Изображения икон и их названия. Названия икон пресвятой богородицы

20.07.13, 10:00

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Все эти неопределенности способствовали легенде о чудесном лице Богоматери. Картина должна была стать одной из семидесяти картин евангелиста. И было сказано так: сама мать была на земле, со своими печалями, со слезами; Единственные радостные моменты были: когда ее Сын пришел только в мир, и когда на третий день после его смерти воскресла, она снова увидела. В течение четырнадцати лет в Санкт-Петербурге Джон жил печальной, спокойной и скромной Матерью Божественного Сына; Его паломничество закончилось молитвами, воспоминаниями, удушающей тоской, глядя на небо, где жил ее Сын, глядя на землю, как слезы, которые она пила, и его кровавые следы.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Хотя семь мечей были в ее чреве, хотя в тернистой венке короны, хотя она была на кресте Сына, не было никакой горечи в ее сердце, ни к миру, ни к людям; их друг, их сторож, их благодетель был до смерти и после столетий оставался. И хотя кровавые слезы плакали, эти слезы на цветах земли менялись. Хотя все ее небесное величество ждала ее как королевы, она предпочла остаться в печали ее великого сострадания по всему миру, и ее скорбь, подавляющая ее величие, была Матерью Утешителя. На человеческом страдании, озираясь глазами, полными слез, она хотела, чтобы боль знала друг друга на земле, чтобы страдать как Мать на небесах.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример —Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

И затем задумалась с грустью в глазах, облаком на лбу, она прошла жизнь, как она мечтала на Кипре на столе, написанном Апостолом Лукой - евангелистом, свободным от земной пыли и чистым. Этот факт сделал образ - прямым свидетелем жизни святого. Семья была самой ценной реликвией. Кроме того, историки отмечают, что с пятого века Лукаш был назначен автором около семи тысяч картин, хотя, вероятно, он и не рисовал.

Традиция гласит, что, когда римская армия, возглавляемая Веспасиан и Титом, вторглась в Святую Землю в первом веке, христианам пришлось бежать в город Пелла, и там они скрыли образ Марии в пещере. Прошли годы войны, и картина ждала тихого времени. И когда политическая ситуация стабилизировалась, картина была перенесена в небольшую церковь в Иерусалиме. Хелена - императрица, мать Константина Великого, который в 326 году отправился в путешествие на Святую Землю, ищет мощи святого креста. Она взяла фотографию с собой в Константинополь.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды -- символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы -- Бога Сына. Кайма на мафории - знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

По этому случаю император посадил его в специально подготовленную церковь. Картина оставалась там веками. Дальнейшая судьба картины также является предметом споров. В то время император должен был отдавать икону в подарок принцу Халиче-Волыну Лью Даниловичу, который поставил его под управление православного духовенства в замке Белц, где у нее было много чудес. Из этого места приходит оригинальное название значка. В замке в Белом, в 40 км к северу от Львова, его нашел князь Владислав Опольчик. С этого момента история изображения начнет документироваться.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

В центре иконы представлена ​​Богоматерь, которая находится в доме, лежа на кровати со скрещенными руками на груди. У подножия кровати, где лежат его ноги, есть Апостол Петр. Апостол Павел и Иоанн Богослов, обнимающий его, находятся во главе Богоматери. Также слева - женщины, плачущие.

Иерархи признают себя из-за великих крестов на их облачениях и продолжают открывать Святые Евангелия. Еще в центре образа, над Богоматери, изображен Иисус Христос, облеченный в белые одежды в свете света и окруженный ангелами. Он держит душу Богоматери, представленную как раздутый ребенок. Христос окружен ангелами.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея . - Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Иногда в ближайшем будущем появляется человек, у которого обе руки, вырезанные ангелом с мечом. По словам Леонида Успенского, этот человек, Афон, был фанатичным евреем, который осмелился прикоснуться к постели Богоматери. Он добавляет, что эта деталь апокрифична. Контоглу предлагает другое объяснение. Он говорит, что этот человек был благочестивым евреем по имени Иегония, который был наказан ангелом за то, что он хотел свергнуть святое тело.

В связи с православной иконописи, икона Успение смертность ориентирована вокруг Божьей Матери, ее полной человечности. Присутствие Христа здесь свидетельствует так, что Богородица также имел нужду в спасении, как и другие люди, и что поклонение Богородицу только со ссылкой на ее сына.

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. - Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

Икона и все, что ориентированы вокруг Успенского пира и не двигается вокруг Девы телесно на небо, показывает, что если вся Церковь присутствовала в ее смерти, когда они двигают небо и телесные остаются загадкой. Икона - это священный образ в двух измерениях, представляющий Спасителя Иисуса Христа, Богородицу или святого. Икона в понимании православного христианства - это священный образ в двух измерениях, представляющий Иисуса Христа, Богородицу или святого. Он должен быть как можно ближе к нашим сердцам, даже если порой мы остаемся только в расшифровке непосредственного значения, данного нам простым взглядом, и мы рассматриваем божественное, если мы проникнем в его глубокий смысл.

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Отметим, что иконы появились с начала христианства, и даже апостол и евангелист Лука - тот, кто изобразил первые иконы Девы Марии после Пятидесятницы. Мы можем рассматривать это как стремление, вера в то, что это начало, что икона - это хорошая вещь для Бога. Слово «икона» имеет греческое происхождение, то есть изображение. Более того, икона - это фотография, сделанная не для глаз и для ума, а для души и сердца, ибо даже если значения не поняты с первого взгляда, икона приносит утешение, она укрепляет нас, заставляет нас надеяться.

Поэтому, когда душа «плачет», и мы смотрим на икону Девы, мы чувствуем любовь, милосердие и поддержку того, кто «породил радость». По какому бы ни вдохновляет откровение, значок поднимает нас от реального мира в смятении ежедневно, принимая нас думать о мире выше, созерцательность освящает нас и через нее души, обремененные заботы. Это не полностью объясняется сравнением икон со Священным Писанием в том смысле, что, поскольку Библия - это не просто исторический рассказ, то иконы - это не просто художественные композиции, а свидетельства истины, содержащиеся в Писании.

Вера - иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Иконы, скорее, не являются продуктом воображения иконописца, а скорее представляют собой форму расшифровки Библии и постоянного обновления ее в нашей жизни. Кроме того, те, кто выступает за перевод термина иконографии, как «запись» иконки настаивали, что на протяжении веков, как в ранней церкви во время гонений на христиан языческих власти, а в последнее время, где бы верующие православные были подвергнуты нехристианским властям, иконы были и остаются «книгами» тех, кто не умеет читать, и в часто упрощенном представлении они посылают и подтверждают основную веру Церкви: Воплощение.

Надежда - иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Тот факт, что Бог стал человеком, тот факт, что Он носил Себя и освятил человеческую природу и материю в родах, означает, что Он может быть представлен материальной вещью. «Святой Василий Великий молят Бога за меня, грешника» В своем божественном представлении каноническая икона является формой строго символического представления, исповедания Бога с помощью искусства, но религиозные картины и статуи - это не значки! Чтобы быть хорошо понятым, икона не является иллюзией, чтобы успокоить телесные чувства, а транспонировать, поднимать разум и сердце на созерцание Бога.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении,в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Поэтому подлинная православная иконография, как связь между небом и землей, не настаивает на представлении преходящей красоты тела. Для всех, у кого есть сомнение, давайте поймем, что икона святого не является фотографическим изображением тела, но образ освященного и преображенного человека, становясь избранным сосудом Святого Духа. Напомним, что, почитая иконы, мы поклоняемся им, мы молимся молитвой Свята, целуя святую икону. Порядок, в котором мы должны поклоняться иконам, заключается в следующем: сначала Спасителю Иисусу Христу, затем Богоматери, Святому Иоанну Крестителю, Святым Апостолам, а затем каждому по его благочестию.

Иконография Умиление или Елеуса - «милующая», как ее называют греки - это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

С глубоким смирением внимать изображения не целуются на лице представленных людей, которые делают так показывает отсутствие смирения и почтения, не целовала дотянув нечестивцев, с помадой и пахнущий табаком, не целовать тех, кто они целуются, им разрешено целовать только рамку, они не целуют свадебных жен, у которых были сексуальные отношения прошлой ночью, они не целуют женщин во время лунного периода и людей, которые просочились прошлой ночью, не целуя их с того места, где они были помещены в церковь.

Иконы не представляли или даже не отображали замену языческих идолов на мгновение. В отличии от идола, который поклонение было сделана сама статуя материала, приносили жертва и молитву икону, представление альбатросов, служит напоминает нам о Боге или святых, представленной ее поклонение ее лицо перемещается к изображенному человеку.

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Святые Отцы 7-го Вселенского Собора установили, но раз и навсегда, что почитание иконок не идолопоклонство, но хорошо для Бога. Перед тем, как прийти через книгу, через слова Святого Евангелия, вера пришла к человеку через день через икону. Такая благодать, которую Господь излил на художников, которые в священных изображениях слово потеряли свой смысл и божественную силу, но, более того, оно, кажется, воплощено в образе, сохраняя его значение и смысл неизменным. Здесь также важное различие между идолопоклонством и честью священных икон, потому что мы не уважаем лес, икону, но мы чтим Бога через Его святых, представленных в иконе.

Четвертый тип иконографии Богородицы - акафистный - основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь - Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты - ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Неописуемо, на протяжении веков икона стала объектом поклонения, без которого мы не полностью осознали образ Церкви, потому что ее роль является существенной. Когда мы входим в Святую Церковь, первое, что поражает нас, - это живопись, превосходящую нас в другой мир, подавляющий нашу душу безрадостной славой, которая воздает славу Богу. Эта картина, как церковная музыка и все, что принадлежит Православию, уважает каноны святых отцов, которые со временем обосновались, и они усовершенствовали в византийской иконе, которая дала всю полноту красоты.

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила -истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI - XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

С большой радостью души мы часто находим, что святым иконам было сказано много полезных вещей, с духовной точки зрения, многими учеными и теологами, и опубликовал в этом смысле целые тома. Святые отцы говорили о роли иконок с исторической, духовной и догматической перспективы, обучая нас поклоняться им как святым, которые изображаются ими! «Ибо честь, данная иконам, восходит к первому образу», - говорит святой Василий Великий. Есть также те, кто считает и дорожит святыми иконами больше как художественные и исторические ценности, чем как объекты, несущие благодать и святость.

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл. «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III - IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV.

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.


Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко