Присоединение фтс к налоговой. Михаил Мишустин: перед ФНС России и ФТС России стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней. Таможня и налоговая: близнецы-братья

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.

Объединение ФТС и ФНС вопрос, который часто поднимают. На данный момент определяются с алгоритмом и сроками процесса. По последним данным такие существенные изменения произойдут к маю 2019 года. Чего ждать от этого бизнесу еще не всем ясно, следует в этом вопросе разобраться.

Создание единой структуры из двух фискальных органов вопрос, который поднимался не однократно. Последнее обсуждение объединения налоговой и таможенной службы проводилось в 2015 году. Тогда предполагалось консолидация и передача под юрисдикцию Минфина.

Основная причина подобных действий это желание сократить бюрократический аппарат, так как, по сути, финансовые потоки к двум органам идут по одинаковым направлениям. При прошлом обсуждении прийти к консенсусу не удалось, причина на то не достаточно убедительные аргументы.

Что касается теперешней ситуации с внедрением цифровых технологий, ФНС вырвалась в лидеры по доходам, что поступают в бюджет. Так в 2016 году эти показатели отличались на 2,5 трлн. рублей. В бюджете на 2019 год заложены цифры:

  • ФТС – 4,8 трлн. руб.
  • ФНС – 9 трлн. руб.

Объединение налоговой и таможни на базе первой структуры выглядит очень заманчиво. В особенности привлекательно это электронной системой платежей и обслуживания, которая отлично себя зарекомендовала.

Суть слияния

Основная задача – слияние информационных систем. Это поможет достичь максимального экономического эффекта и повышения уровня собираемости обязательных платежей. Собственно объединение таможни и ФНС подразумевает подгонку правил, связанных со сбором платежей в бюджет под общие стандарты. Это не слияние в единое ведомство как таковое, каждая структура будет отвечать за свое правовое поле.

Когда таможня перейдет под управление Минфина будет возможным к реализации усовершенствование норм закона, регулирование правил внесения платежей.

Подобные действия проводятся также с целью налаживание порядка контроля. Это поможет уменьшить число проверок, а значит, сэкономит время декларантам. Административная нагрузка на предпринимателей снизиться.

Чаще всего участники и лица, которые не спешат товары, делают это не со злым умыслом, а по причине длительной бюрократической процедуры. Это происходит по причине несогласованности действий и процедур в двух органах ФТС и ФНС. Слияние систем налоговой и таможни нивелирует эти различия. Ожидается, что это обеспечит большие суммы поступлений в бюджет.

Необходимые действия

Как понятно в одночасье слияние не произойдет. К тому же многие эксперты говорят о сомнительности данного шага. Но все же этот вопрос в текущем рассмотрении более ясен и скорее всего консолидации быть. Для этого следует совершить ряд действий. Так для таможни Министерство финансов поставило такие задачи:

  1. Сквозной контроль над перемещением товаров со снятием напряжение с декларантов. Основная цель – исключить неуплату необходимых .
  2. Исключение непосредственного контакта с коммерцией, то есть отсутствие досмотра товара.
  3. Снижение числа судебных разбирательств.
  4. Обнаружение и перекрытие каналов противозаконного вывода капитала за пределы страны.

Практически все шаги на пути к объединению ФТС и ФМС в 2017 году налоговая уже выполнила. Так за последние годы она тотально оцифровалась. Созданы все условия для налогоплательщиков, они понятны потребителю. То есть каждый, кто стремиться отдать часть своего заработка государство согласно закону понимает, сколько и за что ему требуется платить. К тому же информационные системы, что разработаны для ФМС очень сильные. О чем говорят многие эксперты.

Зачем это государству

Объединение налоговой и таможни в 2019 году вполне стоит ожидать. Зачем это государству?

Первое на что опираются это положительная мировая практика. Объединение финансовых потоков и информационных систем под руководством Минфина показывает хорошие результаты.

Второй момент – государство получает абсолютный контроль над перемещением грузов через границу. Появляется возможность отслеживания всей цепочки его перемещения, аж до реализации потребителям. В теории это должно облегчить участие предпринимателей – не нужно будет подтверждать вывоз товара за границу, а значит иметь двойные хлопоты с НДС ( , доначисление и т.д.).

Еще один плюс — ускорение и открытость процедур внесения платежей, в частности НДС, его возврата. Правда, на слишком существенное сокращение сроков рассчитывать не приходиться.

Собственно вопрос о консолидации еще витает в воздухе, хотя более настойчиво, чем раньше. Многие эксперты не видят в этом процессе огромной необходимости, так как можно сделать проще: наладить процесс обмена информации между структурами, что так само облегчит процедуру возврата НДС. Также таможня и налоговая, которые так и не объединились в 2017 году могут стать причиной серьезных проблем для плательщиков. Без последствий это произойти просто не может. Минимальный период, который может происходить становление новой системы, даже при тщательной подготовке к процессу – 6 месяцев.

Прогноз на май 2019 года связан с тем, что новое правительство всегда принимает решения, касательно системы органов исполнительной власти.

Вывод

Слияние двух крупных структур в единого «монстра» как называют эксперты новое образование процедура сложная и многоэтапная. Даже при теперешней ситуации увеличение объема сборов не будет превышать 15-20%.

ФНС совместно с ФТС уходит к единой системе стандартов: Видео

НОВО-ОГАРЕВО, 25 октября. /ТАСС/. Объединение Федеральных таможенной и налоговой служб оправдано, уверен руководитель ФТС Владимир Булавин.

"Объединение таможни и ФНС в один блок оправданно и дает результаты?" - поинтересовался у Булавина президент России Владимир Путин во время рабочей встречи. "Под эгидой и координирующей ролью министерства финансов оправданно, и уже в настоящее время есть вполне конкретные результаты, темпы наших совместных действий мы намерены и в дальнейшем наращивать", - отметил глава ФТС.

По его словам, специалисты обеих служб в нынешнем году активно работают "по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей". "Этот процесс предполагает интеграцию наших информационных ресурсов, сопряжение систем управления исками, координацию действий по категорированию объектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и сквозного контроля, а также совместные и скоординированные проверочные мероприятия, особенно по такой таможенной процедуре, как контроль после выпуска товаров", - перечислил Булавин.

Он привел первые результаты совместных проверочных мероприятий: "Уже проведено 514 проверочных мероприятий, доначислено таможенных платежей на сумму 1,5 миллиарда рублей". "По данным ФТС России, налоговыми органами также доначислено более 1,9 миллиона рублей", - добавил Булавин.

Руководитель ФТС заверил, что "взаимодействие происходит не только на уровне центральных ведомств, но и на уровне окружных управлений, и, что самое главное, на уровне субъектов Российской Федерации".

"Хорошо", - оценил Путин.

Оптимизация таможенных процедур

Владимир Булавин доложил Владимиру Путину об оптимизации таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во время встречи с главой государства Булавин отметил, что своей ближайшей задачей видит "выполнение плана по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле, улучшение делового и инвестиционного климата в стране, создание комфортных условий в таможенной сфере для участников внешнеэкономической деятельности".

Он выразил уверенность, что таможня должна быть быстрой с точки зрения прохождения таможенных процедур, "умной", то есть оцифрованной, имеющей доступ к необходимым информационным ресурсам, эффективной с точки зрения наполнения бюджета. При этом, по его словам, "дальнейшее развитие таможенных органов напрямую связано с развитием телекоммуникационных, информационных систем".

Булавин доложил, что на сегодня практически 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде, за исключением случаев, специально оговоренным актами кабмина. Как правило декларирование происходит с использованием такого информационного ресурса, как Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

По словам Булавина, введение предварительного информирования о ввозимых товарах по автомобильным или железной дорогам позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут.

Ведомство в режиме эксперимента также занимается вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. "Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. Это привело к существенному сокращению времени таможенных операций при импорте", - доложил президенту чиновник. Так, сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут, что в 30 раз быстрее, чем в 2013 году, при экспорте продолжительность прохождения процедуры сократилась в 5 раз - до 47 минут, уточнил Булавин.

ФТС за девять месяцев текущего года перечислила в федеральный бюджет 3,156 млрд рублей, что на 3% больше плановых показателей. "Все плановые значения выполнены в полном объеме. В доходную часть федерального бюджета (за девять месяцев) перечислено 3 трлн 156 млрд рублей, это составляет 103% к контрольным цифрам Министерства финансов", - добавил глава ФТС.

Ведомство рассчитывает по итогам 2016 г. выполнить план в 4,358 млрд рублей по поступлениям в федеральный бюджет. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" сообщил замглавы ведомства Руслан Давыдов.

"Мы план выполняем, и по итогам трех кварталов, на сегодняшний день, собрано почти 3,5 трлн руб. (с начала 2016 г. - прим. ред.) ФТС в бюджет Российской Федерации", - сказал он, уточнив, что плановое задание на конец года - 4,358 трлн руб.

"Мы надеемся его как минимум выполнить", - добавил Давыдов.

Решение о создании единого фискального органа путем объединения налоговой и таможенной служб будет принято до мая 2018 года, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тогда же власти определят параметры налоговой реформы

Игорь Шувалов (Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»)

К маю 2018 года, «началу нового политического цикла», может быть создан единый фискальный орган путем объединения ФНС и ФТС, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС во вторник, 21 ноября, передал корреспондент РБК. «Каким образом будет построен налоговый администратор, как он будет взаимодействовать с гражданами и юридическими лицами — это в целом будет зависеть от того, как будет чувствовать себя система в целом», — заявил чиновник. Появление единого фискального органа позволит государству получить «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы», пояснил вице-премьер.

Решение должно быть принято именно к маю, поскольку тогда «появится новое правительство». «Когда появляется новое правительство, президент всегда принимает решение о системе органов исполнительной власти», — напомнил первый вице-премьер. Шувалов признал, что вопрос о создании единого фискального органа — «непростой и болезненный». Он отметил, что возможен вариант «сохранения налогового администратора в том виде, в котором он существует сегодня».

Шувалов также рассказал, что к маю 2018 года должны быть окончательно определены параметры налоговой реформы. Решения «по налоговой системе, по налоговым ставкам» должны быть приняты «в начале политического цикла, чтобы все жили спокойно шесть лет», оценивали налоговую нагрузку и планировали бизнес, объяснил Шувалов.

Замминистра финансов Илья Трунин после выступления вице-премьера пояснил журналистам, что в настоящий момент «идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС». «Мы сейчас работаем как министерство не над тем, как дальше будет функционировать фискальная система, а над тем, как оптимизировать процесс, сделать единый механизм администрирования», — заявил Трунин. Глава ФНС Михаил Мишустин отказался комментировать слова Шувалова об объединении, в ФТС не ответили на запрос РБК.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК ) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).