Тесты для старших классов. Опросник Г. Айзенка.Тесты для старших классов Тест айзенка самооценка эмоциональных состояний

Подробности Категория: Психические состояния/свойства личности

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

онлайн версия теста Айзенка (диагностика самооценки психических состояний)

Предлагаем Вам описание различных психических со­стояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

Не чувствую в себе уве­ренности.

Часто из-за пустяков краснею.

Мой сон беспокоен.

Легко впадаю в уныние.

Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.

Меня пугают трудности.

Люблю копаться в сво­их недостатках.

Меня легко убедить.

Я мнительный.

10.

С трудом переношу вре­мя ожидания.

11.

Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13.

При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.

Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.

19.

В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20.

Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.

21.

Оставляю за собой пос­леднее слово.

22.

Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.

23.

Меня легко рассердить.

24.

Люблю делать замеча­ния другим.

25.

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28.

Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.

29.

У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.

30.

Я мстителен.

31.

Мне трудно менять при­вычки.

32.

Нелегко переключаю внимание.

33.

Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.

34.

Меня трудно переубе­дить.

35.

Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.

36.

Нелегко сближаюсь с людьми.

37.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38.

Нередко я проявляю упрямство.

39.

Неохотно иду на риск.

40.

Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

1 - 10 вопросы

тревожность

II.

11 - 20 вопросы

фрустрация

III.

21 - 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 - 40 вопросы

ригидность

I. Тревожность

II. Фрустрация

III. Агрессивность

Инструкция: «Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов».

Бланк методики диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)

Психическое состояние Подходит Подходит, но не очень Не подходит
Не чувствую в себе уверенности
Часто из-за пустяков я краснею
Мой сон беспокоен
Легко впадаю в уныние
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
Меня пугают трудности
Люблю копаться в своих недостатках
Меня легко убедить
Я мнительный
С трудом переношу время ожидания
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя
Несчастья и неудачи ничему меня не учат
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной
Я нередко чувствую себя беззащитным
Иногда у меня бывает состояние отчаяния
Чувствую растерянность перед трудностями
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели
Считаю недостатки своего характера неисправимыми
Оставляю за собой последнее слово
Нередко в разговоре перебиваю собеседника
Меня легко рассердить
Люблю делать замечания другим
Хочу быть авторитетом для окружающих
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю
Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять
У меня резкая, грубоватая жестикуляция
Я мстителен
Мне трудно менять привычки
Нелегко переключаю внимание
Очень настороженно отношусь ко всему новому
Меня трудно переубедить
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться
Нелегко сближаюсь с людьми
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана
Нередко я проявляю упрямство
Неохотно иду на риск
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:

1. № 1-10– тревожность.

2. № 11-20 – фрустрация.

3. № 21-30 – агрессивность.

4. № 31-40 – ригидность.

Тревожность:

– 0-7 баллов – не тревожные;

– 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

– 15-20 баллов – очень тревожные.

Фрустрация:

– 0-7 баллов – высокая самооценка, устойчивость к неудачам и отсутствие страха перед трудностями;

– 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

– 15-20 баллов – низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

Агрессивность:

­ 0-7 баллов - вы спокойны, выдержены;

­ 15-20 баллов - вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

Ригидность:

­ 0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость;

­ 8-14 баллов - средний уровень;

­ 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

VIII. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Цель: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Описание: методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос «да» или «нет», отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

Инструкция: «Прочитав вопрос, ответьте на него «да» или «нет», отмечая свой ответ определенным образом в предложенном бланке ответов. Отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлениям о себе».

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятий.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывал, что при обсуждении некоторых вопросов особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

«ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

«НЕТ» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

«НЕТ» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Интерпретация результатов:

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно – психическая устойчивость.


Похожая информация.


Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь)

Диагностика предназначена для определения уровня следующих важных психических черт: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Тревожность: не тревожные 14

Допустимая тревожность 6

Очень тревожные 0

Фрустрация: высокая самооценка, устойчивы к неудачам 11

Фрустрация имеет место 9

Низкая самооценка, избегают неудач 0

Агрессивность: спокойны 13

Средний уровень 6

Агрессивны, невыдержаны 1

Ригидность: легкая переключаемость 12

Средний уровень 6

Высокая ригидность 2

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Ригидность – одна из важнейших черт личности, представляющая собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...

методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Самооценка психических состояний
(по Айзенку)

Инструкция : Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

    Не чувствую в себе уверенности

    Часто из-за пустяков краснею

    Мой сон беспокоен

    Легко впадаю в уныние

    Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

    Меня пугают трудности

    Люблю копаться в своих недостатках

    Меня легко убедить

    Я мнительный

    Я с трудом переношу время ожидания

    Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход

    Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

    При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

    Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

    Я нередко чувствую себя беззащитным.

    Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    Я чувствую растерянность перед трудностями.

    В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

    Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

    Оставляю за собой последнее слово.

    Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

    Меня легко рассердить.

    Люблю делать замечания другим.

    Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    Я мстителен.

    Мне трудно менять привычки.

    Нелегко переключать внимание.

    Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    Меня трудно переубедить.

    Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

    Нелегко сближаюсь с людьми.

    Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

    Нередко я проявляю упрямство.

    Неохотно иду на риск.

    Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

1...10 вопрос - тревожность;

11...20 вопрос - фрустрация;

21...29 вопрос - агрессивность;

31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов


I. Тревожность:

0-7 баллов - не тревожны;

8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов - средний уровень агрессивности;

15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,

8-14 баллов - средний уровень;

15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым , а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков ?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  41. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  42. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  43. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  44. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  45. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  46. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  47. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  48. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  49. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  50. Часто ли с вами случаются неприятности ?
  51. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  52. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  53. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  54. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять ?
  55. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт,
  • больше 12 - склонность к экстраверсии,
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 12 - склонность к интроверсии,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку "круг Айзенка":

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Раздел: тесты по психологии с ответами.