Формы и методы подготовки подростков к семейной жизни: возможности общего среднего образования в мировом опыте. Программа ″ Подготовка молодежи к семейной жизни″ Программа подготовки молодежи к семейной жизни

отдела образования акимата г.Костанай»

г. Костанай

Республика Казахстан

Подготовка молодежи к семейной жизни

Семья - один из шедевров природы

Д.Сантаяна

Актуальность создания молодой крепкой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новаторство семейной жизни нашего времени - составная и важнейшая часть выхода из духовно-нравственного кризиса общества и кризиса социальной жизни страны. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. . Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. . Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь. . Педагоги и психологи утверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни. Семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность человека, выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей в любом возрасте. . Половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является одной из актуальных и сложных педагогических проблем. Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных отношений на детей. Анализируя опыт семейного воспитания детей, педагог показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» . По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит – формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В.А. В большинстве случаев ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта. . Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. . В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. . Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.

3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

4. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

5 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.

7. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - М., 2004. - 18с.

8. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.

На современном этапе развития общества повышается мораль­ная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные семьи выдерживают жизненные испытания на проч­ность. «Не сошлись характерами…» Как часто звучат эти слова из уст людей, вынужденных разрушать семью, подавать на развод. И как часто за этой избитой формулировкой скрывается то, что в свое время молодых людей просто никто не готовил к семейной жизни, не рассказывал, как это должно быть.

Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отноше­ний, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.

В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значитель­но изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.

Счастливая семейная жизнь - это большой труд. Создать нор­мальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно го­товить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:

1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.

2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходи­мых для семейной жизни.

3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и со­циологии брака и семьи.

4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.

Следует четко уяснить, что подготовка школьников к семейной жизни - это не кампания, не одна-две лекции, тем более по «по­жарному» случаю, когда уже что-то произошло, а постоянно про­водимая, целенаправленно дифференцированная работа в зави­симости от пола и возраста молодых людей.

Одной из основ успешного проведения такой работы являет­ся взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.

Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:

  • устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, со­веты, запреты, разъяснения и т. д.);
  • письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
  • средства кино и телевидения;
  • личный пример;
  • собственный опыт.

Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних - личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и поло­вом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.

Но немаловажная роль принадлежит и школе. К сожалению, не всегда дети растут в благополучных семьях, где есть положитель­ный пример. Основную нагрузку здесь приходится нести классным руководителям. Однако и остальной педколлектив не должен оста­ваться в стороне от этой проблемы. Не только учитель, но и любой взрослый человек обязан помнить, что личный пример, собственные моральные качества, поведение в семье и на улице, бережное отноше­ние к чувствам детей имеют больший воспитательный эффект, чем самые привлекательные слова, произносимые «по долгу службы».

Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вооб­ще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.

Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми , а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей - все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, со­хранится, когда они станут взрослыми.

Снижение авторитета отца в семье, несомненно, оказывает, отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Доче­ри в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины как единственно правильную и чаще всего в будущем будут строить свои взаимоотношения с му­жем по такому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут при­обрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.

В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представ­ление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вы­растают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

При воспитании в неполных семьях (чаще всего без отцов) у де­вочек не формируется понятие мужественности и не складывается полное представление о роли мужчины в семье. Если к тому же отец оставил семью, и девочка знает об этом, а мать не может сдержать свои эмоции и по поводу и без повода «поливает отца грязью», воз­никает стойкое убеждение, что все мужчины «плохие», «эгоисты», «злодеи» и т. д. Ясно, что в будущем это убеждение существенно затруднит адаптацию молодой женщины в своей семье и может вызвать серьезные трудности в налаживании совместной жизни и правильном воспитании собственных детей. Поэтому, даже в тех случаях, когда муж действительно оказался никчемным человеком, мать должна проявить мудрость и такт, рассказывая о нем ребенку.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на форми­ровании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.

В возрасте 7-9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотноше­ний между мальчиками и девочками, повышается интерес к пред­ставителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек - к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Доверительные беседы, совместное за­нятие «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьезное отношение родителей к волнующим их проблемам.

Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнори­рует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отноше­ние к женщине вряд ли удастся.

Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополня­ли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.

Возраст от 12 до 18 лет - это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблю­дается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и же­лание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.

Современная молодежь отличается повышенной эмоциональ­ностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, катего­ричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко при­нимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необыч­ное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.

Это возраст растущих интеллектуальных возможностей лично­сти, когда человек уже способен усваивать сложные науки, новые формы поведения, овладевает самой разнообразной информацией.

В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения - получение ин­тимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стара­ются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.

У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина - это социально­психологические особенности юношей и девушек.

На этом этапе формирования личности подростка красной нитью семейного воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация понятий «настоящий мужнина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо приви­вать чувство собственного достоинства , чувство девичьей чести, стыдливости.

Все это довольно сложные понятия, не всегда одно­значные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда пере­дозировка чувства собственного достоинства превращает девушку, в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключи­тельности - в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдли­вости. Стоит «недодать» и для девушки может не остаться ничего святого, стоит «передать» - и возникнет почва для будущих семей­ных конфликтов.

В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной ха­рактеристике - как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выраже­ния, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.

«Не поздравил с днем рождения, не заметил новой прически, не ответил улыбкой на улыбку, не обратил внимания на усталый вид жены, не взял из рук тяжелую сумку, не похвалил пирог, не подал пальто, сошел с автобуса, не оглянувшись, как там она… На первый взгляд, все так мелко, так незначительно. Забудется, не оставив следа? Нет, останется след…»

В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.

В период полового созревания появляется и желание нравить­ся противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в по­вышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жиз­ни подростка.

К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобраз­ный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жиз­ни.

Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объ­яснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные бе­седы, в интересной форме рассказывать о положительных и отри­цательных качествах личности.

В школе часто проводятся тренинги, откровенные разговоры, круглые столы, диспуты на темы «Характер и его формирование», «Привычки: какие они быва­ют?», «Влияние характера и качеств личности на жизнь человека», а также занятия, на которых освещаются вопросы поведения, общения во время первого свидания, первого поцелуя и т. д.

Пробуждение в человеке способности и потребности любить - важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства от­крывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряжен­ное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюблен­ности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь - это близкие чувства, которые, одна­ко, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.

Итак, особенности любви:

  1. потребность в постоянном и длительном общении;
  2. положительные эмоции при встрече;
  3. общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схо­жего мировоззрения, устремлений;
  4. интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.

Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и на­дежным, то чувство, похожее на любовь, - влюбленность - очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близ­кими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счаст­ливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.

И в заключение хочется добавить - семейное воспитание, нача­тое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда лег­че, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, одна­ко необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.

Бюджетное учреждение Омской области

"Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)"

Программа

Подготовка молодежи к семейной жизни″

Составитель:

Нина Федоровна Карельцева,

заведующая отделением

помощи гражданам,

жизненной ситуации,

Пояснительная записка

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.

Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Неутешительна статистика и по Омской области. (За период с 2005 по 2008 год количество расторгнутых браков выросло с 8236 до 10524). Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.

Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.

Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни , активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.

С целью повышения значимости семьи, пропаганды "просемейного" образа жизни, профилактики семейного неблагополучия специалисты бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)" организовали профилактическую работу с поколением будущих супругов по их психологической подготовке к будущей семейной жизни. Учитывая актуальность вышеизложенного, специалисты отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработали программу "Подготовка молодежи к семейной жизни".

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов, на формирование которых направлены мероприятия программы:


  • Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.

  • Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

  • Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству заключается в соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

  • Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

  • Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

  • Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.
И. В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений молодых людей о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей, выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности-фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни.

Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.

Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).

Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.

Задачи:


  • повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;

  • способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни

  • способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;

  • способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;

  • расширить знания в области семейных отношений;

  • обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);

  • повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей ;

  • формировать чувство ответственности за близких;

  • развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;

  • мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.

  • исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.
Реализация программы предполагает участие всех специалистов отделения: психолога, юрисконсульта, врача-сексолога. Особенностью данной программы является комплексность. Программа имеет практическое применение в условиях работы учреждений социального обслуживания населения.

Ожидаемые результаты :


  • повышение компетентности участников программы по вопросу семейно-брачных отношений;

  • формирование ответственности, готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям;

  • усвоение участниками программы социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых;

  • формирование ответственной позиции по вопросу создания семьи;

  • развитие умения адекватно реагировать в кризисных ситуациях;

  • мотивация участников занятия к постоянному пополнению своих знаний об особенностях семейной жизни;

  • развитие коммуникативных навыков участников;

  • позиционирование психологической помощи среди населения как способа сохранения гармоничных семейных взаимоотношений.
Критерии эффективности:

  1. Уровень информированности.

  2. Способы поведения в конфликте.

  3. Коммуникативная толерантность.

  4. Формирование мотивации на создание здоровой семьи и личностного развития.
Организация работы по программе:

Группа комплектуется на базе образовательного учреждения, там же проходят основные мероприятия. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю, занятие рассчитано на один академический. Продолжительность программы - полгода. Программа рассчитана на 20 занятий (21 часов). Оптимальное количество участников на занятии - 20 человек.

Целевая группа: Юноши и девушки от 16 до 20 лет.

Основные этапы реализации программы:

1. Организационный.

2. Основной.

3. Итоговый (1 занятие).

1 этап – организационный. Проводится работа по условиям проведения работы на базе образовательного учреждения, подбирается состав группы. Программа имеет комплексный характер и предполагает задействованность многих специалистов, в данном случае специалистов отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (психолог, врач-сексолог, юрисконсульт). Курирует работу заведующая отделением. На первом этапе проводятся необходимых для работы диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики:

- "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции;

Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". Так как в реализации программы задействованы отдельные специалисты, то диагностические методики могут применяться по их усмотрению, учитывая необходимость и целесообразность.

Основной этап - проведение основных мероприятий программы. Программа содержит комплекс взаимодополняющих мероприятий по двум основным блокам: ″половая социализация и этико-психологическая готовность к браку″ и ″искусство быть семьей″. Включает психологическую подготовку молодежи к семейной жизни, информированность по социально-правовым вопросам, детско-родительским, супружеским отношениям. Занятия проводят психологи, юрисконсульт, врач-сексолог. Каждое занятие имеет определенную тему и цель. Первоначально проводятся занятия, на которых раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. В программе есть темы, посвященные изучению особенностей личности, общению с окружающими , развитию уверенности в себе, рассматриваются социальные роли и значение лидерства в семье, стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, в программу включены занятия с целью предотвращения семейного насилия, применению в семье ненасильственных методов воспитания. Реализация этой программы будет проходить в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Занятия проходят в виде тренингов, ролевых игр, бесед, дискуссий, деловых игр.

На итоговом занятии проводится диагностика для определения степени информированности участников программы, сформированности определенных умений.

Тематический план программы


N п/п

Тема

Кол-во занятий

Форма проведения

Ответственный

Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку

Добрачные отношения″



1

Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1 (2часа)

Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга ,

Психолог

2

″Ловушки″ влюбленности

1

Информационная беседа

Психолог

3

Семья моими глазами.

1

Семинар-практикум

Психолог

4

Готовность к браку и семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга, дискуссия

Психолог

5

Особенности мужской и женской психологии.

1

Практическое занятие

Психолог

6

Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей).

1

Лекция-беседа

Врач-сексолог

7

Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки

1

Практические занятия

Психолог, врач-сексолог

8

Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству.

1

Практическое занятие с элементами ролевых игр

Психолог

9

Правовые основы заключения брака

1

ролевые игры

юрисконсульт

10

Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны.

1

Практические занятия, с элементами дискуссии

Юрисконсульт

Раздел II. Искусство быть семьей


11

Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье.

1



Психолог

12

Супружеская совместимость.

1

Практическое занятие

Психолог

13

Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

14

Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

15

Развод как социально-психологический феномен.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог, юрисконсульт

16

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

1

Практическое занятие

Психолог

17

Детско-родительские отношения.

1

Практическое занятие

Психолог

18

Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.

1

Практическое занятие

Психолог

19

Роль семейных традиций

1

Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы

Психолог

20

Итоговое занятие.

1

Беседа, практическое занятие, диагностика

Психолог

Всего: 20 занятий, 21 часов

План проведения занятий по программе

1 блок

Занятие 1. Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни ″Добрачные отношения″. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1.Знакомство с группой. Сообщение цели и актуальности занятий в этом направлении.

2. Диагностика ("Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции, анкета "Представление о брачно-семейных отношениях").

3. Вступительная беседа на тему " Что такое семья? "

4. Практическое задание: групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь".

5. Информационное сообщение" Особенности предбрачного периода".

6. Упражнение " Неожиданное знакомство".

7. Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье".

8. Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″.

9. Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?"


Занятие 2 . ″Ловушки″ влюбленности

1. Информационный блок. Влюбленность. Любовь. Культура их проявления.

2. Практическое задание. Составьте список личностных качеств будущего спутника жизни.

3. ″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних браков.

4. Подведение итогов.
Занятие 3. Семья моими глазами.

1. Сообщение цели занятия.

2. ″Семья - как я ее понимаю ″. Заполнение бланка, обсуждение в группе.

3. ″Столкновение правил″. Разыгрывание ситуации.

4. ″Семейные правила″. Мини-лекция.

4.Подведения итогов.


Занятие 4. Готовность к браку и семейной жизни

1. Игра на знакомство.

2. Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях".

3. Беседа на тему " Поговорим о семье...."

4. Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи.

5. Практическое задание по составлению перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов.

6. Подведение итогов.
Занятие 5. Особенности мужской и женской психологии .

1. Информационный блок ″Мужественность и женственность″.

2.Упражнение "Два мира".

3. Практическое задание: Юношам и девушкам необходимо создать коллаж на тему ″Мужчина и женщина″.

4. Дискуссия ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и женщиной и как при этом им быть вместе″.

5. Подведение итогов, рефлексия.


Занятие 6. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте .

1. Ритуал приветствия.

2. Информация по теме ″Профилактика рискованного поведения у молодежи″

3. Практическое задание.

4. Информационный блок ″Последствия сексуального раскрепощения″.

5. Подведение итогов. Советы специалиста.


Занятие 7. Ответственное отношение к репродуктивного здоровью.

1. Информационный сообщение по теме.

2. Групповая дискуссия

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

  • 1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
  • 2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.
  • 3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
  • 4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.
  • 5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.
  • 6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
  • 7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель -- ученик) или стихийный (подросток -- сверстники). .

Конечно, ни один из этих мотивов не исключает другой. Но если один супруг считает главным один из них, а другой -- совершенно иной, а домашние -- вообще третий, то конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные периоды семейной жизни, когда обнаруживаются и сталкиваются друг с другом скрытые, нередко являющиеся бессознательными мотивы. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность супружеством подтверждает особую важность первых двух мотивов -- любви и духовной близости. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное -- неудовлетворенных своим супружеским союзом. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. Согласно исследованиям психологов, браки по любви не лидируют в числе наиболее стабильных. Оказалось, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, и ожидание любви, и даже само ее существование в семье приводят к гибели супружества. Это объясняется тем, что, во-первых, по мере взросления человек теряет свойственную детям безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять любовь и брак, ибо любовь может быть без брака, а брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В доказательство того, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, психологами приводятся следующие аргументы.

Во-первых, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, и не задумываемся над тем, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с его предметом и носителем -- вполне конкретным человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «Я»,

темпераментом, характером и другими личностными особенностями, что приводит к затруднениям в достижении брачной совместимости.

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы часто забываем, что, сколько бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. Поэтому когда любовь становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, необходимостью материального обеспечения семьи, уходом за маленькими детьми и т.д. приводят к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам любовного партнера вне брака и к супружеской неверности. Фетишизация любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство. При этом семейные обязанности и обязательства друг перед другом уходят на второй план. Как показывает практика, часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимопонимания, способствуют идеализации партнера. Поэтому мотив «любовь», не подкрепленный другими, важными для семейной жизни мотивами, может стать одной из психологических причин формирования дисфункциональных семей. Выбор брачного партнера может быть обусловлен некоторыми меж половыми различиями, которые наиболее отчетливо выражаются в стратегиях поиска не просто будущего супруга, а конкретного человека, который будет соответствовать определенным требованиям. Стратегии эти обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства. В соответствии с этим можно выделить две стратегии поиска брачного партнера:

  • 1) целенаправленный тщательный подбор партнера в соответствии с критериями ответственности и заботы -- «поиск отца (матери) своих детей». Здесь выбор партнера выступает как поиск надежного спутника жизни, партнера в создании родительского дома (уютного гнезда для будущего потомства). Эта стратегия более характерна для женщин, чем для мужчин;
  • 2) выбор «настоящего мужчины (настоящей женщины)».

В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие его качеств представлениям субъекта выбора об идеале мужчины или женщины. Подобная стратегия реализуется как мужчинами, так и женщинами, но преобладает у женщин. Немалое значение при выборе партнера имеет и возрастной фактор. Учитывая описанную выше модель фильтров, можно предположить, что оптимальное различие в возрасте между супругами не должно выходить за известные пределы, поскольку различия в мировоззрениях, установках, ценностях, отношении к семье могут составить неразрешимую проблему на этапе взаимной адаптации и выработки общего семейного уклада. Выбор партнера, значительно превосходящего по возрасту, определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются модель родительского супружества; доминирование потребности в безопасности; опыт общения с более старшими братьями и сестрами и их сверстниками. При таком выборе партнер выгодно отличается теми качествами и свойствами, которые человек желал бы видеть у себя, но не обладает ими. Для создания стабильной семьи и сохранения ее на протяжении многих лет важно не только то, какими мотивами руководствуются молодые люди, вступая в брак, но и то, насколько они готовы к будущей семейной жизни. Готовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (наличие образования, профессии, определенный уровень нравственного сознания и соответствующий возраст), экономическую самостоятельность, здоровье.

Развитое нравственное сознание юношей и девушек -- одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи (семья -- ячейка общества), в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает также наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке, семье и опеке. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20--22 года, а для мужчины -- 23--28 лет, так как организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобреается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка. Что касается психологической точки зрения, то именно в данный период у человека происходит расцвет всех психологических проявлений (памяти, мышления и др.), наблюдается большая, чем в зрелом возрасте, пластичность процессов, происходящих в психике человека, их изменяемость. Молодые люди лучше привыкают друг к другу, чем люди старшего возраста, у которых взгляды по многим вопросам семейной жизни обладают значительной стойкостью и неподатливостью. Медики считают важным моментом, обеспечивающим сексуальную адаптацию супругов, соотношение их возраста. Они утверждают, что браки, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше вступающие в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если, например, женщине в момент вступления в брак 20--22 года, то мужчине может быть 24--26 лет; если женщине 25 лет, то мужчине примерно около 30 и так далее. Максимальный разрыв в возрасте супругов, однако, не должен превышать 8--12 лет. В последнее время наблюдается немало браков, когда жена старше мужа. Чем это можно объяснить? Прежде всего, индивидуальными особенностями общения: некоторым юношам и мужчинам легче общаться с девушками и женщинами, которые старше их. В наше время молодость женщин значительно удлинилась и им нечего опасаться за несоответствие в возрасте в более позднее время. Тезис о том, что брак будет непрочным, если жена старше, можно поставить под сомнение. Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье укрепляется не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Этому, как известно, способствует закаливание, занятия спортом, физическим трудом, соблюдение норм гигиены, отсутствие вредных привычек (переедание, недосыпание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя, отсутствие четкого режима труда и отдыха). Приобретенная в жизни стройность, легкость осанки и движений имеют важное значение в общении с противоположным полом, че преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни. Молодые люди, создавая семью, конечно, думают и о материальной стороне: решение проблемы жилья, стабильный заработок. По данным многочисленных исследований, факторы материальной и жилищной обеспеченности прямо на стабильность семьи не влияют. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (в то же время у 37% молодоженов были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке, что говорит о недостаточно серьезном отношении некоторой части молодежи к характеру и содержанию будущих взаимоотношений со старшим поколением), в общежитии и на частной квартире -- 12%, в отдельной квартире -- 7%, в комнате коммунальной квартиры -- 6%, не знают -- 5%. При этом ответы жениха и невесты не совпали в 23% случаев. В целом для современной молодежи свойственно стремление к отдельному проживанию от родителей. Это прогрессивная тенденция: уменьшится инфантильность молодежи, повысится ее самостоятельность. Проблему жилья молодежь считает одной из актуальных. Очевидно, если молодые люди и приобретают квартиру, то делается это в подавляющем большинстве при помощи родителей или за счет доплат из государственных фондов. Зависимость молодых людей от родителей еще велика: например, около 80% всех вступающих в брак, по данным тех же исследований, предполагали получать материальную помощь от родителей, что указывает на торможение их экономической и социальной самостоятельности. Молодым людям, собирающимся создать семью, но не имеющим прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений. Они вполне оправданы и справедливы. Однако создание семьи в данном случае имеет гораздо больше оснований, чем это представляется тем, кто выступает за хорошую материальную обеспеченность будущей семьи как обязательное условия. Длительное откладывание брака «до лучших времен» -- не выход из положения, а достигшие благоприятного возраста для вступления в брак не всегда могут приобрести экономическую самостоятельность. Наукой слабо исследованы ритмы развития отношений между мужчиной и женщиной. Можно, однако, догадываться о существовании определенных закономерностей такого развития, и что их нарушения связаны со значительным риском разрушения взаимной привязанности. Иногда говорят, что любовь -- это страсть. Но страсть, по мнению физиологов, интенсивно проявляется в течение 3--4 лет. Длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений. Вероятно, влюбленные нередко интуитивно ощущают возможный спад в отношениях и не всегда стремятся подчинять логику чувств логике обстоятельств. И правильно делают. Существует немало счастливых семей, начинавших семейную жизнь при весьма скромном достатке. Если молодые супруги способны вместе искать выход из сложных ситуаций, сплоченно противостоять трудностям, материальные проблемы первых совместных лет вряд ли приведут к распаду семьи. Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственности за созданную семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Считается, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, согласно данным статистики, 70--75%. Без сильных чувств, сердечного влечения, а по рассудку находят друг друга 15--20% молодоженов. Причины в этом случае указываются разные: «боятся засидеться в девках», пришло время жениться, хочется остаться в городе после окончания учебы, по примеру подруг и друзей, «назло» тому или той, кто не обратил на него (нее) внимания, желание продемонстрировать родителям свою самостоятельность. Некоторые считают, что из них выйдет хорошая семейная пара. Около 5--10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет хорошую машину, квартиру, высокое служебное положение родителей, хорошо оплачиваемую специальность и др.). Есть родители, которые одобряют такой мотив создания семьи. Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за созданную семью предполагает продуманность поведения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальным и жилищным. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей -- неполноценная

Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитие волевых качеств личности. Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это -- умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Культура поведения исключает развязный стиль поведения, жеманство, насмешки в адрес друзей и подруг, поспешное «признание в любви». Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство или схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется брачная совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых

людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также умение почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. В ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя одних черт характера интенсивным развитием других. Например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитие волевых качеств -- результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости -- в мужестве. Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономических умений и навыков в домашнем быту, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и их воспитания, навыки ухода за младенцем, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам. К хозяйственно-экономическим умениям и навыкам относится планирование и соблюдение семейного бюджета, умение организовать быт и досуг, создать уют в семье. Юноши и девушки должны усвоить простые истины: домашнее хозяйство необходимо вести совместно, равномерно распределяя обязанности среди всех членов семьи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; не сидеть, сложа руки, когда другой работает, а делать то, что умеешь, что нужно для семьи. Если у мужчины нет дома своего дела, то не может быть и полной ответственности за свое положение как семьянина. Чем меньше мужчина делает по дому, тем больше он его разрушает. Мужчины должны помнить, что у хронически перегруженной женщины теряется женственность, молодость, красота, свежесть чувств, жизнерадостность, появляются неврозы, раздражительность и сварливость. Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь. Таким образом, готовность молодежи к семейной жизни определяется ее социально-психологическими характеристиками, школой первой любви, психолого-педагогическими и правовыми знаниями, а также многими практическими умениями и навыками. Только при этом условии можно рассчитывать на серьезное отношение молодых людей к решению вопроса о вступлении в брак, их умение не только сохранить созданную семью, но и быть в ней счастливым и сделать счастливыми других. Во многих странах молодые должны доказать свою зрелость, готовность к самостоятельной, совместной жизни. У индейцев американских прерий жених садился с дарами у дверей дома как можно сильнее. Вероятно, такое испытание гарантировало, что он сможет выдержать любую нервозность супруги. На Самоа Он в полном боевом облачении исполнял боевой танец -- демонстрировал «профессиональную подготовку», после чего знакомил со своим красноречием -- пылко убеждал её в своей любви. На острове Ява, например, для получения разрешения на регистрацию в доказательство своего трудолюбия жених и невеста должны представить 50 убитых крыс (таким образом было уничтожено более 2 млн крыс, от которых не было отбоя). У нас пока не существует общественных поручений. Но если этого нет, надо хотя бы самому себе устроить устный экзамен: есть ли готовность отказаться от ряда своих привычек? Не надоест ли разъяснять поступки, мысли и чувства другого, чтобы научиться действовать согласованно? Умеешь ли считаться с чужим мнением или существует только свое? Почти невозможно за этот короткий срок обрести навыки самообслуживания, если их не было до сих пор, но есть ли хотя бы понимание, что теперь без этого не обойтись? Семья -- это помимо любви и совместимости характеров еще и единство целей, а также постоянный быт, хозяйственные заботы, что потребует эмоционального, психологического, физического напряжения. В браке, по словам польского ученого М. Плзака, «как и в любом деле, можно получить столько радостей, сколько усилий будет в него вложено». Скучно, когда молодежь расчетлива, но и беспечность -- слабый фундамент для семьи. Исследования в разных странах показывают: браки, заключенные в результате страстной любви, когда все практические вопросы кажутся нелепыми, оказываются наименее крепкими. Специалисты объясняют: страстная любовь неизбежно теряет со временем свою остроту и тогда кажется, что совместная жизнь без этого чувства немыслима, а практическая сторона совместной жизни пугает настолько, что развод представляется единственным избавлением от всех проблем. Завышенные ожидания трудно удовлетворяются. Значительно прочнее семья, основанная не только на чувстве, но и на понимании тех проблем, с которыми сталкиваются в семейной жизни. Французские этнографы Теодор и Брижит Картье, решив соединить приятное с полезным, вступили в брак во Франции, после чего поехали по свету. Отмечая свою свадьбу вновь и вновь, они познакомились с обрядами и описали, как в разных странах переходят рубеж новой жизни. Как правило, в этих обрядах родственники проверяют готовность молодых к совместной жизни. Пожалуй, нет ни одной страны, ни одного народа, где бы не изобрели самые изощренные способы сохранить семью. Самые жестокие испытания до сих пор сохранились в небольших племенах, затерянных на островах, и в африканских дебрях. В Чехословакии жениху необходимо на руках перенести невесту через препятствие (надо полагать, этим Он выражал готовность действовать так и впредь, если не в прямом, так в переносном смысле). В Индии восседающий на слоне жених, еще не видя невесты, двигался на сладостный аромат, который источало ее покрытое специальными маслами тело (да останется Она на всю жизнь притягательной для Него!) В Афганистане молодые знали, что первые 8 дней с ними в юрте будет жить и свекровь, чтобы помочь снохе, которую она ласково привела сюда, справиться с хозяйственными делами. На острове Бали, где привычно пользуются телевизорами, холодильниками, машинами, невесту принято похищать, как это делали отцы и деды. После чего, вернувшись с повинной,

молодые отправляются в храм, где им в течение нескольких дней почти до половины спиливают зубы. Считается, что выдержав эту мучительную процедуру, они мужественно преодолеют все, что может помешать семейной жизни: эгоизм, зависть, ревность и т. д. В Македонии от невесты требуется всесторонняя подготовка -- эстетическая, физическая, хозяйственная. Она должна сшить и вышить свадебный наряд, выучить наизусть сценарий четырехдневной свадьбы и научиться так держаться на лошади, чтобы, перескочив на ней через плетень у дома жениха, соскочить на землю, не касаясь ни узды, ни стремени. Полагают, что лишь такая жена сможет должным образом управлять домом и супругом, без уздечки подчиняя его своим желаниям. В немецком городе Бремене, например, жених на виду у праздных жителей отправляется подметать ступени старинной ратуши. Трудолюбие будущего супруга оценивает строгое «жюри» в составе невесты и ее родителей. Юноша из Восточной Нигерии по дороге к своей невесте

должен пройти через строй всех ее родственников, вооруженных палками. Причем каждый норовит ударить жениха побольнее. Считается, что только так можно проверить, готов ли молодожен переносить тяготы семейной жизни. В Йемене в день свадьбы молодожена щипают, пинают и бьют прямо на глазах невесты. Таким образом он якобы демонстрирует свою безропотность перед «ударами судьбы». Еще меньше повезло мужчинам Гебридских островов, где жених перед свадьбой всю ночь должен простоять на высоком скалистом берегу океана, называемом «стеной влюбленных». Одно неверное движение -- и юноша может сорваться со скалы и разбиться о камни. Любителей острых ощущений, готовых после всего пережитого подняться на эту стену еще раз, находится очень мало. Поэтому раздоров и повторных браков здесь практически не бывает. В одной из испанских провинций в день свадьбы жениха и невесту подвешивают вверх ногами. И гости не сядут за стол до тех пор, пока они, болтаясь в воздухе, не сумеют

поцеловаться. Инка Гарсиласо де ла Вега рассказывает, что в государстве инков искусству управлять своими домами учили девочек и мальчиков в школе. Потом, когда девушки в возрасте 18--20 лет, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы наблюдать, достаточно ли внимательно и заботливо относились к своим семейным обязанностям как мужчины, так и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесчестием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье. В Японии подготовка к свадьбе начинается за несколько лет до нее. Порой тяжким трудом невеста копит деньги (их нужно до 50 тыс. иен) на специальный, только на свадьбу надеваемый парик, кимоно, зонтик, расшитый серебряными журавлями, и обязательное свадебное путешествие, без которого немыслима ни одна японская свадьба. В зависимости от средств оно будет более или менее долгим. Получив специальные книжечки, в которых расписано где, когда и какие их ожидают места в вагоне, номера в гостинице, столики в ресторане, экскурсоводы в музеях, фотографы у памятников, молодожены отправляются в путешествие сразу после храма (куда Она первой заходит, но выходит вслед за ним, отдавая Ему право первенства!) С новых впечатлений, наслаждения красотой, переживаемых вдвоем, возможности побыть одним, не думая о будничных бытовых заботах, и начинается семейная жизнь. Удивляют своей «несовременностью» некоторые особенности брачных обычаев в такой цивилизованной европейской стране, как Италия. Во-первых, мужчинам там не принято жениться раньше, чем в сорок лет. Да и то, если мама разрешит. Мама в семье -- не просто главная. Она решает практически все: чем питаться, когда и на ком жениться, куда ездить и т.д. Поэтому так популярна у итальянцев Мадонна с младенцем (от Мадонны произошло и слово «донна» -- мама). Мужчина, желающий сочетаться браком со своей избранницей, сначала

знакомит ее со своей матерью. После того, как выбор сына одобрен ею, невесте предстоит знакомство с бабушкой. После этой процедуры, если получено одобрение и от нее, начинается период ухаживания, который длится два года. Во-вторых, даже будучи женихом, итальянский мужчина не балует свою невесту знаками внимания -- даже цветы дарить любимой женщине у итальянских мужчин не принято (кстати, цветы в Италии не продаются). Считается, что подарки можно дарить только законной жене, поэтому невеста может получить от жениха разве что недорогой сувенир. Колечко дарится только на помолвку. В-третьих, после заключения брака жена переходит на полное содержание мужа. В Италии работают примерно 30% женщин, и то они являются в основном выходцами из других стран, вышедших замуж за итальянцев. Главная причина, по которой итальянские жены не могут работать, чрезмерная ревнивость их мужей. Даже свадьба у них начинается с ревности. По традиции невеста должна поцеловаться со всеми друзьями жениха, чтобы тот заревновал. Вступив в брак, жена должна сидеть дома, готовить мужу еду, стирать, следить за чистотой жилища, а вечером преданно глядеть ему в глаза и слушать его рассказы о прошедшем дне. Лишь один день в году женщина может делать то, что ей вздумается -- это 8 Марта. Как правило, максимум, чем занимаются в этот день итальянки, -- это общаются с подругами в кафе. Разводиться в Италии можно только с 1975 г., но развод связан с множеством препятствий, которые нередко «отбивают охоту» у итальянцев расставаться со своей «законной половиной». На раздумье обычно дается три года. В течение этого времени супруги могут вместе и не жить. Жена вообще может завести себе любовника, но муж обязан при этом содержать и жену, и любовника до того, как бывшая супруга снова выйдет замуж. Поэтому когда итальянец говорит: «Я два раза разводился», -- его спрашивают: «Так ты теперь нищий?» Но нигде в мире равенство женщины и мужчины не проявляется в столь законченном и чистом виде, как у найяров, в деревнях и среди знатных семейств. Брак у найяров не составляет священных уз, повергающих женщину к стопам мужчины с обязательством до смерти служить ему. Замужняя женщина не покидает своего дома, а мужчина -- своего. Дети живут с матерями и их родственниками по женской линии, дядями и тетями, которые составляют экономическую основу семейств. Старший мужчина является главой всей семьи, но не имеет никаких особых прав распоряжаться имуществом без согласия остальных ее членов. Для найярского мужчины неприлично приводить в свой дом жену и детей более чем на несколько дней. Уважающие себя женщины должны отказываться от подарков со стороны мужей. По мнению найяров, подарки делают только куртизанкам. Таким образом, найяры -- единственные люди на земле, у которых отношения полов не связаны с экономикой. Развод у них очень легок, и удивительно, что на деле разводы случаются очень редко, может быть, потому, что не затрагивают никаких имущественных вопросов. Свои особенности имели и старинные русские свадебные обряды. Свадебные обряды языческих восточно-славянских племен разнообразны. Поляне, люди кроткого и тихого нрава, не знали пышных свадеб, стыдливость была украшением женского пола. Жених не ходил за невестой -- вечером ее приводили к нему, а поутру приносили невестино приданое. Родимичи и вятичи жили по-иному: молодые люди сходились на игры между селениями, плясали и пели, к утру уводили с собой невест. Древляне жили в лесах, браков не знали, девиц умыкали. Русские языческие свадьбы имели свои традиции. В окружении дружков, подружек и родственников жених вел невесту то ли к священному дереву, то ли к озеру, то ли к деревянной фигуре Божества и три раза он водил ее вокруг -- это были «водимые жены». В том и заключалось венчание, названное так по имени венков, надетых на головы новобрачных. Венки у простого люда бывали из трав и цветов, у князей -- золотые или серебряные.

Невеста шла к венцу с распущенными и разбросанными по плечам волосами, а по возвращении обвенчанных в дом молодую жену уводили в отдельную комнату, где ей расчесывали волосы, заплетали две косы и обвертывали их вокруг головы, потом надевали на голову, вместо венца, кокошник или кику, покрывали всю девушку фатой и подводили к молодому. На другой день совершался обряд обрезания косы. Невеста при этом должна была рыдать, как и все окружающие. Помещение для первой брачной ночи устраивалось непременно пустое и холодное -- горячая любовь, предполагалось, согреет новобрачных. Постель жесткая, покрытая полотном. Важнейший ритуал перед наступлением ночи -- разувание мужа. Молодая, в знак будущей покорности, обязана была снять с ног мужа сапоги. В одном сапоге лежали золотые или серебряные монеты, а в другом -- плеть. Если она сначала бралась за сапог с деньгами и снимала его, то получала деньги вместе с правом никогда не разувать мужа. Если же выбор сапога был неудачен, она получала первый удар плетью по спине. Это, естественно, не означало, что муж непременно должен всегда бить ее, но давало господину неограниченные права. «Водимых жен» у язычников могло быть несколько. Не возбранялись и наложницы знатного и незнатного происхождения. Таким образом, в обрядах, ритуалах разных стран прослеживаются одинаковые мотивы: Он, сильный, стремится к Ней, прекрасной, и оба они настраиваются на то, что совместная жизнь -- это радость, добытая трудом. Найденную свою половину каждый из них получает вместе с обязанностями заботиться о ней. Окружающие же по мере сил и возможностей помогают молодым наладить совместную жизнь. .