Экономическая политика. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и ее экономической жизни. Политика и экономика взаимосвязь и развитие презентация

Презентация на тему "Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние" по экономике в формате powerpoint. Объемная презентация для учащихся подробно раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние экономики и общественной среды.

Фрагменты из презентации

Архитекторы российских реформ недооценили тот факт, что общество – единый организм, в котором все системы и части тесно взаимосвязаны и взаимодействуют

Положение дел в экономике не может не зависеть от состояния и развития других сфер общественной жизни: идеологии, политики, административного управления, культуры, науки, системы образования, состояния нравственности и поведения людей.

Имеет ли политика приоритет над экономикой?

  • Экономика всегда рассматривалась как базис, на котором покоится идеологическая, политическая, культурная надстройка. Считалось, что материальное бытие определяет сознание людей и роль надстройки. В ходе рыночных реформ у нас и в других странах проявляется обратная зависимость: несомненное первенство идеологии и политики над экономикой.
  • Политический выбор и воля правящей власти определяют общую направленность и этапы изменений в экономике. Успех обеспечивают верные политические решения, эффективность и компетентность государственного управления.

Сила идей

Всякая политика опирается на определенные идеологические установки, а идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринимаемых правящим классом и пропагандируемых им через СМИ. Господствующие в обществе идеи, даже будучи ошибочными, могут долгое время владеть умами, направлять политику, формировать экономику, определять общественное устройство.

Различие знаний об обществе и природе

Познание законов природы помогает человеку воздействовать на неё, но не может отменить эти законы. Объект исследования существует независимо от состояния науки. В обществе дело обстоит иначе. Формулируемые учёными законы, даже тогда, когда их знание ложно, могут быть взяты на вооружение государственной политикой и подчинить себе поведение миллионов людей пока ошибочность политики не обнаружит себя.

Идеи правят миром

  • Джон Майнард Кейнс писал, что идеи экономистов и политологов, независимо от того истинны они или ошибочны, более влиятельны, чем обычно думают. Едва ли, отмечал он, миром правит что-то другое
  • Овладевшие массами идеи способны изменить саму природу общества. История знает общественные деформации, вызванные несостоятельными идеями. Истина, остававшаяся непризнанной или непознанной, берет, в конечном счёте, верх, но нередко ценой разрушительных потрясений.
  • Российский либеральный фундаментализм, лежащий в основе наших реформ, всё очевиднее обнаруживает несостоятельность. В массовом сознании зреет понимание того, что так долго не может продолжаться. Как идеология, так и политика нуждаются в пересмотре. Cоциальная ориентация развития cтала императивом.
  • Современный капитализм вынужден во имя социального мира и консолидации общества придавать экономическому развитию все большую социальную ориентацию. Не случайно в Европе возникла социальная модель капитализма, которая сильно отличается от неолиберальной.

Политическое устройство.

Поскольку от плохой политики страдает экономика, ключевое значение приобретает эффективность политической системы. Как её построить, чтобы она наилучшим образом способствовала общественной стабильности, верховенству закона, отбору достойных лидеров, экономическому, духовному и нравственному прогрессу?

Демократия или авторитаризм?

  • Казалось бы, авторитаризм осуждён историей и демократизация стала велением времени. Тем не менее существуют декоративные, управляемые демократии, игнорирующие волю народа. Незрелым обществом можно манипулировать с помощью современных выборных технологий и СМИ. Имитация демократического устройства лишает политическую систему эффективности и общественного доверия.
  • Только демократические механизмы сдержек и противовесов, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, развитие гражданского общества гарантируют от произвола и ошибок в государственном управлении.

Недооцененная роль административных отношений

  • В силу усложняющейся и возрастающей роли государства в обществе приобретает особое значение совершенствование административных отношений, которые складываются по своим, нерыночным законам. Бюрократия и в условиях рынка остаётся влиятельной силой, от которой многое зависит.
  • Характер административных отношений определяют не только ведомственные инструкции, но и личные связи чиновников, их компетенция, добросовестность, честность, симпатии и антипатии. Плохо, когда сугубо личностные качества, карьеризм начинают превалировать над деловыми. Фаворитизм, корпоративность, непотизм поведение продиктованное преданностью к начальству контрпродуктивны для экономики.

Политика и экономика - взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.

Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.
Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.
Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экономическая политика государства Урок экономики и обществознания в 11 классе Составители: Юдинцева О.В. – учитель экономики I квалификационной категории; Лымарь Е.Ф. – учитель истории высшей квалификационной категории.

Цель - рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения необходимые для ориентации в экономической жизни. Задачи: Уметь выделять основные экономические функции государства; Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике; Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;

Негативные стороны рыночной экономики Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; Не стимулирует крупные проекты, не дающие быстрой выгоды; Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке; Подвержен нестабильному развитию со спадами и инфляцией; Несёт в себе опасность безработицы. Может значительно усилить имущественную дифференциацию.

«Экономическая политика государства».

Меркантилист – от итальянского mercante – торговец, купец. Физиократ – от греческого - physis - природа и kratos – власть.

Знаменитый английский экономист, сторонник свободной развивающейся, основанной на конкурентных началах экономики. Не отрицал регулирующую роль государства. «Государство должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, полицию, органы правосудия». Адам Смит 1723-1790 гг.

Швеция Бельгия Великобр. Германия США 1929 1932 Безработица в % 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Безработные австралийки отыскивают съестное в отходах.

Благотворительные столовые для безработных. США.

Безработные в ночлежках. США. 20-30 годы.

«Общая теория занятости, процента и денег» («Кейнсианская революция»). 1936 г. Джон Кейнс 1883 – 1946 гг. Выдающийся учёный-экономист современности. Сторонник активного финансового вмешательства государства в экономику страны.

Экономические функции государства Государство Устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка Перераспределение доходов и богатства Налогообложение доходов и имущества Социальные трансферты Борьба с монополизацией рынков Создание общественных благ (создание армии, тамож. службы, «Скорой помощи»…) Регулирование конфликтов, порождаемых внешними эффектами или затратами (защита экологии)

Методы государственного воздействия на рынок Прямое Косвенное Законодательная деятельность государства Методы денежно-кредитной политики Бюджетно-налоговая политика

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации экономических функций путем разнообразных методов воздействия на экономику для достижения определённых целей.

План урока: - Какие функции выполняет государство в экономической жизни? - Какие существуют основные методы воздействия государства на экономику? - Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Вывод. Государство должно: охранять экономические свободы; компенсировать слабости рынка; способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан.

Критерии оценки: От 80 % - 100 % - «5» (отлично); От 60 % - 80 % - «4» (хорошо); От 40 % - 50 % - «3» (удовлетворительно); Меньше 40 % - «2» (неудовлетворительно).

Спасибо за урок! Домашнее задание: Обществознание § 15; экономика § § 49-50, записи в тетради.


Политическая власть

Государственная власть

I. Происхождение

Возникает практически с возникновением общества, социальным разделением между теми, кто осуществляет власть (группа управляющих), и теми, к кому она применяется (группа управляемых)

Продукт более позднего развития с возникновением частной собственности, расколом общества на классы

II. Механизм формирования власти и ее носитель

Выборная власть (аппарат)

Госаппарат, формируется на основе выборов и назначений Аппарат, в руках которого находится власть, это особый класс лиц – бюрократия

С проигрышем партии на выборах меняется и политическая власть, ее состав

С приходом новой партии аппарат практически не меняется

III. Формы правления

1) власть руководителя политического движения 2) власть политической партии 3) государственная власть

Государственная власть – инструмент политической власти Государственная власть – власть легитимная

IV. Механизм функционирования

Принуждение в смысле подчинения дисциплины только кругом своих членов партии, движения на основе Устава

– Принуждение в отношении всех членов общества – монополия на регламентацию политической жизни в виде системы правовых норм, установленных исключительно органами государства и санкционированных принуждений – суверенность органов государственной власти в отношении к другим государствам

Сравнение политической власти с властью государственной

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Экономическая политика государства -

процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Слайд 5

Цели государствав рыночнойэкономике:

Обеспечить экономический рост; Создать условия экономической свободы; Обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность; Заботиться об обеспечении полной занятости; Оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Слайд 6

Экономические функции государства:

Стабилизация экономики. Защита прав собственности. Регулирование денежного обращения. Перераспределение доходов. Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками. Контроль над внешнеэкономической деятельностью. Производство общественных благ. Компенсация внешних эффектов. Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Слайд 7

Слайд 8

Общественные блага

Это товары или услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. - то, чем люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности. Производство ОБ берет на себя государство. К ОБ относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Слайд 10

Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в рыночной экономике

Направления: Последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; Усиление роли государства в решении социальных проблем; Поддержка фундаментальной науки; Участие в решении глобальных проблем человечества (экологический кризис и его последствий); Устранение экономического отставания стран третьего мира; Сокращение вооружений.

Слайд 11

Основные направления государственной экономической политики Стабилизационное Направлено преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики Структурное Направленно преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики Бюджетно-налоговая (фискальная), кредитно-денежная (монетарная) политика Гос.поддержка важных отраслей, производство общественных благ, ограничение монополий и др.

Слайд 12

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования.Прямое регулирование – использование административных методов (законодательная деятельность, развитие госсектора, и др.).Косвенное регулирование - использование экономических методов (методы фискальной и монетарной политики). Ему принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Слайд 13

Слайд 14

Два взгляда на вмешательство государства в экономику:

Монетаризм (Д.Юм, М.Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему. Кейнсианство (Д.Кейнс): только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей.

Слайд 15

Денежно-кредитная (монетарная политика) - контроль над денежной массой в экономике.

Цели монетарной политики: Экономический рост; Полная занятость; Стабильность цен. Монетарная политика направлена на сглаживание циклических колебаний: повышение деловой активности в экономике страны во время спада и предотвращение высокой инфляции, «перегрева экономики» во время экономического бума. Государство увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме. Проводником выступает Центральный Банк во взаимодействии с коммерческими банками. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы денежно-кредитная система была стабильна.

Слайд 16

Слайд 17

Методы монетарной политики:

Норма обязательных банковских резервов – это часть имеющихся у банка денег, которые он не имеет права выдавать в виде кредитов.Устанавливая норму обязательных резервов, ЦБ оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты => изменяется общее количество денег в обращении. Учетная ставка процента – это ставка %, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым => влияние на инфляцию. Операции на открытом рынке – покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Примером могут быть государственные краткосрочные облигации (ГКО). Это гибкий инструмент монетарной политики.

Слайд 18

Слайд 19

Бюджетно-налоговая (фискальная политика) – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Направлена: 1) на обеспечение стабильного развития экономики, 2) предотвращение инфляции, 3) обеспечение занятости населения. Для проведения фискальной политики государство может использовать два инструмента: Изменение ставок налогообложения; Изменение государственных расходов.

Слайд 20

Государственный бюджет – сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Слайд 21