Анализ произведения булгаков зойкина квартира краткое

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Зойкина квартира»

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что её постановили уплотнить — у неё шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь — шестнадцать саженей. Зоя даёт Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продаёт Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции — сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел даёт ему ещё и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвящённая во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовёт Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоём, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет её, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует её услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, даёт ему место администратора в своём деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьёт на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убеждён, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у неё очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причём Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж — там у неё жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнажённой натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем — Херувим, принёсший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовёт Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищён тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов даёт ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своём скором приходе, довольный Аметистов зовёт Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается её зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин — делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздаёт деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев… свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живёт, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает её лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии — он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, даёт трубку, зовёт Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовёт Павла и идёт за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой тёмной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»

Майским вечером, овдовевшая Зоя Денисовна Пельц, одевается перед зеркалом. К ней приходит Аллилуя, председатель домкома, с предупреждением, что ее шесть комнат хотят уплотнить. Зоя приносит бумагу, где ясно написано, что ей разрешено открыть мастерскую для пошива и школу. Для того чтобы Аллилуя похлопотал за нее, она дает ему приличную взятку. Он согласен отстаивать остальные комнаты Зои.

В комнату входит любовник Зои – Павел Федорович Обольянинов. Сегодня он себя чувствует отвратительно, и Зоя отправляет горничную Манюшку к китайцу, у которого имеется достаточное количество морфия. Обольянинов является частым клиентом китайца Газолина. Получив дозу, которую принес помощник Газолина – Херувим, Павел приходит в чувства. Он благодарен ему и хорошо оплачивает его работу. Он обещает его всегда так вознаграждать, если тот будет приносить морфий ему каждый день.

Зоя ставит в известность о своих делах Павла, а Манюшка, которая уже обо всем уведомлена, отправляется в магазин, забывая закрыть дверь. В этот момент в дом проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Подслушав разговор, кузен все сразу понимает. Он прибегает к шантажу, потому что ему негде жить.

Осень. В Зоиной квартире, которая стала напоминать мастерскую, висит на стене портрет Маркса. Швея что-то шьет, какие-то дамы пришли на примерку. Вскоре в доме остаются лишь Аметистов и Зоя. Разговор завязывается об Алле Вадимовне. Им нужна она для ночной смены, к тому же прекрасная Алла задолжала прилично денег Зое.

Аметистов с Манюшкой ожидают Гуся, который спонсировал «ателье», он снимает со стены Маркса и вешает обнаженную натуру. Павел приходит в комнату к Зое, а вскоре Херувим приносит кокаин Аметистову. Наконец-то своим присутствием почтил Гусь, которого встречает шикарно одетая Зоя. Его знакомство с Аметистовым затягивается: они долгое время пьют шампанское и восхищаются моделями целый вечер.

Аллилуя заявляет, что каждую ночь в их доме играет музыка, однако Аметистов подкупает его и тот уходит, замяв дело. Херувим просит Манюшку поехать с ним в Шанхай, но она ему отказывает, и он пытается ее зарезать. Решив ее оставить в живых, он ее отпускает. Убежав на кухню, приходит Газолин и также делает предложение Манюшке, но в этот момент возвращается Херувим. Китайцы продолжительное время сорятся. Херувим сбегает и приходит комиссия из Наркомпроса, которая находит спрятавшегося Газолина в шкафу и картину на стене.

Гусь узнает о том, что любимая женщина, его любовница Алла, работает в публичном доме. Она признается, что ни когда его не любила. Херувим убивает Гуся ножом, он усаживает его в кресло, зовёт Манюшку и забирает деньги. Аметистов находит труп и также скрывается, взломав шкатулку Зои. Когда труп обнаруживает Зоя, она зовет на помощь Павла и собирается забрать деньги, которые лежат в шкатулке, но их там не оказывается. Они убежать не успевают, их задерживает комиссия из Наркомпроса и Газолин. Скоро все проясняется: Зоя пытается объяснить, что Гуся убили китайцы, Аллилуя все рассказывает о Зоином доме, а она сдает его, как взяточника.

Действие происходит в 1920-е гг. в Москве. Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К"ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что ее постановили уплотнить - у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь - шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продает Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции - сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел дает ему еще и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвященная во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовет Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоем, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет ее, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует ее услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место администратора в своем деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело. Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убежден, что она согласится. Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причем Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж - там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнаженной натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем - Херувим, принесший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовет Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищен тем, как поставлено дело. Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своем скором приходе, довольный Аметистов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается ее зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин - делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке. Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиноче- стве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев... свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает ее лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии - он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»

Зоя берет в помощники мошенника Аметистова, а также экс-дворянина Абольянинова, который влюблен в хозяйку квартиры. Мечта главной героини - скопить денег, чтобы уехать из России. Она грезит Францией. Первое время бизнес развивается весьма успешно. У Зои появляются постоянные клиенты - один из них коммерческий директор треста тугоплавких металлов по имени Гусь-Ремонтный.

Оказывается, что между ними была давняя и крепкая связь, которая в конечном счете приводит к трагедии. Таково краткое содержание пьесы Булгакова "Зойкина квартира".

Место действия

Время действия пьесы - 1920-е годы. События происходят в Москве. Первый акт разворачивается в мае. Об этом указывает сам Булгаков на страницах своего произведения.

Второй и третий акты намечены на осень. Между ними проходит три дня.

Завязка сюжета

Теперь познакомимся подробнее с кратким содержанием "Зойкиной квартиры". Первая сцена начинается вечером в мае. Главная героиня - 35-летняя вдова по имени Зоя Денисовна Пельц. Она собирается перед зеркалом. К ней в гости наведывается председатель домкома Аллилуя, который предостерегает о предстоящем уплотнении. Тут мы видим, что она сталкивается с такими же проблемами, что и персонаж другого знаменитого произведения Булгакова - Филипп Филиппович Преображенский.

У Зои Денисовны шесть комнат. Чтобы сохранить их, она предоставляет председателю домкома разрешение на открытие пошивочной мастерской на дому. В этом случае вопрос об уплотнении можно будет отложить, потому что она теперь не только живет, но и работает в своей квартире.

В конце Аллилуя получает взятку и обещает постараться отстоять и остальные комнаты главной героини.

Визит любовника

Обольянинов плохо себя чувствует, поэтому Зоя отправляет свою прислугу за морфием. После укола Обольянинов оживает. Помощники горничной Зои щедро платят китайцу и обещают не обижать его, если он будет каждый день поставлять качественный морфий. А Зоя нанимает одного из людей наркоторговца Херувима гладить вещи в ее новой мастерской. Тот уходит обрадованный.

Планы на будущее

Полное представление о произведении позволяет получить краткое содержание. В "Зойкиной квартире" Булгаков Михаил описывает разговор главной героини с Обольяниновым о планах на будущее. При этом она отправляет Манюшку в лавку за пивом. Та, убегая, забывает запереть дверь, и в квартиру попадает кузен Зои, жулик и шулер Аметистов.

Он подслушивает весь разговор, быстро догадываясь, что под мастерской, которой нужен администратор, они имеют в виду дом свиданий.

Зоя удивлена и поражена визиту своего родственника, потому что она была уверена, что его несколько лет назад расстреляли в Баку. Ему негде жить, поэтому он шантажирует ее подслушанным разговором, вынуждая позволить ему остановиться. Зоя в результате соглашается, назначает его администратором и прописывает у себя в квартире.

Второе действие

Второе действие пьесы "Зойкина квартира", краткое содержание которой приведено в этой статье, разворачивается уже осенью. В квартире Зои внешне настоящая швейная мастерская. На стене для благонадежности висит портрет Маркса. Работает швея, дамы примеряют одежду, тут же и закройщица. Когда посетительницы и работницы расходятся, в мастерской остаются только Аметистов и Зоя. Они обсуждают красотку Аллу Вадимовну, которая необходима для некоего ночного мероприятия. К тому же Алла должна Зое денег, поэтому Аметистов убежден, что она согласится.

Вскоре появляется и сама Алла. Она признается, что ей нечем отдавать долг. Зоя предлагает ей начать работу в ее доме свиданий. За это обещает простить долг, платить жалованье, да еще достать визу за четыре месяца. Алла решается, так как остро нуждается в деньгах для отъезда в Париж, где ее ждет жених.

Визит Гуся

Один из ключевых моментов краткого содержания "Зойкиной квартиры" - визит Гуся, состоятельного коммерческого директора треста тугоплавких металлов, к приходу которого все тщательно готовятся. Вместо Маркса на стене появляется изображение обнаженной девушки, да и все помещение быстро преображается.

Павел играет на рояле, Херувим приносит кокаин, приходят дамы для работы в доме свиданий. Гуся встречает сама Зоя, которую он просит показать новых парижских моделей. Его всячески ублажают и угощают, он восхищен тем, как поставлено дело.

Третье действие

Михаил Булгаков в "Зойкиной квартире" третье действие начинает с того, что Аллилуя вновь заявляется к главной героине с жалобами от других жильцов на то, что к ним по ночам постоянно ходят гости и играет громкая музыка. Получив взятку, довольный удаляется. О своем скором визите всех оповещает Гусь. Довольные тем, что обрели постоянного клиента, Аметистов и Павел отправляются в пивную.

Оставшись наедине с Манюшкой, китаец Херувим предлагает ей уехать отсюда в Шанхай, где он сможет заработать много денег. Манюшка, которой Херувим нравится, начинает его дразнить, говорить, что может выйти замуж за другого. Ревнивый китаец пытается ее убить, но, успокоившись, объявляет, что делает ей предложение.

В этот момент заявляется Газолин с той же целью - просить Манюшку выйти за него. На этой почве между азиатами происходит конфликт. Остановить очередной скандал удается заявившейся комиссии из Наркомпроса. Они видят на стене голую женщину, обнаруживают в шкафу Газолина, который прячется от Херувима, он и рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум. Сделав для себя определенные выводы, члены комиссии уходят.

Развязка пьесы происходит ночью в разгар бурного веселья. Один Гусь печалится, чтобы хоть как-то утолить тоску, он швыряется деньгами направо и налево. В это время он встречается с Аллой, которую считал своей невестой, а теперь выясняется, что она работает в публичном доме. Гусь и Алла ругаются, последняя убегает, а герой в недоумении, что ему делать дальше. Ведь он ее любит.

Его успокаивает только Херувим, однако, оказывается, что им движут темные мысли. Внезапно он закалывает Гуся и забирает его деньги. После этого зовет Манюшку и они вместе скрываются. Труп богатого гостя обнаруживает Аметистов. Он быстро оценивает масштаб катастрофы, взламывает шкатулку со сбережениями Зои и тоже сбегает.

Зоя, найдя убитого Гуся, тоже пытается скрыться, но оказывается, что все ее деньги пропали, а на выходе из квартиры она сталкивается с комиссией из Наркомпроса. Помимо трупа, обнаруживается уйма пьяных гостей и девушки развратного поведения. Появившийся тут как тут Аллилуя заявляет, что давно подозревал, что в этой квартире творятся темные дела. Тогда Зоя рассказывает, что в кармане у домкома еще лежит взятка, которую он утром получил от нее. В результате задерживают абсолютно всех.

Финальную фразу пьесы произносит Зоя. Она говорит: "Прощай, прощай моя квартира!".

В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

Хозяйка "нехорошей квартиры" Зоя - молодая вдова, которая старается сохранить свой уровень жизни в тяжелых послереволюционных условиях. Конечно, Зою собираются "уплотнить", то есть вселить в ее квартиру нуждающихся в жилплощади. Хозяйка заявляет, что открывает мастерскую по пошиву вещей. Впрочем, не обходится без взятки...

Кстати, квартира вовсе не сразу стала "нехорошей". Неблагонадежности ей добавил, например, родственник Зои - Аметистов, которого (она думала) расстреляли. Однако живой и бодрый он шутит, мол, разве нельзя после расстрела явиться в гости. Жить он собирается на квартире у Зои, чему та не очень рада, но он тут же берет все в свои руки, так как обладает своеобразной предпринимательской жилкой, а проще говоря, он еще тот махинатор.

Кроме того, Зои на квартире водятся наркотики, она покупает их у жулика-китайца для своего страдающего любовника. У горничной Манюшки, которая и приносит наркотики, начинается роман с помощником китайца - Херувимом.

Скоро квартира Зои становится похожа на образцовую мастерскую. Тут даже портрет Маркса на стене. Однако вкусы ее клиенток ближе к французской, а не советской моде. В тяжелых условиях женщинам нечем платить модистке. Например, Алла просит простить ей долг. (Заплатить она даже могла бы, но деньги понадобились для отъезда к жениху - в Париж.) На это ей предлагают работу манекенщицей. Вот только на вечерних показах. Клиентке приходится согласиться. Для вечерних показов комната меняется до неузнаваемости. Портрет идеолога меняют на изображение обнаженной натуры, к примеру. Домкому, конечно, донесли быстро, что в этой квартире ночами шумно (даже музыка играет) и люди приходят странные. Но опять взятка решает все!

После долгих ссор и примирений Херувим делает горничной предложение. Но нужны деньги... Тем временем Алла выходит на подиум. И ее видит собственный любовник - Гусь. Скандал, он обзывает модель, заявляет, что Зойкина квартирка - публичный дом. Алла шокирована, вот только с Гусем она и так собиралась порвать, чтобы уехать во Францию. И вот Гуся грабит и убивает Херувим. Они с шокированной Манюшкой убегает. Аметистов находит труп, ворует деньги у Зои и тоже сбегает. Зоя не успела сбежать, ее остановила подоспевшая проверочная комиссия. Зоя трогательно прощается с квартирой.

Пьеса учит не строить махинаций, слишком уж это опасно - для всех.

Картинка или рисунок Зойкина квартира

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Толстой Алексей Константинович

    Толстой Алексей Константинович – известный романист, который по красоте своих произведений ничуть не уступает своему литературному тёзке. Помимо романов, писатель создал несколько научно-фантастических рассказов, а также повестей.

  • Краткое содержание Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи

    Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».

Михаил Афанасьевич Булгаков - человек навсегда "отравленный" театром. Сам писатель прекрасно осознавал этот неоспоримый факт. Яркий и точный образ возник в «Театральном романе»: главный герой Максудов, написавший свою первую пьесу для театра, привязан к нему до конца своих дней "как жук к пробке". И неприятно, и несвободно, а улететь невозможно. Судьба Максудова сильно напоминает судьбу самого Булгакова. Его «Театральный роман» явился документом минувшей театральной эпохи. Все персонажи романа имели реальные прототипы в театральной Москве. Зло, едко Михаил Афанасьевич высмеял мир Мельпомены. Со всей его фальшью, злоязычием, интригами. Дав достойный талантливого писателя ответ театру, Булгаков занял своё собственное место в русской драматургии.

Д раматурги бывают двух видов. Первые чувствуют, ощущают театр как материю. Понимают, что делать с этой материей. Их драма - для сцены. Законы сцены и зрительского восприятия открыты для таких драматургов. Вторая категория занимается так называемой "литературной драмой". У этих больше времени на литературу и меньше шансов получить невроз. Ведь они не присутствуют ни на читках, ни на репетициях, не ругаются с диктатором-режиссёром - словом, не имеют к театру никакого отношения, кроме своего имени на титульном листе пьесы. Булгаков относится к первым. Его пьесы - мастерски выполненные произведения по всем законам драмы. Кажется, что все необходимые категории математически выверены автором. Но страсть Булгакова к мистификациям, фокусам, превращениям приводит драматурга к созданию очень театральных, эффектных, "фокуснических" пьес. Непременный атрибут его драматургии - призрачное, фантасмагорическое пространство. Пространство, которое может в любую минуту трансформироваться. Образ свечи как символа тайны жизни, судьбы, человеческой души преследует Булгакова постоянно. Время действия в пьесах - часто ночью. Именно ночью совершаются чудеса и происходят ужасные преступления. Ещё один почти постоянно "кочующий" из пьесы в пьесу образ - вьюга, метель. Символ смятения в умах, в душах. Смятенное время, смятенная эпоха. И наконец - часы. Они то бьют, то останавливаются, но всё время присутствуют в поле нашего зрения. Знак истории, мгновенности человеческой жизни.

Не очень жизнерадостный драматург нарисовался, если разобраться в символике его пьес. Ночь, часы, метель… Как будто и не было блистательного фельетониста и острослова Булгакова. Действительно, булгаковская драма подчас мрачна и безысходна.

Пьеса «Зойкина квартира» самая фееричная, смешная и язвительная одновременно. Булгаков здесь выступает в качестве журналиста-публициста, который остро чувствует все знаки и приметы своего времени и эпохи. Кроме того, «Зойкина квартира» - самая московская пьеса. В ней - булгаковская Москва, которую автор ненавидел и обожал до одурения. Москва, которой он упивался и воздух, атмосферу которой он так лирично и пронзительно передал в «Мастере и Маргарите».

Атмосфера

В первой же ремарке - лихорадочный, напряжённый ритм московской жизни. "За окнами двор огромного дома играет как страшная музыкальная табакерка.

Шаляпин поёт в граммофоне - «На земле весь род людской».

«Вечерняя Москва - газета».

Трамваи гудят, гудки. Оркестр играет весёлую польку".

Москва - разноголосая, пёстрая, вульгарная. Всё несётся с бешеной скоростью - не прекращается круговерть судеб, событий, лиц. В этом городе всё может приключиться: именно здесь и должно появиться Воланду, а огромному чёрному коту догонять трамвай. Атмосфера «Зойкиной квартиры» - атмосфера столицы в период НЭПа. Читатели попадают на "пир во время чумы". Люди того времени, взвинченного, истеричного, осознавали, что лихорадочное веселье - не на века. Их лозунг: "Лови мгновение". Каждый рвал с корнем цветы удовольствий. В «Зойкиной квартире» перед нами Москва, раскрашенная в фантастические цвета (вспоминается оранжевая блуза Маяковского), слышатся звуки, ощущаются запахи. В этой пьесе - сам воздух 20-х годов.

Пространство

И для прозаика, и для драматурга Булгакова пространство имеет особое значение. Он любит играть с ним, творить из него чудеса. Призрачное, готовое к перевоплощению пространство характерно для его драматургии в принципе. Два акта из трёх разворачиваются в квартире Зои Пельц. Второй акт - в "мерзкой комнате" - магазине китайца Газолина. Там торгуют опиумом. Однако квартира Зои - не замкнутый и обособленный мир. Она напоминает стеклянный аквариум. В ней как будто не существует никаких стен. Город врывается в квартиру и на протяжении всей пьесы даёт о себе знать. То музыкой из соседних окон. То гудками автомобилей. То замысловатым калейдоскопом посетителей этих апартаментов. Зойкина квартира и есть сама Москва. Такая же скандальная, шумная, разъярённая. Получается, что внесценическое пространство Москвы становится как бы сценическим. Материальные знаки внешнего мира - звуки, голоса наполняют квартиру Зои, становясь её частью. Пространство квартиры так же иллюзорно и лживо, как и всё в этом бесноватом городе и мире. Перед нами обманка, фантасмагория, мираж. Здесь и происходят разного рода "волшебные" превращения. Квартира богатой барыни становится швейной мастерской. (Ремарка: "Гостиная в квартире Зои превращена в мастерскую. На стене портрет Карла Маркса. Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов. Швея трещит на машинке. Волны материи".)

Конечно, мастерская - всего лишь искусная декорация. Ведь ничего истинного в призрачном мире быть не может. Просто Зоя решила заработать денег, устроив из своей квартиры бордель. Прикрытием "весёлого дома" и должна стать мастерская. Вечером же, легко и непринуждённо, по велению волшебной палочки, мастерская превращается в публичный дом. Аметистову достаточно влезть на лестницу и снять портрет Карла Маркса: "Слезайте, старичок, нечего вам больше смотреть". Вот она, волшебная палочка: портрет Карла Маркса на стене заменяет картина обнажённой женщины. Херувим зажигает китайский фонарь и дымит курением. В этом тумане разыгрываются небольшие сценки: "Обольянинов у рояля. Играет печальное. Открывается освещённая эстрада и на ней появляется Лизонька в зелёном туалете. Изображает замерзающую девушку. Херувим сыплет на неё снег". Тут-то и начинается настоящий праздник, бесовской, сумасшедший. Не напоминает ли это сцену бала у сатаны из романа «Мастер и Маргарита»? Ведь и в романе, подобно жилплощади Зои Пельц, нехорошая квартира № 50 становится местом торжеств бесчисленных слуг сатаны. Вечер в квартире Зои - время новых (советских) хозяев жизни. Они теперь заказывают музыку. Первые красотки на подиуме - к их услугам. Хозяева могут купить всё.

В театрализованном пространстве квартиры Зои Денисовны существует ещё одно, особое пространство. Это шкаф. Шкаф в квартире Пельц - нечто вроде ящика фокусника. В злосчастном шкафу действительно пропадают и появляются люди. Для Аллилуи появление Зои из шкафа: "Аллилуя, вы свинья", - неожиданный сюрприз. Для Зои и Газолина шкаф - пространство зазеркалья, где можно исчезнуть, спастись, раствориться. Херувимчик ужасно удивится, когда обнаружит, что Газолин, запертый им, таинственным образом исчезает из шкафа. Там хранится "ослепительная гамма туалетов" для "моделей". Эти великолепные платья так напоминают о далёкой и красивой парижской жизни, что когда Зоя распахивает двери шкафа, её посетительница ахает от восхищения и желания унестись из этого постылого города в Париж.

"Зоя: Весной вы увидите Большие бульвары. На небе над Парижем весною сиреневый отсвет, точь-в-точь такой. (Выбрасывает из шкафа сиреневую материю)". Бездонный шкаф - это и Париж, и Ницца, счастье и смех.

Ремарка

Авторские ремарки в «Зойкиной квартире» - короткие исчерпывающие реплики. Каждое слово попадает в цель. Ничего лишнего. Ремаркой автор задаёт и звуковую партитуру пьесы. А пьеса получается очень музыкальная. Постоянно играют на рояле, доносятся полька, фокстрот. Слышатся звуки романсов. Тревожный гул становится фоном пьесы. "Трамвай гудит. Гудки". Этой разорванной фразой в начале пьесы автор задаёт бешеный темп целой драме. Герои «Зойкиной квартиры» не просто выходят на сцену. Они либо "появляются", либо "стремительно исчезают", либо "упархивают". А во втором акте несколько раз упоминается о том, что Аметистов "пролетает" по сцене. Булгаковские ремарки настолько хлёстки, что их можно сравнить с яркими, точными ударами кисти экспрессиониста, который одним мазком способен передать нужную эмоцию, нерв, воздух.

Театр в театре

Излюбленным приёмом Булгакова-драматурга был "театр в театре". На этом приёме построена пьеса «Кабала святош». А что как не представление разыгрывают пред нами Зойка и Аметистов? Блестящее, искусное. С переодеваниями и эффектами. Они - режиссёры-профессионалы. Им послушно повинуются актеры, они творят свой собственный мир и действительность. Творят такими, какие нужны им в данный момент. А сама пьеса оказывается спектаклем, срежиссированным драматургом. Каждый акт погружается во тьму. Каждый акт - это отрезок времени, избранный Булгаковым и выхваченный им ярким лучом прожектора. Хоть и задано в начале пьесы реальное, историческое время, тем не менее время в пьесе существует по театральным законам.

Герои

Булгаков вообще насквозь театрализовал своё произведение: персонажи «Зойкиной квартиры» напоминают маски. Автору не нужна психология и он не исследует душевные движения своих героев. Булгаков в этой пьесе - шаржист. Каждый персонаж - публицистический набросок. Такими шаржами являются китайцы Газолин и Херувимчик. Фактически в ожившие комиксы превращены клиентки мастерской Зои. Так и видишь их толстые зады, колготки со стрелками, кокетливые шляпки и непременные папироски в зубах. А Зоин сообщник Аметистов? Он появляется чёрт знает откуда, выныривает из небытия. Рассказывает о Киеве, о Петлюре, ещё о чём-то... Аметистов, как и сама квартира Зои, постоянно меняет очертания: то он старый разухабистый друг Зойки, то приказчик в мастерской, то соблазнительный сутенёр. У этого персонажа множество масок, истинного лица его мы так и не увидим. Занесла его нелёгкая в Москву - так почему бы не поживиться в этом городе! В финале наш герой сумеет просочиться сквозь пальцы и растворится в воздухе, как памятный нам по другому булгаковскому произведению клетчатый человечек на Патриарших прудах. Ушёл туда, откуда появился, - чёрт знает куда!

Жанр

Доведены до гротеска характеры "героев нашего времени". Их маскарадность, возможно, объясняется тем, что все они - люди без прошлого, появившиеся неизвестно откуда. Без корней, без собственной истории - ловцы фортуны здесь и сейчас. И знать об их прошлом не нужно: перед нами готовые характеры. Но Булгаков высмеял не только сегодняшних хозяев жизни. Обольянинов - любовник Зои - потомок старинного дворянского рода. Он и по-французски говорит, и запахи изысканные ценит. Однако жалки и смешны его терзания о потерянной России, демонстрация тонкой душевной организации, желание забыться с опиумом и хорошим коньяком. Перо Булгакова будто срисовывает острую карикатуру из «Известий» или с красочного плаката с лозунгом Маяковского. Обольянинов - карикатура на бездельника интеллигента. А вместе с тем образ Обольянинова - карикатура на культуру декаданса вообще, на её изломанность, болезненность. В этом герое - разоблачение декаданса. Сатирик Булгаков тоже уверен, что "ноги у декадантов не бледные, а как у всех - волосатые".

«З ойкина квартира» - сатирическая комедия-фарс. Фарс в двадцатом веке часто оборачивается трагифарсом. Фарс - это смех с болью, веселье гибнущего. Вроде бы всё кровавое и ужасное случается в пьесе понарошку. В «Зойкиной квартире» не настоящая кровь течёт, а клюквенный сок. Но у Булгакова в фарсе слышна драма, пронзительная, страшная. Недаром квартира Зои временами напоминает жутковатый балаган.

Ремарка: "Херувимчик показывает свои татуировки. Становится странен и страшен". Так и нам становится странен и страшен весь этот мир. А ещё совершенно ясно, что мир этот мгновенен, и скоро он исчезнет так же внезапно, как и появился. Финал пьесы - крах, исчезновение той жизни и того мира. Прощается Булгаков с иронической усмешкой ремаркой: "Мёртвое тело валится к пианино, и играет бравурный фокстрот".

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Аква-Сто», признанного технологического лидера в области инновационного аква-производства. Компания осуществляет изготовление аквариумов , как пресных так и морских, с учетом интерьера вашего помещения, квалифицированное обслуживание аквариумов, консультирование по всем вопросам, связанным с изготовлением на заказ, содержанием аквариума и его экосистемы. Кроме того, компания проектирует и изготавливает другие декоративные водные объекты, а так же предоставляет услуги по изготовлению промысловых аквариумов.