Примеры сложных предложений в истории. Сложные предложения с разными видами связи. Сложное предложение: определение и виды

В русском языке немало непростых тем, но сложные предложения занимают среди них особое место. Уметь различать их виды нужно для того, чтобы потом правильно расставлять знаки препинания. Ученику 11 класса необходимо хорошо усвоить тему, чтобы сдать экзамен на высокий балл.

Виды сложных предложений: характерные особенности и примеры

Для начала необходимо изучить таблицу с примерами “Виды сложных предложений”:

Вид сложного предложения

Характерные особенности

Пример

Бессоюзное

Простые предложения в составе сложного связываются интонационно

Стемнело, на улицах зажглись фонари, они освещали свежий снег

Сложноподчиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью подчинительных союзов

Когда стемнело, тогда на улицах и зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Сложносочиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью сочинительных союзов

Стемнело, но на улицах уже зажглись фонари, и они освещали свежий снег

С разными видами связи

Простые предложения в составе сложного связываются как с помощью союзов разных видов, так и интонацией

Стемнело: на улицах зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Из таблицы понятно, что в сложном предложении больше одной основы, характер отношений между ними может быть очень разным. Они делятся на две большие группы – с союзами и без них, а союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложноподчиненные и сложносочиненные в зависимости от характера связи и использованных союзов. А поскольку в русском языке все не так просто, есть еще одна группа – сложные предложения, в которых простые связываются между собой разными видами связи.

Сложное предложение, вне зависимости от вида связи, может состоять не только из двух простых, но и больше. Чтобы правильно определить тип такого предложения, нужно найти грамматические основы и определить границы простых предложений, а потом выяснить характер связи между ними.

Характер связи в разных предложениях

В бессоюзных и сложносочиненных предложениях части равноправны между собой, а в сложноподчиненном есть главная часть и придаточная (или придаточные). Это их основные различия.

По аналогии со словосочетанием, от главной части к придаточной можно задать вопрос. При этом не всегда главная часть стоит в начале предложения, а придаточная часть следует за ней, часто бывает и наоборот. Кроме того, к одной главной части может присоединяться несколько придаточных – они могут отвечать на одинаковые вопросы и на разные.

Придаточные предложения делятся на несколько типов, что зависит от их значения. Так, они бывают изъяснительными, определительными, обстоятельственными и присоединительными.

Пунктуация в сложных предложениях

В пределах предложения с бессоюзной связью части могут соединяться не только запятыми, но также тире и двоеточием, реже – точкой с запятой. В сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях основным знаком препинания является запятая.

Что мы узнали?

В зависимости от характера связи между частями сложного предложения (их может быть две или больше), они делятся на бессоюзные и союзные, а вторые, в свою очередь, делятся на предложения с сочинительной и подчинительной связью. Также есть отдельный тип сложных предложений – с разными видами связи, где они комбинируются в разных вариациях. Сложноподчиненные предложения в русском языке имеют главную часть, к которой присоединяется одна или несколько придаточных. В зависимости от того, какая это связь, выделяется несколько разновидностей придаточных предложений.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 294.

Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:

1) сложносочиненное предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;

4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;

5) сложное бессоюзное предложение;

6) сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка от сайт.

Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.

Также тебе поможет следующая схема:

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.

Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:

Тип придаточного Особенности придаточного На какой вопрос отвечает Средства связи
союзы союзные слова
определительное содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой?

какой именно?

чтобы, как, словно, как будто который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.
местоименно-определительное относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения кто именно?

что именно?

как, словно, как будто, что, чтобы кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.
изъяснительное придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что?

о чем? чего?)

что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
образа действия и степени 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;

2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ).

как?

каким образом?

в какой мере или степени?

что, чтобы, как, словно, точно
места 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.

где? где, куда, откуда
времени 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части

когда?

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь
условия 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;

2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае

при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли
причины содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части почему?

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.
цели содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения зачем?

с какой целью?

для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
уступки содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что
сравнительное сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном как?

(на что похоже?)

как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы
следствия указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения что из этого следует?

что стало следствием?

так что

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложное предложение с разными типами связи (примеры)

(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.

(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.

(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.

(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.

Алгоритм действия.

1. Выделить основы.

2. Исключить все простые предложения.

3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.

4. Определить границы основ.

5. Определить вид связи.

Разбор задания.

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы:

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его.

Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:

(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).

Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.

Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).

Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).

Таким образом , правильный ответ – предложение №5.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Сложные союзные предложения позволяют передать все многообразие причинно-следственных, временных, условных и других связей в тексте. Такие предложения обычно употребляются в книжной речи, художественных и специализированных текстах (научных, публицистических, юридических и т. д.).

Что такое сложные союзные предложения?

Сложные союзные предложения (ССП) - предложения, которые состоят из двух и более частей, объединенных сочинительной или подчинительной связью, интонацией, союзами и союзными словами. Сложные союзные предложения могут включать простые, распространенные и сложные предложения.

По типу связи союзные сложные предложения делятся на две группы:

  • Сложносочиненные - сложные предложения, состоящие из равноправных частей.

    Примеры: Мужчину окликнули, и он обернулся. Катя вытирала доску, а Аня мыла пол в классе.

  • Сложноподчиненные - сложные предложения, состоящие из неравноправных частей (главного предложения и зависимого от него).

    Примеры : У женщины в руках была тяжелая сумка, поэтому Саша предложил помочь. Мы не знали, во сколько начнется фильм.

Особенности сложносочиненных предложений

Сложносочиненные предложения - предложения, в которых равноправные части связываются сочинительными, разделительными или противительными союзами. В таблице приведены основные виды сложносочиненных предложений с примерами.

Какое значение выражают

Какие союзы употребляются между частями ССП

Примеры

Временные значения (одновременности, последовательности), реже - причинно-следственные

соединительные союзы и, да (в значении и ), ни – ни, как – так и, не только – но и, тоже, также

Дедушка налил свежего меда, и две пчелки закружились над блюдцем.

Как ты скажешь, так мы и сделаем.

Значение противопоставления, сопоставления явлений

противительные союзы а, но, да (в значении но ), однако, же, зато

Мы собирались пойти гулять, но к вечеру похолодало.

Пробило полночь, а он все не мог уснуть.

Значение чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений

Разделительные союзы или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

То мышь в углу скребется, то сверчок за печкой стрекочет.

Можешь завтра ко мне прийти, или времени свободного нет?

Между частями сложносочиненных предложений перед союзом всегда ставится запятая.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Если в сложносочиненном предложении есть второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям ССП, либо если обе части ССП являются вопросительными или побудительными, запятая между ними не ставится. Примеры : К празднику был испечен торт и куплены воздушные шарики. Какую краску выберем и кто будет красить?

Особенности сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения состоят из неравноправных частей, одна из которых является главной (независимой), а вторая придаточной (зависящей от главной). Части сложноподчиненных предложений соединяются при помощи союзов или союзных слов, которые включены в придаточную часть. В таблице приведены типы сложноподчиненных предложений с примерами.

Тип придаточного предложения

На какой вопрос отвечает придаточная часть

Союзы и союзные слова

Примеры

Определительное (относится к существительному)

который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

На окраине стоял дом, который построили еще в прошлом веке.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства)

Падежные вопросы

что, кто, как, как бы, чтобы, и др.

Мы обрадовались, что погода улучшилась.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение)

что, отчего, почему, зачем и др.

Профессор уже ушел, о чем студент узнал от лаборанта.

Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства)

Когда? Как долго?

когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как

Когда я приду домой, мы обсудим этот вопрос.

Где? Откуда? Куда?

где, куда, откуда

Саша не помнит, где находится старая библиотека.

Почему? Отчего?

потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку

Я купил яблок, потому что груш в магазине не было.

следствия

Вследствие чего?

так что

Поезд задержался на час, так что мы успели выпить кофе.

При каком условии?

если, если – то, коли, коль скоро, раз

Если начнется дождь, спрячемся под тем деревом.

С какой целью? Зачем?

чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы

Чтобы ничего не забыть, я написал список.

Вопреки чему? Несмотря на что?

хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай

Хотя Маше не нравилась эта книга, она ее дочитала до конца.

сравнения

Подобно чему? Как что?

как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как

В квартире было темно, словно наступила ночь.

образа действия

Каким образом?

как, будто, как будто, точно, словно

Миша собирал модель самолета так, как было показано на рисунке.

меры и степени

В какой мере и степени?

как, что, сколько, настолько

Тут так красиво, что просто дух захватывает.

На письме придаточное предложение всегда отделяется от главного при помощи запятых с двух сторон. Пример : Тропинка, на которую указал лесник , была усыпана желудями и шишками.

Что мы узнали?

  • Сложные союзные предложения – сложные предложения, части которых объединяются при помощи интонации, союзов и союзных слов.
  • В русском языке выделяют сложносочиненные и сложноподчиненные союзные предложения.
  • Сложносочиненные предложения - сложные предложения, состоящие из равноправных частей.
  • Сложноподчиненные союзные предложения - сложные предложения с союзными словами и союзами, которые состоят из неравноправных частей.
  • На письме между частями сложного союзного предложения ставится запятая.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 243.

Сложное предложение - это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Восходит солнце. и ложатся тени, шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к солнцу продираются ростки.

Части сложного предложения могут соединяться

  • интонацией : Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
  • сочинительными союзами : Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • подчинительными союзами : Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти .

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называется сложносочинённым (ССП). Красный полумесяц уже и шёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Между частями ССП могут быть разные смысловые отношения :

  • временные (последовательность или одновременность событий): Наступает лето, и жизнь меняется ;
  • противительные : Ложились сумерки, но огней нигде не было ;
  • разделительные (чередование, взаимоисключение): Уймись, или худо будет. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука;
  • причинно-следственные : В кассе не оказалось билетов, и нам пришлось отказаться от поездки ;
  • присоединительные : На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло .

Части сложносочинённых предложений с присоединительными отношениями нельзя назвать равноправными. Вторая (присоединяемая) часть предложения представляет собой добавочное сообщение, дополняет ту мысль, которая выражена в первой части. Присоединительное значение передается при помощи союзов да и, также, причем, (и) притом, (и) при этом . Вода была тепла , но не испорчена , и притом её было много .

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение (СПП) - это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты .

В сложноподчинённом предложении одна часть является главной , а другая - придаточной : Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Я увидел что? как птица села.

Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет , я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.

В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.

По характеру взаимосвязи придаточных предложений с главным выделяют три типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:
  1. СПП с однородным соподчинением . Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты , что чувствуют они себя связанно . Она знала что? что девочки поглядывают и чувствуют…
  1. СПП с неоднородным соподчинением . Когда мы встали , то нельзя было понять , который час . Нельзя было понять когда? когда мы встали. Нельзя было понять что? который час.
  1. СПП с последовательным подчинением. Надо было видеть, как берёза вспыхивала на солнце , когда его лучи пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток… Видеть что? как береза вспыхивала когда? когда его лучи пробивались.

Виды придаточных предложений

Внимание! тип придаточной части нельзя определять только по характеру союза или союзного слова, т. к. один и тот же союз может присоединять придаточные предложения разных типов. Например, союз когда может присоединять придаточные времени, условия, определительные и изъяснительные; союз пока - придаточные времени и условия; союз что - изъяснительные и определительные.

Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Виды Вопросы Союзы и союзные слова
1. Образа действия и степени как?

каким образом? в какой степени?

как будто, словно, сколько, насколько, чтобы
2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др.
4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др.
5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если … то и др.
6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем
7. Цели зачем?

с какой целью?

чтобы, для того чтобы
8. Следствия что из этого следует? так что
9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
Примеры:

Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени? ), как никто не предполагал.
Птицы летели туда (куда? ), где была их родина.
На ночлег они останавливались там (где? ), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
Дверь была распахнута настежь (когда? ), когда Анна вбежала во двор.
Она искала сына до тех пор (до каких пор? ), пока не нашла его.
Мы вернулись домой засветло (несмотря на что? ), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему? ), как ни старались.

Конспект урока «Сложное предложение». Следующая тема:

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил