Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования Цели и задачи исследования

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания.

Теоретическая значимость - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего Теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны . Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным.

Что может составить новизну дипломного или курсового исследования?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его бла­годаря этому в научно установленный факт. Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Ку­лешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем.

2.Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этни­ческих, социокультурных, профессиональных, возрастных.

3.Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

4.Изучение известного в науке психического явления более со­вершенными методами. Например, переход при измерении вре­мени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды бла­гоприятен для получения новых результатов.

5.Сопоставление, сравнительный анализ протекания психиче­ских процессов. Например, непроизвольного, произвольного вни­мания, памяти у нормальных и психически больных людей, воле­вых процессов у наркоманов и алкоголиков.



6.Измененные условия протекания психического процесса. На­пример, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

1.Теоретическая значимость исследования «Исследовательское обучение одаренных подростков» определена следующим образом: «Полученные результаты расширяют представления о процессах организации образовательной деятельности одаренных детей».

2. Теоретическая значимость исследования «Особенности эмоциональных состояний креа­тивных детей» определена следующим образом:

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности.

Выделены критерии построения методики диагностики со­стояния эмоциональной сферы для детей первого и второго перио­дов детства.

Определены особенности эмоциональной сферы детей с раз­личным уровнем креативности".


Практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших научных исследовании; в использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов, в школьной практике….

Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.

Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка.

Например,

«Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для коррекции неуспеваемости младших школьников».

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике общеобразовательной школы»

Практическая значимость результатов исследований зависит от

· числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (район, область, страна);

· степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий);

· предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.

Ее можно классифицировать по уровням:

1. Практическая значимость исследования очень высокая:

а) результаты исследования важны для всей области дидактики, теории и воспитания, школоведения и других областей;

б) в результатах исследования заинтересованы очень широкие круги потребителей;

в) масштаб внедрения общегосударственный;

г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно;

д) результаты исследования готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя.

2. Практическая значимость исследования низкая:

а) результаты исследования важны для решения второстепенны частнометодических вопросов;

б) в результатах исследования не представляют интереса для большинства пользователей;

в) масштаб внедрения – отдельные школы, классы;

г) внедрение полученных результатов в практику экономически нецелесообразно;

д) результаты исследования не готовы к внедрению.


Диссертационное исследование по своей структуре состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
Так, если в основной части диссертации описывается весь ход исследования, от анализа состояния исследуемого вопроса до практического применения идей автора, в заключении описываются результаты, полученные лично автором и рекомендации по их применению, то во введении к диссертации приводятся все основные характеристики диссертационного исследования.
Эти основные характеристики должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям ВАК к диссертациям.
Объем введения обычно составляет 5-6 страниц, на которых должны быть представлены:
-актуальность
-цель и задачи исследования
-объект и предмет исследования
-гипотеза или основная идея работы
-методология и методы исследования
-научная новизна
-научные положения , выносимые на защиту и их достоверность
-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов
-апробация результатов работы
-публикации автора по теме диссертации
-объем диссертации.
Необходимо еще раз отметить, что все характеристики работы должны быть связаны как с темой работы, так и между собой.

Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам (в том числе консультирование по подготовке введения диссертации).

Актуальность диссертационного исследования , являясь с одной стороны характеристикой современного состояний исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой характеризует автора как научного исследователя, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практическую значимость для отраслей экономики нашей страны. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. То есть сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задачи. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется по мнению автора наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы, после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
Таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяется объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна теме диссертации. Для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме диссертации. Исследователи группируются по группам рассматриваемых вопросов, которые по мнению автора недостаточно проработаны в их трудах, после чего формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Следующим этапом работы является формулирование цели и задач исследования .
Цель диссертационной работы практически повторяет название диссертационного исследования с добавлением в начале фразы: «разработать..», или в конце фразы: «обеспечивающего эффективное...» и т.д.
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследования и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность, «сформулировать и обосновать», «выявить факторы», «рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце формулировки задач рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссертации.
Далее во введении характеризуется в нескольких предложениях теоретическая и методологическая база исследования, в которой приводятся перечень рассматриваемых научных направлений, а также характеризуются используемые в исследовании научные методы.
При характеристике информационной базы исследования характеризуются источники информации для проведения исследований.
Гипотеза (основная идея работы) . Формулировка гипотезы не является обязательным элементом и ее представление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Пример формулировки гипотезы: «обоснование параметров… должно осуществляться на основе…». Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или опровергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого результата.
Основные положения диссертации , выносимые на защиту, являются подтвержденными составными частями гипотезы. Основные положения фактически являются научными результатами, полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть имеющие научную новизну. Это могут быть: установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. То есть научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных исследований. Естественно, что последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой диссертации и подтверждать, как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
Достоверность научных положений . В этом разделе из одного-двух предложений перечисляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.) подтверждающие полученные в ходе исследований результаты.
Научная новизна . Научная новизна является основным признаком диссертационной работы, за который и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформулирована в одном предложении. К примеру автор мог разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешимую ранее. Однако, в современных условиях насыщенности всех областей знаний научными исследованиями, довольно проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. Что такое научная новизна – это понятие, которое позволяет автору сказать, что такого ранее не было. Но голословного утверждения о новизне недостаточно, необходимо, чтобы в формулировке звучало: « отличающаяся тем, что…», «впервые получено…», «впервые получено…», или «доказано, что…», «проанализировано…, что позволяет в отличие от…» и т.д. Формулировка научной новизны должна быть увязана с темой диссертации и включать в себя ее часть.
Научная значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие научных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов. служить базой для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость полученных результатов . В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях.
Апробация результатов диссертации . В этом разделе приводятся сведения о докладах и сообщениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.
Публикации . В разделе указывает количество монографий, статей в научных журналах, сборниках научных трудов, опубликованных тезисах выступлений на конференциях.
Объем диссертации . В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, количество глав, заключение, наличие приложений), а также объем диссертации, количество рисунков и таблицам, приложения с указанием их количества.

Разум показывает не токмо внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным

оного употреблением.

Козьма Прутков

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Д. И. Менделеев

Если всю науку сделать прикладной, то вскоре нечего будет прикладывать.

Гармонизация фундаментальных и прикладных, теоретических и экспериментальных исследований - это актуальнейшая проблема, стоящая не только перед самой наукой, но и перед обществом в целом. Отдельная же научная работа любого жанра имеет право претендовать на признание, если она несет в себе элементы новизны и прогресса. Работы в области естественных наук всегда отличала комплексность, сочетание теоретических и доведенных до реального применения новейших прикладных разработок, т.е. то, что сейчас принято называть инновационным подходом. А в современных условиях, видимо, тем более нельзя позволить себе роскошь разделять высказывание Оноре де Бальзака: «Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»* 5

Наиболее взвешенным представляется мнение П. Л. Чебышёва: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сама паука развивается под влиянием ее, она открывает новые предметы для исследования или новые стороны в предметах» .

Когда говорят о научной значимости исследования, имеют в виду непосредственное влияние, которое может оказать и оказывает проведенное исследование на дальнейший прогресс в определенной области науки в фундаментальном плане, в получении качественно новых знаний об объекте исследования, в изучении его базовых свойств.

Прикладная значимость исследования, понимаемая достаточно широко, зависит от характера научного исследования и связана с конкретным использованием результатов для создания нового продукта, полезного для использования в различных сферах человеческой деятельности в разных формах. Прикладная значимость диссертации мо-

  • 45 Великие мысли великих людей... Т. 3. С. 37.
  • 46 Слово о науке... С. 178.

жет, в частности, выражаться в разработке новых принципов работы и самих новых устройств (в том числе защищенных авторскими свидетельствами и патентами), формулировке конструкторско-технологических рекомендаций, разработке новых методов исследования, новых методик измерений, создании новейших методов и алгоритмов аналитического и численного расчетов (в том числе находящих отражение в регистрации компьютерных программ в соответствующих фондах), использовании результатов при выполнении научно-исследовательских работ, проектов и программ, внедрении результатов в учебные курсы, отражении в монографиях и учебниках и т.п.

Мы должны внедрять, а не фантазировать!

Фраза из кинофильма «Девушка без адреса» (1957)

Дадим потребителю не то, что он хочет, а то, в чем он нуждается!

А. Б. Мигдал

Приведем конкретные примеры формулировок рубрики автореферата «Научная и прикладная значимость».

Кандидатская диссертация «Нелинейные колебательные явления в системах, содержащих нерелятивистские электронные пучки с виртуальным катодом в тормозящем поле»

Результаты, полученные при теоретическом, численном и экспериментальном изучении широкополосной хаотической генерации, свидетельствуют о перспективности создания источников хаотического СВЧ-сигнала (низковольтных виркаторов) среднего и большого уровня мощности с шириной 0,5... 1,5 октавы и слабой изрезанностью спектра мощности. В качестве активной среды в таких генераторах возможно использование нерелятивистского электронного пучка со сверхкритическим током, в котором формируется нестационарный виртуальный катод. Предложенные решения защищены патентами Российской Федерации.

Одновременно решение поставленных в диссертации задач для базовых систем имеет фундаментальное значение для радиофизики и электроники и общей теории колебаний и волн в распределенных автоколебательных системах (изучены вопросы формирования и взаимодействия пространственно-временных структур в распределенных нелинейных системах электронноволновой природы, демонстрирующих пространственно развитый хаос).

Кандидатская диссертация «Операторное описание дискретных хаотических процессов»

Научная и прикладная значимость. В диссертации развит аналитический метод исследования спектральных свойств несамосопряженного линейного оператора Перрона-Фробениуса, определяющих и объясняющих динамику дискретных хаотических моделей. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории линейных несамосопряженных операторов, теории разностных уравнений, функционального анализа, современной теории динамических систем, методов моделирования хаотических процессов. В прикладном аспекте результаты работы представляют интерес для решения задач статистической радиофизики, связанных с исследованием асимптотических спектрально-корреляционных свойств хаотических процессов, разработки алгоритмов хаотической передачи и обработки информации, построения конкретных моделей нейронной активности на базе отображения Реньи.

Кандидатская диссертация «Особенности воздействия СВЧ- и оптического излучения на полупроводниковые приборы СВЧ-диапазона»

Научная и прикладная значимость. На основе предложенной СВЧ-схемы вычитания когерентных сигналов в полупроводниковых синхронизированных СВЧ-генераторах развиты эффективные методы управления амплитудой и фазой СВЧ-сигнала генератора посредством изменения напряжения питания и воздействия оптического излучения, а также высокочувствительные методы измерения параметров материалов и структур. На основе разработанной методики измерения толщины тонких проводящих слоев в диапазоне от 5 нм до 5 мкм создана высокочувствительная измерительная система контроля параметров металлополупроводниковых и металлодиэлектрических структур с использованием синхронизированных СВЧ-генераторов. Результаты работы использованы при выполнении грантов АОЗ-3.15-491 и А04-3.15-31 Минобразования России по поддержке научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений 2003-2004 гг.

Кандидатская диссертация «Хаос и хаотическая синхронизация в сверхвысокочастотных автогенераторах на основе клистронных усилителей с обратной связью »

Научная и прикладная значимость. Работа включает как теоретическое (на основе аналитического и численного моделирования), так и экспериментальное изучение хаотического поведения распределенных СВЧ-систем физической электроники и радиофизики. Фундаментальное значение имеет установление факта существования режима обобщенной синхронизации, выявление основных механизмов осуществления синхронизации и управления хаосом в таких системах. Результаты экспериментального исследования получены на СВЧ-генераторах, основным элементом которых был промышленный клистронный усилитель КУ-134Е, базовый элемент систем теле- и радиовещания, спутниковой и наземной связи, систем радиолокации и т.п. Установлены хаотические особенностей функционирования таких приборов в контексте решения проблем (скрытой) передачи информации с помощью хаотических сигналов, радиолокации на основе хаотических сигналов, радиопротиводействия и т.д.

Докторская диссертация «Резонансные явления в электродинамических системах с полупроводниковыми структурами»

Научная и прикладная значимость. Результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки новых типов твердотельных СВЧ-устройств (защищенных авторскими свидетельствами и патентами) различного назначения с параметрами, качественно превосходящими аналогичные параметры известных устройств, - полупроводниковых усилителей и генераторов СВЧ; синхронизованного на субгармонике СВЧ-генератора на диоде Ганна; активных СВЧ-фильтров на полупроводниковых СВЧ-генераторах, работающих в режиме синхронизации; смесителя СВЧ; микрополоскового СВЧ-устройства с повышенной вибростойкостыо; управляемого магнитным полем СВЧ-выюпочателя на р-ьп диодах; устройства резонансного поглощения инфракрасного излучения; электрически управляемых низкоразмерных СВЧ-резонаторов; полупроводниковых СВЧ-устройств с управляемыми магнитным полем характеристиками; устройства для определения влияния переменного магнитного поля на физические характеристики воды СВЧ-методом.

Нужно отчетливо представлять себе, что в данном случае значимость выступает как отдельная характеристика исследования и относится к его результатам. Это означает, что дать окончательный ответ о значимости, если можно так сказать, заполнить соответствующую рубрику можно только после того, как научная работа завершена. Однако это не значит, что исследователь вспоминает о значимости только в конце пути и не думает о ней в начале. Наоборот, необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования, на него ориентированы все остальные методологические характеристики. Собственно, в широком смысле, в этом и состоит цель и смысл научной работы - в получении такого знания. В первом приближении вопрос о значимости возникал ещё на стадии обоснования актуальности и определения предмета. Тогда нужно было обозначить, относительно чего новое знание должно быть получено. Новое знание в виде предположений выдвигалось в гипотезе и в защищаемых положениях. Но вот работа завершена. Теперь при осмыслении и оценке её результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос об её значимости: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы.

На этом этапе проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в исследование. В том случае, когда каждая из характеристик, входящих в систему, взаимно подкрепляет и дополняет другую, эта система выступает как интегральный показатель качества проведенного исследования. Понятно, что такой показатель не является единственным и окончательным критерием оценки научной работы.

Как в практике научного исследования обозначается значимость результатов? В последнее время меньше стало чисто формальных «отписок» по этому поводу, когда «новое» на самом деле оказывалось не новым, и подчас даже не «хорошо забытым старым», а просто старым.

Описание (упоминание) значимости оказывается недостаточным потому, что по ней трудно судить, действительно ли проведена работа и каковы ее результаты по существу. Для обоснованной оценки качества исследовательской работы требуется содержательное изложение значимых результатов. Необходимо ясное представление о том, в чем они состоят. Неразумно было бы ожидать от каждого автора полного изложения результатов исследования в рамках этой методологической характеристики. Для этого есть другие формы изложения и другие разделы работы.

Описание значимости кажется правомерным в тех случаях, когда полное изложение результатов дается в другом разделе научного текста. И всё же не стоит отступать от общего правила - по возможности конкретизировать все положения, разрабатываемые исследователем. Соблюдение этого правила облегчит оценку и самооценку деятельности студента и в какой-то степени гарантирует, что ничто существенное в работе не будет упущено. Зачем нужно новое знание? Это вопрос не риторический. Новое знание, полученное в результате исследования, скорее всего, действительно нужно. Но где и для чего оно может пригодиться? Применительно к конкретному, отдельно взятому исследованию вопрос формулируется так: в чем состоит значение его результатов для науки и для практики?

К двум оставшимся характеристикам исследования - его значение для теории (науки) и для практики - приходится обращаться, по меньшей мере, дважды, в начале и в конце пути. На первой стадии исследования в общем виде определяется значение для науки и практики его предполагаемых результатов, и делается это не специально, не отдельно, а в связи с разграничением практической задачи и проблемы при определении темы и цели работы.

На этой стадии выделять подобные предварительные представления в явном виде как отдельные характеристики и отводить для них специальные рубрики нелогично. Делать это нужно на заключительной стадии, когда уже получены новые результаты и нужно подумать о том, как ими можно теперь распорядиться. Здесь определение должно быть явным, содержательным и конкретным. Необходимо показать, для какого участка науки и практики имеет значение полученный результат, и в каком отношении новые знания совершенствуют этот участок.

Значение полученных результатов для теории определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Важно иметь в виду одно существенное различие между двумя методологическими характеристиками: с одной стороны, новизной, с другой - значением для науки полученных результатов. Характеризуя новизну результатов, исследователь остается в рамках поставленных им задач и показывает, какое новое знание он получил, решая их. Значение полученного нового знания выявляется по отношению к другим сферам познания, к научной работе, которая только еще предстоит в будущем.

Определение научной значимости исследования имеет решающее значение для его оценки. Представим себе, что наша работа не имеет значения для науки. Тогда и научной назвать ее нельзя. Между тем как раз к этой очень важной сфере методологической рефлексии нередко подходят формально, не различают методологические характеристики, определяющие разное направление мыслей: с одной стороны, - новизну, с другой - значение для науки. Придется специально остановиться на этой актуальной проблеме.

Проблема актуальна потому, что авторы многих работ, не думая о том, что новое - не обязательно лучшее и самое полезное, считают, что новизна результатов и их значение для науки - одно и то же. Автору результаты нужны и дороги. Конечно, они для него, как говорится, личностно значимы. Но вот какое значение они имеют для науки в целом и для решения конкретных научных проблем в частности могут пригодиться - об этом авторы задумываются не всегда. Часто они объединяют разнонаправленные характеристики, как будто это одно и то же: новизну и значимость для науки полученных результатов. Естественно, что содержательному определению научной значимости соответствует такое же определение значения работы для практики.

Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем ее качества. Не следует, однако, забывать, что наличие всех перечисленных признаков и характеристик не даёт абсолютной гарантии качества и эффективности исследовательской работы. Многое зависит от отношения к делу. Если изложенные здесь параметры определения качества исследования по его методологическим характеристикам не станут личностно значимыми для исследователя, и требования будут восприниматься им как формальные, ему самому они принесут мало пользы. Но для оппонентов их формальный характер будет сам по себе показателем, полезным для оценки качества.

Таким образом, в подразделе введения «Теоретическая и практическая значимость исследования» отмечается, что нового по сравнению с известным в теории и практике удалось достичь ав­тору в процессе его исследовательской деятельности. Этот раздел учит студента видеть и выделять то, что ему удалось получить нового своей исследовательской деятельностью по сравнению с ранее известным.

Учитывая, что речь идет о научной работе студента, требования к новизне не высокие по сравнению, например, с диссертационной работой. При раскрытии этого раздела использу­ются следующие формулировки: в научной работе (в процессе исследо­вания) уточнено ______, дополнено..., выявлено влияние (проявление)_________, опи­сано__________ и т.д.

Таким образом, научная и практическая значимость исследуемой проблемы показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые по­лучены студентом в ходе исследования и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано студентом.

Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам.

Результаты диссертационного исследовалия могут способствовать развитию законодательства об акционерных обществах, а также разрешению проблем, возникающих при его применении.

Положения, разработанные в диссертации, могут применяться в процессе преподавания курса «Гражданское право», спецкурса «Оспаривание решений общего собрания акционеров», в высших юридических учебных заведениях.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско правовых дисциплин юридического факультета им. М.М. Сперанского ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ». Результаты проведенного исследования использованы в учебном процессе на юридическом факультете им. М.М. Сперанского ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» при проведении занятий со студентами по спецкурсу «Оспаривание решений общего собрания акционеров». Основное содержание диссертации отражено в трех публикациях автора.

Структура диссертации.

Структура работы обусловлена предметом и целями исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, и библиографии.

Еще по теме Научная и практическая значимость исследования.:

  1. Теоретическая и практическая значимость исследования.
  2. Теоретическая и практическая значимость результатов диссерта-ционного исследования