Раскройте содержание терминов интеллигенция и интеллектуал. II. Интеллигенты и интеллектуалы. «Интеллигенция» с точки зрения «веховцев». Выражение «гнилая интеллигенция» как средство речевой манипуляции

Среди уникальных и удивительных явлений, которые наша страна - Россия - дала миру, отдельное место занимает такой социальный феномен, как интеллигенция. Много умных голов на Западе тщетно старались подобрать шаблоны, чтобы подогнать под них этот феномен, но вынуждены были признать, что такого у них нет - только в России. Поэтому в западных энциклопедиях в разделе «интеллектуал» всегда есть подраздел – «русский интеллигент». И это при том, что российская интеллигенция вот уже третье столетие оказывает самое серьезное влияние как на российское общество в целом, так и на власть предержащую его часть (как сейчас говорят - на властную составляющую).

Во времена «перестройки» был такой поэт-пародист А. Иванов, ведущий популярной тогда телепередачи «Вокруг смеха». Так вот, он разразился в газете «Известия» большой статьей, в которой доказывал, что интеллигенции не существует и никогда не было, а существуют только интеллектуалы - люди, профессионально занимающиеся умственным трудом. При этом статья была выдержана в очень жестком, я бы даже сказал, злобном духе. За что же А. Иванов так сильно разозлился на интеллигенцию и интеллигентов? Не за то ли, что основная черта интеллигентного человека - это совестливость и сочувствие, сопереживание людям, а те издевательские пародии, которые писал А. Иванов, никак не относили его к этой категории? И потом, что это за манера - говорить от имени всего народа, а то и - от всего человечества! Нет, ты занимайся своим делом и помалкивай в тряпочку, в лучшем случае - говори только от своего имени и только о своих интересах. И тогда получишь почетное имя - интеллектуал (профессионал).

Надо сказать, что интеллигенцию не жаловала особенно никакая власть в России - ни царская, ни советская, не жалует её и нынешняя. Вернее, нынешняя власть жалует только ту интеллигенцию, что постоянно «светится» на экранах телевизоров, прославляя ее (власть) и активно сотрудничая с ней. Ну так человек около 100. А остальная часть русской интеллигенции вполне подходит под определение «вшивая», так как бедствует вместе с народом и относится сейчас к его беднейшей прослойке. А почему? Да потому что до недавнего времени у власти не было особой нужды в интеллигенции, а тут еще они со своей совестливостью и нежеланием молчать. Поэтому ату их! – «интеллигентщину», «профессуру» и иже с ними!

И только в последнее время, когда заграница объяснила и власть поняла, что без инноваций не будет мировой державы, появилась нужда в интеллигенции, ведь это именно они развивают искусства и науки, генерируют новые идеи и т.д. Оказалось, что мало построить инновационные центры, нужны еще и кадры. Причем «профессионалами» тут не обойдешься, так как они думают только о своей выгоде и расползаются по тем местам, где больше платят. А тут нужны фанаты, которые за гораздо меньшую плату делали бы мировые открытия, совершали «прорывы» и т.д., то есть нужна, туды её в качель, интеллигенция! Можно, конечно, пригласить «профессионалов» из-за границы, но ведь они за гроши работать не будут, верно?

Что же это за феномен такой - русская интеллигенция, и что отличает ее от интеллектуалов? Ну, что касается интеллектуалов, то тут любой западный социолог (наши путаются) запросто объяснит, что интеллектуал - это человек, профессионально занимающийся умственным трудом и имеющий для этого соответствующие образование, подготовку и интеллектуальный уровень. То есть интеллектуал - понятие, относящееся к профессии. Зарубежные интеллектуалы никогда не говорили и не говорят от имени своего народа, не претендуют называться «совестью нации» и т.д., они занимаются своим делом к своей выгоде и помалкивают, как этого и хотел поэт-пародист А. Иванов. Другое дело - интеллигенция. Это понятие чисто русское, и хотя оно в свое время было заимствовано не то у немцев, не то у поляков, но в России получило совсем другое содержание. И поскольку в России простому люду жилось, мягко говоря, не очень хорошо, то в это содержание вошли совестливость (что вообще присуще русскому человеку), сочувствие к своему народу, каким бы плохим он кому-то ни казался, а отсюда и критика власти, которая довела народ до такого состояния.

Слово «интеллигенция» по латыни означает: понимание, познавательная сила, знание, а интеллигент - умный, понимающий, знающий. Это общественный слой людей, преимущественно занимающихся творческим трудом, распространением культуры, науки и т.д. В отличие от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом, тем более сейчас в России, где многие интеллигенты лишились работы и вынуждены зарабатывать себе «на хлеб насущный» не профессией. Однако они остаются интеллигентами, потому что интеллигент - это понятие не профессиональное, а морально-этическое, это человек, обладающий чертами и качествами «интеллигентности».

Интеллигентность - это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли. Интеллигенция в России существует потому, что у нее есть объективная социальная функция - функция хранителя культуры, критики (анализа), генератора передовых идей и стратегического духовного управления обществом. Поэтому ее обязанность - говорить правду, какой бы неприятной и «неудобной» она ни была, а на власти лежит ответственность - слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных поисков интеллигенции. В определенном смысле интеллигенция есть «орган» общественного сознания.

В России, когда есть возможность, интеллигент занимается интеллектуальным трудом, а когда ее нет (как сейчас), он берется за другую работу, чтобы существовать и сохранить свободу и самостоятельность мысли, свои моральные принципы и жизненные установки. В первую очередь это терпимость к чужому мнению, мировоззрению, образу жизни, но нетерпимость к подлости, агрессивности, лицемерию. Второе важное качество - постоянный анализ и самоанализ, оценка и переоценка своих взглядов, выводов и действий, отсутствие готовых рецептов, сознание собственного несовершенства. Интеллигент всегда трудится, постоянно работает над собой, выбирая те сферы деятельности, которые он считает наиболее ценными с точки зрения развития его личности и пользы окружающим и всему обществу (а не те, где больше платят). Потребность передавать людям, в той или иной форме, плоды своего труда является одним из самых отличительных (и привлекательных) качеств российской интеллигенции.

Другое отличительное качество - внутренняя оппозиционность к власти. Не активная политическая деятельность (она плохо сочетается с интеллигентностью), а именно внутреннее отношение к действиям власти и своему в них участию. И речь здесь идет не об отрицании власти вообще, а об изначально настороженной позиции, которая исходит как из нашей истории, не очень богатой позитивными примерами, так и из принципиальной склонности «все подвергать сомнению». Именно поэтому народ не всегда понимает интеллигенцию (мы любим Путина, а они его критикуют!). Недоверие к власти исходит из постоянного внутреннего стремления интеллигента к совершенствованию, что никак не входит в задачи любой власти (она любит стабильность и реформы «сверху», выгодные ей).

Человека интеллигентного всегда можно отличить по двум внешним признакам: по умению выслушать собеседника, не перебивая, даже если с ним не согласен, терпимости к другим, чем твои, даже альтернативным, точкам зрения; и по сочувствию, сопереживанию собственному народу.

Власти и «интеллектуалы» (последние очень злобно) упрекают интеллигенцию в том, что она лишь критикует, а сама ничего не делает. Ну, чтобы что-то делать, нужна возможность, а её часто и нет (помните анекдот – «Партия - дай порулить!»). Кроме того, это просто неправда. Настоящий, подлинный интеллигент исходит из того, что в любом случае, при любой власти можно и нужно честно работать на своем месте, причем выбирает такое место, где можно принести пользу в первую очередь не себе - любимому, а окружающим. Можно и сейчас учить и лечить людей за невысокую зарплату; писать для небольшого круга читателей, не рассчитывая на крупный гонорар; за малые деньги двигать вперед науку и технику в надежде, что это, в конце концов, все равно пригодится; и т.д.

Есть и ещё один путь - конструктивная оппозиция. Можно в очередной раз предложить власти диалог (иногда это получается), стать для нее зеркалом, показывающим истинное положение дел (помните «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...»). Ведь зеркало не дает советы, оно только отражает действительность, а дальше думай сам, как исправить то, что показано, и хочешь ли ты вообще что-либо исправлять («Стабильность - дороже всего»). В настоящее время русская интеллигенция, осознавая свою ответственность и вину перед народом, постепенно переходит от сопротивления к созиданию. Она все больше понимает, что там, где это не противоречит совести, можно и нужно сотрудничать с властью разных уровней, сохраняя при этом внутреннюю свободу и не скатываясь на прислужничество (ибо сказано: «Служить бы рад - прислуживаться тошно»).

В наше время в СМИ, в выступлениях «интеллектуалов» от социологии время от времени раздаются истошные вопли: «Интеллигенция исчезла! Интеллигенция умерла! Интеллигенция переродилась!» и т.п. Лжете, господа! Интеллигенция неистребима, пока существует русский народ, народ России! И, к счастью, в России не перевелись интеллигенты в самом высоком смысле этого слова. Их высылали из страны, убивали, морили в лагерях, но их ряды множились, и именно они вывели нашу страну на передовые рубежи научно-технического прогресса, превратили в ведущую мировую державу, и успешно продолжают поддерживать этот высокий уровень. Интеллигенция в России - это дух нации, особо ценное достояние народа, всего общества. Это люди высокой умственной и этической культуры, способные подняться над личностными интересами, думать не только о себе и своих близких, но и над тем, что их непосредственно не касается, но относится к судьбам и чаяниям своего народа.

Поэтому, дорогие читатели, если Вы чувствуете себя интеллигентами, ощущаете свою интеллигентность, не надо самому перед собой этого стыдиться. Занимайтесь любимым делом, тем, что хочется Вам, а не кому-то другому, успехов Вам и будьте счастливы!

Интеллигенция

Термин интеллиге́нция используется в функциональном и социальном значениях.

  • В функциональном (изначальном) смысле слово использовалось в латинском языке , указывая на широкий спектр мыслительной деятельности .
  • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии , способностью к систематизации знаний и опыта .

Во множестве словарей формулируется как слой «людей, профессионально занятых умственным трудом».

Воспроизводится от латинского intel–lego , lexi (арх. legi Lcr, Sl), lectum, ere

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать (i. ignes O): obrepit non intellecta senectus J незаметно подкрадывается старость;

2) познавать, узнавать (ex vultu alicujus aliquid i. Nep; hoc ex litteris tuis intellegendum est C); подразумевать (quem intellegimus sapientem? Sen; haec nobis pax intellegitur C); понимать (linguam alicujus Pt): intellexti (= intellexisti) Ter ты понял, т. е. да, правильно || постигать (homo ad intellegendum et ad agendum natus est C): homo non acriter intellegens C тяжелодум; intellegendi auctor C мыслитель; res difficilis inteilectu C трудная для понимания вещь; non intellegor ulli O никто меня не понимает;

3) мыслить (animum sine corpore i. non posse C): haec res facilius intellegi, quam explanari potest C это легче понять, чем объяснить;

4) знать толк, разбираться (i. aliquem Sen, Q, T etc.; i. in aliqua re C): homo intellegens C знаток.

Как непосредственно intellegentia , включает в себя ряд психологических понятий.

intellegentia, ae f

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия (i. est, per quam animus percipit, quae sunt C); знание (intellegentiam juris habere C): i. somniorum Just искусство снотолкования; intellegentiam alicujus fugere C быть выше чьего-л. понимания; in (sub) intellegentiam alicujus cadere C быть понятным кому-л.; i. communis C здравый смысл;

2) понятие, представление, идея (rerum intellegentias animo ac mente concipere C);

3) восприятие, чувственное познание (in gustu et odoratu i. C);

4) умение, искусство (i. pecuniae quaerendae C).

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н.П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

«Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией...»

В этом же значении можно прочесть использование слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века;

«...часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - `разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским».

Социальное значение понятия «интеллигенция».

Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так литературовед П. Н. Сакулин , полагает, что термин "интеллигенция" был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине ХIХ века. Вместе с тем известна дневниковая запись В.А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию»

Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.

Известно, что в отношении группы лиц слово «интеллигенция» 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях «О сословных комиссиях Пруссии» (по-немецки - Intelligenz) при указании соотношения «между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге» (1842 год).

В Российской империи слово «интеллигенция» встречается так же в дневнике министра иностранных дел П.А. Валуева , опубликованном в 1865 году: «Управление, по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий»

В новом значении слово «интеллигенция» встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б.А. Успенский в своей работе «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры».

«Социальное значение данного слова впервые фиксируется в энциклопедиях - сначала в польских (Всеоб. энцикл. VII: 145 ), затем в русских (Березин П/2: с. 427-428 (1877 г.]); см.: Вуйцик 1962: 22, 24. Напротив, в русских словарях это значение регистрируется раньше, чем в польских.»

Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля , как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).

Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России - это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

Предпосылки появления интеллигенции

Представители будущей интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских стран: духовенства, дворянства, ремесленников. Возрастал спрос на профессиональных учителей и философов, естествоиспытателей и врачей, юристов и политиков, писателей и художников. Представители этих профессий и создали базовые предпосылки выделения интеллигенции в социальную группу в XIX веке.

Современный социолог Н.В. Латова замечает:

«Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.»

В России, первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века , таких как Радищев и Новиков . В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы » (intellectuals ), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В.В. Тепикин предлагает 10 признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст», а социолог Я. Щепаньский в 50-е годы 20-го столетия, и А. Севастьянов в конце 20-го века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

«Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции.»

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество , социальная группа, культура .

Российская интеллигенция

Основная статья: Интеллигенция в России

Русская интеллигенция была трансплантацией: западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву. Специфику русской интеллигенции породила специфика русской государственной власти. В отсталой России власть была нерасчлененной и аморфной, она требовала не специалистов-интеллектуалов, а универсалов: при Петре - таких людей, как Татищев или Нартов , при большевиках - таких комиссаров, которых легко перебрасывали из ЧК в НКПС, в промежутках - николаевских и александровских генералов, которых назначали командовать финансами, и никто не удивлялся. Зеркалом такой русской власти и оказалась русская оппозиция на все руки, роль которой пришлось взять на себя интеллигенции. „Повесть об одной благополучной деревне“ Б. Вахтина начинается приблизительно так (цитирую по памяти): „Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции…“ То есть когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилась интеллигенция как специфически русское явление. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности - от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились...

Мы видели, как критерий классической эпохи, совесть, уступает место двум другим, старому и новому: с одной стороны, это просвещенность, с другой стороны, это интеллигентность как умение чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением. Лишь бы понятие «интеллигент» не самоотождествилось, расплываясь, с понятием «просто хороший человек», (Почему уже неудобно сказать «я интеллигент»? Потому что это все равно что сказать «я хороший человек».) Самоумиление опасно.

Слова Ленина практически повторил режиссер С.Говорухин, назвав либеральных писателей и интеллигенцию "не мозгом нации, а говном нации".

См. также

Примечания

Литература

  • Меметов В. С., Расторгуев В. Н. Интеллигенция // Большая российская энциклопедия. М.,2008. Т. 11.
  • Письмо Т. Н. Грановскому, в кн.: Звенья, сб. 1, М. - Л., 1932, с. 101;
  • Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991

Ссылки

  • Грамши А. Формирование интеллигенции
  • Л. Троцкий Об интеллигенции
  • Г.Федотов Трагедия интеллигенции
  • Уваров Павел Борисович Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции *
  • Константин Арест-Якубович «К вопросу о кризисе российской интеллигенции» журнал «Свободная мысль», 2007, № 1. - С.57-72.
  • Реферат статьи А. Полларда. Происхождение слова «интеллигенция» и его производных .
  • И. С. Кон . Размышления об американской интеллигенции . «Новый мир », 1968, № 1. - С. 173-197
  • Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский .
  • Эхо Москвы: Говорим по-русски. Передача-игра о слове интеллигенция от 30 марта 2008
  • Луков Вал. А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе
  • Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура ( , опубл. в под псевдонимом Алтаев ). - В кн.: Кормер В. Крот истории. - М.: Время , . - С. 211−252. - ISBN 978-5-9691-0427-3 (эл.вариант).
  • Возникновение термина «интеллигенция» в русском языке
  • Гусарова М. Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию процессов формирования научно-технической интеллигенции в современной России . - 2009. - № 6 - История .

В последнее время на самых разных уровнях общественной жизни всё чаще обсуждаются вопросы о роли образованного слоя населения, интеллектуалов, интеллигенции, собственно интеллектуальной элиты, в современном российском обществе.

****

Понятие «интеллектуал» возникло в конце 19-го века во Франции в связи с выступлением ряда писателей, литераторов, профессоров против действий правительства в деле Дрейфуса, подписавших "Манифест интеллектуалов" (1898). В современной западной культуре слово утратило первичное значение: интеллектуал - общественный деятель, носитель истины, "совесть нации", хотя и считается, что интеллектуалы в значительной степени определяют нормы и культурные ценности для остальной части общества. Как правило, под этим термином понимается человек, имеющий высшее образование, с высокоразвитым интеллектом и аналитическим мышлением, который занимается интеллектуальным трудом. При этом интеллектуал – это не просто образованный человек. Важной характеристикой интеллектуала является его публичность, авторитетность, известность в широких кругах. Интеллектуал является генератором идей, это творческий человек. В качестве интеллектуалов стали рассматривать высокопрофессиональных ученых, выдающихся писателей, академиков, артистов.

****
…. достойно удивления, что между понятиями «образованный слой», «интеллектуалы», «интеллигенция» ставится знак тождества, хотя на уровне здравого смысла каждому ясно, что не все образованные люди являются интеллектуалами и интеллигентами, что не все интеллектуалы интеллигентны, что не все интеллигенты обладают высоким уровнем интеллекта.
Считается, что термин «интеллигент» придумал русский писатель П.Д.Боборыкин (1866), хотя он имеет более раннее российско-польское происхождение, а понятие «интеллигенция» уходит корнями в древность. Под интеллигенцией Боборыкин понимал высший образованный слой общества. Однако довольно скоро это слово под влиянием народничества приобрело несколько иной смысл. Помимо образованности (а по тем временам просто грамотности) отличительной чертой интеллигенции стали морально-нравственные качества этой категории людей. Сложилась как бы особая каста более или менее образованных людей, которая сразу же противопоставила себя церкви и государству в качестве носителя исторического самосознания народа. Н. Бердяев писал: "Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями, и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп" [i]


Эта каста родилась в разночинной среде, но, по сути, отнести её к какому-либо сословию в дальнейшем уже было невозможно. Под интеллигенцией стали понимать общественное образование, служащее идеалам общечеловеческой правды, справедливости и истины, в основании которых лежали социалистические идеи, пришедшие с Запада.
С самого начала возникновения понятия «интеллигенция» особо подчеркивалось, что интеллигенты не являются собственниками средств производства, но непременно – носителями осознания особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере. Ленин, будучи истинным интеллигентом с позиций 19-го века, выразился в том смысле, что интеллигенция не мозг нации, а «говно». Его не устраивали претензии определенной части образованного слоя населения России на роль носителя исторического самосознания народа. Именно отношение к средствам производства дало основания для того, чтобы Ленин, а затем и Сталин с марксистским догматизмом отнесли интеллигенцию к «прослойке» между классами. Этот узко идеологический подход привел к формированию так называемой «советской интеллигенции», большой социальной группы, пронизавшей все слои советского общества. Её характерными признаками стали: наличие высшего специального образования и копирование образцов поведения высших классов дореволюционного периода. В самом деле - никакое государство не может существовать без интеллектуальной элиты: инженеров, врачей, ученых, учителей и т.д. Эта «прослойка» жестко контролировалась советской властью: шаг вправо, шаг влево – расстрел. Истинных интеллектуалов вывозили из страны пароходами. Нужны были специалисты, а не люди независимые, думающие о смысле жизни.

Между тем, за годы советской власти появилось несколько поколений людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Волей-неволей, человек, работающий головой, не только перенимал манеру поведения порядочных людей из дореволюционного прошлого, но и усваивал общечеловеческие моральные критерии. Внутри той самой «прослойки», которую партийные боссы назвали «советской интеллигенцией» появилась новая интеллигенция, те, кого позже назовут «прорабами перестройки». Как писал проф. МГПУ А.М.Камчатнов: «Постепенно формируется новая интеллигентская "религия", "догматы" которой выражаются такими ключевыми словами, как гласность, демократия, правовое государство, многопартийность, рыночная экономика, открытое общество, права человека, общечеловеческие ценности, свобода, либеральные ценности» . При этом происходит очередное попадание на старые грабли: как и в подготовке Октябрьского переворота, огромное влияние оказали некритически воспринятые идеи Запада. В годы перестройки советское понятие «интеллигенции» рухнуло со всей очевидностью. Сотни тысяч людей с высшим образованием (интеллигентов в соответствии с этим определением) ушли в торговлю. Младший научный сотрудник (интеллигент в соответствии с этим определением) стал главным милиционером Москвы!

Уже в 19-м веке велись дискуссии об оторванности российской интеллигенции от народа. Если понимать под термином «интеллигенция» весь образованный класс, то это действительно имело место и 200 лет назад, и достаточно актуально по сегодняшний день. Изменился лишь уровень образованности, характеризующий интеллигента. Всеобщая грамотность населения лишь повысила этот уровень до университетского. Еще К.Н.Леонтьев сетовал на то, что русские интеллигенты самые наивные и доверчивые ко всему, что они считают новым и что имеет западное происхождение, а потому «русский народ интеллигенцию не любит». Почему-то считается, что ничего не изменилось в отношении народа к образованным людям и по сегодняшний день. Так ли это? А почему же народ пошел за интеллигенцией в 1917-м и в 1991-м? А может быть, дело в менталитете народа, которому обязательно нужно, чтобы его кто-то вёл? И если надежды не оправдались, то обязательно должен быть козел отпущения? Да, это так, если только принять определение интеллигенции, как общественного слоя людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры, а так же ответственным за судьбы народа.
Так что же такое «интеллигенция» в современном понимании? А.И.Солженицын категорически отрицал то, что основной характеристикой интеллигенции является принадлежность к образованному слою. Образованным в советской системе людям (достаточно умным, а порой и талантливым) он дал уничижительную кличку «образованцы», имея в виду индивидов с высшим специальным образованием, но с низким уровнем общей гуманитарной культуры, слабых духом.

Режиссер А.Прошкин (режиссер фильма "Холодное лето 53-го") в своем интервью главному редактору АИФ , с горечью отмечал: "К сожалению, у нас почти не осталось интеллигенции в русском понимании этого слова - некоего слоя людей, которым стыдно, которые понимают, что они должны что-то сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему: что-то написать, крикнуть, дать денег, составить программу… Остаются лишь интеллектуалы, образованные люди. Но каждый из них живет сам по себе" .

Д.С.Лихачев считал, что содержание понятия «интеллигенция» преимущественноассоциативно-эмоциональное, поскольку русские вообще предпочитают эмоциональные концепты логическим определениям. По Д. Лихачеву к интеллигенции принадлежат представители профессий, связанных с умственным трудом, но главное состоит в том, что это – «люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам». Отвращение к деспотизму – основная черта русской интеллигенции, на ней зиждется её стойкость и чувство собственного достоинства. Д.С.Лихачев подчеркивал, что «основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория; не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли»

 .
Именно такая интерпретация понятия «российская интеллигенция», которое в большей степени можно считать морально-нравственной категорией, чем социальной, импонирует нам более всего. Известно же, что в морали потребности и интересы общества в целом, классов, социальных групп выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычек, обычаев, общественного мнения. Однако общество не однородно, следовательно, требования морали, имеющие форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, не могут быть принятыми безоговорочно всеми российскими сословиями в одинаковой мере. Поэтому говорить об интеллигенции как об однородной социальной общности можно только с очень большой натяжкой.
Сегодня в развитой стране невозможно находиться в высших эшелонах власти и не быть интеллектуалом. О претензиях интеллектуалов на мессианство, на исключительное обладание истиной уже давно забыли. Несут ли интеллектуалы ответственность перед обществом? Безусловно! Только для этого они должны быть еще и интеллигентами.
Этому прекрасно соответствует понятие «интеллигенции» не как «прослойки», а как представителей общества с определенной морально-нравственной характеристикой. Интеллигент, в нашем понимании, помимо определенного уровня образования и воспитания, – это, прежде всего, человек внутренне свободный, отличающийся независимостью мышления, чувством собственного достоинства. А чувство собственного достоинства, как правило, зиждется, среди прочего, на высоком профессионализме. В самом деле, какое уж чувство собственного достоинства у человека некомпетентного?!

****

Поэтому со всей очевидностью, а также опираясь на опыт развитых стран Запада, можно высказать мнение, что мировоззрение «интеллигентных интеллектуалов» формируется в процессе их образования и воспитания, которые невозможно отделить друг от друга. Русский философ И.А.Ильин, писал, что « образование без воспитания есть дело ложное и опасное, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, карьеристов, вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке «волка»»[v] . Так называемая реформа образования, проводимая в нашей стране в настоящее время, к сожалению, не учитывает и не провозглашает этой неразрывной связи. Провозглашение образования не как самостоятельной и значимой отрасли народного хозяйства, готовящей элиту (тех самых «интеллигентных интеллектуалов»), а включение его в сферу услуг практически полностью выхолащивает гуманистический смысл получения знаний. Это приводит лишь к стремлению получить «бумажку», например, диплом о высшем образовании.


Камчатнов А.О О концепте «интеллигенция» в контексте русской культуры: [ Электронный ресурс ].-режим доступа: http ://www .gumer .info

Первооснова возникновения термина «интеллигенция» – греческий язык. Из него термин перешел в латинский язык еще в первом столетии до н.э. Содержание понятия восходит к Аристотелю. Он этот термин употребил для обозначения человека, сознание которого направлено не только на мир природы, но и на самого себя (самопознание, саморефлексия). Из латинского («intelligentsia») оно перешло и на другие языки. Версия, согласно которой понятие интеллигенция придумано русским писателем П.Д.Боборыкином (1866) - несостоятельна.

В России понятие употреблялось, как и в других странах Запада, для обозначения образованных, «прогрессивных» граждан. Энциклопедический словарь Гранат (1890-1907) утверждает, что «понятие «интеллигенция» обьединяет собою представителей умственной культуры, «профессия которых определяется их знаниями и дарованиями».

Отправной точкой в понимании интеллигенции становится социальная и нравственная значимость личности, определенный тип мировоззрения. Этапами социальной эволюции российской интеллигенции являются: 40 -ые годы 19 века –«кающиеся дворяне», 60-годы- разночинцы, 70-80- народники, 90- марксисты. Для этих групп были характерными резко выраженная идейная и эмоционально-волевая направленность их деятельности. Все больше звучало идеологическое содержание: интеллигент - враг рутины и застоя, искатель новой правды…

Первым русским интеллигентом, по утверждению Д, С.Мережковского, был Петр 1, а по Н. Бердяеву – им был Радищев: главной чертой интеллигента Бердяев считал сострадание со стороны просвещенного класса к простому народу.

Можно выделить специфические черты интеллигенции ХIХ и начала ХХ веков: а) маргинальность (находится между классами, а не «парящий класс» –Мангейм); б) оппозиция по отношению к власти, мотивированное также чувством вины по отношению к «страдающему» народу. Именно в этот период революционных изменений ведущей идеей была идея «Служения народу».

В современной русской языковой практике существуют понятия «интеллектуал» и «интеллигенция». Они различаются по содержанию. Понятие интеллектуал– интернациональное. Под ним понимается человек, профессионально занимающийся умственным трудом. В российских условиях образованный человек выделялся еще и «интеллигентностью», т.е. общепризнанными культурно-нраственными качествами (например, естетвенным стремлением подчинить свои поступки служению истине, добру и красоте). Общественныые дискуссии на эту тему (70-90ые г.г. ХХ века) выявили, что большинство под понятием «интеллигенция» понимает именно такое, функционально-духовное содержание. Советские социологи, стремясь максимально объективировать эту категорию, под интеллигенцией стали понимать слой людей, занятых на рабочих местах, требующих высшего или среднего специального образования. Такое понятиие в теории не привилось. Этот факт еще раз доказывает недостаточность для социологии применения при анализе сложных социальных явлений лишь структурно-функционального метода. В социологической литературе ныне высказывается идея о том, что русская интеллигенция как социальное явление все больше уходит в историю. На ее месте появился и начинает процветать слой интеллектуалов, не выходящих в своих устремлениях за пределы своих функциональных обязанностей. Именно этот слой обозначен респондентами как интеллигениция: на вопрос «Выражает ли современная интеллигенция интересы народа» 45%опрошенных ответили «нет», 24% – да, затруднились обозначить свою позицию - 31%.

Интеллигенция и власть

Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Уваровской триаде «Правословие, самодержавие, народность»- т.е. как безрелигиозность, оппозиционность, оторванность от народа. Власть менялась, но такое восприятие оставалось. Проводилась двойная политика- привлечение для руководства культурой и преследование инакомыслящих.

Применялись все методы для создания у власти отрицательного имиджа интеллигенции: начиная с 1740гг применяются перлюстрация писем, доносы, слухи. Практиковались засылка лазутчиков на сходки, собрания или просто в толпу (такую практику ввела Екатерина II), обыски и прочие розыскные меры (борьба с масонством, либералами, декабристами и т.д.). Советская власть привлекла к строительству нового общества «буржуазных специалистов», основной же упор делался на формирование новой интеллигенции – выходцев и рабочей и крестьянской среды. В годы советской власти сформировалась «народная интеллигенция», в большинстве своем вышедшая из «социальных низов» - именно она была ведущей силой в борьбе с неграмотностью населения, обеспечила индустриализацию страны – главного технического фактора Победы в годы Великой Отчественной войны. Однако, в годы сталинских репрессий пострадала в первую очередь именно интеллигенция как наиболее мыслящий и противостоящий насилию слой. Выражение «враги народа» появилось именно по отношению к ней.

В годы войны сложился союз рабочих, крестьян и интеллигенции, обеспечивший победу. Эти годы характеризуются складыванием конструктивно-критического отношения интеллигенции к власти. Однако, последующее обострение противостояния двух лидеров мира: США и СССР привело к формировапнию диссидентского движения, особенно среди художественной интелллигенции, нуждающейся, в силу своих профессиональных функций, в свободе творчества. Однако, стало ясно, что «политика как страшная инфекция, заражает и губит писателя как художника. Отдавая свой талант на службу определенной тенденциозности, писатель сужает свой мыслительный потенциал, навешивает ограничительные шоры (или черные очки) на глаза. Он теряет и значительную часть читательской аудитории, потому что его читают только единомышленники» Последующее изменение строя еще раз показало, что интеллектуально-художественная сила является одной из важных ориентирующих и регулирующих движущих сил общества.

Ныне интеллигенция в большинстве исследований включается в состав «среднего класса» - понятия, весьма пока неопределенного.

В структуре интеллигенции различаются слои, называемые обычно как научная, научно-техническая, художественная, управленческая, военная., педагогическая, медицинская и юридическая интеллигенция. Их можно объединить в две большие группы: естественно-научная и гуманитарная интеллигенция.

У естественно-научной, прежде всего научно-технической, интеллигенции объектом исследования и воздействия (разработка технологий) является природа. Поскольку законы природы всюду на Земле одинаковы, то знания и технологии, разрабатываемые в этой сфере имеют универсальный характер. Этим предопределяется возможность распространения знаний и технологий в глобальном масштабе. У гуманитарной интеллигенции профессиональные усилия обращены на человека – это врачи, учителя, юристы, научная и художественная интеллигенция (неясен вопрос о духовенстве). Уровень развития человека, как известно, определяется уровнем культуры, а их в мире насчяитывает свыше 700. Следовательно, наиболее сложным объектом для познания и совершенствования является человек и его общество. Поставим вопрос - почему непрерывно усложняется объект и предмет гуманитарных наук, в том числе и социологии? Каковы ориентиры развития гуманитарной интеллигенции?

Этот вопрос конкретно - обостренно встает в связи с началом реализации проектов серьезного сокращения преподавания гуманитарного знания в системе высшего образования. Разумеется, этот факт есть лишь один из знаков происходящего в российском обществе общего поворота к бытовому и политическому прагматизму. «Истинное знание» начинает уступать свое историческое место «Выгодному знанию», также как в этике наступает эпоха девизов «Морально то, что выгодно» или « Деньги не пахнут!». К сожалению, со стороны многих СМИ идет массированная атака на общественное сознание с позиции местечкового торговца с его железным правилом «Не обманешь - не продашь!».

Требуется еще раз остановиться на, казалось бы, тривиальных и давно решенных вопросах. Однако, уже предварительный анализ сталкивает исследователя с нечто новым, появившимся в вопросе о роли знания и его носителя - интеллигенции в развитии общества и человека.

Попробуем установить общую логику указанной проблемы.

Гуманитарная интеллигенция – сообщество людей, профессионально занимающихся оказанием услуг человеку и его обществу при удовлетворении ими своих потребностей в интеллектуальном и духовном развитии, в сохранении физического и психического здоровья, в информации, необходимой для формировании групповых и индивидуальных картин мира, содействующих саморегуляции поведения миллионов людей. Услуги эти оказывают учителя, врачи, преподаватели вузов –«гуманитарии», юристы, работники масс - медиа и т.д. Шоковый поворот к рыночной экономике привел к резкому сокращению и обесценению ряда их услуг, что немедленно сказалось и на индексе человеческого развития: за 10 лет Россия с первых мест в третьей десятке в мире по показателям образованности, уровню жизни и продолжительности жизни населения скатилась на 71- Россия сейчас, по данным ООН, находится ниже Мексики и Турции. Обесценение гуманитарных услуг привело даже к возникновению протестных движений (забастовки учителей, врачей…), усилению общественной озабоченности происходящей духовной деградацией людей, ростом преступности и самоубийств, особенно среди молодежи.

Встал вопрос и о судьбах гуманитарной интеллигенции, ее воспроизводстве в России. Остановимся на этом.

В стране начинается процесс все более свободного развертывания экономических, политических и интеллектуально-художественных сил людей. Каждая из этих сил обладает своей природой. Анализ показывает, что экономическая и политическая силы не имеют в самих себе норм самовоздержания, самоограничения, вызываемого социальной ответственностью. Предоставленные сами себе эти силы порождают «беспредел». В этом и сила их и слабость. Однако, есть сила, связанная с непосредственным производством знания в любых сферах жизнедеятельности людей – интеллектуальная сила. Эта сила олицетворена научно-технической, гуманитарной, управленческой и художественной интеллигенцией.

В отличие от других групп интеллигенции, гуманитарная интеллигенция производит и внедряет в массы социокультурное знание. Социализация знаний об обществе и человеке позволяет формировать и развивать экономическую, политическую и повседневную культуру населения.

Итак, основная социальная функция гуманитарной интеллигенции: производство, трансляция и применение социокультурного знания. Так обычно называют знание, необходимое для самоорганизации и поддержания социальной и индивидуальной жизни, для ориентации, духовной регуляции и саморегуляции поведения масс, социализации поколений, а также для духовно-правовой интеграции групп, классов и этносов. Говоря в целом, социокультурное знание есть прежде всего знание об образе, уровне и качестве жизни человека (индивидуального, массового или группового), знание о степени оснащенности всех аспектов жизнедеятельности людей конкретными элементами принятой в данном обществе культуры (знаниями, ценностями, правовыми, моральными и художественными нормами и образцами).Такое знание производит также каждый врач, юрист и учитель, причем степень личной ответственности за точность применения знания усиливается по мере движения от общего к конкретному знанию – диагностирование больного, оценка воспитуемого или конкретной социально-правовой ситуации требуют ответственного приложения творческих усилий и знаний специалиста.

Основная функция интеллектуальной силы любого характера - познание ради созидания. Ее интенциональность (напряженная направленность на что-либо) вытекает из этой функции. Стремление добыть истину, т. е. правду предмета или дела - ведет к получению и накоплению достоверных знаний, поступающих в распоряжение общества и формирующих особую общественную силу. Поэтому интеллигенция в целом объективно является носителем силы, способной не только создавать научно-технические и управленческие технологии, но и осознавать социально-гуманистические последствия действия других сил и потому призванная ставить разумные пределы их проявлениям. Эти пределы суть нормы, нарушение которых ведет к санкциям - т.е. это и законы государства, и моральный климат сообщества, и уровень престижа (репутации) конкретного лица или группы, поддерживаемый либо снижаемый средствами массовой информации и локальным общественным мнением и т.д. В связи с процессом исторического возвышения ценности человеческой жизни роль гуманитарного знания усиливается, следовательно, расширяются и функции гуманитарной интеллигенции. Она становится основным т.е. грамотным арбитром в процессе «человеческого измерения» социальных, политических и экономических процессов.

На наших глазах происходит стихийная, т.е. по спросу времени, антропологизация общественных наук – так развиваются политическая, социальная, педагогическая, экономическая антропологии, появились труды по деонтологиям полицейского, юридического и военного характера. Последние призваны оказать гуманистическое воспитательное воздействие на будущих профессионалов в областях, связанных с применением принуждения.

Постепенно человек, вопросы сохранения, обеспечения и совершенствования его жизни становятся стержневой линией, смысловым ориентиром развития всех наук, ибо наступает понимание того, что только от его действий происходят все изменения в обществе и в культуре.

События последних десяти лет, свидетельствуют, что на практике, тем не менее происходит «обесчеловечивание» социальных процессов: растет число преступлений против личности, насилие, в том числе и экономическое, приобрело социально-государственную масштабность, смертность превысила показатели рождаемости, более половины населения живет за чертой бедности и т.д. Эти показатели свидетельствуют, что в российском обществе усиливаются процессы отчуждения человека. В этих условиях роль гуманитарной интеллигенции как единственной интеллектуальной силы в обществе, владеющей знанием и техникой «человеческого измерения», способной предвидеть социогуманитарные последствия решений общественного масштаба, объективно возрастает.

Предвидеть значит еще и проводить социальную профилактику, т.е. с помощью просвещения и ценностной ориентации населения средствами науки и искусства, возбуждением прогрессивного общественного мнения через СМИ, творения и применения необходимых законов государства - обуздывать разрушительные действия экономических и политических сил, не имеющих в структуре своей природы нравственных пределов и смысловых ориентиров самодвижения.

Ныне главной задачей на пути превращения России в великую державу «…становится опора на интеллигенцию как на главный класс общества. А это возможно, только всемерно развивая культуру, образование и прежде всего демократию – среду, необходимую для развития интеллекта».


Похожая информация.


Слова "интеллигенция" и "интеллигентность" имеют общее происхождение от латинского intelligentia -понимание, познавательная сила, знание. Обозначенные этими словами понятия не только близки, но и различаются по своему содержанию.

Единого подхода к понятию "интеллигенция" не существует. Одни ученые полагают, что это социальная группа, объединяющая профессионалов, людей умственного труда. Другие рассматривают интеллигенцию как совокупность наиболее развитых в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношении людей. Для них интеллигенция - духовная элита, а не социальный слой.

Культуролог А.И.Арнольдов определяет интеллигенцию как социокультурную общность, соединяя тем самым тот и другой подход. Итак, интеллигенция - это социокультурная общность, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры. А интеллигентность представляет собой совокупность целого ряда качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент.

На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. В западном употреблении понятие "интеллектуал" имеет в основном профессиональный смысл. Характерные черты интеллектуала - образованность, компетентность, прагматизм и деловитость. А в традиционном российском понимании интеллигент - это скорее духовная, нравственная категория. Недаром в Британской энциклопедии словарная глава на понятие "интеллектуал" имеет специальную подглавку - "русский интеллигент".

Принято считать, что термин "интеллигенция" был введен в широкий обиход писателем П.Д.Боборыкиным (1836-1921) в 60-е гг. XIX в. Затем из русского он перешел в другие языки. Вместе с тем интеллигенция как общественное явление появляется гораздо раньше. Если под интеллигенцией понимать людей умственного труда, то она зародилась в эпоху Древних цивилизаций и получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах. Корни отечественной интеллигенции можно обнаружить в деятельности духовенства. А оно, как известно, появилось еще в Древней Руси. Однако как социально-культурный слой с четкой системой ценностей интеллигенция складывается в XIX веке. Безусловно, она не возникла внезапно, а выросла постепенно на почве вековых духовных традиций нашей культуры.

Взгляды на основополагающие черты интеллигенции и ее социальные функции в ходе исторического развития российского общества менялись. Но именно в XIX - начале ХX вв. был заложен фундамент тех представлений, на которые мы опираемся и сегодня.

В это время сложилось устойчивое мнение о том, каким должен быть русский интеллигент. Интеллигент - это не только человек образованный, мыслящий, но и нравственный, то есть честный, порядочный, благородный. Он ориентируется на высокие идеалы и беззаветно служит им. Интеллигент критически относится к себе, окружающий действительности и находится в оппозиции к власти. Его отличает чувство вины перед народом, сочувствие к его тяжелой судьбе и стремление изменить ее к лучшему. Важнейшая черта интеллигента - осознание своей ответственности за состояние российского общества и его культуры.

Вместе с тем многие представители интеллигенции не умели или не могли реализовать свои высокие идеи, претворить слова в реальные дела. Это было обусловлено как самой российской действительностью, так и огромными задачами, которые интеллигенция ставила перед собой.

В советское время отношение властей к интеллигенции было двойственным. С одной стороны, они всячески поддерживали интеллигенцию. Без ее всесторонней деятельности успешное развитие советского общества было просто немыслимым. С другой стороны, относились к ней настороженно и были убеждены, что интеллигенция нуждается в твердом и постоянном руководстве. Последнее объясняется тем, что критичность ума, присущая интеллигентам, представляла угрозу для официальной идеологии. Идеи социализма следовало принимать на веру, отвергая малейшие сомнения в правильности выбранного пути.

В 20-50-е гг. многие интеллигенты подверглись гонениям и репрессиям. В эти и последующие годы творческая деятельность советской интеллигенции ограничивалась жесткой цензурой. Немало интеллигентов, начиная с 70-х гг., были вынуждены эмигрировать из СССР. Впрочем, отъезд представителей отечественной интеллигенции из России, или так называемая "утечка мозгов", продолжается и сегодня.

В непростых условиях большая часть интеллигенции осталась верна нравственным идеалам и добросовестно служила своей профессии, людям и Отечеству. Тем самым духовные традиции российской интеллигенции не только не иссякли, а сохранились и продолжились в советское время.

Сегодня некоторые ученые и публицисты считают, что российское понятие "интеллигент" постепенно утрачивает свое прежнее содержание и сужается до западного понятия "интеллектуал". По их мнению, этот процесс является закономерным. Интеллигенция сложилась в российском обществе в то время, когда в нем отсутствовали политические права и свободы. Поэтому она вынуждена была брать на себя функции, которые в демократической стране выполняют политические партии и свободная пресса. Вместе с тем современные интеллигенты, особенно молодые стали более рациональными и прагматичными. Их мало привлекают духовно-нравственные ценности и высокие идеалы.

Эти взгляды во многом верны, но полностью согласиться с ними нельзя. Как уже было сказано, в российской культурной традиции понятие "интеллигенция" всегда имело более широкий смысл, чем на Западе. Интеллигенты это не только профессионалы, занятые умственным трудом, но и всесторонне развитые, нравственные личности. Без этой духовной составляющей вместо интеллигенции неизбежно появляется то, что известный писатель А.И.Солженицын назвал "образованщиной".

Современное российское общество опирается на демократические ценности, но в нем, как и в любом другом, существует множество социальных и нравственных проблем. Их решение зависит от всех людей и, прежде всего - от интеллигенции.

Безусловно, интеллигенция изменилась. Сегодня её представители в большей степени, чем раньше, настроены на достижение профессионального успеха и материального благополучия. Они более трезво оценивают действительность и решительнее идут к намеченной цели. Эти ориентации и черты соответствуют духу времени и несут положительный заряд. Однако снижение нравственных требований к интеллигенции и отказ от высокого образца, на который ей следует ориентироваться, неминуемо приведет к негативным последствиям. А именно - к дальнейшему снижению уровня духовных потребностей общества и торжеству прагматического и утилитарного подхода к жизни.

Главная задача интеллигента сегодня - самоотверженно, честно и достойно делать свое дело. Проявляя не только компетентность, но и лучшие человеческие качества, интеллигент будет являться нравственным примером для окружающих: преподаватель для студентов, врач для больных, специалист сельского хозяйства для тружеников села и так далее. Тем самым он сможет положительно влиять как на внутренний мир этих людей, так и на духовное развитие нашего общества в целом. Подобные мысли высказывали многие участники II съезда Конгресса российской интеллигенции (М.С.Каган, В.Е.Триодин, А.С.Запесоцкий и др.), состоявшегося 2 декабря 1999 г.

Интеллигент должен не только добросовестно выполнять свою непосредственную работу, но и активно участвовать в общественной жизни учреждения, города, страны. По мнению профессора В.Е.Триодина, проповедь конкретным делом - это единственное, что отличает настоящего интеллигента. Только по конкретному делу можно узнать, насколько ответственным, сострадательным и милосердным является человек.

Интеллигенция всегда была неоднородной по своему составу. Сегодня она включает гуманитарную, научную, инженерно-техническую, художественную, медицинскую, сельскую и другие группы. Интеллигенты имеют разные мировоззренческие установки, различаются по своему общественному положению и уровню доходов.

Выпускники ВУЗов, работающие по специальности, формально пополняют ряды интеллигенции. Однако все ли они являются интеллигентными людьми? К сожалению, нет. Настоящий, а не мнимый интеллигент - это человек, обладающий интеллигентностью. Вместе с тем интеллигентность может практически отсутствовать у некоторых профессионалов, занятых умственным трудом. И напротив, она может присутствовать в людях, принадлежащих к другим социальным группам.

Какие же качества и черты включает в себя это многогранное свойство личности? Интеллигентность - это всестороння образованность, независимость взглядов и суждений, критичность ума, терпимость к инакомыслию, умение восхищаться красотой природы, любовь к искусству.

Важнейшей составляющей интеллигентности являются нравственные качества. Это уважение к человеческой личности и культурам других народов, совестливость, доброта, порядочность, милосердие, тактичность и деликатность.

Интеллигентный человек ценит и уважает каждую личность вне зависимости от ее социального положения, национальности и уровня образованности. Он прост и ровен в общении, никому не навязывает свое мнение, умеет войти в положение другого, не проявит грубости, злорадства и зависти.

Интеллигентный человек - это тот, кто обладает богатой внутренней культурой и достойно ведет себя в различных жизненных ситуациях. По мнению академика Д.С.Лихачева, "интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)".

Если человек неинтеллигентен, но старается выглядеть таковым, тогда все его попытки обречены на неудачу. Коли он не обладает необходимыми внутренними качествами, это непременно обнаружится. Маска добропорядочности в какой-то момент будет сброшена, и окружающие увидят истинное лицо ее владельца. Вот почему Д.С.Лихачев утверждал, что интеллигентным человеком притвориться невозможно.

Названные черты и качества интеллигентного человека в совокупности составляют идеал, образец, на который надо ориентироваться. Но это не означает, что людей соответствующих данному идеалу не существует. Можно назвать множество известных личностей, которые являются настоящими интеллигентами. Это академики А.Д. Сахаров и Д.С.Лихачев, культуролог Ю.М.Лотман, писатели А.И.Солженицын и М.Карим, поэт Б.Ш.Окуджава и музыкант М.Л.Ростропович, директор музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антонова, доктор Л.М.Рошаль и многие другие.

Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, которых с полным правом можно назвать интеллигентными. Они проявляют лучшие человеческие качества в общении с окружающими и самоотверженно служат своему делу. Причем они так поступают не из соображений личной выгоды, а потому что не могут иначе. Таких людей не очень много, но прежде всего, благодаря им функционирует и развивается культура общества.

Интеллигент, живущий в реальном, а не выдуманном мире со всеми его сложностями и противоречиями, нередко в чем-то не соответствует идеалу интеллигентного человека. Однако это не означает, что к данному идеалу не следует стремиться как к чему-то недостижимому. Любому человеку свойственны ошибки и недостатки. Важно, чтобы он их осознавал и стремился исправить. А именно эта черта характерна для интеллигентного человека. Он понимает всю степень своего несовершенства и стремится быть лучше. А пределов для совершенства, как известно, не существует.

От деятельности интеллигенции зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, сельского хозяйства и промышленности. Своей энергией, активностью ума и нравственными качествами она призвана способствовать повышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Интеллигенция в ее традиционном российском понимании является нашим национальным достоянием, которое необходимо сохранять и воспроизводить.