Белый Раст. Церковь Михаила Архангела. Белый раст Храм Архангела Михаила, Белый Раст

Михаило-Архангельский храм с.

Храм Архангела Михаила, Белый Раст

Белый РастСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Рогачёвское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):В церкви Михаила Архангела совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням около 120 дней в году вечерние богослужения накануне в 4 часа дня после богослужения исповедь утром в день праздника исповедь до 8 часов утра в 8 — литургия в 10 – панихида или молебен в 11 – крещения в 13.00 – венчания (по предварительной договоренности).
  • Настоятель:протоиерей Василий Владимирович Шпак 1962
  • Престольные праздники:
  • Архангела Михаила — Сентябрь 19 , Ноябрь 21
  • Владимирской иконы Божией Матери — Сентябрь 8 (Перенесение иконы), Июль 6 (избавление Москвы от нашествия хана Ахмата), Июнь 3 (память спасения Москвы от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.)
  • Петра и Павла — Июль 12
  • Святыни:В церкви сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая конечно же «Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех» найденная на пепелище первого храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского и напротив на столпе – икона Пресвятой Богородицы. Считается что обе иконы попали в церковь из Храма Христа Спасителя.
    В этом же престоле в киоте находится деревянная фигура «Христа в темнице».
  • Краткая историческая справка:Церковь Архангела Михаила в селе Белый Раст существовала еще в начале XVII в. и была деревянной. В 1654 г. вместе с селом Белый Раст приселок был передан в вотчину Патриарху Никону. Во второй половине XVII в. деревянная церковь сгорела и на ее месте в 1686 г. была выстроена новая тоже деревянная.

    Каменная церковь в честь Архангела Михаила выстроена на средства прихожан в 1880 г. по проекту В.И.Соколова.

    В советское время храм не закрывался. Во время Великой Отечественной войны восточная стена храма была разрушена разорвавшимся снарядом в середине 1950-х гг. восстановлена.

  • Читая в сети Интернет отзывы и разговаривая с лыжниками на трассе, мы не раз удивлялись: в первый раз многим было просто интересно съездить в место со столь необычным для подмосковья названием «ГАБО». Не желая быть «Иванами, не помнящими родства», мы решили сделать серию кратких исторических справок о местах, по которым проходит наша лыжня. Сегодня речь пойдет о селе «Белый Раст» и церкви Михаила Архангела. На резонный вопрос «Причем тут Белый раст? Там нет лыжни!», отвечаем (по большому секрету): в декабре этого года планируется классический старт, посвященный Подвигу моряков-дальневосточников, о котором напишем отдельную заметку.

    Археологические иссследования говорят, что берега озера Нерского и вытекающей из него речки Волгуша заселены людьми в доисторические для России времена. Недавно возле озера Круглое были найдены древние каменные орудия. К IX веку относят находящиеся у села Мышецкое славянские курганы, следы поселений славянских племен вятичей и кривичей. Возможно, что еще в те времена, когда слово «Россия» писалось с одной буквой «С», возвышенности с заливными лугами на северо-восток от озера Нерское люди дали название Белые Росы.
    В конце 16 века поселение на территории урочища «Белые Росы», в котором была построена деревянная часовня, считалось приселком села «Озерецкое». Лесные угодья озера «Круглое», «Долгое» и «Нерское», луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд. Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1612 г. в Подмосковье массово строились православные храмы, в народе ощущался духовный подъем. Местные жители в начале 17 века на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Б.М., и приселок с этого времени стал самостоятельным селом.
    В 1654 году царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст».
    Во второй половине 17 века от удара молнии частично сгорела церковь, но в 1786 г. на ее месте была выстроена новая, тоже деревянная.
    В сентябре 1812 года, когда часть наполеоновских войск ходила с Москвы для пополнения продовольствия в г. Дмитров (так как разведка донесла, что в районе Дмитрова пасутся стада коров), церковь сгорела — был обычай на пути французов все сжигать. Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех.
    После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и приобретали иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на месте акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.
    В 1880 году по проекту В.И. Соколова на средства прихожан и жителей села была построена церковь, отделка и роспись заняла еще 2 года, освящена церковь в 1883 году. За неимением средств в церкви был временно установлен иконостас из неизвестного нам ветхого деревянного храма, он простоял до 30-х годов 20 века.
    В Москве в 30-е годы во время разрушения Храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое местных жителей, прихожан храма Михаила Архангела, которые сообщили в селе Церковному совету о возможности приобретения иконостаса. Жители села (представить себе только, в голодные годы) собрали, кто сколько мог зерна, отвезли его в Москву, продали, а за вырученные деньги (под видом камня) выкупили два боковых мраморных иконостаса из Храма Христа Спасителя, на телегах перевезли его в Белый Раст, из них изготовили один целый иконостас на 3 придела храма, который стоит и поныне, напоминая нам о важности ценностей духовных и о тех героях войны с Наполеоном, ради подвига которых создан был этот иконостас.
    Перед началом войны местные коммунисты уничтожили колокола церкви, приобретенные за средства своих родителей, требовали у старосты отдать ключи от церкви, но пожилая женщина, даже под страхом смерти ключи не отдала, и храм в советское время не закрывался. В Великую Отечественную войну село Белый Раст было занято немцами, храм использовался как лазарет а его колокольня — как наблюдательный пункт для корректировки боя. Белый Раст стал отправной точкой с севера от Москвы, от которой наши войска перешли в контрнаступление, спасая Москву. Здесь была посрамлена гордыня немцев оставивших обоз при отступлении с парадной формой и наградами для победителей над СССР. Храм тоже получил раны от разорвавшихся снарядов и пуль, о чем свидетельствуют застрявшие осколки в царских вратах, иконах и стенах. Господь в сугубо ожесточенных боях за поруганные святыни Храма Христа Спасителя и церкви Михаила Архангела принял в жертву души многих сотен наших воинов с честью защищавших столицу нашей Родины. Местные жители в течении нескольких месяцев собирали тела погибших воинов и захоронили их в три кольца диаметром 50 м вокруг храма и часть отдельно в братскую могилу при входе в церковный двор. Здесь официально был построен первый памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне весной 1942 года. В середине 50-х сюда же, в братскую могилу были перезахоронены останки воинов из территории храма и построен новый памятник.
    В настоящее время ведутся работы по реставрации храма, благоустройству территории и реконструкции памятника на братской могиле воинов, о которых церковь непрестанно молится. Так же церковь молится о благотворителях и благоукрасителях святого храма, тех, кто своим трудом или средствами оказывает помощь по сохранению святыни и увековечиванию памяти воинов – героев. Торжественные мероприятия у братской могилы ежегодно проводятся при большом стечении народа 8 декабря в день освобождения села и 9 мая.

    Второй достопримечательностью села является крупнейшая в московском энергетическом кольце подстанция ПС-511 мощностью 3082 МВА. Действует с 1966 года. Ввод ее в эксплуатацию сыграл значительную роль в обеспечении надежного электроснабжения потребителей Москвы, усилил межсистемные связи Объединенных энергосистем Центра и Северо-Запада, положил начало развитию класса напряжения 750 кВ в нашей стране. На территории подстанции был расположен комплекс опытно-промышленных установок для испытаний новейших образцов отечественного и зарубежного электротехнического оборудования. В частности, в начале семидесятых годов на ПС Белый Раст испытывалось оборудование класса напряжения 1150 кВ для создания первой в мире линии электропередачи 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал, а также оборудование, применявшееся при создании уникальной ВЛ Экибастуз — Центр напряжением 1500 кВ постоянного тока.

    Михайло-Архангельская церковь села Белый Раст

    В селе Белый Раст устремились в высь купола храма Михаила Архангела. Церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери в селе Белый Раст существовала еще в XVII веке и была деревянной. В то время село было приписано к дворцовому селу Озерецкому и входило в состав Московского уезда. В 1654 году эта местность была передана в вотчину Патриарху Никону. Во второй половине XVII века деревянная Казанская церковь сгорела. На ее пепелище была обретена икона «Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех». В честь этой иконы и был назван новый деревянный храм, который был построен недалеко от того места, где находился прежний. Эта церковь не сохранилась. Ныне существующая каменная церковь в честь Михаила Архангела построена на средства прихожан в 1880 году по проекту В.И. Соколова с элементами классицизма и неорусского стиля. Храм завершается компактным патиглавием и через небольшую трапезную соединяется со стройной многоярусной колокольней. О названии села мне рассказал настоятель церкви отец Василий. Это место в свое время носило название – урочище «Белые Росы». Действительно, летом, в предрассветные часы в низине вокруг села стоят плотные густые туманы, в лучах восходящего солнца они приобретают беловатый оттенок. Рай для фотографов-пейзажистов и художников! При патриархе Никоне, когда в очередной раз переписывались церковные документы, писарь допустил ошибку и назвал урочище «Белые Росы» «Белыми Растами». И только в 1720 году, когда земли были подарены архиепископу Псковскому, название селения «Белые Расты» были записаны в единственном числе – «Белый Раст». Внутреннее убранство церкви Михаила Архангела поражает своим величием и изяществом настенных росписей. Большое впечатление производят уникальные, хранящиеся веками иконы и выполненный из белого мрамора резной иконостас. Он поражает своей тонкой резьбой и благородством форм великолепного образца русско-византийского стиля. Оказывается, иконостас тоже имеет свою довольно интересную историю. При строительстве нового храма средств было не так уж и много, он строился в течение десяти лет. Кирпич обжигали прямо на месте. Наконец, храм построили и установили внутри него старый деревянный иконостас, принесенный из какой-то ветхой деревенской церквушки. Через некоторое время прихожане поняли, что иконостас нужно менять. А денег на строительство нового нет. И выход нашелся. Один из местных жителей по имени Илья предложил выкупить один из мраморных иконостасов из взорванного коммунистами 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя. Сельчане отвезли в Москву телегу с зерном и на вырученные деньги выкупили иконостас.

    В церкви сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая – «Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех», найденная на пепелище первого храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского, и, напротив, на столпе – икона Пресвятой Богородицы. Считается, что обе иконы так же попали в церковь из Храма Христа Спасителя. В этом же престоле, в киоте, находится деревянная фигура «Христа в темнице». Характерная для русского севера резная скульптура выглядит удивительно и непривычно в стенах подмосковного храма. Предположительно, она была привезена из Царского Села.

    Памятник советским морякам в селе Белый Раст

    У стен храма в сырой земле покоится прах героев Великой Отечественной войны. В ноябре-декабре 1941 года на подмосковный снег пролилась кровь сотен бойцов Красной армии. За Белый Раст в течение шести дней с переменным успехом вели бои воины 64-й отдельной морской стрелковой бригады и 24-й танковой бригады 20-й армии, 331-й и 133-й стрелковых дивизий 16-й армии.

    Упорные бои за Белый Раст продолжались трое суток. После неудачной попытки с ходу овладеть сильным опорным пунктом противника командование 64-й бригады перешло к проведению частых внезапных атак и вылазок, изнуряющих противника. Моряки при этом проявили массовый героизм, настойчивость и боевую инициативу. Обескровив и измотав противника в частых и тяжелых стычках, бригада снова в ночь на 7 декабря повела решительное наступление на Белый Раст. Атака началась неожиданно и так стремительно, что противник не успел оказать сколько-нибудь организованного сопро­тивления. Отступая, враг оставил много исправной военной техники, а штабной автобус и два бронированных тягача были брошены с работающими моторами. Продолжая наступать, моряки освободили село Никольское в 2 километрах северо-западнее Белого Раста. В боях за освобождение села бригада потеряла 476 человек убитыми и 230 ранеными. За участие в битве под Москвой 64-я отдельная морская стрелковая бригада заслужила звание гвардейской и была награждена орденом Красного Знамени.

    Еще шли сражения на фронтах Великой Отечественной войны, а в селе Белый Раст силами военных моряков был воздвигнут памятник. 1 ноября 1942 года при открытии этого первого на подмосковной земле памятника советским военным морякам состоялся многолюдный митинг, на котором выступил и участник боев за Белый Раст А.Л. Дуклер. После войны этот памятник был реставрирован.

    В позолоченных вратах иконостаса застряли два увесистых осколка от разорвавшихся авиационных бомб. Храм пережил войну. Сначала погибших моряков захоронили вокруг храма. Позже было решено перезахоронить их в братской могиле. На мемориале изображена группа моряков, идущих в бой. На могиле у основания мраморной плиты укреплен якорь, перевитый цепью, и матросская бескозырка. На памятнике надпись: «Здесь похоронены солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры 64-й отдельной морской стрелковой и 24-й танковой бригад, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1941 года». Освобождение Белого Раста дало возможность соседним частям овладеть Красной Поляной и продолжать успешное продвижение вперед. Именно отсюда начиналась коваться Великая Победа.


    Построена из кирпича в 1880г. и оштукатурена. Действующая. Служба прерывалась только в период Великой Отечественной войны.

    Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в селе Белый Раст существовала еще в XVII веке и была деревянной. В то время село было приписано к дворцовому селу Озерецкому. В 1654 году эта местность была передана в вотчину Патриарху Никону.

    Во второй половине XVII века деревянная Казанская церковь сгорела. На ее пепелище была обретена икона «Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех». В честь этой иконы и был назван новый деревянный храм, который был построен недалеко от того места. Где находился прежний. Эта церковь не сохранилась.

    Ныне существующая каменная церковь в честь Михаила Архангела построена на средства прихожан в 1880 году по проекту В.И. Соколова с элементами классицизма и неорусского стиля. Храм завершается компактным патиглавием и через небольшую трапезную соединяется со стройной многоярусной колокольней.

    В главном приделе особое внимание привлекает резной беломраморный иконостас. Он поражает своей тонкой резьбой и благородством форм великолепного образца русско-византийского стиля. История его появления в храме удивительна. Незадолго до взрыва Храма Христа Спасителя в Москве местные жители собирали в окрестностях села зерно, продали его и на вырученные деньги в Москве под видом камня купили один из иконостасов Храма Христа Спасителя. На телегах камни привезли в Белый Раст.

    В церкви сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая, конечно же, «Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех», найденная на пепелище первого храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского, и, напротив, на столпе - икона Пресвятой Богородицы. Считается, что обе иконы так же попали в церковь из Храма Христа Спасителя. В этом же престоле, в киоте, находится деревянная фигура «Христа в темнице». Характерная для русского севера резная скульптура выглядит удивительно и непривычно в стенах подмосковного храма. Предположительно, она была привезена из Царского Села.

    В советское время церковь не закрывали. Во время Великой Отечественной войны здесь проходят тяжелые бои. Восточная стена церкви бала разрушена разорвавшимся снарядом. В пятидесятые годы ее восстановили. В церкви и по сей день совершаются регулярные богослужения.

    Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005



    Приделы храма: Петра и Павла, Владимирской иконы Божией Матери.

    К.В. Аминов



    Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст.

    В начале XVII ст. церковь Архистратига Михаила в селе Белом Расте была деревянная. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. под Селецкою десятиною написано: «новоприбылая в 1627 году церковь Архистратига Михаила села Белого Раста, дани 2 алтына, по наказу гривна, 8 апреля 1628 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1635-51 гг. показано церковной дани платилось 21 алтын 3 деньги, десятильничих гривна. 15 марта 1654 г.. по указу св. патриарха Никона и по челобитной, за пометою дьяков Ивана Кокошилова и Лукьяна Голосова, с церкви Архистратига Михаила данных денег на нынешний 1654 год и впредь, имать не велено, из оклада выложить, потому что та церковь в домовых вотчинах св. патриарха».

    Церковь Михаила Архангела в селе Белом Расте была построена новая, в которую выдано из патриаршей казны в 1676 г., под расписку священника оной церкви Иллариона, церковная утварь и священнические одеяния. Церковь в селе Белом Расте сгорела и на месте оной была построена новая деревянная церковь во имя Михаила Архангела.

    7 ноября 1686 г. святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила и по освящении и по божественной литургии пожаловал той церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину.

    «17 августа 1690 г., по челобитной, за пометою казначея Паисия Сийского, села Белого Раста Архангельскому попу Петру в прибавок на покупку колокола, который купил с прихожанами к той церкви, выдано 10 рублей». Того же года попу Петру Илларионову выдано 2 рубля на сорокоустие по патриархе Иоакиме.

    В переписных книгах 1701 г. церковь деревянная во имя Чудо-Архистратига Михаила описана в следующем порядке: «в церкви двери царские и сень писаны красками в окладе, оклад серебряный басемный, по правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса стоящий, писан красками, по полям оклад серебряный басемный; образ Архистратига Михаила, на полях оклад серебряный басемный, венец с короною и гривенка с камешками простыми, резные вызолочены, ожерельеце малое жемчужное; по другой стороне царских ворот образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ Николая чудотворца; у местных икон киоты посеребрены и вызолочены. В трапезе над дверьми образ Спасов большой, писан на красках, перед образом лампада медная, небольшая… в церкви в четырех окошках четыре окончины большие слюдяные; на колокольне 6 колоколов».

    Священник церкви Михаила Архангела Петр Илларионов с прихожанами в прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 20 января 1709 года, писал: «вотчины святейшего патриарха села Белого Раста церковь Божия Архистратига Михаила деревянная, строена тому ныне 26 год, а кровля на той церкви обгнила и есть течи многие, а перекрыть, за скудностью, стало нечем, а как строили в селе Озерецком каменную церковь и того села Белого Раста все приходские люди всякую работу у того строения работали и всякие должные поборы платили и на ту церковь на кровлю по полтине с осмака взяли и просил, чтоб села Озерецкого с деревнями с приходских людей собрать на церковь Божию на крышу кровли тако ж по полтине с осмака». Вследствие сего прошения 21 января 1709 г. из казенного приказа послан указ управителю села Озерецкого Алексею Сурмину, которому велено: «в той кровли церкви Божии учинить вспоможение приходским людям села Озерецкого».

    Село Белый Раст в начале XVII ст. приселок дворцового села Озерецкого Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана. В 1654 г. оно променено из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на патриаршию домовую вотчину Каширского уезда и того же года выдана патриарху Никону жалованная грамота на владение этим имением. В приселке Белом Расте находилось в 1678 г. 16 дворов крестьянских, в них 79 человек, 10 дворов бобыльских, в них 26 человек, 3 двора плотничьих, с 9 человеками; в 1704 г. - 45 дворов крестьянских. В 1722 г., по именному указу и по приговору Св. Правительствующего сената, село Белый Раст пожаловано преосвящ. Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому.

    Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

    Московская обл., Дмитровский р-н, с. Белый Раст, д. 110.

    Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в селе Белый Раст существовала еще в XVII веке и была деревянной. В то время село было приписано к дворцовому селу Озерецкому. В 1654 году эта местность была передана в вотчину Патриарху Никону.

    Во второй половине XVII века деревянная Казанская церковь сгорела. На ее пепелище была обретена икона «Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех». В честь этой иконы и был назван новый деревянный храм, который был построен недалеко от того места. Где находился прежний. Эта церковь не сохранилась.

    Ныне существующая каменная церковь в честь Михаила Архангела построена на средства прихожан в 1880 году по проекту В.И. Соколова с элементами классицизма и неорусского стиля. Храм завершается компактным патиглавием и через небольшую трапезную соединяется со стройной многоярусной колокольней.

    В главном приделе особое внимание привлекает резной беломраморный иконостас. Он поражает своей тонкой резьбой и благородством форм великолепного образца русско-византийского стиля. История его появления в храме удивительна. Незадолго до взрыва Храма Христа Спасителя в Москве местные жители собирали в окрестностях села зерно, продали его и на вырученные деньги в Москве под видом камня купили один из иконостасов Храма Христа Спасителя. На телегах камни привезли в Белый Раст.

    В церкви сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая, конечно же, «Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех», найденная на пепелище первого храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского, и, напротив, на столпе – икона Пресвятой Богородицы. Считается, что обе иконы так же попали в церковь из Храма Христа Спасителя.

    В этом же престоле, в киоте, находится деревянная фигура «Христа в темнице». Характерная для русского севера резная скульптура выглядит удивительно и непривычно в стенах подмосковного храма. Предположительно, она была привезена из Царского Села.

    В советское время церковь не закрывали. Во время Великой Отечественной войны здесь проходят тяжелые бои. Восточная стена церкви бала разрушена разорвавшимся снарядом. В пятидесятые годы ее восстановили.

    В церкви и по сей день совершаются регулярные богослужения.

    Настоятель храма - протоиерей Василий Шпак.

    Источник - издание "Святыни земли Дмитровской".

    Церковь Михаила Архангела в Белом Расте 18,6 км на север от Химок - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.