Слитное или раздельное написание не с наречиями. Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о-е.". Как пишется НЕ с наречиями

1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, недоумевающе.

2. Пишутся слитно с не наречия на о , которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не , например: неплохо (ср.: хорошо), немного (ср.: мало), неудачно (ср.: безуспешно).

3. Пишутся раздельно с не наречия на о , если имеется или подразумевается противопоставление, например: живут не богато, а бедно; обычно ехали не быстро и не медленно; не часто возникает подобная ситуация; не скоро еще вскроется река; не случайно он завел этот разговор; не вечно природа будет хранить свои тайны от человека; не сладко жилось переселенцам на первых порах. Ср.: На земном шаре не много мест, где встречается этот камень; Когда борзая добиралась до горла, зверю не много оставалось жить; Говоря честно, не много найдется людей, которые не испытывают неприятного чувства при виде пауков.

Примечание 1. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: до ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко (утверждается, что близко) – до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко); редактор уехал ненадолго (на короткое время) – редактор уехал не надолго (не на продолжительное время). Для решения вопроса необходим более широкий контекст.

Примечание 2. В написании не с наречиями на , как и в написании имен прилагательных, различается противопоставление, выраженное союзом а , и противопоставление, выраженное союзом но . В первом случае противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается, например: работа выполнена не плохо, а хорошо; во втором случае действию одновременно приписываются оба признака без отрицания одного из них, например: работа выполнена неплохо, но с опозданием. В первом случае не пишется отдельно, во втором – слитно.

4. Пишутся раздельно с не наречия на , если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни , либо сочетание , например: докладчик говорил нисколько не убедительно, рукопись отредактирована отнюдь не плохо. Но: никак невозможно (никак играет роль усилительного слова; ср.: совершенно невозможно).

5. Слитно или раздельно пишутся с не так называемые предикативные наречия на (слова категории состояния) типа нетрудно видеть – не трудно видеть: при утверждении они пишутся слитно, при отрицании – раздельно. Например:

  • а) неважно, что он о нас думает; неверно считать создавшееся положение столь трудным; невозможно выполнить такую сложную работу в короткий срок; невыгодно уезжать немедленно; неизвестно, как он будет вести себя дальше; немудрено, что она отказалась от неинтересной работы; непозволительно так относиться к старшим; непонятно, почему они так долго отсутствуют; неприятно гулять в сырую погоду; непростительно обманывать чужое доверие; сегодня на море неспокойно; неудивительно, что постоянные занятия спортом укрепили его здоровье; нехорошо оставлять друзей в беде;
  • б) – И это все? – Не богато; не весело думать, что праздник уже кончился; не видно, чтобы больной поправлялся; не должно упорствовать в ошибочном мнении; не логично полагать, что события будут повторяться; не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно; не опасно, что в лечении сделан небольшой перерыв; не просто провести полную реконструкцию крупного предприятия; не скромно переоценивать свои заслуги; не сладко жить в одиночестве; не случайно, что за помощью он обратился именно к вам; не странно, что победа досталась сильнейшим; не существенно для нас, где провести отпуск; не худо было бы съездить на юг.

Примечание 1. Отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями или сочетаниями далеко не, вовсе не, отнюдь не , например: никому не приятно, чтобы о нем плохо думали, отнюдь не безразлично, как действовать в дальнейшем.

При логическом подчеркивании отрицания в вопросительных предложениях не пишется раздельно с предикативными наречиями, например: Не удивительно ли, что посредственное произведение так разрекламировано?

Примечание 2. Различается написание с не безлично-предикативных слов на и созвучных с ними кратких прилагательных и наречий. Ср.: – Дать воды? – Не нужно. – Объяснение ненужно. Существенных изменений не заметно. – Пятно незаметно. – Подал знак незаметно.

6. Пишется слитно не :

  • а) в отрицательных наречиях, например: негде, некуда, неоткуда, незачем;
  • б) в отыменных наречиях, например: невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, недаром (в значении «не напрасно»; но: не даром – в значении «не бесплатно»), некстати, неспроста; нехотя (глагольного происхождения);
  • в) в сочетаниях невесть кто (что, какой, где, куда и т.п.).

7. Пишется раздельно не :

  • а) с местоименными и усилительными наречиями, например: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем;
  • б) с предикативными наречиями, не соотносительными с именами прилагательными, например: не надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.);
  • в) со сравнительной степенью наречий, например: работает не хуже других;
  • г) с обстоятельственными наречиями, например: не сегодня, не иначе и др.;
  • д) с наречиями, которые пишутся через дефис, например: не по-моему, не по-товарищески;
  • е) в сочетаниях отыменного происхождения, например: не в зачет, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки.

Отрицание не пишется отдельно от следующих за ним предлогов, союзов, частиц, например: не в поле; не с друзьями; не то. не то; не только. В предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на не пишется слитно.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ

Слитно пишется не с наречиями, которые не употребляются без не: не годующе, не доумевающе, не избежно, не лепо.

Слитно пишется не с наречиями на о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположным значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами без не): не высоко (низко), не мало (много), не много (мало), не плохо (хорошо), не сильно (слабо) ; У нас тоже неплохо на высших курсах (Пришв.); Немало книг, фильмов, песен и поэм вызвала к жизни эпопея звездолета «Темное Пламя» (Ефр.).

Слитно пишется не в отрицательных наречиях: н е где, н е зачем, н е куда, н е откуда.

Слитно пишется не в отыменных наречиях: не вдалеке, не вмоготу, не вмочь, не впопад, не втерпеж, не даром (‘не напрасно’; ср.: не даром - ‘не бесплатно’): У птиц недаром говорят, что я хватаю с неба звезды (Кр.); Олеся слушала меня рассеянно и отвечала невпопад (Купр.).

Примечание. Наречие невесть, сочетающееся с местоимениями и местоименными наречиями, пишется с не слитно: не весть где, не весть какой, не весть что.

Раздельно пишется не с наречиями на о, если имеется или подразумевается противопоставление: не далеко , а близко; ехать не быстро , а медленно. При написании не с наречиями, как и при написании не с прилагательными, следует различать прямое противопоставление, при котором один признак отрицается, а другой утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, которое оформляется союзом но (т. е. противопоставление без отрицания); ср.: говорить не громко, а тихо - говорить не громко, но понятно (т. е. тихо и понятно) ; Говорил не громко, не тихо, а совершенно так, как следует (Г.); Читать было не интересно, но не обходимо.

Раздельно пишется не с наречиями на о, если при них в качестве зависимого слова имеется отрицательное наречие, начинающееся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не: доказывать нисколько не убедительно, слушать далеко не интересно, выполнить отнюдь не плохо (ср.: поступить совершенно не правильно; выполнить никак невозможно - здесь никак - усилительная частица, а не знаменательное слово, которое могло бы определять наречие).

Раздельно пишется не с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени: не вполне, не здесь, не очень, не полностью, не совсем, не там, не туда.

Раздельно пишется не с наречиями в сравнительной степени: не интереснее, не лучше, не меньше, не хуже.

Раздельно пишется не с обстоятельственными наречиями: не иначе, не летом, не после, не сегодня.

Раздельно пишется не с безлично-предикативными (т. е. выступающими в качестве сказуемого в безличном предложении) наречиями, которые не соотносятся с именами прилагательными: не время, не жаль, не надо, не пора, но: не досуг, не охота.

Раздельно пишется не с наречными выражениями отыменного происхождения: не к добру, не к спеху, не по вкусу, не по нутру, не под силу.

Раздельно или слитно пишется не с наречиями при возможности двоякого толкования текста: до остановки не далеко (утверждение признака ‘близко’) - до остановки не далеко (отрицание признака ‘далеко’,т. е. ‘не далеко и не близко’). То же характерно и для безлично-предикативных наречий типа не легко рассказать (‘трудно’) - не легко рассказать (‘и не трудно и не легко’).

Примечание 1. Отрицание усиливается пояснительными словами, содержащими в себе ни- , а также частицами далеко, отнюдь, вовсе: ни кому не приятно, чтобы о нем думали плохо; отнюдь не легко на душе.

Примечание 2. Различается написание не с безлично-предикативными словами на о и созвучными с ними краткими прилагательными и наречиями; ср.: Серьезных отклонений не заметно (безлично-предикативное слово). - Отклонение от цели незаметно (краткое прилагательное). - Он незаметно приблизился к столу (наречие).

Как пишется НЕ с наречиями

По особенностям правописания НЕ с наречиями правила русского языка можно разделить на те, которые объясняют слитное написание слов, и те, которые объясняют раздельное. Чтобы определить, как пишется частица НЕ в конкретном наречии, нужно определить его разряд по значению, выделить суффикс и рассмотреть контекст употребления.

Основные правила правописания НЕ с наречиями представлены в таблице.

Правила написания

Примеры НЕ с наречиями слитно и раздельно

Слитное написание

Если наречие не употребляется без частицы НЕ

неуклюже, невмоготу, нелепо, невзрачно

Если наречие на -о (-е) с НЕ можно заменить близким по значению

непросто (сложно), невесело (грустно), невысоко (низко), негромко (тихо)

Если наречие на -о (-е) с НЕ употребляется со словами, указывающими на степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно

крайне неаккуратно, совершенно нелогично, очень неровно

Если НЕ в наречии находится под ударением (отрицательные наречия)

некуда, несколько, неоткуда, нечего

Раздельное написание

Если в предложении с наречием на -о (-е) есть противопоставление с союзом а

Митя проснулся не рано , а ближе к обеду. Птицы летали не высоко , а у нашего крыльца.

Если наречие на -о (-е) употребляется со словосочетаниями да­ле­ко не, вовсе не, со­всем не, ни­чуть не, ни­сколь­ко не, ни­ко­гда не, от­нюдь не

Ничуть не глубоко, далеко не идеально, совсем не страшно, вовсе не кисло

С наречиями в сравнительной степени

Не проще, не ярче, не теплее, не ближе

С местоименными наречиями, наречиями меры и степени, обстоятельственными наречиями на -а (-я), -ом (-ем), -у (-ю) и др. кроме -о (-е) .

Не сюда, не очень, не полностью, не завтра, не летом

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  • Что такое наречие в русском языке
  • На какие вопросы отвечает наречие
  • Наречие как часть речи
  • Морфологический разбор наречия
  • Н и НН в наречиях
  • Как подчеркивается наречие в предложении
  • Разряды наречий по значению
  • Слитное и раздельное написание наречий
  • Дефис в наречиях
  • Правописание наречий
  • Степени сравнения наречий
  • Как пишется НЕ с наречиями
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  • Отрицательные наречия
  • Указательное наречие
  • Как определить наречие
  • Способы образования наречий
  • Смысловые группы наречий
  • Морфологические признаки наречия
  • Не с наречиями на О, Е
  • Местоименные наречия
  • Синтаксическая роль наречия
  • Буквы «о» и «а» на конце наречий
  • Правописание суффиксов наречий
  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
  • Как отличить наречие от прилагательного?
  • Определительные и обстоятельственные наречия
  • Наречия времени
  • О, Е на конце наречий после шипящих
  • Правописание наречий, предлогов, союзов
  • Окончание наречий
  • Разбор наречия по составу
  • Неизменяемость наречий
  • Наречия меры и степени
  • Наречия места

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

19. Правописание не с наречиями на -о (-е). Правила

Не с наречиями на -о (-е) пишется слитно:

если слово не употребляется без не:

негодующе, неистово, нелепо;

если наречие с не можно заменить синонимом:

пел негромко (тихо), говорил неискренне (фальшиво);

в отрицательных наречиях:

незачем, некуда, негде, неоткуда.

Не с наречиями на -о, (-е) пишется раздельно:

если есть противопоставление с союзом а:

говорил не громко, а шёпотом;

если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не,
вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не:

вовсе не тяжело, ничуть не страшно;

с наречиями в сравнительной степени:

не хуже, не лучше, не больше;

с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени:

не туда, не там, не вполне, не совсем, не здесь, не полностью, не очень.

с обстоятельственными наречиями:

не сегодня, не весной, не иначе.

Задачи на тему «Правописание не с наречиями на -о (-е)»

(Не)престанно разговаривая, находится (не)далеко, находится (не)далеко, а близко,
говорить (не)громко, но чётко, вовсе (не)интересно, (не)годующе посмотреть.

1. Старик был (не)аккуратно одет.
2. Илья Ильич лежал (не)брежно на диване, играя туфлей.
3. Он пробыл здесь (не)долго, а всего два дня.
4. Гостиница расположена отнюдь (не)далеко от центра.

Выберите наречия, которые пишутся раздельно с частицей не.

1. Он чувствовал себя (не)тревожно, а спокойно.
2. (Не)ожиданно для всех раздался звонок.
3. (Не)обыкновенно был красив маяк с моря.
4. Вы сыграли свою роль вовсе (не)плохо.
5. Она читала стихотворение (не)громко, но отчетливо.

Выберите наречия, которые пишутся раздельно с частицей не.

1. Я стоял (не)далеко от маяка.
2. Маяк был (не)описуемо высок и прочен.
3. На душе у него было (не)радостно.
4. Он старался идти (не)быстро, а медленно.
5. Тема сочинения раскрыта далеко (не)полно.

Выберите наречия, которые пишутся слитно с частицей не.

Отнюдь (не)убедительно, (не)где яблоку упасть,
ничуть (не)интересно, сказать (не)взначай,
очень (не)справедливо, (не)откуда было позвонить,
(не)заметно уйти, выглядеть (не)лепо.

school-assistant.ru

У наречий с суффиксами -О, -Е пишется -Н- или -НН-?

У наречий с конечными суффиксами -о, -е пишется -н- или -нн- в зависимости от правописания исходного прилагательного или причастия.

Выбор написания -н- или -нн- у наречий с конечными суффиксами -о, -е зависит от написания слов, от которых они образованы.

Правописание наречий с суффиксом -н-

От качественных прилагательных, имеющих в морфемном составе суффикс -н- , образуются наречия с помощью суффикса , пишущегося после твёрдой основы, например:

  • грустный - грустно,
  • вечный - вечно,
  • радостный - радостно,
  • спокойный - спокойно,
  • пристальный - пристально,
  • позорный - позорно,
  • бездарный - бездарно,
  • чудесный - чудесно.

Иногда вызывают затруднения написания наречий, образованных от отглагольных прилагательных. Тогда обращаемся к истокам слова, то есть к исходному глаголу и определяем его видовую принадлежность, например:

  • (что делать?) бесить - беш-ен-ый - бешено вертеться;
  • (что делать?) путать - пут-а-н-ый - путано ответить.

Прилагательное «ветреный» , являясь исключением, пишется с одной буквой «н» в суффиксе (ветр-ен-ый ). Значит, производное наречие «ветрено» имеет такое же написание.

Сегодня очень ветрено.

Девушка поступила ветрено.


Правописание наречий с -нн-

Если же прилагательное или причастие пишется с -нн- , то это написание сохраняет производное наречие.

Примеры написания наречий с -нн-

  • длинный - длинно объяснять,
  • безветренный - безветренно сегодня,
  • пустынный - пустынно вокруг,
  • беспошлинный - беспошлинно торговать,
  • величественный - величественно идти,
  • искренний - искренне радоваться,
  • испуганный - испуганно смотреть,
  • рассеянный - рассеянно ответить,
  • организованный - организованно уехать,
  • нравственный - нравственно поступать,
  • особенный - особенно важный,
  • неугомонный - неугомонно расспрашивать.

Особо отметим написание наречий с суффиксом , образованных от следующих прилагательных:

  • желанный - желанно,
  • священный - священно,
  • неожиданный - неожиданно,
  • нежданный, негаданный - нежданно-негаданно,
  • невиданный - невиданно,
  • нечаянный - нечаянно,
  • отчаянный - отчаянно,
  • деланный - деланно,
  • жеманный - жеманно,
  • чеканный - чеканно,
  • медленный - медленно.
  • Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]
  • Заявление на переоформление лицевого счета неучастника бюджетного процесса УФК по г. Москве официальный сайт официальный сайт Казначейства Россииwww.roskazna.ru Переоформление лицевых счетов неучастников бюджетного […]
  • Судебно-строительная экспертиза при минюсте В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом на территории Омской области пройдут акции и мероприятия: 30.11.2017 года семинар «Если вы пишете о СПИДе» для студентов факультетов журналистики […]
  • Договор купли продажи квартиры Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи квартиры за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению […]
  • Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33» РТ г. Набережные Челны Визитная карточка ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N […]
  • Кассационная жалоба на приговор суда Образец кассационной жалобы по уголовным делам (на решения федерального суда) В президиум Свердловского областного суда процессуальное положение по делу: (осужденный, оправданный, их защитники или […]

Открытый урок в 7 классе

1слайд

Тема урока : Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о,

Цели урока :

1. Образовательная : закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е ;

Обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

Выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Развивающая :

Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная :

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка,компьютер, экран, фонозапись.

    Оргмомент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова :

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

Я это точно знаю.

Р. Рождественский.

Ребята, о чём этот прекрасный текст?

А что начинается с любви?

Какой частью речи являются выделенные слова?

2. Закрепление изученного материала.

Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -е

Сформу лируйте , пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?

Итак, цель урока мы вместе определили.

А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем.

Подберите к фразеологизмам синонимы.

Встать ни свет ни заря, жить душа в душу, рукой подать, хоть пруд пруди, мчаться во весь дух, работать засучив рукава, у черта на куличках, на весь золота.

а) Опрос

Какую часть речи называют наречием?

На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

Наречия имеют окончания? Почему?

На какие разряды делятся наречия?

А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?

Как образовался термин «наречие»?

Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

Фонетическая разминка.

А,Б,В!Г,Д,Е!Ё?И!Й.К!Л,М,Н,О!П.Р.С.Т.У?Ф!Х,Ц,Ч.Ш!Щ,Ъ.Ы!Ь.Э?Ю!Я!

б) Анализ текста

Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело исчезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.

Прочитайте тест выразительно. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Расставьте запятые

Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)

Определите главную мысль.

(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)

-почему бабушка принесла эти продукты? чем они ценны?

7слайд f6с66666666лайд

92c9475c1739aa5d352

Издавна хлеб является пищевым продуктом номер один, основой питания. Он обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью, что связано с его строением, консистенцией и химическим составом. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению. Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что сказывается на пищевой ценности хлеба.

На Руси до времен Екатерины II (когда в Россию был завезен картофель) репа была одним из основных пищевых продуктов на столах наших предков.

Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в Европе и в России. "Проще пареной репы" (доступнее) ничего не было. «Репница» - самая распространенная старинная похлебка из репы с солодом. Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Репа обладает не только желтым цветом, но и по содержанию и сочетанию различных минеральных веществ и витаминов является поистине «золотым» овощем. По содержанию витамина С репа почти вдвое превосходит апельсины, лимоны и капусту. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, в репе есть витамины А, В1, В2, В5, каротин, калий, кальций, фосфор, магний, железо, натрий, сера, небольшое количество марганца и йода. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, которые придают ей целебные свойства. Соли серы, к примеру, очищают и обеззараживают кровь, расщепляют камни в почках и мочевом пузыре. Они оказывают полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях и бронхите.

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман - основатель валеологии).

9слайд

Найдите в тексте наречия и определите их значения.

постепенно. несмело исчезает - образ действия

благодарно говорит - образ действия

оттуда поднимается - место действия

ещё сумрачно – время

сумрачно – состояние природы

хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)

Какую роль в тексте они выполняют?

Делают речь более чёткой и выразительной.

Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)

Синтаксическая зарядка.

в) Объяснить написание слов с НЕ.

(3 ученика у доски)

Распределить слова по группам:

1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.

(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.

Вывести формулу написания не с данной частью речи и сделать вывод.

г) Работа с учебником

Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?

Вывод: наречия на О,Е пишутся с НЕ …..

12слайд

д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините части слов, записанные в два столбика

Записать в тетради номера частей слов.

    вовсе не 1) да

    не 2) довать

    недол 3) ливый

    неле 4) строит

    неправ 5) а злой

    него 6) да

    невеж 7) соко, а низко

    не ту 8) красиво

    не вы 9) по

10) не добрый 10) го

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

Объясните правописание не с разными частями речи.

Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?

3. Релаксация (под ф/запись «шум моря»)

- Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

4. Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)

- Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не- , а потом антоним:

Ответ.

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

15 слайд

Б) выборочный диктант

Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

(2 ученика у доски)

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

Раздельно

немножко

небольшой

несколько

неподвижность

невольно

неожиданность

немедленно

5. Тестовые задания

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2 . В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3 . Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5 . Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит

5..Подведение итогов и домашнее задание.

- О чём мы говорили на уроке?

Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.

ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА –О, –Е»

Цель урока : формирование навыка правописания не с наречиями.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о написании НЕ с наречиями на – О, - Е;

Сопост авить данное правило с написанием НЕ с другими частями речи.

Развивающие:

Р азвивать логическое и аналитическое мышление, внимание; навыки связной речи учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;

Прививать интерес к родному языку; культуру речи у учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    интерес к изучению языка.

Метапредметные:

    способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;

    обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;

    работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.

Предметные:

    находить в словах изученную орфо грамму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изу ченной орфограммой;

    находить и исправлять орфографиче ские ошибки.

Ход урока.

1 слайд

    Организационный момент.

- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

После урока наберём

Мы множество идей,

В корзину все их соберём

Для радости своей.

    Актуализация ранее изученного:

- Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Положите ручки.

- Прочтите словосочетания.

2 слайд.

(Не) друг, а враг; (не)трудное задание; совсем (не) правильный; (не)настье; разговаривать (не)решительно.

Какая орфограмма нам встретилась в данных словах? (Правописание не с разными частями речи).

Ребята 1 варианта выпишите словосочетания с именами существительными, 2 вариант - словосочетания с именами прилагательными.

Проверьте написанное друг у друга.

Дайте объяснение написание не.

1в. не друг, а враг; ненастье(без не не употр.)

2в. нетрудное задание(=лёгкое); совсем не правильный.

Какое словосочетание не вошло ни в одну группу?(разговаривали нерешительно).

Почему? (В словосочетании есть наречие).

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на –о и –е.)

3 слайд.

Запишите тему урока в тетрадь.

Сформулируйте цель этого урока? (Познакомиться с правилами написания не с наречиями на –о и –е).

Вернёмся к оставшемуся словосочетанию: разговаривать нерешительно.

4 слайд.

Подумайте, от какой части речи образовано причастие? (От прилагательного)

Назовите прилагательное, от которого образовалось наречие? (нерешительный)

Как оно пишется? (Слитно, так как можно подобрать синоним - робкий)

От какого существительного образовано прилагательное? (нерешительность)

Объясните его написание. (Слитно, синоним)

Значит, как мы напишем наречие нерешительность?(слитно, синоним-робость).

Микро-итог:

Когда не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно? (1) синоним без не;2) если без не не употр.)

В каких случаях существительные, прилагательные, наречия пишутся раздельно? (1) противоставление; 2)со словами: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, никогда не, нисколько не, отнюдь не)

Работа с учебником.

- Проверим, правильно ли мы обобщили свои наблюдения, откройте учебник на стр.104 и прочитайте правило про себя.

- Правы ли мы? (да)

Микро -итог:

- Что в орфограмме нового? (Только наречия на -о и –е).

3.Закрепление полученных знаний.

5 слайд

Прочитайте слова. Распределите их в два столбика: слитно, раздельно, комментирую.

Слитно Раздельно

Несложно(=легко) Не высоко, а низко

Неискренне(= фальшиво) Вовсе не аккуратно

Немножко(без не не употр.)

Микро-итог: Мы учились писать наречия слитно и раздельно с не с какими суффиксами?(-о и –е).

4.Физминутка для глаз. 6 слайд.

Игра «Третий лишний» 7 слайд.

Ребята, поиграем в игру. Найдите лишнее слово, работая в парах, запишите нужное, объяснив написание.

1, 3,5 парты-1группа слов.

2,4 парты-2 группа слов.

    (не)медленно, а быстро; вовсе (не) прочно; (не)аккуратно.

    (не)лепо; (не)ласково; (не) глубоко.

Проверим, что получилось у первой группы. Что было лишним?(неаккуратно). Почему?(Слитно, =грязно)

Что лишнее у 2 группы?(нелепо) Почему? (Оно без не не употр.)

Микро-итог:

Выполняя данные задания, мы учились объяснять правописание не с какой частью речью? (Наречием)

Эти знания вам пригодятся при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Работа с текстом. 8 слайд.

- Ребята, послушайте текст.

Встало солнышко спозаранку, умылось росой и пошло гулять по небу. Туман расст..лавшийся над равниной постепенно несмело и..чезает уступая силе солнечных лучей. Они оживляют всю природу. На дне оврага ещё темно, но быстро поднимается туман.

Как бы вы озаглавите текст? («Солнечные лучи», «Утро»)

Определите главную мысль текста.(Живительная сила солнечных лучей)

Найдите в тексте наречия, определите их смысловую группу.

(спозаранку – времени; постепенно, несмело, темно, быстро – образ действия)

Какие смысловые группы ещё могут иметь наречия?(Места, причина, цели, меры.)

Какую роль в тексте они выполняют?(Делают речь более чёткой и выразительной).

Назовите предложение, в котором есть наречие с не.

Запишите его, объяснив пропущенные орфограммы. Один желающий выполнит задание у доски.

Микро-итог: Орфограммы в каких морфемах мы объяснили?(приставка, корень).

А теперь объясните пропущенные знаки препинания в нём. Один учащийся у доски.

Дифференцированное задание: выполните задание по выбору: подчеркните грамматическую основу или выполните синтаксический разбор предложения.

- Назовите грамматическую основу. (Туман исчезает).

- Охарактеризуйте предложение.(Повеств., невоскл., прост.,двусост.,распр., осложнено обособленным опред., выр.П.О.; обособл.обст., выр Д.О.;однор. обст.,

выраж.нареч.)

Микро-итог: когда Д.О. выделяется на письме запятыми? (всегда)

5.Итог урока.

- Ребята, над какой темой мы работали на протяжении всего урока? (Правописание не с наречиями на –о, –е)

- Что вы узнали о правописании не с наречиями ? (кластер)

6.Рефлексия.

Я вспомнил…

Я понял…

Было интересно…

Было трудно…

Нужно выучить…

7.Домашнее задание: 1) выучить Орфограмму 57; 2) упражнение 223, 225(по выбору)

Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дарю на память нежный подснежник.

Спасибо за урок!

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

14.12.2011 21620 2012

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на и -е, правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая ра­ бота, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить сло­ ва в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуд­ жава.)

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее - наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнитель­ ной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной ча­ сти речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; бы­ стрее, выше, сильнее - наречия.

Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на и -е.

2.Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два уче­ ника выполняют у доски фонетический разбор слова легко и мор­ фологический разбор слова что.

3.Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязатель­ но надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III . Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излага­ ет; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; не­искренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; не­уверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)

2. Выполнение упражнений.
Упражнение 222: комментированное письмо.
Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаи­ мопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Михайлов Андрей Юлиянович –

учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Урок в 7 классе по русскому языку

Тема : Правописание НЕ с наречиями на –о/-е

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели :

Формирование:

а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е

б) способности к написанию наречий;

Развитие орфографической зоркости;

Мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: тесты

Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).

Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий? (Да.)

Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

И всё? (Нет).

Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

С чего начнём наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)

На экране слайд №2 с упражнениями:

Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Поступил (не)лепо

Спросил (не)вежливо

Написал (не)брежно

Ответил (не) верно

Остановился (не)ожиданно

Прибил (не)крепко

Говорил (не)быстро, а медленно

Объяснил (не)понятно

Выглядел отнюдь (не)красиво

Ничуть (не)интересно

Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е

Слайд№3.

1 ВАРИАНТ

ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);

НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);

ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

2 ВАРИАНТ

СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);

ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);

ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)

Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Все ли названные правила вам знакомы? (Да. Но допускаем ошибки)

В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е? (Слитно, раздельно).

Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).

VI. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).

Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, - в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно -)

1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…

2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .

3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.

5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.

6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.

7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .

- На экране слайд №5

Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-

Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

Тестовые задания.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Ничуть (не)интересно с вами общаться.
  2. Мальчик ответил (не)верно.
  3. Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Природа (не)слышно уходит от нас.
  2. Отец говорил (не)громко, а тихо.
  3. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

VII . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: слайд №1

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)

Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)

Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? (Слова с НЕ писать не легко, а трудно)

Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)

А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)

Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)

Слайд №8

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

Спасибо, я вами доволен.