Определение направленности личности. Условия формирования направленности личности Личностное направление

Подходы к рассмотрению психологической структуры личности весьма разнообразны, они определяются спецификой основных теорий личности. Рассмотрим один из подходов.

Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.

Направленность личности - психическое свойство - система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности - особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.

Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем в виду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности - это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.

Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости , в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.
В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.

Качества направленности личности:
- Уровень - общественная значимость направленности человека.
- Широта - определяется количеством интересов.
- Интенсивность - эмоциональная окраска направленности.
- Устойчивость - характеристика направленности во времени.
- Действенность - активность человека для реализации целей в своей деятельности.

Формы направленности личности:
- Влечение - явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.
- Желание - недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.
- Интерес - относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.
- Склонность - эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней.
- Идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.
- - система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.
- Убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система! убеждений человека отражает его мировоззрение.

Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.

Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества.

Мораль - обобщающее понятие, в общественном и индивидуальном сознании - нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Совесть - нравственная самооценка человеком своих поступков.

Мировоззрение формируется как в результате критического осмысления естественно-научных, социально-исторических, технических И философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизнидеятельности, передаваясь из поколения в поколение в виде культурно-исторического наследия.

Мотив достижения успеха (мотив достижения) - потребность добиваться успеха в различных видах деятельности. Устойчивая личностная мотивационная черта.

Мотив избегания неудачи (мотив избегания) - стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Дтя «успешной» личности характерно преобладание мотива достижения.

Следует различать мотивацию и мотивировку.

Совокупность стойких мотивов образует мотивацию - систему побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

При рассмотрении личности в контексте социума важным является; знание и учет установки.

Социальная установка - готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Когнитивный компонент - совокупность знаний и оценочных суждений и убеждений об объекте.
Эмоциональный компонент включает систему чувств, связанных с соответстствующим объектом или событием.
Поведенческий компонент - предрасположенность к реальным (положительным или отрицательным) действиям по отношению к объекту.
На формирование и изменение социальной установки оказывает влияние целый ряд факторов.

Введение

Исследования современной социальной психологии личности в целом определяются задачей, сформулированной В. М. Бехтеревым: необходимо изучить условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями.

Отечественные и зарубежные ученые изучали проблемы мотивации личности. Так как подструктурным элементам мотивационной сферы относят актуальные потребности, мотивы, различные мотивационные образования, включающие в себя и направленность личности.

Термин «направленность» этимологически, по определению С. Л. Рубинштейна, характеризует как устремления, вектор активности, движущие силы поведения человека, некую динамическую направленность в движении. Соответствующие раскрытие понятия представляет его как систему побуждений, состоящую из: потребностей, тенденций, мотивов, интересов, целей, идеалов, ценностных ориентаций в их сложных взаимосвязях и отношениях. С данных методологических позиций определить содержание направленности личности - значит решить, «чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится?». Такая постановка вопроса оказалась продуктивной в разработке психолого-педагогического аспекта проблемы: направленность личности понимается как проявление иерархической структуры мотивов (научная школа Л. И. Божович), одновременно и результат, и показатель устойчивости системы .

С точки зрения ученых отечественной науки (Б.Ф. Ломова, P.C. Немова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Г. Деева В.И. Ковалева, B.C. Мерлина, В.Ф. Пирожкова, и др.), направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Таким образом. цель исследования: анализ понятия направленности личности в психологии

Предмет исследования: направленность как свойства личности.

Объект исследования: направленности личности в психологии.

Задачи работы:

1. Изучить понятий аппарат: основные термины и определения по заданной теме;

2. Раскрыть содержание направленности личности на основе изучения материалов научных статей

3. Изучить различные научные подходы к решению проблемы направленности личности в психологии.

Общая характеристика направленности личности в психологии

Понятие направленности личности

Понятие «направленность» в психологию ввел В. Штерн, который рассматривал ее как склонность к какой-либо деятельности в целом. «Направленность личности» переводится на английский язык как personality trend. В словаре С.И. Ожегова «направленностью называется сосредоточенность мыслей и интересов, направленная к какой-либо цели» .

Под понятием «направленности личности» С.Л. Рубинштейн понимал, характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека.

В психологическом словаре «направленность личности» имеет несколько понятий. С одной стороны, «направленность личности -это сложное личностное образование, определяющее особенности поведения и действий человека, его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему, которое проявляется в особенностях интересов личности, ее пристрастиях и потребностях, в установках и целях. В основе -возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, ориентирующая деятельность личности и относительно независимая от ситуаций». С другой стороны, подчеркивается «неустойчивый характер направленности, который может всецело зависеть от ситуации или же устойчивый, длительно определяющий линию поведения человека» . В словаре психолога-практика, составленного С.Ю. Головиным, «направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение» .

По мнению отечественных психологов под «направленностью личности» следует понимать совокупность или систему определенных мотивационных образований. Так, например, Б.И. Додонов определяет направленность личности как систему потребностей; К.К. Платонов как совокупность влечений, интересов, склонностей, желаний, мировоззрения; Л.И. Божович и P.C. Немов как систему или совокупность мотивов. Наиболее содержательно на- правленность личности описывает B.C. Мерлин, характеризуя ее как моти-вационную систему, определяющую направление поведения и деятельности человека, которая проявляется в отношении к другим людям, самому себе, обществу. Ломов Б.Ф., разрабатывая проблему системного подхода в психологии, пришел к выводу что основным системообразующим свойством личности также является ее направленность. «Именно в этом свойстве, -писал он, - выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» .

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

В структуре направленности личности ученые выделяют ценностные ориентации, которые выражаются в целях, мотивах поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и установках. Делались попытки раскрыть понятие «направленность личности» через установки, ценности, отношения личности, эмоции. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» . Н.В. Кузьмина к формам проявления направленности добавляет склонности и эмоциональное отношение. С.Д. Смирнов особо указывает на личные взгляды, тенденции человека. К.К. Платонов определяет «направленность как социальную и нравственную ценность личности, а главным в содержании направленности является система идейно-социальных мотивов» .

Особую роль в понимании направленности личности сыграла теория установки Д.Н. Узнадзе. По его мнению, «направление деятельности субъекта определяется его установкой, т.е. деятельность человека всегда носит установочный характер и заранее предопределена. Установка, по мнению психолога, является бессознательным состоянием» .

В рамках нашей работы мы придерживаемся точки зрения С.Л. Рубинштейна, который понимал установку, как занятую личностью позицию по отношению к целям деятельности. «Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента:

а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет;

б) напряжение, которое при этом возникает» .

По мнению ученого, формы проявления направленности личности «возникают под влиянием изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром» , а изучение направленности личности отвечает на вопрос: «Чего человек хочет, к чему он стремится?» .

Одной из ведущих теорий в изучении направленности личности является теория отношений В.Н. Мясищева, который обосновывает зависимость между возможностями человека и положительным отношением его к деятельности. По его мнению, «направленность выражает доминирующие отношение или его интеграл» .

Л.И. Божович рассматривает направленность как иерархическую структуру мотивационной сферы личности, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию стали доминирующими.

В концепции М.С. Неймарка направленность понимается, как соотношение непроизвольно доминирующих, непосредственно действующих ненасыщаемых потребностей и произвольно доминирующих, сознательно предпочитаемых мотивов поведения. В зависимости от доминирующих мотивов он выделяет три вида направленности:

Личную, когда основным мотивом выступает собственное благополучие, стремление к самоутверждению;

Общественную, когда преобладают мотивы, связанные с интересами общества, стремление действовать в интересах других людей;

Деловую направленность с потребностью в познании и деятельности, творчестве.

Эти три группы мотивов характеризуют отношение человека к себе, обществу, работе. Уровень подготовленности человека к профессиональной деятельности напрямую зависит от степени реализации в ходе познавательной деятельности мотивов, потребностей и целей.

К.К. Платонов выделял следующие свойства направленности личност:

ѕ уровень, который определяется общественной значимостью целей;

ѕ широту интересов, потребностей;

ѕ интенсивность направленности, связанную с желаниями и стремлениями;

ѕ устойчивость, которая определяется настойчивостью человека .

Специалисты выделяют виды направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, рассмотрим некоторые из них:

1. Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, и все, что его интересует - осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.

2. Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегают прямого решения проблем, уступают давлению группы, отказываются от высказывания непонятных идей и не стремятся руководить.

3. Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживают группу, легко излагают свои мысли, могут руководить, если того требует решение задачи.

4. Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно - на переживания окружающих. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.

5. Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу.

Мы изучили понятийный аппарат, а именно, в отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность -- это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Раскроем общую характеристику этих понятий.

Проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление , выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

1. влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес - познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

7. мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобыпридавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл - это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различатьцель деятельности и жизненную цель . Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией . Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.