Презентация лексическая норма на уроке русского языка. Презентация на тему лексические нормы. Спать без задних ног

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин Георгиевич Паустовский – писатель Лексические нормы русского языка

2 слайд

Описание слайда:

Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный

3 слайд

Описание слайда:

НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6 слайд

Описание слайда:

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

7 слайд

Описание слайда:

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что ЕГО предположение оказалось правильным.

8 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг 6 4 1 7 11 3 2 8 ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ № ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

9 слайд

Описание слайда:

Устный тренинг Сегодня выдался очень прекрасный день. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. Прейскурант цен вывешен на доске.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение – значимость, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

12 слайд

Описание слайда:

2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

13 слайд

Описание слайда:

3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").

14 слайд

Описание слайда:

4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".

15 слайд

Описание слайда:

5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

16 слайд

Описание слайда:

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы. Примеры употребления

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно - Правильно 1) играет значение - имеет значение 2) имеет роль - играет роль 3) львиная часть - львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей - приподнять завесу 5) проходит красной линией - проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего - оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза - напустить туману, пускать пыль в глаза 8) показывать образец другим - показывать пример, служить образцом 9) поднять тост - поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы - тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи - одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело - пока суд да дело 13) скрипя сердцем - скрепя сердце 14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность - добиться известности 18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

«Русский язык и биология» - Растительные масла. Растения. Перечислите животных. Значение семени в природе. Выпишите словосочетания. Семена служат кормом многим животным. Значение семян для животного мира. Семена кокосовой пальмы. Буква е в суффиксе. Вопросы учителя биологии. Вопросы учителя русского языка.

«Диалог культур» - Термин «диалог культур». Актуализация проблем. Беседа о значении слов. Историко-культурологический комментарий. Диалог культур как методический принцип. Диалог культур. Концепты. Включение данного слова в словосочетание. Пословицы. Концептный метод. Дифференцированный подход. Групповые формы деятельности.

«Зачем изучать русский язык» - Человек. Совокупность всех слов русского языка. Язык - душа народа. И.А.Ильин. Люби, цени и знай свой язык. Синонимы. Проект поможет изучению лексики. Возможностью предупреждения ошибок. Методы исследования. Антонимы. Язык есть исповедь народа. Результаты проектной деятельности. Структура связей проекта с областями знаний.

«Функции языка» - Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Можно написать в заключении. Читаю: «Век. Век заедать. Функции языка и речи.

«Богатство русского языка» - Актуальность. «Русский язык – национальное богатство». Толковые словари русского языка. Северо-западные русские говоры. Проблема сохранения русского языка сейчас очень актуальна. Памятник русскому языку. Язык является связующим звеном времён и поколений. Происхождение русского языка. Язык - бесценный дар, которым наделен человек.

«Деловой русский язык» - Метод ситуационного обучения, метод анализа ситуаций. Уверенность в себе. Слоган. Проблемно-поисковый. О русском речевом этикете. Шесть правил создания хорошего рекламного текста. Какой не должна быть реклама. Жанры деловой речи. Язык деловой переписки. Правильность речи, культура слова. Деловое письмо.




1. Понятие лексического значения 1. Женщина по отношению к рождённым ею детям. Любовь матери. Лишиться матери. Назвать кого-л. своей матерью. Жить у матери. Хорошая, плохая м. Приёмная м. Многодетная м. М. троих детей. Пойти в мать (стать похожим на мать). Неродная мать (мачеха). М. семейства (женщина, имеющая семью, детей). Крёстная м. = Крёстная. // Женщина, имеющая или имевшая детей. Стать матерью. Мать-героиня (почётное звание, присваиваемое женщине, родившей и воспитавшей 10 и более детей; женщина, имеющая это звание). Мать-одиночка (женщина, воспитывающая детей без мужа). Стилистика русского языка и культура речи4


1. Понятие лексического значения 2. Трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-л. духовную ценность. Мать-Родина. Мать-земля русская. Волга-мать. 3. Самка по отношению к своим детёнышам. М. оленёнка. Жеребёнок подбежал к матери. Стилистика русского языка и культура речи5


1. Понятие лексического значения 4. Разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-л. новое или подобное ему. Природа-мать. Мать-земля принесла новый урожай. 5. (обычно в обращении). Фам. О женщине, жене. Тебе принести, м., воды? Пошли, м., на улицу. Стилистика русского языка и культура речи6



1. Понятие лексического значения Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, Редакция 2009 года // (поиск слова) Стилистика русского языка и культура речи8














1. Ошибки, вызванные неправильным выбором слова 1.5 Неразличение паронимов Паронимы – однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями (костный – костлявый, гадливость – гадость, выплатить – заплатить – оплатить). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в семантическом плане: гневливый – «склонный к гневу, легко приходящий в состояние гнева, вспыльчивый» и гневный – «охваченный гневом, рассерженный», «вызванный гневом, выражающий гнев» (Русский язык. Энциклопедия // Стилистика русского языка и культура речи15




2. Нарушение правила достаточности слов 2.2 Речевая избыточность Повторная передача одной и той же мысли Стилистика русского языка и культура речи17


2. Нарушение правила достаточности слов Ляпалиссиады – абсурдная избыточность Стилистика русского языка и культура речи18


2. Нарушение правила достаточности слов Плеоназм (от гр. pleonasmos - излишество) – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (ценные сокровища и т. п.). Стилистика русского языка и культура речи19


2. Нарушение правила достаточности слов Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос), а также соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (необычный феномен, движущий лейтмотив) (скрытая тавтология). Стилистика русского языка и культура речи20


3. Нарушение лексической сочетаемости Необходимо учитывать традиции сочетаемости слов Глубокая осень, зима, но не лето, не весна; глубокая ночь, тишина, но не утро, не день, не шум; глубокая старость, но не юность Иметь большое значение – играть важную роль – выполнять важную функцию – занимать важное место – быть неотъемлемой частью Стилистика русского языка и культура речи21



Слайд 1

Урок -практикум

Лексические нормы

Слайд 2

Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий, количеств и отношений между ними. Любое слово обладает лексическим значением, т.е. смысловым содержанием.

Терминология

Слайд 3

Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. В парке было заложено тридцать два дерева. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. Оратор говорил очень конспективно. Многочисленные предки А.С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. По окончании военного училища юноша превратился в настоящего солдафона, которым гордятся родители.

Упражнение 1

Слайд 4

Назовите и запишите слова, употребляющиеся в русском языке со следующими интернациональными словообразовательными элементами.

Упражнение 2

Слайд 5

Замените предложенное определение близким по значению иноязычным словом. Соглашение на основе взаимных уступок Обсуждение спорного вопроса Бег по пересеченной местности Животный мир Сильное впечатление, производимое кем/чем-либо Краткое содержание книги, статьи Занятие территории военной силой Записки о прошлых событиях, сделанные их современником или участником Растительный мир

Упражнение 3

Слайд 6

Составьте предложения с иноязычными словами:

Упражнение 4

Слайд 7

Определите значения слов. Составьте с ними словосочетания. Агентство, альтернатива, ажиотаж, дивиденд, импорт, инвестиция, интерпретация, инфляция, периферия, прецедент, ходатайство, эксперт, эксклюзивный

Упражнение 5

Слайд 8

Исправьте ошибки, вызванные неоправданным употреблением заимствованных слов

Упражнение 6

Слайд 9

Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.

Упражнение 7

Слайд 10

Определите значения слов-омонимов. Составьте с ними словосочетания так, чтобы разграничить эти значения