Метод проективный. Общая характеристика и классификация проективных методик Проективные методики техники особенности построения и применения

Введение

Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л.Фрэнк. Проективные методики используют для изучения структуры мотивации, активности личностной особенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений. Цель работы: охарактеризовать проективные методики как метод психодиагностики, рассмотреть их классификации и возможности применения в прикладной и практической психологии.


Проективные методики как метод психодиагностики

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, в котором она применима к исследованию личности, не формулировалась . Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха "Психодиагностика" (1921). Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования.

Проективные методики (лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода . Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологии и выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Проективные методы направлены на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида» . Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» .

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым .

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик - исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. По мнению ученого, проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франку принадлежит и приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов исследования личности.Наиболее существенной чертой проективных методик Л. Фрэнк считал неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства . Неопределенные, неоднозначные (слабоструктурированные) стимулы, испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности .

В конце 30-х - начале 40-х годов XX века проективные методы были особенно популярны и получили широкое распространение. На пике своей популярности проективные методики потеснили традиционные методы психодиагностики. Этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, проективные методы стремились к целостному описанию личности, а не к какому-либо отдельному свойству или перечислению личностных черт. А во-вторых, они представляли большой простор для размышлений самому психологу, который, не ограничиваясь жесткой инструкцией, получал возможность толковать выявленные результаты, ориентируясь на определенную научную школу и собственный опыт .

С точки зрения психоанализа, проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, личности в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление .

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции .

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций . Следует отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории роисхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

Термин проекция (от латинского projectio – выбрасывание вперед) для обозначения данной группы методов был введен Франклом, и, несмотря на неоднократные попытки изменить его, закрепился и стал общеупотребляемым. Содержание понятия обычно трактуется как процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты, осуществляющийся под влиянием доминирующих потребностей, внутренних неосознаваемых конфликтов, смыслов и ценностей субъекта. Посредством проективных методов как раз и осуществляется попытка выявления личностных и межличностных особенностей по их проекциям.

Предполагается, что любой поведенческий акт, высказывания несут отпечаток личности. И личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее активности, поэтому в проективных методах используются неоднозначные стимулы. Стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Более полному проявлению индивидуальных особенностей способствует инструкция, указывающая на отсутствие «правильных» и «ошибочных» ответов.

В основном проективные методики различного типа строятся на предъявлении относительно неструктурированных задач, допускающих безграничное число возможных решений. Для того, чтобы возможности фантазии диагностируемого не ограничивались и не цензурировались, даются только краткие и весьма общие инструкции. По мнению Анастази, «предполагается, что тестовый материал должен срабатывать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мысленные процессы, потребности, тревожность и конфликты» (1982: 182).

Являя собой замаскированное тестирование, проективные методы предполагают тщательное вуалирование своих целей и характера интерпретирования. Еще одной особенностью является глобальный характер данной группы методов, проявляющийся в том, что на их основании делаются достаточно общие выводы как об отдельной личности, так и о специфике межличностных отношений. Исходная их направленность на «обман цензуры» (в интерпретации З. Фрейда) позволяет наиболее эффективно выявлять скрытые, замаскированные, неосознаваемые характеристики личности и межличностных взаимоотношений. Именно поэтому предполагается, что чем менее структурированы и однозначно трактуемы предъявляемые стимулы, тем больше вероятность преодоления цензуры и связанной с ней психологической защиты.

При всем неоднозначном отношении к проективным методам, сложившемся в классической психодиагностике и, особенно, в связи с не кончающимися попытками их психометризации, в клинической практике они квалифицируются как одни из наиболее продуктивных. Они позволяют затрагивать не только эмоциональные, но и мотивационные, межличностные особенности, а так же интеллектуальные особенности поведения.



Наиболее известными и популярными проективными методиками являются тесты Роршаха и Тематический апперцептивный тест, которые по оценкам Генри Мюррея (H. Murray) являются наиболее продуктивными для использования в психологической диагностике.

В тестах Роршаха (Rorschach, 1942) в качестве основного стимульного материала используются чернильные пятна различных конфигураций. Эти чернильные пятна предъявляются диагностируемым в различных конфигурациях и последовательностях. В качестве основных показателей, привлекаемых к анализу ответов диагностируемых, определяются локализация , указывающая на часть пятна, с которой ассоциируется ответ; детерминанты , включающие форму, цвет, оттенки и «движение»; и содержание , чаще ассоциируемое с изображениями конкретных людей и животных. Применительно к диагностике межличностных отношений разработана модификация данного теста, получившая наименование «Совместный тест Роршаха».

Тематический апперцептивный тест (ТАТ), разработанный Мюрреем и коллегами (1938), более структурирован и требует более сложных и организованных ответов диагностируемых. ТАТ включает 19 карточек с неопределенными по содержанию черно-белыми картинками и одну пустую. Задачей диагностируемых является составление рассказа, предполагающего объяснение того, что привело к изображаемому событию, что случилось в данный момент, что персонажи думают и чувствуют и чем все это кончится. При работе с пустой карточкой диагностируемого просят вообразить какую-либо картину, описать ее, а затем составить завершенный рассказ о развитии событий. Интерпретируя рассказы, полученные в тесте, в первую очередь определяется, кто является «героем», каков его пол, затем анализируется содержание. При оценке особое внимание уделяется выявлению конкретной угнетающей потребности и обстоятельствам, вывод о наличии которых делается по интенсивности. Длительности и частоте повторений в различных рассказах, а так же своеобразию его связи с изображением на данном рисунке.. предполагается, что необычность предъявляемого материала будет способствовать преодолению цензуры и определению его значимости для диагностируемого. ТАТ может применяться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Наряду с описанными, основными видами проективных методик, используемых в социальной психологии, являются методики структурирования, конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, изучения экспрессии, а также импрессивные методики. В социальной психологии они используются обычно в сочетании с другими методами для получения характеристик личности. Но имеются методы, которые изучают особенности общения человека с окружающими, например, известная «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, которая позволяет прогнозировать реакции испытуемого на различные трудности, возникающие на пути к достижению цели.

Не ставя себе целью подробное описание специфики всего спектра разработанных и внедренных в практику проективных методов (их сегодня насчитывается более 5000), отмечу их возрастающую популярность именно в 90-е годы, обусловленную, по моему мнению, диффузией экзистенциально-феноменологических и социально-конструктивистских идей в отношении необходимости тщательного изучения интерпретаций и их своеобразия. Причем, данная группа методов позволяет привлечь к плоскости анализа и сферу неосознаваемых психических процессов. В контексте интегративно-эклектического подхода последнее является особенно важным, т.к. не представлено в полной мере в соответствующих теоретических и методологических основаниях других подходов.

Особо остановлюсь на многочисленных попытках психометризации проективных методов, предпринимавшихся и предпринимаемых с момента их вхождения в диагностическую практику. Общий перечень зафиксированных в литературе достоинств и недостатков проективных методов представлен в приводимой ниже таблице Х.Х.

Таблица Х.Х. Достоинства и ограничения проективных методов.

На мой взгляд, к любому методу, дающему возможности, не представленные в других методах надо относиться крайне бережливо, а не пытаться его подогнать под единый универсальный стандарт, приводящий, в конечном итоге, к потере его достоинств. В этом смысле, определяемом спецификой интегративно-эклектического подхода, использование проективных методов является продуктивным и перспективным. Другое дело, что к его использованию в рамках чуждых ему методологических оснований надо подходить с элементарной методологической грамотностью. Если метод ориентирован, прежде всего, на преодоление цензуры, на выявление специфики индивидуальных интерпретаций субъекта, если он покоится на фундаменте экзистенциально-феноменологического и социально-конструктивистского подходов, то вбивать его в позитивистскую методологию с совершенно иным эпистемологическим и онтологическим содержанием нецелесообразно, более того, безграмотно.

Решение этой проблемы становится возможным лишь посредством привлечения к анализу личностной и социально-психологической проблематики продуктивных возможностей любых, в том числе и покоящихся на разных методологических основаниях методов, но при условии оговаривания и учета их специфики. Что, собственно говоря, и предполагается интегративной эклектикой как подходом к персонологической и социально-психологической феноменологии.

один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля когнитивного субъекта.

Метод обеспечивается совокупностью методик проективных (называемых также тестами проективными), среди коих различают:

1) ассоциативные - например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения предложений неоконченных);

2) интерпретационные - например, тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;

3) экспрессивные - психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного несуществующего, и пр.

Метод проективный направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в особенно интимную область психики.

В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит факт пристрастности отражения психического, в частности - человеческого сознания. Поэтому, описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек невольно выражает себя, "проецируя" какие-то свои значимые переживания и тем самым свои личностные особенности.

Но следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в ситуации эксперимента проективного и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем - поскольку еще не принято решение, преодолеть ли препятствие или отказаться от действия. Согласно исследованиям, незавершенные действия и сопутствующие им обстоятельства непроизвольно запоминаются лучше завершенных; к тому же формируются тенденция к завершению этих действий, а если прямое завершение невозможно, совершаются какие-то замещающие действия.

Ситуация эксперимента проективного как раз предлагает условия замещающего действия: при добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а там "ближе всего" хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в символическом плане. "Возврат" к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения, составляющие его индивидуальный стиль.

Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы теста апперцептивного тематического соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, кои могут быть как-то опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного, недостаточно предметного характера, природа коих может лежать в самых общих особенностях индивидуального стиля человека - в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и доступнее осознания того, как думаешь.

Возможны иные обоснования метода проективного, в рамках иных теорий и концепций. Подобные рассмотрения приводят и к пониманию некоих принципиальных трудностей. Так, принципиально затруднителен переход от особенностей, проявляемых при выполнении тестов, к таким образованиям личности, как мотивы, отношения, установки, конфликты, защиты и пр. Пока не поддаются выявлению содержательно смыслы личностные и место их в структуре личности.

С позиций психоанализа, объект методов проективных - глубоко конфликтная дезадаптированная личность. Поэтому методы, используемые в системе психоанализа, имеют такие отличительные особенности:

1) направленность на диагностику причин дезадаптации - бессознательных лечений, конфликтов и способов их разрешения - механизмов защитных;

2) трактовка всего поведения как проявления динамики бессознательных влечений;

3) предпосылка любого проективного исследования - неопределенность условий тестовых - интерпретируется как снятие давления реальности, в отсутствие коего, как предполагается, личность проявит внутренне присущие ей формы поведения.

Метод проективный в рамках концепций психологии холистической: ядро личности представляется состоящим из субъективного мира желаний, мнений, идей и прочего, а взаимоотношение личности и ее окружения социального являет собой структурирование "пространства жизненного" для создания и поддержания "мира личного". Эти отношения моделируются проективным экспериментом, и метод проективный выступает как средство познания содержания и структуры "мира яичного". На первом плане - диагностика индивидуальных особенностей личности и способов ее нормальной адаптации.

Многие психологи довольно низко оценивают метод проективный как психометрический инструмент, в частности из-за существования проблемы надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.

Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.

Проективные методы

Projective techniques). Класс психологических тестов, при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы, что позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты; пример - тест Роршаха.

МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

совокупность исследовательских процедур, позволяющих получить научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Искажение информации может иметь несколько причин: неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок; стремление респондентов к рациональному, логическому поведению; несоответствие между нормами и ценностями, существующими в обществе, и реальными установками и мотивами респондентов; влияние на стиль предоставления информации субкультуры респондентов. Выделяются четыре основных способа получения информации с помощью М. п.: ассоциация, фантазия, концептуализация и классификация. Основные процедуры М. п.: тест на завершение предложений; метод карикатур; метод интерпретации картин; метод дидактических историй; метод псевдофактуальных вопросов; игровые методы (М. С. Мацковский, 2003). В конфликтологии М. п. позволяют выявлять истинные мотивы действий участников конфликтов, и поэтому они являются необходимым и важным элементом многих исследований.

Проективные методы

в психологии развития) [лат. projectus - выступающий, выдающийся вперед] - методы исследования личностных и эмоциональных осо- бенностей ребенка, основанные на прин- ципе проекции, сформулированном 3. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги «взрослых» проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) - аналог Теста тематической апперцепции ТАТ; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: «Дом - дерево - человек» (J.N. Buck), «Рисунок семьи» (W. Wolff; W. Hulse), «Динамический рисунок семьи» (R. Burns, S. Kaufman), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и др. А.Л.Венгер

Проективный метод (от лат.projectio – выбрасывание вперед) основан на выявлении проекции с последующей их интерпретации. Проективные методы первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных методов служит положение Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки личности за­ключается в раскрытии ее неосознаваемых конфликтов, страхов и источников беспокойства. Термин проективный метод предложил Л. Франк для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание, которых не предполагает четких, обус­ловленных культурой ответов. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы (такие как чер­нильные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки подав­ленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Все проективные методы отличаются рядом важных особенностей. 1.Они содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. 2.Экспериментатор не сообщает испытуемому истинной цели исследования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. 3.В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. 4. Подсчет и интерпретация ответов испытуемого основываются в значи­тельной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опира­ется на свой клинический опыт.

Существует много различных видов проективных методов. Линдсей подраз­деляет их на следующие пять категорий:

1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришед­шей в голову мыслью или возникшим чувством (например, «Тест словесных ассо­циаций Меннингера», «Тест чернильных пятен» Роршаха).

2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо. Например, в «Тесте тематической апперцепции» ис­пытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предла­гают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи.

3. Методы завершения требуют от испытуемого завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале (например, «Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга», «Тест незаконченных предложений Роттера»).


4. Экспрессивные методы предлагают испытуемому выразить свои чувства посредством та­кой деятельности, как рисование или психодрама (например, «рисунок несуществующего животного», «кинетический рисунок семьи», «Нарисуй человека» К. Маховер).

5. Методы выбора, или распределения по порядку, предлагают отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов (например, тест Сонди содержит инструкцию выбирать из предложенных изображений людей те, которые понравились или не понравились).

Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них.

Проективные методы обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальных особенностей личности. Однако, они низко оцениваются как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого многих ситуационных факторов: инструкций, стимулов, личности экспериментатора, временных состояний субъекта. Существует проблема надежности и валидности данных методов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретации данных. Развитие проективных методов связано с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.

В качестве примеров приведем наиболее известные проективные методы: «тест чернильных пятен» Роршаха и ТАТ.

Тест чернильных пятен Роршаха был описан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году. До него стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами для изучения воображения. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности. Он перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму, размер) он при этом использует.

Тест состоит из десяти карт. Карты содержат изображение симметричных пятен, которые Роршах получал, капнув чернила на лист бумаги и сложив его пополам. Пять пятен черно-белые, пять - цветные. Тест обычно прово­дит один и тот же экспериментатор с одним испытуемым в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагают расслабиться и спонтанно отвечать на тестовые стимулы. Экспериментатор говорит: «Я собираюсь показать вам набор чернильных пятен и хотел бы узнать, что вы видите в каждом из них». Испытуемый берет в руки каждую карту (в определенном порядке), рассматривает ее и описывает, что он видит в этом пятне, что это пятно ему напоминает и на что оно похоже. Экспериментатор записывает все, что говорит испытуемый о каждом пятне. Затем анализируется дословная запись ответов, или протокол. Экспе­риментатор также наблюдает за поведением испытуемого во время проведения теста, уделяя особое внимание тому, какие позы принимает испытуемый и сколько времени ему требуется, чтобы ответить по каждой карте.

Когда ответы на все карты получены, испытуемому снова показывают карты в том же порядке. На этой стадии эксперимента, называемой «расследованием, экс­периментатор пытается определить, какие характеристики пятна обусловили пре­дыдущие ответы испытуемого. Если, например, испытуемый говорит, что первая карта напоминает ему медведя, может последовать вопрос: «Что именно в этом пят­не напоминает вам медведя?» Во второй фазе процедуры экспериментатора в основ­ном интересуют два вопроса. Первый - какую часть площади карты занимает то, что испытуемый на ней увидел и обозначил в своем ответе. Второй вопрос касает­ся того, какие особенности или качества пятна привели к тому или иному ответу (например, форма, цвет, характеристики людей или животных). Оба вопроса за­даются в отношении каждого ответа испытуемого.

Для подсчета и интерпретации теста Роршаха предложены разные системы. Каждая из них является сложной и требует как длительной отработки навыков клинической оценки, так и знаний в области теорий личности, психопатологии и возрастной психологии. Не­зависимо от того какая система используется, фактически все они оценивают отве­ты субъекта на основе четырех факторов:

1. Локализация имеет отношение к тому, какую часть площади пятна занима­ет фигура, упоминающаяся в ответе.

2. Детерминанты представляют особенности пятна (например, форма, цвет, тени, кажущееся движение), которые оказались существенными для формирова­ния ответа испытуемого. Например, подсчитывается детерминанта цвета в том случае, если субъект сообщает, что видит пятно крови, потому что части пятна раскрашены в красный цвет.

4. Популярность/оригинальность основывается на том, насколько типичен или атипичен данный ответ относительно имеющихся норм по каждой карте Роршаха в отдельности. Этот фактор обычно подсчитывается в категориях степени, поскольку количество имеющихся нормативных ответов так велико, что получе­ние совершенно уникальной реакции в новых исследованиях маловероятно.

Дальнейший анализ основан на частоте отнесения ответов в каждую из выше­упомянутых категорий. Можно также подсчитать соотношение категорий, чтобы получить дополнительную информацию о личности. Это - примеры количе­ственного подхода к тесту. Однако большое значение имеет качественный подход к его оценке.

Роршах изучил особенности толкования пятен у нескольких сотен испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретации можно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки пятен, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза. Однако Роршах не смог предложить целостной теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Его трактовки носили эмпирический характер и часто строились по принципу аналогий и «здравого смысла».

Другой известный проективный метод – тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями. Одна из таблиц – чистый лист бумаги. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом испытуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

В ТАТ анализируются структурные и содержательные показатели рассказов. К структурным показателем относятся общее время рассказа, соблюдение инструкции, описание настоящего и прошлого и будущего времени, степень детализации, латентное время от предъявления картины до начала рассказа. К содержательным показателям относятся тема (например, профессиональная, социальная, сексуальная, фантастическая, абстрактно-философская); герой рассказа, с которым идентифицируется испытуемый; потребности, которые демонстрируют персонажи рассказа; цели героя и других персонажей; преграды или прессы, действующие на героев; конфликты и их исходы; истоки сюжета.

Диагностические сведения, получаемые с помощью этого теста, позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребности мотивов, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, механизмов психологической защиты. На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ, как в прочем и любого другого психологического теста, нельзя.