Нод по развитию речи зима. Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима. Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:

Связная речь: учить детей составлять творческий рассказ с помощью схем, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные).

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.

Грамматика: учить детей правильно согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе и падеже, упражнять в подборе прилагательных среднего, женского, мужского рода; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ), учить детей образовывать новые слова, путем слияния двух основ.

1 часть

Воспитатель говорит детям: «Сегодня у нас интересное занятие, но прежде я хочу поиграть с вами в игру «Будь внимателен». Дети под «Марш» шагают. Затем на слово «зайчики», произнесенные ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «раки» - пятится, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоят на одной ноге. Затем задание усложняется. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановится и принять позу «аиста», если хлопнет ведущий два раза, играющие принимают позу «Лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

2 часть

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима» (звучит тихая спокойная музыка).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится....

Вам понравилось, как поэт написал? А какое сейчас время года? Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?

А хотели бы вы сейчас отправиться в зимний лес на прогулку?

Представьте, что перед каждым из вас лежит заветный волшебный цветок.

Помните его бережно и, оторвав один лепесток, подбросьте вверх и скажите:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, что бы я оказался в зимнем лесу!

Дети закрывают глаза, звучит тихая спокойная музыка (представляют зимний лес). И дети как были в платьицах и шортиках оказались в зимнем лесу, а мороз там... (дети показывают, как они мерзнут).

Но волшебный цветок быстро исправил ошибку и все дети уже стояли одетые в свои шубы, шапки и валенки. Им стало тепло. (Дети улыбаются, им тепло.)

Дети очутились в лесу. Они восторженно смотрят вокруг (изображают восторг на лице). Дети увидели много снега и стали лепить снежную бабу, играть в снежки (дети показывают, звучит веселая музыка). Бросаем левой рукой снежок, снова берем снег, лепим колобок, бросаем правой рукой.

Погода солнечная, морозная. У детей хорошее настроение. А как можно сказать по-другому, какие дети? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.) Покажите свое настроение.

Но вдруг набежала тучка, закрыла солнце. Какое у вас стало настроение? (Плохое.) Какие вы стали, как можно сказать по – другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные...) Покажите.

Но туча была одна на небе, она быстро пробежала, и вновь засияло солнце. Покажите пиктограмму, которая соответствует вашему настроению.

Вы сейчас в зимнем лесу. Представьте, какая бывает погода зимой. (Холодная, снежная, вьюжная.)

Какое солнце зимой? (холодное, светит, но не греет).

Какой небо зимой? (пасмурное, холодное, серое, хмурое).

Какой снег зимой? Когда мы идем по лесу, что с ним происходит? (хрустит, скрепит, поет песенку).

Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом).

Как одеваются зимой люди? (Одевают зимнее пальто и шубы. Теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы.)

Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не бояться снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать.)

Воспитатель предлагает показать замершего воробья (этюд на выражения страдания и печали).

Холодно, холодно

Ой-ей-ей-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть,

Пустите погреться,

И дайте поесть.

Зверям в лесу не хватает корма, некоторые запасают корм на зиму, некоторые впадают в спячку – медведь, еж. Покажите медведя, спящего и сосущего лапу, спящего ежика который свернулся клубочком, спрятав носик. Некоторые звери, как заяц меняют шубку на зиму, чтоб не было видно на снегу.

Какие занятия у детей зимой?

Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная.)

3 часть

Физкультминутка . Организуется игра «Снежинки и ветер»

Я сейчас я хочу поиграть с вами. Для этого детям необходимо разделиться на две группы. Одна половина детей изображают снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся, ветер стихает, снежинки все медленнее и медленнее и садятся на землю.

После игры воспитатель предлагает послушать стихотворение «Снежинка»

Слушайте стихотворение и передайте действиями все то, с чем говорится в нем.

«Снежинка»

Дул я долго на снежинку,

Языком ее ловил.

Со снежинкою смешинку

Я, наверно проглотил.

Все смогли представить зиму? А теперь придумайте рассказ о зиме. При составлении рассказа пользуйтесь схемой. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода, какое небо, что происходит зимой с деревьями, как зимуют птицы, звери. Как одеваются люди? Какие занятия у детей зимой? Используйте в своих рассказах слова о зиме, которые мы с вами подобрали.

Я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы пошлем в этом красивом конверте (воспитатель показывает конверт) детям в соседний детский сад, потому что они не могут составить рассказ о зиме, так как они не были на прогулке в зимнем лесу. И еще отправим этот рассказ самой Зимушке-зиме.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа. Выясняет, какой рассказ больше понравился, какой следовало бы отправить зиме.

4 часть

Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились, я хочу сказать вам большое спасибо за вашу помощь в путешествии по зимнему лесу.

Стук в дверь. Воспитатель идет открывать и вносит коробку с конфетами. Эту посылку с конфетами передали вам жители зимнего леса. Они слышали, как вы красиво описывали зиму, решили сделать вам подарок.

5 часть

В зал вбегает Незнайка с конвертом (взрослый, одетый в костюм этого персонажа). Дети окружают его. «Здравствуйте дети, я очень спешил к вам!»

Воспитатель: Какая причина спешки у тебя, дорогой Незнайка? И как ты оказался в зимнем лесу?

Незнайка: «Я, как и вы отправился погулять в зимний лес со своими друзьями из Цветочного города, но отстал от них. И тут услышал ваши голоса, ваш разговор о зимнем лесе и мне стало очень интересно».

Дети спрашивают Незнайку: «А что за конверт у тебя с собой?»

Незнайка: Вот, перебирал свои книжки, альбомы и нашел конверт с картинками. Только не могу сообразить, что с ними делать. Дети помогите мне.

Дети рассматривают картинки с изображением животных и дают свои варианты использования картинок. Вариантов должно быть много: рассматривать, перерисовывать, рассказывать, описывать, посылать в письме и т. д.

Воспитатель: Я хочу предложить игру с этими картинками. Я показываю картинку, на которой изображено животное, а вы назовете «какой?», «какая?», «какие?». Например, это белка. Она (какая?) маленькая, рыжая, добрая, пушистая, красивая, быстроногая, длиннохвостая, пышнохвостая.

Незнайка: У меня еще есть интересная картинка, и я хочу показать их детям. Теперь они сразу ответят разными определениями на вопрос: «Какой зайчик?»: (беленький, быстроногий, длинноухий, зоркоглазый).

Незнайка. И осталась последняя картинка. Кто это? (Волк) Какой волк? Хищный, большой, серый, злой, длиннохвостый, быстрый, чуткоухий, острозубый.

Незнайка. Ребята, мне очень понравилась отвечать на вопросы и слушать как отвечаете вы. Я узнал, как много разных слов можно использовать. Побегу догоню друзей и расскажу, чему научился. А конверт с картинками подарю вам, он вам нужнее. До свидания, друзья!

6 часть

Возвращение в группу. Зрительная гимнастика.

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя прогулка

Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:
Образовательная область Развитие речи +Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей Коммуникация,Чтениехудожественной литературы, Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Тип НОД Познавательно - развивающая
Возраст детей 4-5 лет.
Форма проведения НОД прогулка по зимнему лесу
Форма организации подгрупповая, 10 детей
Виды детской деятельности коммуникативная (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика, лексико – грамматическое упражнение, рассматривание картины,); здоровье (двигательное упражнение); чтение художественной литературы (работа со стихотворением).
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой
Задачи:
1.Образовательная.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения. Закреплять умение разгадывать загадки.
2. Развивающая.Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, макет зимнего дерева, картина «Весело зимой», презентация, рукавички.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа: Пелена
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1 часть
дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
(Здравствуйте).
Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше, здравствуйте?
(С улыбкой, радостно, весело.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
(Время года - осень.) (Воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель: Назовите, какая сейчас осень? (Поздняя осень)
Воспитатель: Правильно, сейчас поздняя осень, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?
(После осени следует зима.)
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы?Как мы узнаём о приходе зимы?
(На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Затем воспитатель обращает внимание детей картину зимнего дерева стоящую на мольберте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево? Какое оно? (Дерево – зимнее).
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо. Что там написано?
Письмо от снежинки:« Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Тополек»! Я и лесные жители: птицы и звери просят вас помочь.Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главнее и будет править и зимой..И не дает, мне вступить в свои права.
Воспитатель:А как мы будем играть и веселится на горке, если у нас будет идти дождь.
Ребята поможем?
Что происходит в природе с приходом зимы? (слайд №2)
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
2 часть
Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки»
Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! За то что вы так хорошо Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (туча со снегом)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно).
3 часть
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь холодно, и отправиться в путь посмотреть, что ребята делают зимой! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. (завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Рассматривание картины «Весело зимой»(слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на картину: Аня катает снежный ком - она лепит снеговика. Уля едет на санках с горки – ух, как быстро едет! Оля катается на коньках, а Игорь - на лыжах. Весело зимой!
Что делает Аня? (Аня лепит снеговика)
Что делает Уля? (Уля катается на санках)
На чем катается Оля? (Оля катается на коньках)
На чем катается Игорь? (Игорь катается на лыжах).
Попробуйте самостоятельно составить рассказ по картине «Зимние забавы»
(Выслушивается 2-3 рассказа)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (снеговик)
4 часть
Пойдемте дальше. Кто живет в лесу? (звери)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)
Угадайте загадку. (слайд № 4)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
И, правда заяц. Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? (меняет шерсть на белую)
Правильно, он меняет шерсть на белую и теплую, чтобы его не было видно на белом снегу, и не было, холодно зимой.
Интересно, заяц делает запасы к зиме? (зимой достаточно еды и он не голодает – грызет кору деревьев.)
Угадайте следующую загадку: (слайд №5)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? (Так белка прячется от врагов)
Чем же зимой будет питаться белка? (Она делает запасы)
А как другие животные готовятся к зиме? (слайд №6,7)
(волк и лиса меняют шерсть на теплую, а медведь, еж, бурундук впадают в спячку)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще два признака зимы, какие? (заяц в белой шубке, белка в серой шубе).
Угадайте следующую загадку: (слайд № 8)
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!(Снегири)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие птицы).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще признак зимы.
Гимнастика для глаз «Снежинка» (слайд №9)
Что это такое? (Снежинки)
(слайд № 10)
Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. (слайд № 10)
5 часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Работа со стихотворением:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала

Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.
- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)
- Что произошло утром? (поле забелело)
- Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова
пеленою)
-Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дыхательная гимнастика «Рукавичка»
Воспитатель:Ребята, когда мы одевались на прогулку мы забыли надеть рукавички. Надевайте их, они волшебные, если вы будете дуть на снежинки то согреетесь.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад. (слайд № 11)
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
А в подарок снежинка вам приготовила подарки. Что бы, вы не забывали о признаках зимы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект итоговой НОД по развитию речи по теме «Зима».

Составила: воспитатель 2 младшей группы (II)

Тихонова Н.П.

Конспект итоговой НОД по развитию речи по теме «Зима».

Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и явлениях посредством игры и составлением небольших рассказов.

Задачи:

воспитательная - воспитывать умения говорить слова ласково (зима - зимушка и т.д);

развивающая - активизировать словарный запас детей словом «снегопад», «зимние забавы»;

образовательная - формировать умения с помощью наводящих вопросов составлять рассказ по картинкам из серии «Зимние забавы».

Оборудование: картинка снеговика, магнитная доска, картинки из серии «Зимние забавы», картинки снегиря, воробья, синицы, сундучок.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Снежок» и хороводной игры «Снежинка», рассматривание картинок птиц, рассказы о зиме.

Интеграция образовательных областей : ФЭМП, окружающий мир.

ХОД НОД:

Организационный момент : хороводная игра «Снежок»:

Мы - снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

После игры дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель : Дети, сегодня утром в нашем волшебном сундучке я обнаружила вот такое необычное письмо. От кого оно? (Достает письмо со снеговиком и читает его).

Я ребята, Снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Через вьюги шёл, мороз,

И заданья вам принёс.

Воспитатель : Ребята, а вы хотите справиться с заданиями от снеговика? Дети, посмотрите снеговик принес с собой картинки. Давайте их рассмотрим. Воспитатель размещает на магнитной доске картины из серии «Зимние забавы» и вместе с детьми составляет рассказ о зиме.

Вопросы:

Какое время года изображено?

Что делают дети?

Из чего лепят снеговика?

На чем катаются дети?

Какая бывает зима?

Воспитатель: Ребята, зимой бывает очень холодно. Давайте с вами поиграем, чтобы не замерзнуть. Динамическая пауза:

Чтоб согреться - посмотри, (трут ладони )

Всё, как следует, потри:

Щёки, носик, уши, губы (потереть щёки, носик, уши, губы )

Пар пошёл даже от шубы (Руки развести в стороны, слегка вытянуть губы и выдувать через них струю теплого воздуха).

Воспитатель: А вот и следующее задание от снеговика. Нужно назвать ласково слова о зиме: снег - снежок, снеговик - снеговичок, шуба - шубка, гора - горочка, зима - зимушка, санки - саночки. А как мы назовем одним словом падающий снег? (снегопад, повторить 2-3 раза с детьми).

Воспитатель: Ребята, приготовим пальчики и поиграем. Пальчиковая гимнастика «Снежок»:

1,2,3,4 - мы с тобой снежок лепили (загибают пальчики),

Круглый, крепкий (показывают круг и сжимают ладони),

Очень гладкий (гладят ладошки),

И совсем - совсем несладкий (показывают пальчиком «нельзя» и мотают головой).

Раз - подбросим (показывают, будто подкинули), два - поймаем,

Три - уроним и сломаем (показывают, будто уронили с ладоней и ногой растоптали).

Воспитатель: А вот и последнее задание от снеговика. (Достает три картинки с изображением снегиря, воробья, синицы и задают вопросы детям).

Вопросы:

Каролина, кто изображен на картинке?

Полина, как называется птица?

Тимоша, какого цвета грудка у снегиря?

Варя, какого цвета грудка у синицы?

Воспитатель : А теперь давайте сыграем в игру «Угадай, чего не стало». (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или две картинки. Дети должны назвать чего не хватает ).

Итог : Ребята от кого пришло письмо?

Какие были задания?

Как мы ласково называли слова о зиме?

Как называется падающий снег?

Какие мы знаем зимние забавы?

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная» с детьми второй младшей группы »Ягодка» «Зима белоснежная».

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

Музыка

Виды деятельности:

Игровая

Познавательная

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения.

Систематизировать знания детей о зиме.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас прилагательных.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Учить самостоятельно составлять описание игрушек.

Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика).

Развивающие:

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия».

Ход занятия:

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку поехали).

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они?- Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! А увидеть эти чудеса может только человек с хорошим настроением и добрым сердцем. Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к нему и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А представьте теперь, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу немного света и тепла своего сердца. (Руки вынесли вперед).

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?- Снежинки. Рассмотрите их, какие они?- Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?- Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи). Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения).

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега?- Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло?- Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок»).

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Варя, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Это ЛИСИЧКА - У нее золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живет она в лесу в норке.

Это ВОЛК – У него серая шубка. Он зубастый и злой. Живет в лесу в логове.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик». А сейчас давайте наклеим снег. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения). Молодцы, сколько снега наклеили, получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?





Цель:
учить детей использовать полученные знания о зиме, грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме.
Обучать детей составлять рассказ по картине, при описании использовать точные по смыслу подобранные слова.
Развивать диалогическую речь, связную речь.
Закреплять правила безопасности в зимнее время.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Методы и приемы : рассматривание картины, беседа, рассказ, вопросы педагога, образец высказывания, указание педагога, план рассказа, предложенный педагогом.

Материал и оборудование : картина «Зимние забавы», мольберт, д/и «Правила безопасности в зимнее время», аудиозапись со звуком метели, магнитофон.

Предварительная работа : разучивание физ. минутки «Зимние забавы», рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Безопасность зимой».

Ход занятия:
Педагог. Ребята, мы с вами знаем волшебные слова. Когда мы их произносим, с нами что-нибудь происходит. Интересно, что сегодня с нами произойдет?
Произносите их четко, внятно, не торопясь. Готовы?
Пока дети произносят волшебные слова, педагог «превращается в зиму».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей).
Педагог. Я – зима — владычица трех месяцев. Знаете каких? (ответы детей).

Педагог. Какая зима бывает? (снежная, хрустальная, холодная и т.д.). Придумайте слова, которые очень похожи на слово снег. (ответы детей – снежный, снеговик, снегурочка, снежок, снежинка).

Педагог. Как изменилась природа зимой?
А вам нравится зимнее время года? Чем оно вам нравится? (ответы детей).

Педагог. Мой знакомый художник написал замечательную картину. Вам не показалось странным, что я сказала «написал», а не нарисовал? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал, (а не нарисовал) картину. Написал он ее о зимних забавах, но я никак не могу придумать к ней название. Вы мне поможете? (дети проходят и садятся на стульчики).

Рассматривание картины и беседа по ней.
Педагог. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Какое время года вы видите на картине?
Какая погода стояла в тот зимний день?
Что делают дети? и т.д.
(ответы детей)
Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.

Физ. минутка . Зимние забавы.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Подготовка детей к рассказу по картине. Сообщение педагогом плана рассказа .

Рассказ детей по картине .
Педагог. Мне очень понравились ребята ваши рассказы.
Хочу у вас спросить, знаете ли вы правила безопасности в зимнее время? (педагог показывает картинки, а дети объясняют правила безопасности зимой).
Педагог. Загостились вы у меня, пора вам возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети произносят волшебные слова: на одной ножке ты покрутись и в детском саде окажись!
Педагог. Что нового вы узнали сегодня, чему научились, что понравилось?

Название: Конспект НОД по развитию речи «В гости к зиме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи,

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №40 «Снегурочка»
Месторасположение: ХМАО, Тюменская область, город Сургут