Психологический тест, методика для дошкольников — Нарисуй Кактус: расшифровка и интерпритация. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Рисуночный тест «Кактус» наглядно показывает, как человек ощущает себя в мире. Интересно, что для отправной точки авторы теста взяли образ колючего растения, который изначально вряд ли можно назвать нейтральным, как, например, образ несуществующего животного или человека .

Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Никаких пояснений не требуется, даешь свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности при интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

  1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в где-то пустыне)?
  2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
  3. О нем кто-нибудь заботится?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? (Это вопрос про общение и дружбу, он представляет особенный диагностический интерес, так как кактусы по своей природе не слишком общительны)
  5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
  6. Этот кактус цветет? Когда, при каких обстоятельствах?

Интерпретация рисуночного теста «Кактус» (с примерами)

Общие параметры:

Пространственное положение:

Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость.

Характеристики линий:

Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с обратной стороны листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Продолжение статьи платное: оно стоит всего 20 руб.

В продолжении вы найдете:

  • особенности интерпретации рисунка кактуса,
  • интерпретацию рассказа о кактусе
  • 2 практических примера интерпретации теста «Кактус»: девушки 20 лет и мужчины 32 лет (новое!) .

Внимание!

Если вы выберете способ оплаты банковской картой или Яндекс Деньгами , то после оплаты нажмите «Перейти на сайт магазина», и Вы попадете на страницу с полным текстом статьи.

Если вы выберете оплату по sms , то после завершения оплаты напишите на или

Психологический тест для дошкольников.

Детская психология давно интересует многих специалистов и является основой многочисленных исследований. В этой статье мы познакомимся с психологическим тестом для дошкольников «Нарисуй катус».

Рисуночный тест для детей — Кактус: графическая методика М.А. Панфиловой, расшифровка

Кандидат психологических наук М.А.Панфилова разработала методику, целью которой является определение эмоционального состояния малыша, а также наличие агрессии. Отслеживается, в каком случае и на кого направлена агрессия ребенка, а также частота и интенсивность агрессивных всплесков.

Для проведения данного теста проводились исследования на детях от 3-х лет и до 6-летнего возраста. Для проведения теста необходимыми материалами будут:

  • Лист А4
  • Простой карандаш (чтобы было интересней малышам разрешается пользоваться цветными карандашами)

Задание очень простое – необходимо нарисовать кактус. Вот и все, никаких дополнительных требования. Пусть ребенок нарисует растение, так как представляет его.

Основной акцент ставится на том, как ребенок нарисует иголки. Давайте подробно рассмотрим, какие же черты характера можно отследить по рисунку малыша:

  • Если иголки располагаются близко друг возле друга и сильно торчат, то значит, что у ребенка отмечена высокая степень агрессии.
  • Отрывистые линии и сильный нажим на карандаш во время рисования – Ваш ребенок очень импульсивный.
  • Рисунок располагается в центре листа, кактус по размерам достаточно крупный – в ребенке отмечены нотки эгоизма и жгучее стремление лидировать.
  • Рисунок расположен внизу листа , по размерам очень маленький – это первый признак того, что ребенок в себе не уверен.
  • Вычурная форма и выступающие отростки – Ваш малыш очень открытый и любит быть в центре внимания.
  • Контур кактуса в виде зигзагов – значит ребенок достаточно скрытный и во всем проявляет осторожность.
  • Когда малыш нарисовал несколько кактусов – это показывает его дружелюбие и эстравертированность.
  • Один же кактус может означать, что Ваш ребенок интраверт.
  • Обратите внимание на тип растения – это домашний или дикорастущий кактус . Домашний кактус на рисунке означает, что ребенок стремится к защите домашних и имеет стремление к домашнему единству.
  • А вот кактусы, которые растут в пустыне означают противоположное – Ваш малыш чувствует себя одиноким и не имеет стремления быть в круге семьи, быть защищенным домашними.
  • Если карандаши в основном темные и внутри кактус заштрихован таким же темным цветом, значит на душе у ребенка тревога. Попытайтесь выяснить причину такого состояния.
  • А вот когда малыш напрочь отказывается рисовать простым карандашом, а требует только цветные, значит, у Вас растет оптимист.


Также давайте более подробно рассмотрим цвет карандашей, которые являются приоритетными для малыша во время рисования кактуса:

  • Малыш выбрал зеленый цвет – значит, в его характере присутствует уверенность и постоянство.
  • Желтый карандаш показывает, что ребенок боится остаться в одиночестве и быть отвергнутым в обществе.
  • Синий цвет должен Вас радовать, так как это показывает, что малышу очень комфортно в семье.
  • Эмоциональное возбуждение ребенка отражает выбор красного карандаша.
  • Серый цвет отражает нейтральность Вашего ребенка в отношению к тому, что происходит вокруг.
  • Белый колер карандаша сигнализирует проблемы со зрением ребенка. Советуем проверить глазки малыша.
  • Черный цвет карандаша говорит об избалованности ребенка.

Суть диагностики Кактус для младших школьников и дошкольников

Суть задания, разработанного М.А.Панфиловой очень проста – ребенку нужно нарисовать кактус. Не нужно подсказывать или направлять малыша, мальчик или девочка нужно нарисовать кактус такой формы и такими цветами, как он сам себе представляет. Только тогда можно говорить об истинном и правильном результате тестирования.

При создании данной методики автор руководствовалась тем, что именно через рисунок малыш сможет продемонстрировать, то:

  • Как он относится к миру
  • Как чувствует себя с окружающими
  • Его мировоззрение
  • Умственное развитие малыша
  • Психическое состояние ребенка

Дополнительные вопросы к диагностике Кактус

Во время рисования или после определения задания ребенку нельзя давать дополнительные задания или задавать вопросы. Это может дезориентировать малыша и результат будет не совсем верный. Но после завершения работы задавайте вопросы, которые помогут Вам получить дополнительную информацию:

  • Этот кактус является домашним или дикорастущим?
  • Насколько колючий кактус, его можно трогать?
  • Лучше ли растет и выглядит кактус, когда о нем заботятся?
  • Кактус растет один или у него есть друг? Какое растение является другом кактуса и растет рядом?
  • Когда кактус будет расти он будет меняться?


Оценка ответов малыша подскажет, насколько он замкнут или стремится к обществу. Также дополнительные вопросы помогут выявить уровень агрессии и импульсивности.

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувствоочества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

Рис 3. Показатели агрессивности по проективной методике «Кактус» (М. А.Панфилова)

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»

(Марина Памфилова. Обруч. 2000. № 5. С. 12-13)

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивности , ее направленность.

Напоминаем, что в диагностике графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение. эксперимент и др.). Совмещение приемов диагностики позволяет заинтересовать испытуемого, настроить его на совместную работу, получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы, подтвердить результаты других тестов.

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения .

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - дикорастущие, пустынные кактусы.


Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.



Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.

После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?