Презентация на тему "калмыки". Калмыки. Народы Поволжья Калмыкия презентация для начальной школы































1 из 30

Презентация на тему: Калмыкия

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Республика Калмыкия - республика, входящая в состав Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Республика Калмыкия - республика, входящая в состав Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица - город Элиста.

№ слайда 4

Описание слайда:

Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг - 458 км, с запада на восток - 423 км. Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг - 458 км, с запада на восток - 423 км. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь (привлекательно с точки зрения туризма) и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс.км², что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Животный и растительный мир На территории республики обитают около 60 видов млекопитающих. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. На территории Калмыкии и сопредельных районах Астраханской области обитает единственная сохранившийся в Европе популяция сайгака. В настоящее время численность всей российской популяции сайгака угрожающе низка. По данным учёта2011 года, общая численность сайгаков в Калмыкии составила всего 12870. Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ну а теперь о нашей цветущей столице- Элисте. Ну а теперь о нашей цветущей столице- Элисте. С некоторых пор она пользуется популярностью среди туристов. Большинство из них заглядывают по пути на Черное море или же специально приезжают в буддистскую республику.

№ слайда 8

Описание слайда:

ПАГОДА «СЕМЬ ДНЕЙ» Начнем «наш путь» с первого изображения- Пагоды «Семь Дней» Пагода "Семь дней" расположена на центральной площади города Элисты. Пятнадцатиметровая пагода была открыта в городе в 2005 году, в день национального калмыцкого праздника Зул. Название пагода получила благодаря семи ярусам, символизирующим семь дней недели. К возведению пагоды причастны тибетские ламы из индийского монастыря Гьюдмед. В самом центре расположен медный молитвенный барабан, высотой около 2-х метров, покрытый сусальным золотом. Он призван дарить гармонию и покой жителям города. В него заложено 75 миллионов мантр. По буддистской традиции одно вращения барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению всех этих мантр. Пагода окружена небольшими фонтанами. В целом, это сооружение придает особый восточный колорит главной городской площади.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Золотая обитель Будды Шакьямуни «Золотая обитель Бу дды Шакьяму ни»-крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова. Освящён 27 декабря 2005 года.

№ слайда 11

Описание слайда:

Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе двенадцатиметровую статую Будды. Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе двенадцатиметровую статую Будды.

№ слайда 12

Описание слайда:

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - это молельный зал (дуган) с 12-тиметровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы - мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень - резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне - резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица. Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - это молельный зал (дуган) с 12-тиметровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы - мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень - резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне - резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица. Также в соответствии с тибетской буддийской традицией, на верхнем этаже храма расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы. Она может показаться роскошной, но, в действительности, лишь свидетельствует о том, как сильно в Калмыкии ждут Его Святейшество Далай-ламу и мечтают, чтобы Республика Калмыкия стала для него вторым домом. Если вы спуститесь вниз, в молитвенный зал, где калмыцкие и тибетские монахи ежедневно читают молебны о благополучии всех существ, то увидите изображения всех четырнадцати воплощений Далай-ламы, искусно выведенные на его стенах минеральными красками и чистым золотом.

№ слайда 13

Описание слайда:

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Буддийский монастырь Геден Шеддуп Чой Корлинг Буддийский монастырь Геден Шеддуп Чой Корлинг в г. Элиста (Благословенная Калмыкия) построен в 1996 году. («Святая обитель») Главным архитектором проекта этого прекрасного буддийского храма был Владимир Гиляндиков, главным художником Эрдни Немгиров. Комплекс состоит из двух этажей и подвального помещения. На первом этаже расположен основной зал на 300 человек, в котором проводится служба. В основном зале в алтарной ее части располагается статуя Будды Шакьямуни. В алтарной части расположен трон Его Святейшества Далай-ламы XIV. Стены основного зала расписаны буддийскими сюжетами. На втором этаже расположена библиотека буддийских священных текстов. В подвальном помещении расположены административные службы буддийского храма, бухгалтерия. Аршанский хурул – так этот храм называется в народе.

№ слайда 16

Описание слайда:

Казанский кафедральный собор имени Сергия Радонежского Также в нашем замечательном городе находится Казанский кафедральный собор имени Сергия Радонежского. Это главный православный храм Калмыкии. Большую часть проводимых в храме богослужений возглавляет епископ Элистинский и Калмыцкий Преосвященнейший Зиновий. Собор построен в 1996 году при содействии Кирсана Илюмжинова, бывшего в то время главой Калмыкии, на месте разрушенной в конце 30-х годов Крестовоздвиженской церкви. Освящен в 1997 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время его визита в Калмыкию. В престоле собора вложены частицы мощей святых мучеников Прова, Тараха и Андроника (IV век). По рекомендации Патриарха Алексия II приход Казанского кафедрального собора с 1995 года является правопреемником прихода Воздвижения Креста Господня города Элисты.

№ слайда 17

Описание слайда:

Золотые Ворота Золотые Ворота «Алтн Босх» в городе Элиста Калмыкия. Они выполнены в традициях буддийской архитектуры. Двадцать восемь картин иллюстрируют страницы истории и современной жизни Калмыкии. Арка– это главный вход в ставку, символ священного порога, символ добра и благополучия, олицетворяющий начало, силу и власть. Проходящий черед Золотые ворота очищается духовно, вступает на высокий путь, путь добродетели – белую дорогу. Под звук колокольчиков здесь загадываются желания.

№ слайда 18

Описание слайда:

Скульптура Эхо Ещё одна из причин посещения Элисты – это объемная скульптура «Эхо». Достопримечательности Элисты очень интересуют туристов и гостей Калмыкии. Одним из примечательных памятников является скульптурная композиция «Эхо». Фигура мужчины бережно прижимает к груди домбру, которая словно сливается с телом музыканта Скульптура «Эхо» – это символ открытости и душевности калмыцкого народа, восприимчивости к явлениям окружающего мира. Скульптурная композиция высотой почти 4 метра выполнена скульптором Н. Евсеевой в 1996 году. Как выйти замуж: Существует давнее поверье о том, что если девушка сможет пролезть сквозь отверстие в этой скульптуре, то она в скором времени выйдет замуж. В связи с этим, часто появляются очереди к скульптуре.

№ слайда 19

Описание слайда:

Памятник Остапу Бендеру Памятник Остапу Бендеру находится в городе на проспекте имени Остапа Бендера. Рядом с памятником, полукругом расположены 12 стульев и столов – для сеанса одновременной игры в шахматы. Остап Бендер – главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

№ слайда 20

Описание слайда:

Сити-Чесс Город Шахмат Нью-Васюки Сити-Чесс Город Шахмат Нью-Васюки построен в благословенной Калмыкии в 1998 году для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Идея создания шахматного города в Калмыкии принадлежит известному президенту Всемирной Шахматной Федерации FIDE, первому президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Одинокий тополь Одинокий тополь, растущий посреди степи, недалеко от Элисты. Около 200 лет назад буддийский монах привёз сюда семена тополей из Тибета и посадил их. До наших времён сохранилось единственное дерево. Тополь считается священным. Есть поверье, что если загадать желание, обойти вокруг дерева и привязать к нему ленточку - то желание обязательно сбудется. У калмыков тополь считается святым деревом, ему поклоняются, молятся. Ежегодно можно видеть, как люди старшего поколения выезжают на богослужение к тополю, просят у него защиты, молят о дожде, о хорошем урожае, о сытом годе, оставляют у подножия дерева монеты, зажигают лампадки, привязывают к его ветвям цветные лоскутки. Произнося молитву, каждый благодарит священное дерево: «Спасибо тебе, тополь, за здоровье, за детей, за внуков, за домашний скот». «Одинокому Тополю» более 100 лет. Высота дерева - 30-35 м. Ствол: мощный 4.5 м. в обхвате снизу, на расстоянии 1 м. от поверхности земли.

Описание слайда:

Если Вы приедете в апреле… Если Вам доведется посетить Калмыкию весной, то Вы увидите прекрасную степь во всей красе, бескрайние степи, покрытые разноцветными коврами из цветущих тюльпанов. Цветы желанны всегда, особенно они радуют глаз в весеннее время. Именно из калмыцких степей в 17 веке впервые купцы, следовавшие по Великому шелковому пути, вывезли луковицы тюльпана. А сегодня в мире насчитывается уже более ста видов этого растения. Желтые, красные и даже какого-то невообразимого цвета тюльпаны стали настоящим украшением степи. От их обилия и расцветок захватывает дух, говорят степняки. И каждый считает своим долгом в эту пору любоваться красотой, которую подарила нам природа Цветение тюльпанов – удивительный природный феномен, радующий туристов в Калмыкии.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Если Вы приедете в августе… Если посетите нашу республику летом, то попадете на цветение лотосов. На раскатах – уникальных местах, где Волга впадает в Каспийское море, с середины июля и до середины августа посреди водных просторов буйным цветом распускаются лотосы (кувшинки изумительно нежных расцветок – розовые, кремовые, белые). В России лотос – «цветок Будды» растет, в основном, в Благословенной Калмыкии, в дельте Волги и на Дальнем Востоке, а в мире – в Индии, в дельте Нила и Юго-Восточной Азии. Охочие до экзотики москвичи и европейцы, платят большие деньги за экскурсию на искусственные поля лотосов, этих редчайших цветов, которые значительно уступают естественной красоте лотоса в дельте Волги (Калмыкия Европа).Лотос зарождается только в иле, цветет всего два-три дня. Срывать его нельзя, да и бесполезно. Лотосы вянут очень быстро, сорванный свежий бутон жухнет буквально на глазах. Какой смысл до срока лишать их жизни? Первое, что поражает при приближении к живому яркому ковру из цветов лотоса, – это изумительный аромат лотосов. Даже если ваше обоняние не столь совершенно, их изысканный запах невольно заставит погрузиться в сладостную дрему. Второе – это громадный размер цветков лотоса.

№ слайда 28

Описание слайда:

№ слайда 29

Описание слайда:


Титул Титул – республика Калмыкия. Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населения Калмыкии) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).


Язык Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Диалекты: Торгутский диалект; Дербетский диалект; Бузавский диалект (донских калмыков); Оригинальная калмыцкая письменность была создана в XVII веке. Эта письменность была создана на основе уйгуро-монгольского письма, которым ойраты пользовались с XI века. В 1924 году в СССР ойратская письменность была заменена на кириллицу, на смену которой в 1930 году была введена латиница, которую ещё раз сменила кириллица в 1938 году. Эти реформы разрушили преемственность литературной традиции калмыцкого народа в России.


Этногенез Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.


Традиционные виды хозяйства Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, лошади, коровы, козы и верблюды. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.


Список использованной литературы Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181. Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977. Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770. Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980. Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. - Л., 1968. Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. - Элиста, 2006.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "География"

Готовые презентация по географии способствует восприятию и осознанию школьниками изучаемых материалов, расширению кругозора, изучению карт в интерактивной форме. Презентации по географии будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по географии для 6,7,8,9,10 класса, а также презентации по экономической географии для студентов.

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки - западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI - начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки - прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

Культура и быт народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

(Калмыки в традиционной одежде )

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она - народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба - иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса - «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

(Юрта )

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Зул - (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде - в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах - на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

Слайд 2

Этнонимы

Обещепринятым этнонимом является название калмыки. Автоэтнонимами являются названия хальмыги и хальмгуды, они восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам).

Слайд 3

Титул

Титул – республика Калмыкия. Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населенияКалмыкии) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Слайд 4

Динамика численности населения (1897 – 2010 гг)

  • Слайд 5

    Язык

    Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

    • Диалекты:
    • Торгутский диалект;
    • Дербетский диалект;
    • Бузавский диалект (донских калмыков);

    Оригинальная калмыцкая письменность была создана в XVII веке. Эта письменность была создана на основе уйгуро-монгольского письма, которым ойраты пользовались с XI века. В 1924 году в СССР ойратская письменность была заменена на кириллицу, на смену которой в 1930 году была введена латиница, которую ещё раз сменила кириллица в 1938 году. Эти реформы разрушили преемственность литературной традиции калмыцкого народа в России.

    Слайд 6

    Рассовый состав

    В расовом отношении калмыки – монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами.

    Слайд 7

    Конфессиональный состав

    Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков – православные.

    Слайд 8

    Владение родным языком

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 года о владении калмыцким языком заявило всего 80 546 человек, что составляет менее 44 % от численности калмыков (183 372 (2010)).

    Слайд 9

    Этногенез

    Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.

    Слайд 10

    Традиционные виды хозяйства

    • Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, лошади, коровы, козы и верблюды. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство.
    • Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.
    • Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль.
    • Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.
  • Слайд 11

    Список использованной литературы

    • Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181.
    • Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977.
    • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770.
    • Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980.
    • Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. - Л., 1968.
    • Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. - Элиста, 2006.
  • Слайд 12

    Спасибо за внимание.

    Посмотреть все слайды


    Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) западно монгольский (ойратский)народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.


    Название Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкаммонгольских языках такого слова нет). В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а с конца XVIII века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним ойраты.


    Этногенез Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже переместившиеся на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и ряд соседних регионов, впоследствии ставших частью калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику. Со временем в состав народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты.




    Российская империя По приблизительным подсчётам, численность калмыков при принятии русского подданства в XVII веке была около человек, среди них помимо преобладающих торгоутов, были дербеты, хошеуты, хойты, чоросы и другие субэтнические группы. Калмыки осели на Нижней Волге и некоторое время их численность в русских пределах увеличивалась за счёт подхода небольших кочевий из Восточной Сибири и Центральной Азии, но в 1771 году половина калмыков ушла в Джунгарию (около человек, согласно ЭСБЭ количество ушедших калмыков было кибиток, или до «душ») Население, выбравшее родным калмыцкий язык калмыцкий язык Перепись 1897 г. Мужчины ЖенщиныОба пола Российская империя в том числе по регионам Европейская Россия Привислинс кие губернии Кавказ Сибирь Средняя Азия


    СССР Сарт-калмыки (сорт-калмыки)Сарт-калмыки (сорт-калмыки) в переписи 1926 года учитывались отдельно, а в последующих переписях считались уже совместно с калмыками. В 1959 году, согласно словарю национальностей, сорт-калмыки выделялись как отдельный народ, но при публикации переписи были отнесены к калмыкам. Перепись 1926 года Перепись 1939 года Перепись 1959 года Перепись 1970 года Перепись 1979 года Перепись 1989 года СССР не включая сорт- колмаков(2793)сорт- колмаков с сорт-калмыкамисорт-калмыками с сорт-калмыкамисорт-калмыками с сорт-калмыкамисорт-калмыками с сорт-калмыкамисорт-калмыками с сорт-калмыкамисорт-калмыками в том числе по Союзным республикам Союзным республикам РСФСР РСФСР в том числе в Калмыцкой АО /АССРКалмыцкой АОАССР Украинская ССР Белорусская ССР Молдавская ССР Казахская ССР Киргизская ССР Таджикская ССР Туркменская ССР Узбекская ССР Армянская ССР Грузинская ССР Латвийская ССР


    Российская Федерация В переписи 2002 года самоидентификация некоторых респондентов, отнесённых к калмыкам была: большие дэрбэты, дербеты, дербеты, дербеты, дорвуды, торгоуты, торгуты, хойты, элиты, хошеуты, бузавы и ойраты.большие дэрбэты, дербеты, дербеты, дербеты, дорвудыторгоуты, торгутыэлитыхошеуты Перепись 2002 года Российская Федерация Российская Федерация в том числе в Республике Калмыкия Республике Калмыкия в том числе по Федеральным округам Федеральным округам Центральный 2803 Северо-Западный 902 Южный Приволжский 882 Уральский 684 Сибирский 1304 Дальневосточный 366


    Религия Калмыки единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм. В XVIXVIII веках у российских ойратов наряду с индо-тибетским учением были распространены традиционные верования и представления, прежде всего культ неба - Тенгрианство (Менк Кок Тэнгр «Вечное Синее Небо»), а также культы гор, деревьев, воды, земли. Практиковались жертвоприношения огню и животным- тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддийскую религиозную систему. В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов. Влияние архаических религиозных представлений сохраняется в калмыцкой культуре по сей день. Очевидно, наиболее ярко оно проявляется в современных калмыцких праздниках, в частности в Цаган саре, связанном с началом весны (обычно отмечается в феврале).