тоже раньше был старой постройкой, служившей для обитания животных. Находится он в чудесном живописном месте. Внутри его дизайн и декор простые, но красивые. В доме бетонный пол и открытые деревянные балки, придающие характер. Стеклянная люстра добавляет пространству гламур и изысканность. Получился образ в стиле эклектики, где уютно, современно и гармонично сочетаются все его детали.

400 м 2 стали великолепным домом

Вот ещё одна прекрасная семейная усадьба, скрывающая удивительную тайну. Изначально это был амбар, с течением времени местами заплесневевший и постаревший. Сейчас это красивый и уютный семейный очаг, площадью около 400 м 2 . Для реализации всех идей проекта его немного расширили. Теперь будет сложно найти более уютный семейный дом.

Старая конструкция превратилась в современное и многофункциональное жилое помещение

Расположенное в Норфолке (Великобритания), это строение, изначально бывшее сараем, перестроено по дизайнерскому проекту. В нём сделано множество преобразований. По замыслу здание должно было выглядеть более открытым и воздушным, чем было до этого.

Для придания помещению своеобразия некоторые черты, присущие амбару, сохранили. К примеру, деревянные балки остались нетронутыми. Всё остальное заменили на новое. Полированные бетонные полы и фанерная мебель красиво взаимодействуют между собой и создают прекрасный образ в стиле дня сегодняшнего.

Эффектные преобразования в Квинте

На самом деле это актуальная модель, разработанная голландским архитекторами. Главной идеей выбора постройки для преобразования её в резиденцию, было создать такое помещение, которое бы органично вписывалось в окружающий местный колорит. В то же время нужно было создать современную жилую площадь. Как видим, задумка удалась и нашла своё воплощение.

Заброшенный сарай, превратившийся в семейный очаг

Расположенный в провинции Касерес, этот старый амбар был долгое время заброшенным, пока его не обнаружили нынешние владельцы. Они обратились в архитектурную фирму Аbaton за помощью в преобразовании сарая в семейную усадьбу.

Дом в итоге оказался необычным, со свойственным ему очарованием и богатой историей. Стены были выложены из камня, что и дало характер. Экстерьер сохранился почти в первозданном виде, интерьер же был трансформирован в жильё, имеющее черты нашей эпохи. Прекрасная усадьба, в которой проживает вся семья, окружена великолепным природным ландшафтом.

Сарай превратился в современную постройку с бассейном

Это необыкновенное место для проживания также было переоборудовано из бывшего амбара. Виден сильный контраст между интерьером и экстерьером. Главной причиной того, что внешний вид практически не изменился, было желание архитекторов органично интегрировать его в окружающий рельеф местности.

Снаружи строение выглядит как традиционное сельскохозяйственное здание, а его внутренне убранство на удивление современно и пригодно для жизни с комфортом. К строению было добавлено два новых крыла, в одном из которых разместили бассейн.

Старый сарай, превращённый в экодом

Когда вы подумываете превратить старое строение в современный семейный особняк, вы совершаете ответственный шаг перед окружающей природой, заботитесь о её сохранности. Ведь вы на самом деле пытаетесь возродить старое здание и вторично использовать его вместо выстраивания нового.

Этот сарай пошёл ещё дальше и позаботился не только об экологии, но и об эстетике. Он превращён в прекрасную зелёную усадьбу с деревенским шармом. Дом расположен на Бейнбридж-Айленд в Вашингтоне. Архитектором создано актуальное и экологически чистое жильё со свойственными ему характерными чертами.

Отремонтированный бывший банк

В этой постройке ранее размещался банк, который стоял в Лисбурге (США, штат Вирджиния), на берегу реки Потомак. Его хозяева сначала хотели снести здание, но после того, как им отказали, решили отремонтировать и использовать строение повторно. Сарай по-прежнему обладает огромным потенциалом, несмотря на почтенный возраст.

Необратимые превращения 200-летнего сооружения

Ещё один пример того, как отжившие свой век здания могут обрести новую жизнь после реконструкции. Двухсотлетний сарай, расположенный в Фонсдорфе (Австрия), был старым и заброшенным до тех пор, пока нынешние владельцы не решили его возродить. Архитекторам удалось полностью его перестроить и превратить в потрясающее жилое помещение.

Эффектные преобразования

Последний проект, который мы собираемся сегодня вам представить, – это по-настоящему удивительная трансформация строения, расположенного в Зютфене (Нидерланды). Сарай стал семейной резиденцией по проекту, разработанному в 2004 году.

Архитекторы создали новое расширенное пространство для проживания. В нём содержится большая кухня, кабинет и гостевая зона. Конструкция не была полностью снесена и преобразована. Заменены современными лишь некоторые её элементы.

Категории: