Анализ методики кактус. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Психологический тест для дошкольников.

Детская психология давно интересует многих специалистов и является основой многочисленных исследований. В этой статье мы познакомимся с психологическим тестом для дошкольников «Нарисуй катус».

Рисуночный тест для детей — Кактус: графическая методика М.А. Панфиловой, расшифровка

Кандидат психологических наук М.А.Панфилова разработала методику, целью которой является определение эмоционального состояния малыша, а также наличие агрессии. Отслеживается, в каком случае и на кого направлена агрессия ребенка, а также частота и интенсивность агрессивных всплесков.

Для проведения данного теста проводились исследования на детях от 3-х лет и до 6-летнего возраста. Для проведения теста необходимыми материалами будут:

  • Лист А4
  • Простой карандаш (чтобы было интересней малышам разрешается пользоваться цветными карандашами)

Задание очень простое – необходимо нарисовать кактус. Вот и все, никаких дополнительных требования. Пусть ребенок нарисует растение, так как представляет его.

Основной акцент ставится на том, как ребенок нарисует иголки. Давайте подробно рассмотрим, какие же черты характера можно отследить по рисунку малыша:

  • Если иголки располагаются близко друг возле друга и сильно торчат, то значит, что у ребенка отмечена высокая степень агрессии.
  • Отрывистые линии и сильный нажим на карандаш во время рисования – Ваш ребенок очень импульсивный.
  • Рисунок располагается в центре листа, кактус по размерам достаточно крупный – в ребенке отмечены нотки эгоизма и жгучее стремление лидировать.
  • Рисунок расположен внизу листа , по размерам очень маленький – это первый признак того, что ребенок в себе не уверен.
  • Вычурная форма и выступающие отростки – Ваш малыш очень открытый и любит быть в центре внимания.
  • Контур кактуса в виде зигзагов – значит ребенок достаточно скрытный и во всем проявляет осторожность.
  • Когда малыш нарисовал несколько кактусов – это показывает его дружелюбие и эстравертированность.
  • Один же кактус может означать, что Ваш ребенок интраверт.
  • Обратите внимание на тип растения – это домашний или дикорастущий кактус . Домашний кактус на рисунке означает, что ребенок стремится к защите домашних и имеет стремление к домашнему единству.
  • А вот кактусы, которые растут в пустыне означают противоположное – Ваш малыш чувствует себя одиноким и не имеет стремления быть в круге семьи, быть защищенным домашними.
  • Если карандаши в основном темные и внутри кактус заштрихован таким же темным цветом, значит на душе у ребенка тревога. Попытайтесь выяснить причину такого состояния.
  • А вот когда малыш напрочь отказывается рисовать простым карандашом, а требует только цветные, значит, у Вас растет оптимист.


Также давайте более подробно рассмотрим цвет карандашей, которые являются приоритетными для малыша во время рисования кактуса:

  • Малыш выбрал зеленый цвет – значит, в его характере присутствует уверенность и постоянство.
  • Желтый карандаш показывает, что ребенок боится остаться в одиночестве и быть отвергнутым в обществе.
  • Синий цвет должен Вас радовать, так как это показывает, что малышу очень комфортно в семье.
  • Эмоциональное возбуждение ребенка отражает выбор красного карандаша.
  • Серый цвет отражает нейтральность Вашего ребенка в отношению к тому, что происходит вокруг.
  • Белый колер карандаша сигнализирует проблемы со зрением ребенка. Советуем проверить глазки малыша.
  • Черный цвет карандаша говорит об избалованности ребенка.

Суть диагностики Кактус для младших школьников и дошкольников

Суть задания, разработанного М.А.Панфиловой очень проста – ребенку нужно нарисовать кактус. Не нужно подсказывать или направлять малыша, мальчик или девочка нужно нарисовать кактус такой формы и такими цветами, как он сам себе представляет. Только тогда можно говорить об истинном и правильном результате тестирования.

При создании данной методики автор руководствовалась тем, что именно через рисунок малыш сможет продемонстрировать, то:

  • Как он относится к миру
  • Как чувствует себя с окружающими
  • Его мировоззрение
  • Умственное развитие малыша
  • Психическое состояние ребенка

Дополнительные вопросы к диагностике Кактус

Во время рисования или после определения задания ребенку нельзя давать дополнительные задания или задавать вопросы. Это может дезориентировать малыша и результат будет не совсем верный. Но после завершения работы задавайте вопросы, которые помогут Вам получить дополнительную информацию:

  • Этот кактус является домашним или дикорастущим?
  • Насколько колючий кактус, его можно трогать?
  • Лучше ли растет и выглядит кактус, когда о нем заботятся?
  • Кактус растет один или у него есть друг? Какое растение является другом кактуса и растет рядом?
  • Когда кактус будет расти он будет меняться?


Оценка ответов малыша подскажет, насколько он замкнут или стремится к обществу. Также дополнительные вопросы помогут выявить уровень агрессии и импульсивности.

Недавно на страницах сайта сайт я размещала методику исследования личности . В этот раз читательниц этого замечательного сайта я хочу познакомить с другой методикой определения эмоционально-личностной сферы человека под названием «Кактус».

Эта методика изначально была разработана для работы с детками от 4-х лет, но, как показал мой многочисленный опыт, в работе со взрослыми она тоже имеет большой успех.

Методика простая, быстрая и легкая в исполнении. Но, как и все проективные методики, может рассказать о человеке немного больше, чем он сам.

История моего использования этой методики

На каждой своей работе, в каждом новом коллективе, я обычно стремлюсь как можно лучше узнать сотрудников, завязать новые отношения, подружиться. Для меня это нелегко, если я не понимаю человека.

Но спросить напрямую «Кто ты?», «Какой ты?» или «Чем ты живешь?» не всегда представляется возможным и не всегда реакция на эти вопросы оказывается адекватной, но зато все, обычно, очень любят разные тесты и методики, когда им надо что-то сделать, и по результатам их работы их пытаются описать.

В этой статье, кроме небольшой теоретической части, я приведу пример интерпретации рисунка кактуса двух девушек 21 и 23 лет.

Для пущей наглядности я даже попросила 4-летнего соседского малыша нарисовать кактус, но для этого малыша задание оказалось не по силам и он с ним не справился.

Методика и ее проведение

Для начала немного о самой методике и ее проведении.

Испытуемому выдается лист бумаги А4 и карандаш.

Инструкция звучит так: «Нарисуй кактус так, как ты себе его представляешь».

После того как рисунок окончен, испытуемому можно задать уточняющие вопросы, которые помогут вам в интерпретации:

1. Кактус дикий или домашний?
2. Колется ли этот кактус? Можно ли его потрогать?
3. Нравится ли кактусу, когда за ним ухаживают, поливают?
4. Растет ли еще что-то по соседству с кактусом? Если растет, то какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Обработка данных

При обработке результатов принимается во внимание

Положение рисунка на листе;
размер рисунка;
характеристики линий;
сила нажима на карандаш;
характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и т.д.);
характеристика иголок (размер, расположение, количество).

Интерпретация результатов

Сильный нажим и отрывистость линий говорят об импульсивности.

Размер рисунка говорит о самооценке, эгоизме человека о его амбициях. Так крупный рисунок, расположенный в центре листа может говорить об эгоцентризме человека и его стремлении к лидерству. А маленький, расположенный внизу листа – о неуверенности в себе.

Наличие отростков у кактуса и необычность его форм может говорить о вычурности автора.

Наличие иголок, их количество и длина говорят об агрессивности человека. Чем длиннее и гуще иголки, тем более агрессивен человек.

Расположение внутри кактуса зигзагов –осторожность и скрытность.

При изображении улыбки у кактуса можно говорить об оптимизме человека, жизнерадостности.

Если контур кактуса изображен штриховкой или линии прерывистые – можно говорить о тревожности человека.

Наличие цветов, украшений мягких форм – о женственности.

Достаточно важный показатель наличие на рисунке других растений. Если они есть или хотя бы предполагаются по результатам опроса – это может говорить об экстравертированности, ориентации на окружающих, значимость их для человека. Отсутствие других растений рядом о замкнутости и ощущении себя одиноким.

Изображение кактуса в горшке говорит о наличии чувства семейной общности, стремлению к созданию семьи.

Примеры

Испытуемая 1. Девушка 21 год. Не замужем. Детей нет. Работает в крупной компании.

Рисунок крупный, расположен в центре листа – эгоцентризм, самооценка высокая.
Мягкость форм кактуса - женственность.
Наличие отростков - вычурность.
Колючки средние, не густые – агрессивность на среднем уровне.
Наличие горшка - стремление к созданию семьи.
Отсутствие других растений – одиночество.

Испытуемая 2. Девушка 23 года. Замужем. Двое детей. Домохозяйка.

Рисунок не крупный, в центре листа – самооценка невысокая, амбиции и стремление к лидерству отсутствуют.
Наличие цветов - женственность.
Колючки длинные - агрессивность.
Наличие других растений, солнца, облаков и других элементов – ориентация на окружение, его значимость, наличие семьи и значимых людей рядом.

О пользе методики из моего опыта

Был в моей жизни сотрудник, который вел себя в коллективе как божий одуванчик, но кактус нарисовал очень колючий и огромный. Спустя год он проявил себя как очень жесткий и амбициозный человек, который для достижения своих целей готов идти по головам. Все были крайне удивлены его такому преображению, но не я.

А будь этот тест (или любой другой проективный) обязательным для прохождения при приеме на работу – работодатель имел бы более четкое представление о своих подопечных.

А Вам показалась интересной эта методика?

Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус"

Общие параметры:

Пространственное положение :

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки , зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус , яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус , темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов , растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувствоочества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

Рис 3. Показатели агрессивности по проективной методике «Кактус» (М. А.Панфилова)

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

Рисуночный тест «Кактус» наглядно показывает, как человек ощущает себя в мире. Интересно, что для отправной точки авторы теста взяли образ колючего растения, который изначально вряд ли можно назвать нейтральным, как, например, образ несуществующего животного или человека .

Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Никаких пояснений не требуется, даешь свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности при интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

  1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в где-то пустыне)?
  2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
  3. О нем кто-нибудь заботится?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? (Это вопрос про общение и дружбу, он представляет особенный диагностический интерес, так как кактусы по своей природе не слишком общительны)
  5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
  6. Этот кактус цветет? Когда, при каких обстоятельствах?

Интерпретация рисуночного теста «Кактус» (с примерами)

Общие параметры:

Пространственное положение:

Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость.

Характеристики линий:

Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с обратной стороны листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Продолжение статьи платное: оно стоит всего 20 руб.

В продолжении вы найдете:

  • особенности интерпретации рисунка кактуса,
  • интерпретацию рассказа о кактусе
  • 2 практических примера интерпретации теста «Кактус»: девушки 20 лет и мужчины 32 лет (новое!) .

Внимание!

Если вы выберете способ оплаты банковской картой или Яндекс Деньгами , то после оплаты нажмите «Перейти на сайт магазина», и Вы попадете на страницу с полным текстом статьи.

Если вы выберете оплату по sms , то после завершения оплаты напишите на или