Каким символом выделяли имя фараона. Талисманы и символы древнего египта. Самые известные пирамиды

Безграничная власть фараона определяется не только его полномочиями, но также и особыми атрибутами, символами его избранности. Эти древние предметы - жезлы, головные уборы и короны - утверждают его власть над страной и народом и напоминают о ее божественной природе.

В Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Народ верил, что он - прямой потомок бога Гора, т. е. не просто царь, а больше - самый настоящий бог. Власть фараона передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну: здесь исключением были несколько женщин, в частности, царица Хатшепсут. Если же фараон умирал, не оставив наследника, к власти приходило другое семейство. Каждое семейство, правившее Египтом, называется династией. За три тысячи лет - именно столько существовал Египет фараонов - на троне сменилось не меньше тридцати двух династий. Фараон следил за порядком в стране, вершил правосудие и был одновременно политическим и духовным вождем своего народа. Как потомок богов он отвечал и за природные явления: именно благодаря ему солнце каждый день поднималось над горизонтом, а Нил щедро разливал свои живительные воды по полям. Фараон был свят, никто не имел права оспаривать его власть, касаться его и даже смотреть на него. Все египтяне простирались перед ним ниц, и каждое его движение и действие, даже самое обыденное, было священно.

Титулы царя

Божественное происхождение царя было основой его власти, и во время коронации он получал не меньше пяти имен, которые напоминали о его сущности.

Слово «фараон» означает «большой дом», т. е. тут наблюдается не что иное, как метонимический перенос.

Кроме того, фараона называли «владыкой», «его величеством» и «царем».

В Древнем Египте правителя можно было именовать множеством разных способов. Основные имена назывались царскими титулами. Титул фараона состоял из пяти таких имен, которые вписывались в его картуш и указывали на божественное происхождение владыки Египта. Эти имена отсылают нас, в большинстве случаев, к трем верховным богам пантеона: Гору («победоносный бык, возлюбленный Ра, тот, кого он назвал царем, поручив ему объединить Обе Земли»), золотому Гору («могущественный доблестью, побивший Девять Луков, великий победой во всех землях») и Ра, царю Верхнего и Нижнего Египта («светло грядущее Ра, избранник Ра»).

Имя по Небти, «Обе Владычицы», или «Две Госпожи» тоже нередко появляется в картушах; оно помещает царя под покровительство двух богинь, о которых идет речь в этом титуле: белого грифа Верхнего Египта Нехбет и кобры Нижнего Египта Уаджит. Так, например, картуш фараона Тутанхамона начинается с иероглифа «Небти, чьи законы совершенны, тот, что умиротворяет Обе Земли и услаждает всех богов». Имя Несут-Бит, буквально «тот, что принадлежит тростнику и пчеле» - это еще один распространенный титул фараона. Египтологи полагают, что его следует расшифровывать как «владыка Верхнего и Нижнего Египта». Это символическое отождествление фараона с флорой и фауной и, следовательно, с двумя частями его царства.

Имя «Са-Ра», которое помещается непосредственно перед картушем, использовалось со времен правления фараона Хефрена. Оно связывает царя Египта с космической мощью вселенной. Этот титул начинается с иероглифов утки (са) и солнца (Ра), за которыми следует имя, данное фараону при рождении и заключенное в картуш.

Таким образом, первый элемент царского титула - Гор, второй - две богини, третий - Золотой Гор, четвертый - личное имя, которому предшествует выражение «царь Верхнего и Нижнего Египта», а пятый - имя, данное при рождении, которому предшествует выражение «сын Ра».

Имена гора и золотого гора

Имя Гора обеспечивает фараону покровительство священной птицы Гора, сына и наследника солнечного бога Ра и владыки Иераконполя, родного города Нармера - первого владыки Египта. Это самый древний титул. Он неизменно начинается с иероглифа сокола Гора (Гер), как в картуше Тутанхамона: «Герка нахт тут месут» (Гор, могущественный Бык, прекрасный своим рождением).

Другой знаменитый фараон, Аменхотеп III, носил следующий титул: «Гор, могущественный бык, появляющийся в сиянии с Маат». Некоторые фараоны, особенно самые древние, известны нам только по имени Гора, без прочих эпитетов или метафор. Имя Золотого Гора используется со времен правления фараона Хеопса. Оно отождествляет царя с солнечным и небесным Гором.

Короны владыки

Корон, символизирующих власть фараона, тоже было немало. Самая известная из них - пасехемти («две сильных») или, в древнегреческой транскрипции, пшент, - представляет собой объединенную двойную корону: красную и белую. Она напоминает о союзе Верхнего и Нижнего Египта. Белая корона символизирует власть фараона над Верхним Египтом, которому покровительствует богиня-гриф по имени Нехбет из города Нехеб.

Красная корона символизирует власть над Нижним Египтом, которому покровительствует богиня-кобра Уаджит, родом из города Буто, расположенного в западной дельте Нила на самой кромке болот. Фараоны надевали пшент на церемонию коронации или на торжества по случаю своего юбилея. Но особенно велико было символическое значение третьей короны фараонов, поскольку ее надевали перед сражениями. Мы говорим о хепреше, или голубой короне Египта. Долгое время исследователи считали эту корону обычным шлемом, потому что она часто появляется на изображениях военных сцен с участием фараона. На самом же деле она символизирует победу владыки Египта над врагами; ее надевали не только в военных походах, но и во дворце. Это самая известная корона эпохи Нового царства: ею многократно венчал себя фараон Рамсес II. Существовали и другие короны, но их надевали только для религиозных обрядов. Среди них отметим корону антеф с двумя страусиными перьями, которую носили Осирис, Амон и фараон, - это символ справедливости, истины и совершенства.

Картуш

Картуш - один из главных царскик символов Древнего Египта. В этот контур с закругленными краями и застежкой в виде горизонтальной линии внизу вписывались иероглифы, из которых состояло имя фараона. Только царь имел право использовать его. Предшественником картуша был так называемый серек. Как мы помним, у фараона было пять имен, пять составляющих титула, которые давались ему в день восхождения на трон, однако в картуш обычно заключались только два первых. Начиная с Хефрена, два последних имени, тронное и личное, вписывались в картуш под названием «шен» (обводить, окружать) - завязанную кольцом веревку, которая символизировала вселенную.

Головные уборы и жезлы

В короне или без короны, фараон всегда носил головной убор. Самый известный из них называется немес - это платок из полосатой ткани, прикрывающий лоб, завязанный сзади и спускающийся вдоль лица двумя полотнищами. Именно немес чаще всего изображался в первых книгах о Древнем Египте, написанных в XIX веке. Удивительно, но на некоторых фресках и барельефах платок немес можно увидеть на голове знатных особ и людей из простонародья. Однако это ошибочные изображения, потому что только фараон имел право носить немес, который был исключительно царским атрибутом и мог надеваться как под корону, так и без нее.

Что же до царских жезлов, то они чаще всего изображались вместе: посох и плеть, скрещенные на груди фараона. Как правило, посох владыка держит в левой руке, а плеть - в правой, но возможно также и обратное, а иногда даже оба предмета помещаются в одной руке. Жезл хека символизирует пастушеский посох, которым фараон, как пастырь, направляет свой народ. Этот атрибут переживет Египет фараонов, и в Средние века его будут носить католические епископы Европы. Плеть нехех, или флагеллум, - это атрибут, которым фараон защищает египтян. Ее называют также «опахалом от мух». Она состоит из трех «хвостов». Еще один жезл, сашем, который представляет собой прямой посох с толстым цилиндрическим набалдашником, использовался в обрядах жертвоприношений богам.

Еще один символ власти - пирамида

Пирамидальная форма - мощный символ. На древнеегипетском языке этот иероглиф читался как «мер». Пирамида - это не что иное, как воплощенные в камне солнечные лучи. Вертикальная ось связывает землю с небесами, а фараона - с его божественным отцом Ра, к которому возносится он после смерти. Горизонтальная ось север-юг (земная ось) параллельна Нилу, текущему из Верхнего Египта в Нижний и ассоциирующемуся с царской властью. Ось восток-запад (небесная ось) параллельна солнечной оси и связана с идеей воскресения, ведь фараон, подобно солнцу, в своей вечной обители рождается, умирает и возрождается бесконечно, день за днем.

В ступенчатых пирамидах ступени символизируют путь, по которому должен пройти фараон, чтобы присоединиться к богам в загробном царстве.

Прочие атрибуты

Узкая накладная бородка - символ бессмертия и божественной сущности фара- она. Кстати, этот чисто мужской атрибут носила и царица Хатшепсут, обманув тем самым многих египтологов, прежде чем Шампольон не обнаружил наконец, что под накладной бородкой фараона на самом деле скрывается женщина.

Египетские правители часто украшали себя всевозможными символами разных богов; так, например, не имеющее ни начала, ни конца кольцо шен символизировало вечность. Кроме того, оно связывалось с солнечным диском, со змеем, вцепившимся в собственный хвост, и небесными птицами, которые нередко изображались с этим символом в когтях.

Корону фараона часто венчал урей - божественная кобра. Эта змея была связана с солнечным богом, царством Нижнего Египта, с царями и их семьей, а также со многими божествами. Урей был охранным амулетом и стерег врата в подземный мир, отпугивая врагов царской семьи и сопровождая умерших фараонов в их путешествии во владения Осириса. И наконец, гриф был символом Верхнего Египта. Фараоны носили на лбу урей (кобру) и голову грифа в знак того, что они защищают свой народ.

Известно, что древние египтяне пользовались словесно-слоговым письмом. Знаки древнеегипетского письма получили названия «иероглифы», то есть буквально в переводе с греческого ‘священные высеченные знаки’. Один иероглиф мог передавать отдельный слог или целое слово. Причем слоговой знак обычно обозначал конкретный согласный в сочетании с любым гласным или без него. Огласовка многих древнеегипетских слов неизвестна; ученые пользуются в этих случаях так называемым условным чтением, добавляя в слоги гласный [е]. Ниже приводятся древнеегипетские имена в иероглифической записи с их условным чтением и принятыми русскими соответствиями.

Имена богов:

Титулы фараонов:

Имена царей и фараонов:

Задание 1. Прочтите имя фараона:

Задание 2. Запишите имя фараона Менхепер-Ра.

Примечания.
1. В транскрипции обозначает один придыхательный звук.
2. Иногда в именах могли обозначаться и гласные знаками близких по звучанию согласных
3. Знаки упорядочивались так, чтобы запись выглядела красиво: не обязательно друг за другом, мелкие знаки могли выписываться под другими, как бы заполняя вместе невидимый квадрат.

Подсказка 1

7) Теперь можем записать имя Менхепер-Ра, используя знаки в картуше в следующем порядке: /rā-m-n-kheper/, то есть диск - шахматная доска - волна - жук, что дает в транскрипции .

8) Но тогда верно ли мы прочли имя фараона в первом задании? Ведь имя бога выносится на первое место только в записи, а в произношении присутствует в конце. А в начале данной записи стоит имя Амон (даже без Ра). Если прочесть в инвертированном порядке, получается /t-u-t-ānkh-imen/, что уже позволяет узнать имя фараона .

Знак анх (анкх) представляет собой оберег, изображая пояс, завязанный узлом; его вариантом предположительно является и картуш, заключающий имена фараонов.
Действительно, фараон Эхнатон как раз и известен как учредитель культа единого бога Атона-Ра, чье имя и включено в состав его собственного имени (прежнее его имя Аменхотеп IV; Эхнатон буквально "дух, угодный Атону’). Этот культ сменил предшествующий культ многих богов, возглавляемых верховным богом Амоном-Ра, другим воплощением Ра. Вернул культ Амона-Ра фараон Тутанхамон.

Послесловие

Для словесно-слогового письма, каким пользовались древние египтяне, характерно разнообразие способов передачи звучания. Один иероглиф мог передать целое слово с его привычным звучанием и смыслом, а мог передать лишь набор звуков по принципу ребуса (в слоговом чтении). Слоговыми знаки названы условно: ведь они, будучи производными от иероглифов, могли соответствовать не одному слогу, а двум или даже трем - в соответствии с тем словом, которое обозначал иероглиф. Причем гласные внутри слогов могли меняться или вовсе отсутствовать. Таким образом, в системе фонетических знаков были знаки односложные, двусложные и трехсложные; односложных было немного - около трех десятков; иногда их еще называют «древнеегипетским алфавитом».

Таким образом, для передачи звукового облика имен писец имел выбор: он мог использовать полностью разложенное написание односложными знаками или же предпочесть более компактную запись, включающую дву- или трехсложные знаки. Например, слог в составе имени бога Хепри заключен в чтении знака «жук» , а в имени фараона Эхнатона передается расчерченным диском. Выбор мог подчеркивать и смысл имени: жук-скарабей считался одним из воплощений бога Ра (можно вспомнить, как он блестит на солнце). В задаче звук имеет и другие графические воплощения: в знаках (‘жизнь’) и (‘корона’), причем сами знаки в составе титулов «дающий жизнь» и «владелец корон» имеют словесный характер.

В задаче представлены как будто бы два способа передачи звука [u]: знаком цыпленка в имени Тутанхамон и тремя чертами в слове ‘корон’ - . Очевидно, знак цыпленка используется как слоговой, а три черты - скорее всего, как смысловой, передающий множественность. Этот знак выступает, таким образом, как своего рода детерминатив множественного числа, не имеющий собственного чтения, но подсказывающий чтение основного знака.

Египетский писец выбирал наиболее подходящий вариант записи, ориентируясь на возможности материала. И главное - в соответствии с принципом египетского письма, которое должно было говорить не только сердцу (оно считалось вместилищем ума, а не чувств), но и глазу.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Фараоны

Имена фараонов

Фараон – современное название царей Древнего Египта.

Обычным наименованием египетских царей было выражение "принадлежащий Тростнику и Пчеле", то есть Верхнему и Нижнему Египту, либо просто "повелитель обеих земель".

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. Существовали эпохи Древнего царства, Среднего царства и Нового царства. Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей , состоящий из пяти имён :

Хорово имя

Небти-имя (было связано с богинями покровительницами Египта Нехбет и Уаджит)

Золотое имя (золото в египетской культуре ассоциировалось с вечностью)

Тронное имя (принималось при вхождении на трон)

Личное имя (давалось при рождении, в надписях предварялось титулом "сын Ра").

Имена фараонов

Аджиб

Адикаламани

Актисанес

Алара

Аманисло

Аманитека

Аманиторе

Амасис II

Аменмес

Аменхотеп

Амиртей II

Аналмаи

Анламани

Апопи I

Априй

Ариамани

Ариканкарер

Аркамани I, II

Арсес

Артаксеркс I, II, III

Аспелта

Атланерса

Ахорис

Ахратан

Бардия

Баскакерен

Бихерис

Бокхорис

Венег

Гаумата

Горсиотеф

Дарий I, II, III

Джедефра

Джедкара II Шема

Джедкара Исеси

Джер

Джосер

Дудимос I

Имичет

Иниотеф II

Ири-Хор

Итиеш

Какаура Иби I

Камбис II

Камос

Каркамани

Кашта

Ксеркс I, II

Маат

Меленакен

Менес

Менкара

Менкаухор

Ментухотеп I, II, III, IV

Менхеперра

Меренра I, II

Меренхор

Мерибре

Мерикара

Мернейт

Мернофера Аиб

Накринсан

Нармер

Насахма

Настасен

Натакамани

Небереау I

Небефаура

Небкара Хети

Нектанеб I, II

Неферефра

Неферит I, II

Неферкара I - VII

Неферкасокар

Неферкаура

Неферкаухор

Неферкахор

Неферхотеп I

Нехо I, II

Никара I

Нинечер

Нитокрис

Ниусерра

Нихеб

Нубнефер

Осоркон I, II, III

Пами

Пе-Хор

Пелха

Пентини

Перибсен

Петубастис I

Пианкалара

Пианхи

Пинеджем I

Пиопи I, II

Псамметих I

Псаммут

Псусеннес I, II

Птах

Птолемей I - XV

Рамсес II - VIII

Ранеб

Сабракамани

Сакхмакх

Санахт

Сахура

Себекхотеп I -VII

Сека

Секудиан

Семенра

Семенхкара

Семерхет

Сенебкай

Сенед

Сенеферка

Сетнахт

Сехемкара

Сехемхет

Сиамон

Сиаспика

Смендес

Снофру

Согдиан

Таа II Секененра

Такелот I, II, III

Талакамани

Тамфтис

Танутамон

Таусерт

Тахарка

Тахос

Тети

Тефнахт I

Тутанхамон

Тутмос

Уаджи

Уаджкара

Угаф

Унегбу

Унис

Усеркара

Усеркаф

Усермонту

Хаба

Хабабаш

Хасехемуи

Хат-Хор

Хафра

Хеджу-Хор

Хенджер

Хеопс

Херихор

Хети I, II, III

Хиан

Хоремхеб

Хуни

Шабака

Шабатака

Шепсескара

Шепсескаф

Шеракарер

Шешонк I -III

Якубхер

Яхмос I

Яхмос-Нефертари

Яхмос-Ситкамос

Мифические правители

Птах

Осирис

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Фараоны. Имена фараонов

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Символика древнего Египта

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.

Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно - символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном - как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Древнеегипетская религия содержала огромное число божеств с многообразными формами проявления. Богам - как, впрочем, и людям - полагалось большое количество различных качеств характера, так что одно и то же божество могло быть изображено во всевозможных воплощениях.

Символы жизни древнего Египта

Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и п отустороннем мире.

Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста.

На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни.

Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением "жизнь" ("бессмертие"), известный также как "крукс ансата". Знак очень прост, но могущественен.

В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие.

Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

В иероглифическом письме этот знак символизировал "жизнь"; он же являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти.

Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды.

Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости.

Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.

Знак Тет , который также называли "кровь Исиды", часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

Шену

И одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Всевидящее Око - Уаджет

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним - это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.

В математике Око имело любопытную функцию - оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок - 1/4, бровь 1/8 и т.д.

Скарабей

Скарабей - один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории - аналог солнечного диска, перемещающегося по небу).

Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии - на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты (часто - тридцатую главу книги мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде Осириса). Часто фигурки скарабея изображали только верхнюю часть жука, без лапок, а ровная овальная основа статуэтки использовалась для нанесения различного рода надписей - от отдельных имен и афоризмов нравоучительного характера до целых рассказов о выдающихся событиях из жизни фараонов (охота, заключение брачного союза и проч.)

Крылатый солнечный диск

Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.

Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья - оберегающую его Изиду, а змеи - Нижний и Верхний Египет.

Сесен

Цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце.

Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат

Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат - это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка

Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет - богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.

Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Цапля

Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену - одного из изначальных, никем не сотворенных богов вроде Ра или Атума. Согласно мифу, в начале творения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. Этот камень - Бенбен - был одним из фетишей бога.

Исида

Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве.

Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда - в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове.

Исида была женой Осириса и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.

Ра

Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант - мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.

Ибис

Священная птица ибис символизировала Тота - бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.

Материал подготовлен по информации сети интернет