Корелли композитор краткая биография. Корелли Арканджело — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. О Человеке: Л.Гинзбург, В.Григорьев о Арканджело Корелли

Арка́нджело Коре́лли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна - 8 января 1713, Рим) - итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.

Родился будущий скрипач и композитор 17 февраля 1653 года. Родом он был из старинного города Фузиньяно. Он учился игре на скрипке в Болонье. Уже в юности он был настолько талантлив в композиции, что был без вопросов принят в болонскую Филармоническую академию. Ему было лишь 17 лет. В 1675 году он приехал в Рим, где с успехом играл на скрипке в церквях и театрах. Он начинал с малого – был вторым скрипачом в театральном ансамбле. Затем он стал солистом. В конце 1670-х – начале 1670-х годов он был уже капельмейстером церковных концертов.

Признание со стороны критиков и общества вовсе не вскружило голову ему. Кроме любви к музыке, он также увлекался живописью. Он продолжал совершенствоваться и тренироваться. Его наставником в те времена был композитор Симонелли. В начале 1680-х годов Корелли впервые выступил со своим первым капитальным произведением – это был сборник двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа. Корелли был также частью «Аркадской Академии». Несмотря на то, что по натуре он был независимым человеком, ему пришлось связаться с влиятельными меценатами. Он им служил. Стоит отметить, что эти люди по достоинству оценили мастерство Корелли. Они всегда оказывали ему большую поддержку. С 1687 года и до своей смерти в 1713 году он служил им капельмейстером. В этот период была создана большая часть трио-сонат Корелли. Он написал знаменитые сонаты для скрипки соло, с сопровождением клавесина.

Корелли вел жизнь скромного труженика. Он никогда не выезжал за пределы своей страны. Однако даже так он умудрился завоевать мировую славу и оставить после себя великолепную школу, которая дала миру мощнейших музыкантов. Творчество Арканджело получило такое единодушное и безоговорочное признание еще при жизни автора, что удивительно. Наверное, это произошло из-за того, что он был невероятно трудолюбивым, талантливым и обаятельным.

Итак, творческое наследие Корелли – это шесть опусов: четыре сборника по 12 трио-сонат (изданы в 1681, 1685, 1689, 1694 гг.), 12 сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi. Творчество Корелли было подлинно народным. В его танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы традиционных плясок Италии. Шестьдесят сонат Корелли условно делят на несколько групп. В своем последнем опусе Корелли публиковал 12 Больших концертов. Это наиболее совершенные его работы. Корелли заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки. Современники сообщают, что Арканджело был великолепным дирижером. Сейчас можно услышать восхитительную музыку Корелли во многих концертных залах, музыку, которая когда-то давно канула в небытие, а сейчас восстала из пепла.


Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского … Читать всё

Арка́нджело Коре́лли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна - 8 января 1713, Рим) - итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.
Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, «академиях». Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в «Аркадскую академию», где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти. Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все еще называли иногда «церковными», то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. «Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами».

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из Пятой сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого («Рождественского») концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Арканджело Корелли известен миру как великий итальянский скрипач и композитор, который был одним из основателей классической школы, где обучали игре на скрипке (работает и на данный момент). Музыкант появился на свет в Фузиньяно, городке недалеко от Болоньи 17 февраля 1653 года, в семье, которая имела глубокие корни, и где каждый был выдающейся личностью. Из его рода вышло много известных ученых, юристов, поэтов. С ранних лет у Арканджело проявлялись большие способности к музыке. Когда же ему исполнилось 13 лет, родители послали его на обучение в Болонью. Там он овладел игре на скрипке. Л. Бруньоли и Дж. Бенвенути были одними из его преподавателей. В 1670 году Корелли пригласили стать членом филармонической академии Болоньи. Через пять лет он отправился в Рим. Там началась его плодотворная деятельность и успех на музыкально поприще, он был желанным визитером двора шведской королевы Кристины (некоторые произведения Корелли посвятил ей; они были напечатанные в 1681 году). Именно во дворце Кристины музыкант впервые представил публике свои «concerti grossi» (изданные посмертно). С 1687 года музыкант был капельмейстером кардинала Панфли, а с 1689-го — при П. Оттбони. Последний стал его хорошим другом, пригласил жить к себе во дворец. В 1706 году его вместе с А. Скарлати и Б. Пасквини пригласили в Аркадскую академию, на тот момент самую известную творческую обитель знания. Все, кто были ее членами, получали высокое звание и уважение всего итальянского общества. Но, несмотря на свою популярность и изысканное окружение, Арканджело был скромным и тихим человеком. Его любимым занятием было находится среди книг и картин у себя дома.

При жизни композитора было опубликовано сборник сонат для скрипки и basso continuo (1700), 4 собрания композиций трио-сонат для двух скрипок и basso continuo (1681, 1685, 1689, 1694). В 1714, уже после смерти музыканта, вышло собрание записей «concerti grossi». Слушателям настолько восхищались произведениями Корелли, что все его собрания переиздавались около 40 раз в разных странах. Многие музыканты ставят в пример его инструментальные представления и сонаты предклассического периода. Считается, что Арканджело Корелли сотворил основы исполнения классической скрипичной игры (напеваемое начало, подражание человеческому голосу), выступал против увлечения создавать виртуозную игру на струнных музыкальных инструментах. Именно его принято считать основателем широко известной итальянской скрипичной школы, хотя до этого искусство игры на скрипке было сформировано уже более, чем полстолетия назад. Продолжателями традиций Корелли были такие знаменитости, как Ф. Джеминиани, Ф. Гаспарин, так же Л. Сомис, они и передали свои музыкальные знания будущим известным скрипачам Дж. Виотти и Г. Пуньяни.

КОРЕЛЛИ, АРКАНДЖЕЛО (Corelli, Arcangelo) (1653–1717), итальянский композитор, скрипач, основоположник классической школы игры на скрипке, которая в своих главных принципах сохранилась до наших дней. Родился 17 февраля 1653 в Фузиньяно близ Болоньи. Происходил из старинного и влиятельного рода, который дал Италии известных юристов, ученых, поэтов. Уже в детстве Корелли проявил блестящие музыкальные способности, и в возрасте 13 лет его отправили в Болонью обучаться скрипичной игре. Он занимался у Дж.Бенвенути, а также у венецианца Л.Бруньоли. Стал членом известной Болонской филармонической академии (1670). О периоде с 1670 по 1675 в жизни музыканта ничего не известно. В 1675 Корелли появляется в Риме, и именно здесь разворачивается его деятельность, уже в самом начале отмеченная блестящими успехами. Он стал частым гостем во дворце шведской королевы Кристины; ей посвящены сочинения Корелли, опубликованные в 1681, в ее доме состоялись первые исполнения кореллиевских concerti grossi (опубликованы посмертно). В 1687 Корелли поступил капельмейстером к кардиналу Панфили; через два года мы находим его в той же должности при кардинале П.Оттобони: кардинал был настолько очарован искусством Корелли, что поселил его в своем дворце и обращался с ним как с другом. В 1706 Корелли был избран членом Аркадской академии – самого изысканного ученого общества во всей Италии; одновременно с ним в эту академию вошли Б.Пасквини и А.Скарлатти. Корелли вел очень скромную жизнь и любил уединяться в своем непритязательном жилище среди книг и картин.

В отличие от большинства итальянских композиторов той эпохи, писавших много и во всех жанрах, Корелли опубликовал при жизни лишь отдельные инструментальные сочинения, а именно: 4 сборника трио-сонат для двух скрипок и basso continuo (op. 1, 1681; op. 2, 1685; op. 3, 1689; op. 4, 1694); сборник сонат для скрипки и basso continuo (op. 5, 1700). Посмертно опубликован сборник concerti grossi (op. 6, 1714). Все эти сочинения, особенно скрипичные сонаты из ор. 5, пользовались известностью; в частности, ор. 5 в 18 в. перепечатывался в Италии, Франции, Голландии и Англии около сорока раз. Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение. Действительно, Корелли дал совершенные образцы предклассических жанров сонаты и инструментального концерта. Вместе с тем он противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники, которая исходит из подражания человеческому голосу, из вокального, напевного начала. Хотя до Корелли искусство игры на скрипке насчитывало в Италии по крайней мере полтора века, именно его считают главой великой национальной скрипичной школы. Ее традиции продолжили ученики Корелли – Л.Сомис, Ф.Гаспарини, Ф.Джеминиани, воспитавшие новое поколение скрипачей – Г.Пуньяни и Дж.Б.Виотти. Принципы итальянской школы легли в основу франко-бельгийской скрипичной школы, к которой в той или иной мере принадлежали все крупные скрипачи 19 в. Умер Корелли в Риме 8 января 1713.

Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты опус 5 и концерты опус 6 оказались вершиной, в своем роде недосягаемой.

Лучшие дня

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все еще называли иногда "церковными", то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".

В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. Он чуждался аффектации; обнаженная, так сказать, непосредственность выражения также не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из Пятой сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.

Стиль Корелли, с его отчетливо проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далекий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, удивительно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII века. Скорее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столетия.

В наш век, после продолжительного пребывания в забвении или полузабвении, concerti grossi Корелли снова зазвучали в концертных залах, способствуя развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.