Усадьба стрелец, липецкая область, долгоруковский район. Усадьба стрелец, липецкая область, долгоруковский район Интернет-издание «Православие и мир»

Файл в формате ****. doc превысил размер 24 МВ. Размещен на сайте в исходном и в сжатом виде. Для тех у кого не установлена программа работы с архивами размещаю исполняемый файл который автоматически разархивируется в документ формата WORD в текущую дирректорию.

«Венчает время след……» А.С. Пушкин.

Биографический очерк священников фамилий от А до Я

Саратовской, Самарской, Астраханской епархий Х VIII -ХХ вв.

Александров Александр

Александров Владимир Александрович (*02.10.1870г)

В 1887г окончил курс в Вольском двухклассном городском МНП училище. С 1894г по 1904г учитель церковно-приходских школ (ЦПШ) Хвалынского и Кузнецкого уезда. Учитель Виляевской ЦПШ Кузнецкого уезда. В октябре 1907г рукоположен во диакона и определен на диаконское место к Николаевской церкви села Шемышлейка Кузнецкого уезда. Учитель местной ЦПШ. В марте 1909г рукоположен во священника и перемещен на священническое место к Богородице-Ахтырской церкви села Спасское (Сукино тож) Вольского уезда. В апреле 1917г определен на священническую вакансию к Космо-Дамианской церкви села Кикина Вольского уезда и перемещен к церкви села Юрьевка Вольского уезда. Награды: набедренник 1916г.

Жена Параскева Васильевна (*22.08.1881г)

Александрова Зинаида Владимировна (*10.10.1904г)

(ГАСО Ф. 135 д. 7994 1917г, СЕВ № 41 1907г, № 16 1909г, № 11-12 1916г, № 13 1917г, СКСЕ 1912г)

Александров Александр

Пономарь.

Александров Алексей Александрович (*1834г)

В феврале 1854г исключен по окончании курса в Симбирской семинарии. В марте 1855г определен учителем удельного сельского училища села Хрящевка Ставропольского уезда. В феврале 1856г перемещен на дьяческое место к Спасо-Вознесенскому собору г. Бугуруслан Самарской епархии. В апреле 1858г определен секретарем Бугурусланского Строительного Комитета. В мае 1858г рукоположен во диакона с оставлением на причетнической должности при Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслан.

Жена Екатерина Петровна (*1836г)

Александрова Мария Алексеевна (*1857г)

(ЦГАСО Ф. 32/15 д. 46 1861г)

Александров Александр

Диакон Казанской церкви слободы Елань Аткарского уезда на 1895-1897гг.

(ГАСО СЕВ № 17 1895г)

Александров Дмитрий

Окончил курс в Саратовской духовной семинарии (СДС). В марте 1890г определен на диаконское место к церкви села Широкий Буерак Хвалынского уезда. В 1891г предоставлено священническое место в том же селе.

(ГАСО СЕВ № 7 1890г, № 18 1891г)

Александров Александр

Александров Николай Александрович.

Священник Иоанно-Предтеченской церкви (Красный Крест) г. Саратова на 1895-1896гг.

(ГАСО Краткие сведения о церквях Саратовской епархии 1895-1896гг (КСЦСЕ 1895-1897гг))

Александров Петр

Крестьянин села Варыпаева Аткарского уезда. В январе 1918г временно допущен к исполнению обязанностей заместителя псаломщика при Николаевской церкви села Шихан Вольского уезда.

(ГАСО СЕВ № 4 1918г)

Александров Тимофей (*1816г)

Пономарский сын. По исключении из 2 класса Саратовского духовного училища (СДУ) в 1840г определен в пономаря к церкви села Биклей Саратовского уезда. В 1841г посвящен в стихарь. В 1843г перемещен в дьячка к молитвенному дому села Левинка Николаевского уезда Самарской епархии.

Жена Александра Ивановна (*1820г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г)

Александров Федор

Священник благочинный церкви слободы Успенской (Рудня тож) Камышинского уезда. В январе 1779г осуществил чин освящения деревянной церкви в сельце Покровском, Алмазов Яр Саратовской десятины.

(ГАСО СЕВ № 20 1895г)

Александрийский Александр

Александрийский Дмитрий Александрович (*1807г)

По исключении из высшего отделения СДУ определен в пономаря к церкви на Элтонское озеро Камышинского уезда. В 1824г перемещен в Николаевскую слободу. В 1836г (или 1839г?) перемещен к Казанской церкви сельца Николаевка Николаевского уезда.

Жена Александра Ивановна (*1811г)

Александрийская Елена Дмитриевна (*1831г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г, Ф. 32/17 д. 8 1851г, Ф. 150/1 д. 116а 1858г)

Александровский Семен

Дьячок Борисоглебской церкви села Александровка (Ростовки тож) Сердобского уезда Саратовской губернии на 1859г.

Александровский Степан Семенович (+1891г).

Окончил БДУ. Обучался в СДС с 1871г. Уволен из семинарии из 6 класса с документом об окончании полного курса семинарских наук по 2-му разряду в 1877г. Священник Богородицкой церкви сельца Новоникольское Сердобского уезда Саратовской губернии. В 1883г утвержден катехизатором на 1884г по 3 округу Сердобского уезда. Награды: набедренник 1888г

Александровский Сергей Степанович (*1885г+14.12.1937г).

Родился в селе Гривки Сердобского уезда Саратовской губернии. Обучался в Саратовском духовном училище с 1895г. Обучался в Саратовской Духовной Семинарии с 1900г. На епархиальной службе с 1907г. Священник Введенской церкви села Анастасьино Аткарского уезда с 1909г. В октябре 1912г перемещен к Казанской церкви села Гривки Сердобского уезда Саратовской губернии. Законоучитель. Награды: набедренник 1914г, скуфья 1918г.

Проживал: Б.-Маресевский р-н, с. Красная Поляна.
Репрессирован. Арестован 18.11.1937г. Обвинен в а/с агитации. Приговорен Тройкой 02.12.1937г к ВМН.

Жена Финансова Евгения Алексеевна (*1888г). Дочь священника Михаило-Архангельской церкви села Старо-Заркино Петровского уезда Финансова Алексея Павловича

Александровский Павел Степанович (*1881г+1951г)

Обучался в СДС. В июле 1904г определен на диаконское место к Христорождественской церкви села Власовка Сердобского уезда. В мае 1905г предоставлено священническое место при Введенской церкви села Анастасьина Сердобского уезда. В июле 1907г перемещен к Вознесенской церкви села Карякина Аткарского уезда. Законоучитель Карякинского земско-общественного училища. С 1908г священник Михайло-Архангельской церкви села Свищевка Сердобского уезда. Награды: скуфья 1913г, 1918г.

На 1919г жил в Моршанске. Репрессирован. Сослан в Архангельскую область на лесоповал. После отбытия ссылки вскоре умер.

Жена Сергиевская Лидия Александровна (*1884г+1949г). Дочь священника церкви села Вертуновка Сердобского уезда Сергиевского Александра Георгиевича.

Александровская Анна Павловна

(ГАСО Справочная книга Саратовской Епархии 1912г- (СКСЕ 1912г), СЕВ № 25 1876г, № 25 1877г,№ 26 1883г,№ 20 1888г,№ 25 1891г, № 14 1898г, № 14, 19-20 1904г, № 12 1905г, № 4 1913г, № 9 1914г, №16-18 1918г, (Саратовские Епархиальные ведомости),СДВ№ 30 1907г, № 4, 51 1908г, № 36-37 1912г (Саратовский духовный вестник) Ф.135/1 д. 5705.1905г, Ф. 135/1 д. 8236 1917г, ГАПО Ф. 182/11 д. 155 1859г, Ф. 12д. 5040 1877г, Интернет-ресурсы)

Александровский Андрей

Священник церкви слободы Старо-Хоперской Балашовской округи на 1826-1837гг.

Александровский Иван Андреевич (*1817г)

Обучался в СДС с 1826г. На 1837г воспитанник низшего отделения второго класса.

Александровский Андрей

Священник церкви села Корнеевка Николаевской округи Самарской епархии на 1836-1837гг.

Александровский Кирилл Андреевич (*1827г)

Обучался во 2-м СДУ с 1836г.

(ГАСО Ф. 12 д. 910 1836-1837гг)

Александровский Алексей

Священник церкви села Караваинка Царицынского уезда на 1882-1885гг

Александровская Мария Алексеевна (*24.03.1873г) Обучалась в СЕЖУ с 1882г. На 1884-1885гг воспитанница 2 класса

(ГАСО Ф. 710 д. 33 1884-1885гг)

Александровский Алексей

Безместный священник. В 1875г предоставлено священническое место при церкви села Киселевка Аткарского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 1 1875г)

Александровский Алексей

Безместный священник. В ноябре 1876г предоставлено священническое место при церкви села Черкасское Вольского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 2 1876г)

Александровский Алексей (+1893г)

Заштатный священник села Кленовка Камышинского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 10 1893г)

Александровский Алексей

Священник церкви села Юматовка Саратовского уезда Саратовской епархии. В 1892г уволен за штат.

(ГАСО СЕВ № 15 1892г)

Александровский Иоанн

Диакон церкви села Никифоровка Петровской округи на 1818-1825гг.

Александровский Александр Иоаннович (*1806г)

Обучался в Пензенской духовной семинарии с 1818г. На 1825г воспитанник низшего отделения.

(ГАПО Ф, 21/1 д. 2а 1824-1825гг)

Александровский Александр

Священник церкви села Антиповка Камышинского уезда Саратовской епархии. В марте 1910г перемещен к Дмитриевской церкви села Бабинки Балашовского уезда.

(ГАСО СДВ № 14 1910г)

Александровский Павел

Александровский Александр Павлович (*12.08.1828г +07.11.1906г).

Священник Покровской церкви села Мордовский Карай Балашовского уезда. В 1867г, 1879г утвержден катехизатором по 5 округу Балашовского уезда. В 1870г,1874г,1881г утвержден Духовником 5-го округа Балашовского уезда. Законоучитель. В ноябре 1891г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Мордовский Карай. В сентябре 1901г уволен за штат. Награды: набедренник 1874г, камилавка 1878г, благословение Св. Синода без грамоты 1892г, наперсный крест 1895г, орден св. Анны 3-й степени 1900г.

(ГАСО СЕВ № 11 1867, № 12 1870г,№7, 8 1874г,№ 19 1878г, № 36 1879г, № 24 1881г, № 3, 23 1891г,№ 4 1892г, № 10,22 1895г, № 19 1904г,№ 10 1900г, № 18 1901г, № 18 1902г, № 19-20 1904г, СДВ № 5 1907г, «Краткие сведения о церквях Саратовской Епархии, существующих при них причтах и прихожанах 1895-1896гг.»(КСЦСЕ 1895-1896гг, МРНП 2012г Д.Н.Шилов)

Александровский Александр

Священник церкви села Большой Карай Балашовского уезда на 1868г.

(ГАСО СЕВ № 12 1870г)

Александровский Павел

Александровский Александр Павлович (*1882г)

Окончил СДУ. Учитель школы грамоты. В мае 1901г определен на псаломщическое место к церкви села Петропавловка Сердобского уезда.

(ГАСО СЕВ № 18 1901г, СКСЕ 1912г)

Александровский Алексей

Священник слободы Рудни Камышинского с….1867г. В 1874г резолюцией Его Преосвященства отрешен от настоящей должности.

Александровский Александр Алексеевич (*12.08.1867г).

Обучался в СДС с 1883г. В июле 1889г уволен со свидетельством об окончании полного курса семинарских наук. В сентябре 1889г определен на диаконское место к Троицкой церкви Посада Дубовка Царицынского уезда. В марте 1890г предоставлено священническое место при церкви села Кленовка Камышинского уезда. В ноябре 1894г утвержден в должности помощника благочинного 3 округа Камышинского уезда. В марте 1895г перемещен на священническое место к Иоанно-Предтеченской церкви г. Саратова и утвержден в должности законоучителя во 2 начальном училище. В августе 1898г утвержден в должности законоучителя Саратовских городских начальных 5-го мужского и 9-го женского училища. В октябре 1901г утвержден в должности законоучителя воскресной школы для взрослого мужского населения при 5-м мужском начальном училище и во младших параллельных классах второго женского начального училища. На 1902г законоучитель священник городского мужского начального училища (по адресу: 5-е угол Шелковой и Жандармской улицы городской дом) Солдатско-Слободской одноклассной церковноприходской школы (Солдатская слободка). В 1902г уволен от заведования местной церковно-приходской школы. В ноябре 1906г поручено преподавание Закона Божия в 9-м женском начальном училище г. Саратова и назначен законоучителем во вновь открытом одноклассном начальном смешанном училище в приходе Саратовской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1895г, 1896г, 1898г, 1904г,1906г,1908г назначался на произнесение очередных проповедей при Саратовском кафедральном соборе. В 1907г утвержден в должности законоучителя трех отделений 7-го смешанного начального училища Воскресной школы для взрослых при 5 мужском училище.

Жил в доме церкви Красного креста. В июле 1915г перемещен на священническую вакансию к Сергиевской церкви села Малая Сергиевка Балашовского уезда. Награды: набедренник 1901г, скуфья 1913г.

Жена Екатерина Николаевна (*11.11.1869г)

Александровская Евгения Александровна (*1891г)

Александровская Евгения Александровна (*11.02.1893г)

Александровский Владимир Александрович (*22.07.1894г)

Александровская Мария Александровна (*03.01.1897г)

Александровская Лидия Александровна (*01.03.1901г)

Александровский Николай Александрович (*27.07.1902г)

(ГАСО АКСГ 1898г,1902г,КСЦСЕ 1895-1896гг, СЕВ 1870г, № 16 1874г, № 14 1884г, № 13 1886г, № 13 1888г, № 13, 19 1889г,№ 8 1890г, № 23 1894г,№ 7, 23 1895г, № 22 1896г, № 19,23 1898г, № 17 1900г, № 10, 21 1901г, №8, 10 1902г,№ 15, 23, 24 1904г, № 4 1913г, № 22-23 1915г, СДВ № 1, 7 1906г, № 41 1907г, №1, 3 1908г, Ф 135. д. 9115 1897, 1898г, 1899г, Ф. 135 д.9132 1912г)

(Александровский) Иван

Священник. На 1815г умерший.

Жена Мария Васильевна (*1745г)

Александровский Александр Иванович (*1773г)

Священник Успенской церкви посада Дубова Царицынского уезда на 1806-1822гг.

Жена Татьяна Петровна (*1776г)

Александровский Петр Александрович (*1796г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Илья Александрович (*1798г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Алексей Александрович (*1812г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Иван Александрович (*1805г)

Александровский Федор Александрович (*1807г)

Александровская Мария Александровна (*1809г)

Александровская Ольга Александровна (*1813г)

(ГАСО Ф. 28 д. 192 1815г, ГАВО Ф 289/1 д.8 1806г, Ф 289/1 д. 12 1814г, Ф 289/1 д. 13 1815г, Ф 289/1 д. 19 1822г)

(Аленев) Федор.

Аленев Александр Федорович (*1782г)

Диакон Успенской церкви Посада Дубова Царицынской округи Пензенской епархии Саратовской губернии на 1815-1819гг. На 1837г умерший.

Жена Надежда Михайловна (*1784г)

Аленева Алимпиада Александровна (*1807г)

Аленева Агрипина Александровна (*1813г)

Александровский Николай Александрович (*1810г).

Александровский Василий Александрович (*1819г+16.08.1862г) Обучался в КДУ с 1831г. На 1837г воспитанник высшего отделения. Диакон Успенской церкви Посада Дубовка Царицынского уезда с…. 1847г.

Жена Елена Александровна (*1822г)

Александровский Павел Васильевич (*1845г).

Александровский Кирилл Васильевич (*01.03.1848г+22.08.1848г)

Александровская Мария Васильевна (*01.01.1858г)

Александровский Виктор Васильевич (*09.11.1859г)

(ГАСО Ф. 135/1 д. 10019 1847-1848гг, Ф. 28 д. 192 1815г, Ф. 12 д. 910 1836-1837гг, ГАВО Ф. 289/ 2 д 33 1848г, Ф. 289/ 2 д 37 1850г, Ф. 289/ 2 д 55 1858г, Ф. 289/ 2 д 57 1859г, Ф. 289/ 2 д. 62 1862г, Ф. 339/48 д. 1 1856-1860гг)

Александровский Василий.

Священник церкви станицы Александровской Царицынской округи на 1835-1837гг.

Александровский Петр Васильевич (*1827г). Обучался в КДУ с 1835г. На 1837г воспитанник второго класса.

Александровский Василий.

Диакон церкви села Поселок Кузнецкой округи на 1829-1837гг.

Александровский Петр Васильевич (*1827г) Обучался в ПДУ с 1836г во 2 классе.

Александровский Стефан Васильевич (*1820г). Обучался в ПДУ с 1829г. На 1837г воспитанник высшего отделения.

(ГАСО Ф. 12 д. 910 1835-1837гг)

Александровский Александр

Александровский Василий Александрович (*1862г)

Окончил курс в духовной семинарии. На епархиальной службе с 1885г. Священник церкви села Бабинок Балашовского уезда с 1910г. Окружной миссионер. Награды: набедренник 1910г, скуфья 1916г.

В семье на 1912г живет мать.

Дети (1 сын и 5 дочерей):

(ГАСО СЕВ № 4, 14 1913г, СДВ № 12,20-21 1912г, № 4, 14 1913г, № 11-12 1916г, СКСЕ 1912г)

Александровский Василий

Заштатный священник церкви села Мордовского Карая Балашовского уезда. В ноябре 1902г определен на должность эконома Балашовского духовного училища. В ноябре 1903г предоставлено священническое место при Казанской церкви села Попова Врага Сердобского уезда. В ноябре 1907г перемещен к Христо-Рождественской церкви слободы Романовка Балашовского уезда. С февраля 1908г назначен заведующим и законоучителем местной воскресной школы и Романовского 2-го земско-общественного училища. В июне 1909г перемещен на 2-ю вакансию к церкви села Антиповка Камышинского уезда.

Александровский Сергей Васильевич. На 1902г обучался в Балашовском духовном училище.

(ГАСО СЕВ № 18, 20 1903г, № 44-45 1907г, №10, 49-50 1908г, № 8, 39-40 1909г)

Александровский Иван

Александровский Василий Иванович (+22.11.1911г).

Учитель Мажновского сельского училища Балашовского уезда. В январе 1887г предоставлено дьяконское место при домовой училищной церкви во имя Казанской Божией Матери в селе Таловке Камышинского уезда. В сентябре 1894г определен на священническое место к Христо-Рождественской церкви села Рыбное Вольского уезда. В феврале 1906г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Лапоть Камышинского уезда. Награды: Архипастырское благословение 1898г, набедренник 1903г.

Жена Любовь. В 1912г назначена пенсия в размере 50 рублей в год из Камышинского казначейства.

Александровская Мария Васильевна. Муж диакон церкви села Чигонак Балашовского уезда Казанский Николай Никифорович.

(ГАСО Ф. 135 д.4679 1897г, СЕВ № 2 ,1887г, № 2 1888г, № 20 1894г,№ 10, 18 1898г,№ 10 1903г, № 18 1904г, № 9 1906г, № 51 1911г, № 40-41 1912г,КСЦСЕ 1895-1896гг).

Александровский Алексей

Александровский Василий Алексеевич

Окончил курс в СДС. В феврале 1885г определен на священническое место к церкви села Репная Вершина Балашовского уезда. В ноябре 1890г перемещен к Успенской церкви села Тростянка Балашовского уезда. В январе 1900г предоставлено священническое место при Михаило-Архангельской церкви в селе Разсказани Балашовского уезда. В сентябре 1901г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Мордовский Карай Балашовского уезда. В октябре 1901г утвержден в должности законоучителя в Мордово-Карайской земско-общественной школе. В феврале 1902г перемещен к церкви села Красное поле Кузнецкого уезда. В марте 1902г уволен за штат. Награды: набедренник 1901г.

Жена Елена Георгиевна (+09.09.1900г)

Александровский Сергей Васильевич.

(ГАСО СЕВ№ 4 1885г, № 23 1890г, №2 1900г,№ 10, 18, 21 1901г, № 6, 8, 1902г, № 18 1903г ,КСЦСЕ 1895-1896гг , МРПН 2012г Д.Н. Шилов)

Александровский Василий

Священник церкви села Гривки Балашовского уезда. Награды: благословение Св. Синода 1866г.

(ГАСО СЕВ № 20 1866г)

(ГАВО Ф. 289/ 2 д. 38 1850г, Ф. 289/ 2 д. 56 1858г, Ф. 289/ 2 д. 58 1859г, Ф. 289/ 2 д. 62 1862г, ГАСО СЕВ № 2, 5 1890г, МРПН 2012г Д.Н. Шилов

С вященномученик Евгений родился в Москве 20 декабря 1892 г. в семье священника Василия Васильева. Получив начальное духовное образование, он поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее ввиду захвата власти безбожниками не успел и продолжил обучение в частном порядке, сдавая экзамены профессорам академии. Евгений Васильевич был рукоположен во священника и через некоторое время назначен настоятелем Успенской церкви в селе Косино Ухтомского района Московской области и помощником благочинного. Дом его был на севере села. Когда он приехал в Косино, жители отметили, что у нового батюшки вещей почти не было, и самым главным в его багаже было фортепиано. Отец Евгений хорошо пел, до семинарии он окончил музыкальное училище. Служил он всегда истово, даже если в храме было только два человека, служил Богу.

В 1936 г. До секретного отдела НКВД стали доходить сведения об увеличении числа паломников в Успенский храм и на Святое озеро. Паломники, отслужив молебен в церкви, шли на озеро, откуда брали воду, и некоторые из них купались. Были часты случаи исцелений, о которых знали как сами верующие, так и священник. Предположив, что все это происходит благодаря активной деятельности настоятеля о. Евгения, власти решили его арестовать. 31 марта 1936 г. Отец Евгений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Следствие располагает данными, что Вы в контрреволюционных целях распространяли ложные слухи о якобы имевших место случаях чудесного исцеления на Святом озере от различных болезней.

– Я не отрицаю, что ко мне в церковь в село Косино приезжали верующие из различных мест, служили в церкви молебны, после этого из церкви уходили на Святое озеро за водой, купались в нем с целью получить исцеления от болезней. В летнее время бывали отдельные дни, когда ко мне в церковь приезжало по 10-15 человек верующих.

Допрошенные свидетели показали, что видели за службой в церкви в селе Косино много приезжих верующих из разных районов Московской области, которые специально приезжали к священнику Евгению Васильеву отслужить молебен и на Святом озере набрать известную целебной силой и помогающую от различных болезней воду. Верующие по окончании церковной службы по указанию священника шли на озеро купаться, пили воду, набирали ее с собой и расходились по домам, рассказывая при этом, что они получили исцеления от болезней, которыми страдали продолжительное время. «Священник Евгений Васильев на мой вопрос, почему он дает указания верующим пить грязную воду из озера, ответил: «Что вы говорите? Это Святое озеро раньше очень почиталось верующими, на озеро приезжало много народу со всех концов, было много случаев чудесных исцелений от различных болезней, и сейчас снова верующие стали приезжать отслужить молебен, набрать воды, а некоторые выкупаться. Я лично знаю несколько человек, которые получили исцеление после купания в Святом озере. Правда сейчас власть очень преследует за это, все приходится делать очень скрытно. В этом году немного стало проще, а то попросту поставили сторожей. До революции на Святое озеро стекалось несколько тысяч богомольцев, среди которых были различные больные, и многие по вере уходили вполне здоровыми. Так и сейчас многие в это лето, помолившись в нашем храме, и выкупавшись в озере, исцелились. Вот вам доказательство того, как еще крепко народ верит в Бога… многие из них обошли все больницы, и пришли сюда».

«В феврале 1936 года, – утверждал свидетель, – священник Васильев пригласил меня из церкви в дом, где в моем присутствии говорил: «Коммунисты и молодежь постановили закрыть нашу церковь и засыпать ее хлебом, но я сумел организовать верующих, и мы снова отстояли наш храм. Конечно, это не надолго, но возможно, Бог смилуется над нами, будет война, и тогда мы отмучаемся от этой проклятой власти». Верующие после окончания церковной службы и молебна по указанию священника Евгения Васильева шли на озеро – купаться, умываться, пить воду, отдельные верующие во время купания пели молитвы, плакали по выходе из озера и распускали слухи, что они исцелились от болезней, чем еще больше привлекали паломничество верующих на Святое озеро. Мне лично священник Васильев говорил, что за лето 1935 года на Святом озере было несколько случаев чудесного исцеления от болезней, и при этом привел пример двенадцатилетней девочки, дочери цыганки, которая была совершенно слепой и впоследствии получила исцеление».

Этих обвинений для властей было достаточно и 2 июля 1936 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило священника к трем годам заключения в исправительно–трудовом лагере. Отец Евгений был выслан сначала в Мариинский лагерь в Новосибирской области, а потом в Хабаровск.

Священник Евгений Васильев скончался 24 ноября 1937 г. В исправительно-трудовом лагере в г. Хабаровске и был погребен в безвестной могиле.

Память священномученика Евгения совершается в день его смерти – 11 (24) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

28 декабря 2012 г. в зале собраний храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова состоялось ежегодное собрание духовенства Саратовской епархии. С основным докладом на собрании выступил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Публикуется в сокращении

Всечестные отцы, братия и сестры!

В этом году впервые проходит Епархиальное собрание Саратовской и Вольской епархии - в тех ее границах, которые были определены в связи с образованием Саратовской митрополии (по решению Священного Синода от 6 октября 2011 года) путем выделения из состава Саратовской епархии двух новых.

Ныне в составе Саратовской и Вольской епархии – приходы в границах города Саратова, Вольского, Воскресенского, Хвалынского, Базарно-Карабулакского, Новобурасского, Балтайского, Петровского, Аткарского и Татищевского районов Саратовской области.

Правящие Архиереи епархий, входящих в состав Саратовской митрополии, регулярно собираются для совершения соборных богослужений и работы Архиерейского совета митрополии. 17 и 19 декабря отмечалась первая годовщина хиротонии Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия и Епископа Покровского и Николаевского Пахомия. Состоялись соборные богослужения в кафедральном соборе во имя Архангела Михаила Балашова и Троицком кафедральном соборе Покровска.

В новых епархиях интенсивно развиваются все виды церковного служения. Строятся храмы, открываются новые приходы. Присутствие новых архиереев, их деятельность дает активный стимул внутренней церковной жизни, что доказывает в очередной раз необходимость и своевременность такой меры, как увеличение количества епархий с разукрупнением ныне существующих.

Статистика

Правящим Архиереем Саратовской епархии в 2012 году совершено 263 богослужения, в том числе 143 литургии.

Совершено 56 за Архипастырских поездок в благочиния Саратовской епархии за пределами областного центра; 10 посещений епархий, входящих в состав Саратовской митрополии.

В Саратовской епархии совершают служение 180 священнослужителей, из них 155 священников и 25 диаконов.

Совершены 19 хиротоний: 8 священнических и 11 диаконских.

Из общего числа священнослужителей: монашествующих – 20 человек, в том числе: игуменов 7 , иеромонахов 9 , иеродиаконов 4 .

Насельниц женских монастырей – 21 (мантийных монахинь – 15 ; рясофорных – 6).

В 2012 году Епархиальным Архиереем совершено 2 монашеских пострига.

Монахиня НЕОНИЛЛА (БОРКОВСКАЯ) в Великую Среду, 11 апреля 2012 года, в храме в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова пострижена в схиму с именем СЕЛАФИИЛА, в честь архангела Селафиила.

25 декабря в Свято-Преображенском мужском монастыре г. Саратова послушник обители, выпускник Саратовской православной духовной семинарии 2011 года ДИОНИСИЙ ТЕРЕЩЕНКО пострижен в монашество с именем ГЕРМОГЕН, в честь священномученика Гермогена Тобольского.

Из других епархий в штат Саратовской епархии поступили 2 священнослужителя:

— протоиерей Святослав ПАРМАКЛИ – перешел из Покровской епархии Саратовской митрополии;

— священник Дионисий ЕЛИСТРАТОВ поступил в штат Саратовской епархии после окончания МДА.

Почислены за штат с правом перехода в другие епархии, согласно поданному прошению, 2 священнослужителя:

— священник Василий ВАСИЛЬЕВ — с правом перехода в Балашовскую епархию Саратовской митрополии;

— священник Владимир КАШИРИН — с правом перехода в Берлинскую епархию РПЦЗ.

Запрещены в священнослужении 2 клирика:

— священник Игорь ПИХТОВНИКОВ запрещен в священнослужении и почислен за штат за самовольное оставление служения;

— диакон Димитрий МИТЯКОВ запрещен в священнослужении за поведение, не соответствующее сану священнослужителя.

Священник Сергий УСТИНОВ был запрещен в священнослужении сроком на 3 месяца. В этом же году прещение снято.

Запрещенный в священнослужении священник Артемий МИТИН извержен из сана Указом Правящего Архиерея Саратовской Епархии № 51 от 11.07.2012 г., согласно решению Церковного суда Саратовской епархии, утвержденному Правящим Архиереем и Святейшим Патриархом КИРИЛЛОМ (резолюция от 07.07.2012 г.)

Отошли ко Господу священнослужители Саратовской епархии:

— священник Владимир СУЧКОВ,

— протодиакон Иоанн СЫЧЕВ

— заштатные клирики священник Андрей ОДИНОКОВ, священник Виктор БОГДАНОВ.

Пропоем им «Вечную память»

Приходы и благочиннические округа

В Саратовской епархии 131 зарегистрированный приход. Кроме них 8 не имеют юридической регистрации (4 тюремных, 3 больничных, 1 храм на кладбище – прав. Лазаря). Действуют 2 мужских и 2 женских монастыря.

Напомню, что в октябре 2011 года было произведено новое деление благочиннических округов. В составе Саратовской епархии 13 благочиний.

1. Центральное благочиние в границах Кировского, Фрунзенского и Октябрьского районов города Саратова; благочинный священник Илия Кузнецов;

2. Троицкое благочиние в границах Волжского района города Саратова, а также следующих муниципальных образований Саратовского района: Вольновского, Дубковского, Расковского, Усть-Курдюмского; благочинный; благочинный протоиерей Сергий Догадин;

3. Петропавловское благочиние в границах Ленинского района города Саратова, а также Краснооктябрьского, Михайловского, Соколовского муниципальных образований Саратовского района; благочинный - игумен Нектарий (Морозов) ;

4. Всехсвятское благочиние в границах Заводского района города Саратова, а также Александровского, Багаевского, Красного Текстильщика, Рыбушанского, Синеньского муниципальных образований Саратовского района; благочинный - священник Александр Домрачев ;

5. Аткарское благочиние в границах Аткарского района;

6. Петровское благочиние в границах Петровского района;

7. Татищевское благочиние в границах Татищевского района - все три округа возглавляет протоиерейДионисий Абрамов;

8. Базарно-Карабулакское благочиние в границах Базарно-Карабулакского района;

9. Новобурасское благочиние в границах Новобурасского района; благочинный двух округов священникНиколай Протасов;

10. Балтайское благочиние в границах Балтайского района; священник Вадим Державин;

11. Вольское благочиние в границах Вольского района;

12. Воскресенское благочиние в границах Воскресенского района; благочинный двух этих округов - протоиерей Алексий Земцов ;

13. Хвалынское благочиние в границах Хвалынского района; благочинным назначен священникВиталий Колпаченко.

Благочинный монастырей Саратовской епархии - игумен Евфимий (Митрюков).

В прошлом году мы пошли на эксперимент, разбив областной центр на 4 отдельные благочинияи присоединив к 3-м из них части Саратовского района. Это связано с тем, что Саратовский район небогат, и содержать там отдельный благочиннический округ, с полноценной структурой, как показал опыт, достаточно сложно. Эта практика обкатывается в течение года. Пока будем сохранять такую структуру.

В то же время я могу отметить, что с созданием в Саратове нескольких благочиний управляемость городских храмов повысилась, и мне хотелось бы поблагодарить всех саратовских благочинных: протоиерея Сергия Догадина, игумена Нектария (Морозова), священников Илию Кузнецова,Александра Домрачева.

Развитие церковной жизни в Саратове продолжается. Наша главная проблема сегодня в областном центре - большие трудности с получением участков земли для строительства новых храмов. Сегодня количество приходов в Саратове, включая монастыри, больничные храмы, приближается к сорока. Почти столько же было до революции в старом Саратове, который был гораздо меньше по своим размерам и количеству жителей. Но для сегодняшнего дня этого, конечно, очень мало. Тем более город растет, строятся новые микрорайоны. Можно привести такие цифры. В свое время Святейший Патриарх Кирилл сказал, что полноценная церковная приходская жизнь возможна там, где приходится один храм хотя бы на 10-11 тысяч человек. Население Саратова составляет 837 тысяч человек. В Ленинском районе проживают почти 270 тысяч человек. На сегодняшний день там действуют всего 7 храмов, из них 2 кладбищенских (причем Лазаря Четверодневного труднодоступен, не может считаться полноценным приходским), один воинский (во имя Илии Пророка), два еще не достроены (во имя Петра и Павла, Трех святителей). То есть по самым оптимистичным расчетам у нас в Ленинском районе один храм приходится почти на 40 тыс. человек, а в целом по Саратову храмов вдвое меньше, чем требуется. Храмов не хватает именно в городах, особенно в областном центре. Это происходит по многим причинам, но одна из важнейших - в Саратове все участки проданы или представляют собой такую коммерческую ценность, что к ним не подступиться. Парадокс российской действительности - то, что у нас самая большая территория, малое количество населения и при этом самая дорогая земля - все равно сохраняется.

Но работа по открытию новых приходов нами ведется, и будет продолжена. Исходя из количества населения в областном центре, здесь должно быть хотя бы 65-70 храмов - для нас это тот минимум, к которому мы будем стремиться. То же самое касается и других городов области. В Вольске зарегистрировано 4 новых прихода, выделено 2 участка под строительство новых храмов, принято решение о возвращении Церкви сохранившихся зданий женского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Я хотел бы со всей серьезностью предупредить отцов благочинных о недопустимости искусственного затягивания строительства новых храмов на вновь получаемых участках в Саратове, Вольске и других городах епархии.

Часть I. Строительство и реставрация храмов

В этом году был совершен чин Великого освящения 2 новопостроенных, 3 полностью восстановленных храмов, 1 придела в восстановленном храме.

14 января было совершено Великое освящение храма в честь Богоявления Господня с. Терса Вольского района . Он был построен в ограде разрушенной церкви, существовавшей в селе до революции.

Строительство началось в 2008 году, с того же времени богослужения совершались в селе в приспособленном помещении.

20 апреля был освящен восстановленный храм в честь Воскресения Христова с. Ивано-Языковка Аткарского района. В советское время в храме был кинозал, потом зерносклад, потом, как и в большинстве сел, здание было заброшено и разрушалось, была разобрана колокольня. Решение о восстановлении храма было принято в 2005 году. Работы шли около 7 лет с помощью благотворителей. Я хотел бы обратиться со словами благодарности к настоятелю храма священнику Сергию Вершкову. Благодаря его активности и неравнодушному отношению к своему служению удалось собрать благотворителей и полноценный живой приход в, казалось бы, безнадежном месте.

11 августа был освящен придел в честь Усекновения главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна в храме в честь Рождества Христова Вольска . Сам храм дореволюционной постройки был возвращен Церкви в 2004 г. Освящением придела было завершено восстановление Христорождественского храма в Вольске, за что я благодарю его настоятеля, протоиерея Александра Ткачева. То, что за последние годы удалось ему сделать – уникально по объему и качеству. Сейчас я ожидаю от отца Александра такой же активности в порученном ему строительстве нового храма.

2 октября был совершен Чин освящения храма во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Кошели Воскресенского района . Храм построен на месте разрушенного в годы советской власти, также посвященного преподобному Сергию. Небольшая деревянная церковь возведена на средства благотворителей - дачников и местных жителей.

22 октября совершено Великое освящение после масштабной реставрации храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова. Все знают драматическую историю этого храма, который впервые был освящен в 1885 году, и который вплоть до начала 1990-х в нашем городе был самым ярким символом поругания Церкви. До сих пор многие помнят это величественное здание в самом центре города с березами вместо куполов. За последние годы было очень многое сделано в храме трудами нынешнего настоятеля игумена Евфимия (Митрюкова), закончена внутренняя отделка, заново выполнены росписи.

14 ноября совершено, также после длительной и масштабной реставрации, Великое освящение храма Свято-Никольского мужского монастыря Саратова, построенного в 1898 году. Восстановительные работы длились 18 лет. Здесь следует добром вспомнить прежнего губернатора Павла Леонидовича Ипатова, потому что он взял на себя некоторые обязательства, и значительная часть средств, необходимых для ремонта, была собрана с его участием. Был выполнен большой объем работы, фактически здание было перестроено от фундамента до крыши. Осталось доделать иконостас и часть внутреннего убранства, но в принципе, и храм и сам монастырь с его территорией уже приведены в порядок. Я благодарю игумена Никона (Полякова) и братию за труды, которые они несут.

16 июня совершен Чин основания храма во имя святителя Тихона Задонского в Заводском районе Саратова. Возведен цокольный этаж нового храма, который рассчитан на 500 человек. Пока это единственный храм на Пролетарке, достаточно большом микрорайоне Заводского района. Уже шесть лет здесь действует временный храм в помещении бывшего продовольственного магазина.

Сейчас строительство нового храма ведется очень хорошими темпами. благодаря помощи многих благотворителей и, прежде всего, благодаря усилиям, активности, очень хорошей настойчивости настоятеля - священника Александра Домрачева. За этот год бо льшая часть коробки стен выложена, на будущий год отец настоятель мечтает ее закончить и перекрыть, и мы будем молиться, чтобы эти его мечты сбылись.

4 сентября был совершен Чин основания храма в честь Вознесения Господня в Заводском районе Саратова. Его строительство началось достаточно активно, но, к сожалению, после выборов практически остановилось. Я надеюсь, что отец Геннадий Токарь, настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, который является также по совместительству и настоятелем Вознесенского храма, соберется с силами и продолжит строительство при содействии храма Всех святых, потому что это достаточно обеспеченный городской храм.

Продолжая тему строительства и реставрации в областном центре, отмечу, что такие работыу нас велись активно на многих площадках, в течение всего года.

Конечно, основной объект, который потребовал особого внимания,- это историческое здание Саратовской православной духовной семинарии . Оно специально было построено для нее в 1885 г. Это уникальный комплекс, в котором кроме учебных и административных помещений находится домовый храм, и где предусмотрены все нужды духовной школы, есть все условия для учебы и проживания семинаристов.

Но, напомню, что здание было возвращено Церкви практически в аварийном состоянии. Большая часть духовенства бывает там, заходя в бухгалтерию и другие епархиальные службы, и видит это своими глазами. Ремонт потребовался капитальнейший. Как и всегда в процессе ремонта такого рода старинных зданий, вскрываются все новые и новые проблемы, требуются дополнительные работы и средства. Но все-таки мы надеемся, что в течение весны-лета следующего года весь объем реставрационных работ будет закончен.

Был создан Попечительский совет СПДС, 24 февраля состоялось его первое собрание. Самое заинтересованное участие в его работе принял первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.В. Володин.

Часть работ была проведена за счет федерального бюджета: в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018гг.)» на продолжение ремонтно-реставрационных работ на здании СПДС были выделены 10,165 млн. рублей. На эти средства произведен ремонт центрального лестничного холла с усилением дверных проемов, сводов и перекрытий; замена заполнений старых оконных проемов на новые. Подряд на производство работ на конкурсной основе получила московская организация ООО «Ремстрой».

Основная часть спонсорских средств была собрана при содействии В.В. Володина. За счет них в этом году производились ремонтные работы в левом крыле здания, начиная с подвала и включая кровлю. Все ремонтно-восстановительные работы производят НППФ «Стройреставрация», и подрядная организация «Геотехника-С», выполняющая работы хозспособом. Была произведена замена перекрытий; демонтажные и монтажные работы, с последующим выполнением отделочных работ; устройство электропроводки и вентиляции; заполнение оконных проемов; усиление фундаментов; наружная отделка фасадов здания.

В 2013 году планируется визит в Саратов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во время которого, возможно, состоится освящение семинарского храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и восстановленного здания семинарии.

Продолжается строительство Петропавловского храма в Ленинском районе Саратова, где он остро нужен (я уже приводил цифры). Может, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы всем нам, но, тем не менее, работы идут почти без остановок.

Строится с очень большими сложностями храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саратовском государственном университете. Особенность нашей политической ситуации - отсутствие единства в элитах - приводит постоянно к борьбе всех со всеми, и в этой борьбе используются все способы, не щадят никого. Сам факт строительства храма в университете стал поводом для многочисленных разбирательств, вмешательства прокуратуры, судебных и прочих инстанций. Потому примерно столько же усилий, сколько было приложено на строительство храма, было потрачено на то, чтобы отбиться от претензий. Причем в огромной степени это заслуга ректора университета Леонида Юрьевича Коссовича, которому тоже приходилось испытывать очень большое давление. Решающее значение имеют буквально подвижнические усилия Сергея Ивановича Небалуева и труды настоятеля храма отца Кирилла Краснощекова. Выражаю им свою благодарность.

Медленно, но все же ведется строительство храма во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в Поливановке . Я надеюсь, что уже на будущий год мы этот храм освятим.

Достаточно активно ведется восстановление храмаво имя святой равноапостольной Марии Магдалины .

Подходит к концу долговременная реставрацияхрама в честь Рождества Христова , благодаря помощи благотворителей, в первую очередь Юрия Владимировича Ерофеева.

Восстанавливается и храм во имя святителя Митрофана Воронежского . К сожалению, при первом его настоятеле начали возводить колокольню, и строили ее без оглядки на какие-либо архитектурные и строительные нормы, поэтому сейчас, когда колокольня построена, как бы это смешно не звучало, все силы и средства брошены на ее реставрацию. Очень трудно переделывать уже имеющее здание, тем более его укреплять, а и это отнимает массу времени и сил. Кроме того, по этому храму есть и юридические проблемы, которые решить очень сложно.

Полной реконструкции подвергается храм во имяпреподобного Серафима Саровског о. Храм, который любят в нашем городе, из числа самых посещемых, находился в очень тяжелом состоянии по ветхости. Это распространенная в нашей зоне, но крайне неудачная, конструкция из бревен, обложенных кирпичом. Бревно и кирпич имеют разные технические характеристики, и в случае, если их соединяют, разрушают друг друга. Поэтому все подобные храмы, к примеру, саратовский Казанский и несколько храмов в районах, ветшают и очень трудно поддаются реставрации. Мы долго думали, что делать с Серафимовским храмом, но, слава Богу, нашли приемлемые технические решения. Фактически Серафимовский храм строится заново. У него новый фундамент, новые опорные стены, новая кровля. Была проведена очень объемная работа, за которую я особенно благодарю священника Илию Кузнецова. В наше время в Саратове не так просто найти спонсоров, а ему это удалось.

В этом году назначен новый наместник Спасо-Преображенского монастыря Саратова . Им стал игумен Макарий (Зорин). Конечно же, в новоустрояемом монастыре необходимо приложить очень много труда. Очень сложно даже просто поддерживать порядок на той территории, которая нам сегодня передана, но братия с этим справляется. Молиться Богу, совершать регулярные богослужения, подвизаться по мере сил - это та задача, которая сегодня стоит и перед Спасо-Преображенским, и перед Никольским, и перед другими нашими монастырями. В Спасо-Преображенском еще предстоит многое сделать: нужно восстановить собор, колокольню, монастырские стены. С назначением нового министра обороны РФ мы подняли вопрос о передаче нам оставшейся части территории монастыря, которые не была нам передана, с теми зданиями и сооружениями, которые остались от Саратовского военного института химзащиты. Надеемся, этот вопрос будет решен положительно.

Я благодарю отца Макария за те труды, которые он несет. Ему уже многое удалось сделать за эти полгода, чтобы наладить жизнь монастыря. Хотелось бы только предостеречь его: не увлекаться быстрым увеличением численности братии, потому что в наше время на самом деле не так много людей, способных к монашеской жизни. Желательно для начала все-таки создать костяк братии из людей, в которых мы хотя бы отчасти уверены.

Многое сделано за последний год и в женском Свято-Алексиевском монастыре. Это и благоукрашение храмов, верхнего и нижнего, и ремонт сестринского корпуса, и многое другое. На очереди возведение монастырской стены, о которой мы давно говорим с матушкой Феодосией.

Практически закончены восстановительные работы в том единственном здании, оставшемся отКрестовоздвиженского женского монастыря, которое было возвращено епархии, и которое занимает ныне межепархиальное женское духовное училище. Священник Сергий Кляев с помощью благотворителей постепенно смог завершить реставрацию, и сейчас в здании очень красивый храм, благоустроенные помещения для учебы и проживания воспитанниц. Правда, сейчас там становится тесновато, и по этой причине было принято решение передать отцу Сергию еще одно возвращенное историческое здание бывшей богадельни Покровской церкви на ул. Лермонтова. Это достаточно большое помещение, где находился также домовый храм Святой Троицы. По моему благословению этот храм будет освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В день празднования в честь этой иконы был проведен крестный ход. Уже сейчас отец Сергий проводит там молебны, расчищает это помещение, ищет благотворителей, которые возьмут на себя первоочередные работы. После того, как оно будет отреставрировано, там будет размещен учебный корпус училища.

Завершены очень сложные судебные разбирательства, и нами уже ведутся работы в здании одного из двух незаконно приватизированных в Саратове храмов: это часть бывшего подворья Спасо-Преображенского монастыря - храм в честь Страстей Господних . Я не буду долго задерживать ваше внимание и рассказывать, какие сложности юридического характера нам пришлось преодолеть. Было сделано невозможное, но нам все-таки возвратили этот храм, правда, по обычаю, практически в аварийном состоянии. Сейчас там сняты перекрытия, и настоятель храма священник Сергий Выгодин занимается поиском благотворителей. В проведении первоочередных противоаварийных работ частично помогает епархия. В ближайшее время, думаю, мы организуем там регулярное богослужение.

Можно порадоваться и тому, что в этом году завершено длительное восстановление храма в честьПокрова Божией Матери в Петровске , благоустройство его территории, за что я благодарен отцу Владиславу Первакову.

6 сентября мною совершено освящение места под строительство храма во имя святителя Василия Великого в селе Ягодная Поляна Татищевского района.

Уважаемые отцы и братия, на прошлом епархиальном собрании мы говорили о том, что Священноначалием нашей Церкви поставлена задача открытия православных приходов в каждом населенном пункте Российской Федерации. Мы говорили также о том, что прежде всего надо постараться обустроить место, где можно совершать Божественную литургию, не ограничиваясь совершением треб.

20 января первая Божественная литургия была совершена в храме во имя святого Иоанна Предтечи в поселке Пригородный Петровского района . Храм оборудован в помещении, выделенном администрацией поселка.

6 июля впервые служили Божественную литургию в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Новозахаркино Петровского района , который оборудован в части здания администрации сельского муниципального образования.

21 августа был организован новый приход, а 13 октября мною был совершен Чин малого освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Синенькие Петровского района. Храм также обустроен в помещении, которое выделено сельской администрацией.

28 августа была совершена первая Божественная литургия в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в поселке Большевик Вольска . Церковь пока оборудована в приспособленном помещении на территории, выделенной администрацией города под строительство храма.

8 ноября начал действовать домовый храм в селе Елшанка Хвалынского района, была совершена первая Божественная литургия. Помещение в здании детского сада предоставлено районной администрацией.

1 декабря открыт домовый храм в селе Сокур Татищевского района. В центре этого населенного пункта находится старинный Покровский храм, построенный в 1902 году, который нуждается в серьезной реставрации. До ее окончания временный домовый храм будет действовать в здании сельской администрации.

13 декабря была совершена первая Божественная литургия во временном Ильинском храме на Ильинской площади в Саратове. Он находится рядом с тем местом, где планируетсявосстановить храм, благодаря которому в старом Саратове и получила свое название Ильинская площадь. Задача восстановления Ильинской церкви была и остается непростой для Саратовской епархии, но мы надеемся, что весной начнется активное строительство храма.

20 декабря освящен временный храм в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Шевыревка Саратовского района . Он также обустроен на время строительства нового храмового здания.

В 2012 г. было совершено также освящение нескольких часовен и молитвенных комнат в социальных учреждениях. 13 февраля - в комплексном центре социального обслуживания инвалидов и престарелых Ленинского района г. Саратова; 4 апреля - в Центральной районной больнице Татищево.

12 сентября 2018 года, в день, когда Церковь празднует перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия), в селе Суворовском (Усть-Лабинское благочиние Армавирской епархии) праздновали престольный день одноименного храма.

Божественную литургию совершил ио секретаря Армавирской епархии, благочинный Усть-Лабинского округа протоиерей Александр Черных. Ему сослужили протоиерей Сергий Светличенко, протоиерей Сергий Бодин, протоиерей Виталий Бабичев, иерей Василий Васильев, иерей Владимир Шепитько и настоятель храма Благоверного Князя Александра Невского — иерей Григорий Гуреев.

По завершении богослужения верующие совершили крестный ход по территории Суворовского сельского поселения. Участие в шествии приняли глава администрации сельского поселения Ислам Юрьевич Шагундоков, казаки, педагоги и учащиеся СОШ № 10.

Следует отметить, что здание храма Благоверного Александра Невского в селе Суворовском по сей день остается разделенным пополам: в одной части совершаются богослужения, а в другой – располагается сельский культурно-досуговый центр.






«Не в силе Бог, а в правде!» Святой Александр Невский.

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов. Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол”. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению “вокняжился” обычно прибавляется: “и сел на столе”.

“Вокняжение” молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”.

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!” Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”.

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы. В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”. По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. “Смерть, смерть ему”, – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а “от вас учения не принимаем”.

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что “татар бити”. Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: “Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время”.

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Интернет-издание «Православие и мир».