Дмитрий быков семья личная жизнь. Дмитрий Быков: «У моей жены сибирский характер. — Это называется рефлексия

Как известно, настоящая фамилия этого замечательного животного человека — Зильбертруд. А псевдоним «Быков» он себе взял, чтобы быть ближе к народу, наверное. Вот он высказался о большинстве (т.е., собственно, о простом народе) на митинге 15 сентября 2012 г.:

«Спасибо за то, что у страны появилось гражданское общество. Трусливому большинству, которое запаслось поп-корном и наблюдает за происходящим, я хочу сказать: потом будет стыдно.»

Хочу тебе напомнить, неув. Зильберлень, что большинство не запасалось поп-корном, большинству уже давно все стало понятно и ему, этому большинству, похер на вас, клоунов и педерастов всех мастей. Хотелось бы еще разобрать словосочетание «трусливое большинство». Неув. Зильбертьфу, ты намекаешь на то, что вы со своей кодлой педерастов и креаклов «смелое меньшинство»? Спешу расстроить, все наоборот. Мужественное большинство трудится на благо своей семьи и Родины, а ссыкливое меньшинство, вооруженное айфонами и занимаются тем, что маршируют по улицам Москвы и ретвитят твиты. Прям мужественные спартанцы против орд персов.

UPD спустя полгода:

Этот жирный моральный педераст написал стишок про резню в Одессе:

Вы сразу встанете с колен. Все завершится общей мессой. Вы захотели перемен? Они кончаются Одессой. Стремились в рай - попали в ад. Ведь ясно было: очень скоро вас в каждой смерти обвинят за то, что вы погнали вора. Пройдется красным колесом мятеж, подпитанный с востока: вас обвинят теперь во всем необратимо и жестоко. Не то беда, что вы давно искали помощи у НАТО: свобода тянет вас на дно, свобода будет виновата!

А вот, Вбыков, моральный урод и подонок, высказался по поводу малазийского боинга:

И про смерть ёбнутой гипножабы:

Владимир Кара-Мурза: Москва простилась с Валерией Новодворской , бесстрашным обличителем тоталитарных режимов. <…> Высоко ставит пример самоотверженности, явленный противницей режима, писатель Дмитрий Быков.

Дмитрий Быков: Валерия Новодворская показала многим силу слабых и слабость сильных. Она доказала, что никакая власть ничего не сделает с принципиальным человеком. Это пример для многих, я уверен, оказался очень важен.

This entry was posted on Пятница, Май 3rd, 2013 at 17:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can , or from your own site.

- (р. 20 декабря 1967, Москва), русский писатель, журналист. В 1983 окончил факультет журналистики МГУ. С 1985 в еженедельнике «Собеседник», заместитель главного редактора. Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые… … Энциклопедический словарь

Быков, Дмитрий: Быков, Дмитрий Вячеславович (р. 1977) российский хоккеист. Быков, Дмитрий Львович (р. 1967) российский поэт и писатель … Википедия

Быков, Дмитрий - Поэт, писатель, журналист Поэт, писатель, журналист, теле радиоведущий, педагог. В январе 2012 года выступил одним из учредителей Лиги избирателей. Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве , . Родители Быкова рано… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. Быков, Дмитрий: Быков, Дмитрий Вячеславович (род. 1977) российский хоккеист. Быков, Дмитрий Львович (род. 1967) российский поэт и писатель, прозаик, журналист. Дмитрий Быков… … Википедия

Имя при рождении: Дмитрий Львович Зильбельтруд Дата рождения: 20 декабря 1967 Место рождения: Москва, Россия Род деятельности: прозаик, поэт, журналист Напр … Википедия

Быков, Дмитрий Вячеславович российский спортсмен, член олимпийской сборной команды России по хоккею на Олимпиаде в Турине. Быков, Дмитрий Львович российский поэт, писатель, журналист … Википедия

Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Дмитрий Львович Быков Имя при рождении: Дмитрий Львович Зильбельтруд Дата рождения: 20 декабря 1967 Место рождения: Москва, Россия Род деятельности: прозаик, поэт, журналист Напр … Википедия

Дмитрий Быков - Биография Дмитрия Быкова Российский писатель, поэт и журналист Дмитрий Львович Быков родился в Москве 20 декабря 1967 года. В 1984 году Дмитрий окончил школу с золотой медалью, в 1991 году - факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова с … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Июнь , Быков Дмитрий Львович. Новый роман Дмитрия Быкова - как всегда, яркий эксперимент, литературное событие. Три самостоятельные истории, три разных жанра. Трагикомедия, в которую попадает поэт, студент знаменитого…
  • Прозаик. Быков. Советская литература. Расширенный курс (12+) , Быков Дмитрий Львович. В новую книгу Дмитрия Быкова вошло более сорока очерков о советских писателях (от Максима Горького и Исаака Бабеля до Беллы Ахмадулиной и Бориса Стругацкого) `о борцах и конформистах, о…

Вокруг нового романа Быкова «Сигналы» («Эксмо», М. 2013 г.) складывается своеобразный заговор молчания.

Казалось бы, о чем писать журналистам и рецензентам, как ни о новой прозе популярнейшего литератора?

Тем не менее, как раз ничего парадоксального в этой гробовой тишине нет. Она рациональна и легко объяснима.

Во-первых, потенциальных рецензентов может смущать проблема авторства. Обложка, сразу под фамилией Быкова, презентует читателям и Валерию Жарову, шрифтом, впрочем, помельче. Если предположить, что авторство представлено в пропорциях и третях, получается, что Быкова/Жаровой в «Сигналах» — два к одному.

Однако сам Дмитрий Львович предпочел другой вариант литературного подельничества: на форзаце указано «автор выражает искреннюю благодарность Валерии Жаровой за помощь в создании книги».

Я же буду упрямо называть «Сигналы» романом Дмитрия Быкова, поскольку он - стопроцентно быковский.

Во-вторых, тот же Дмитрий Львович, на обложке же, только задней, высказался о своей книжке почти исчерпывающе, искусно маскируя точную рецензию под анонсирование: «История пропавшего в 2012 году и найденного год спустя самолета „Ан - 2“, а также таинственные сигналы с него, оказавшиеся обычными помехами, дали мне толчок к сочинению этого романа, и глупо было бы от этого открещиваться. Некоторые из первых читателей заметили, что в „Сигналах“ прослеживается сходство с моим первым романом „Оправдание“. Очень может быть, поскольку герои обеих книг идут, не знаю куда, чтобы обрести не пойми что. Такой сюжет предоставляет наилучшие возможности для инвентаризации страны, которую, кажется, не зазорно проводить раз в 15 лет».

Тут добавить особо нечего, остается разве что полемизировать. Сходство с «Оправданием» и впрямь прослеживается, но гораздо больше «Сигналы» напоминают фантастический роман «Эвакуатор». Как на уровне фабулы - ритуальными плясками вокруг мифических летательных аппаратов и братско-стругацких могил. Так и общей торопливостью и некоторой небрежностью исполнения - все-таки «Оправдание» был несравненно лучше прописан.

И пафос его - возвышающий, а не уничижительный.

В «Сигналах» же на каждую загадку, способную хоть немного приподнять над собой и равниной, обнаруживается скушный и объективно постыдный ответ: строитель пасторального рая оказывается перекрывающимся должником. Закрытый город - не осуществленной мечтой или хотя бы памятником славным временам, а дырявой ловушкой. И даже позывные бедствия, «сигналы» - трансляцией бытового и неопрятного российского безумия.

Третья причина молчания - сам Дмитрий Быков как индустрия. Его собственный кризис перепроизводства. На быковское многописание прежде реагировали восхищенно, потом восхищение сменялось скептически-завистливым «он из каждого утюга», откуда один шажок - к обвинению этого литературного бизнеса в инфляции.

Дмитрий Львович, надо полагать, подобно герою его будущей ЖЗЛ, и сам чувствует себя заводом, вырабатывающим... Не счастье, разумеется, но некую продукцию, прежде всего для внутреннего потребления, способную остановить энтропию и депрессию.

Потому образ закрытого комбината в романе «Сигналы», чья производственная цепочка замкнута сама на себя - символичен и автобиографичен. Один из флагманов социалистической индустрии, не покинувший советского измерения, но ушедший в потустороннее состояние, описан Быковым весьма амбивалентно, на грани сатиры, не социальной, впрочем, а метафизической. Завод из «Сигналов» - довольно точный индикатор отношения Дмитрия Быкова к самому себе, нынешнему.

Максима о том, что это литература для Быкова, а уж затем - Быков для литературы, работает по-прежнему, но героя ее совершенно уже не удовлетворяет.

Любопытно, что бренд «Дмитрий Быков» сделался индикатором общественных настроений. Именно Быков, а не Навальный и Собчак, был для рассерженных горожан сезона 2011/12 наиболее крупной - во многих смыслах - фигурой митингов-шествий. Трубадуром протеста - его стихотворные сатиры из «Новых и новейших писем счастья», равно как из проекта «Гражданин поэт», во многом определили стилистику тогдашнего гуманитарного карнавала...

Синусоида читательского отношения двинулась вниз вместе с угасанием болотных настроений.

Быков, как художник чрезвычайно чуткий, во многом и творчески подпитываемый подобной интерактивностью, на мой взгляд, остро переживает эти (вполне естественные в любой писательской судьбе) процессы. И пребывает ныне, по-есенински выражаясь, в неустойчивом периоде, поиске новых форм, импульсов и площадок.

Сегодняшнее быковское ревизионистское переосмысление мира направлено не только вовнутрь, но и вовне - собственно, на Россию. В этом смысле фраза из обложечного анонса о новой инвентаризации страны очень показательна.

Книги истории «О» - «Оправдание», «Орфография», «Остромов» - были классическими русскими «толстыми» романами (а в обойму русского и классического ныне входят и модернизм, и постмодерн. На самом деле критерий здесь не формальный, а содержательный - наличие идей, характеров, сплав политики, мистики и эротики). Однако в текстах последних двух лет - «Икс» и «Сигналы» - автор демонстративно и подчас навязчиво уходит от русской романной матрицы.

Методом сухого отжима, так сказать. Или отжима досуха.

Быков сознательно прячется под личину англоязычного романиста, ищет речи точной и нагой (опять Маяковский, вообще масса у них, сегодняшних, пересечений), пытаясь создать текст самого товарного объема, лаконичный, а главное - свободный.

В качестве фабульного старта и материала для осмысления сегодняшний Быков выбирает не цепочку исторических фактов (с обязательным набором ингредиентов «спецслужбы - колдуны - художники»), но, так сказать, «случаи». Не столько в хармсовском, сколько фольклорном смысле - эдакие народные бродячие истории, байки с моторчиком. И в этом плане, уходя от одной национальной традиции, попадает в другую - была в популярном у подростков 70-х журнале «Техника - молодежи» актуальнейшая рубрика «Антология таинственных случаев». Бермудский треугольник, снежный человек, сигналы с Тау Кита, космогония племени догонов.

Собственно, и англоязычный стилевой ориентир, и байка, в мифы себя продвигающая, равно как интернациональный жанр роуд-муви, позволяют совершенно свободно обходится с материалом. Тут не столько означенная инвентаризация, сколько импровизация по текущим вопросам, Быкова интересующим.

Деятельность Евгения Ройзмана, чуть закамуфлированного под Евгения Ратманова - идеолога и практика нового крепостничества. Апофеоз сырьевой экономики в виде воскрешения ариев и мамонтов - для нужд туристического бизнеса. Очередная пародийная педагогическая поэма (традиционно не доверяющий педагогам-новаторам Быков в соответствующих эпизодах лютует явно меньше, чем умеет). Наивно-уродливое современное сектантство - последователи некоей Перепетуи. Перепетуя-мобиле: «эти бодрые ребята, как сорняки, первыми бросались на пустоши, но такой пустошью была сейчас более или менее вся территория, в особенности те места, где прежде гнездились НИИ».

Дмитрий Львович, преподавательским говорком, как на лекции, постулирует де-факто свершившийся распад страны, отпадение бескрайних и вечных пространств от временщицы Москвы: «все давно жили так, в сочетании звероватой изобретательности и цветущей дикости (...) - просто непривычна еще была эта картина полного зажима в центре и абсолютной, ничем не ограниченной свободы на прочей, отпущенной в никуда территории».

Конечно, йети, как же без него в антологии таинственных случаев. И главное - люди, уходящие в подпочвенно-подболтные слои, и слои эти, как-то невзначай новые биомассы производящие - всё как-то уравнялось, срослось, сдвинулось - плинтусом и ватерлинией.

Написано лихо, с традиционными быковскими умениями делать брендовые вещи из языкового сора - пресловутые сигналы - не только лейтмотив, поддерживающий сюжетное напряжение, но и сочные словесные конструкции, микс из камланий, центурий Нострадамуса и топонимики пейзажного дурного сна...

Можно пульнуть почти из Гоголя: «Иной человек шел в комнату, попал в другую, за триста километров, а почему туда попал - сказать не может, пришла внезапная блажь; двадцать лет спустя вернулся на родное пепелище - семья давно уехала, соседи позабыли, - и с ужасом узнал, что никто его не искал: дело возбуждается по факту трупа, а факта трупа нет, еще не умер или не нашли; пропавшего без вести взрослого мужика не станут искать никакие добровольцы, это девочку малолетнюю ищут с собаками по всему району, подвергают самосуду отчима, который нехорошо на нее поглядывал и наверняка растлил где-то в лесополосе, и находят несчастную через двадцать лет почтенной матерью семейства, почему-то в удивительном поселке с названием Примыкание, Саратовской области; что заставило ее туда примкнуть, или туда все примыкают, кого вдруг закружило по России?»

А можно - из Сорокина: история девушки Даши Антиповой, которая, подобно всем жителям «опустевших и заброшенных деревень, думала не одной только головой, а всем телом», очень напоминает новеллу из «Теллурии» про девочку Варьку, которой «купил папаня на базаре умницу».

Романы, впрочем, писались одновременно, поэтому сходство не намеренное, а знаковое.

Надо сказать, быковская «страшная история» (кстати, еще один жанровый ориентир - из пионерлагерного детства), на мой взгляд, куда убедительней сорокинской антиутопии с «новым средневековьем». Сорокин - в известной традиции - пугает, а нам не страшно, Дмитрий же Львович эсхатологические предчувствия приручил и одомашнил. Белый Зверь превратился у него в старую домашнюю болонку неопределенно-грязной масти: колтуны, стершиеся резцы, угасающее тявканье.

Тем не менее. Каково ему - жить-то с такой животиной рядом?

Алексей Колобродов

Российский писатель, журналист, поэт, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, Владимира Маяковского. Яркий представитель либеральной оппозиции.

Семья

Родился в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и Дмитрия воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г.Москвы. Взял фамилию матери.

Женат, двое детей. Жена - писательница и журналистка Ирина Лукьянова - автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты "Собеседник". В соавторстве с мужем написала две книги: "Зверьки и зверюши" (АСТ и "Астрель", 2008) и "В мире животиков" (2001).

Биография

Родился 20 декабря 1967 года в Москве. В 1984 году окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (специализировался по кафедре литературной критики). В 1991 году окончил университет с красным дипломом.

В 1987–1989 годах служил в армии.

В 1985 году, еще во время учебы в университете, Быков начал работать в газете "Собеседник" в качестве корреспондента, в 2000 году стал в ней креативным редактором.

В 1989–1992 годах Быков был активным участником поэтического объединения "Орден куртуазных маньеристов" . Его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом.

Член Союза писателей СССР с 1991 года.

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской . Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу "Хорошо БЫков" и работал соведущим программы "Времечко" .

В 2003-2006 годы вел мастер-класс "Журналистское мастерство" в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

В 2005-2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции "Юность" (ВГТРК ).

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта "Moulin Rouge".

В 2008 году вышел документальный фильм "Девственность" , сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе "Рождённые в СССР" (канал "Ностальгия").

C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу "Картина маслом" на Пятом канале. Вел программу "Сити шоу с Дмитрием Быковым" на радио Сити-FM .

В 2011 году Дмитрий Быков начал работать в проекте "Поэт и гражданин" на телеканале "Дождь" совместно с актером Михаилом Ефремовым . Во время подготовки шестого выпуска программы между автором стихов и редакторами телеканала возникли разногласия, которые привели к прекращению сотрудничества.

С апреля 2011 года новые выпуски передачи стали выходить в эфир на радиостанции "Эхо Москвы" под названием "Гражданин поэт" . Одновременно на портале F5 медиагруппы "Живи!" появлялись видеозаписи выступлений. Всего было опубликовано 45 выпусков.


В 2011 году в рамках проекта состоялось несколько концертных выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

С февраля 2012 года - соведущий радиопрограммы "Новости" в классике на Коммерсантъ FM.

Преподаёт в московских средних школах "Интеллектуал" и "Золотое сечение" русский язык и литературу, ранее работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, также является преподавателем МПГУ . Быков считает, что "эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой ".

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде "Fly&Drive" до экстравагантных таблоидов типа "Московской комсомолки"; регулярно печатается- в качестве колумниста во многих изданиях.

Декабрь 2014 года. Дмитрий Быков представил на интеллектуальной ярмарке "Нон-фикшн" свой новый сборник под названием "Ясно. Новые стихи и письма счастья". В него вошли стихотворения, написанные за последние два года, а также ранее не публиковавшаяся полная версия перевода пьесы Мольера "Школа жен", выполненного по заказу театра-студии Олега Табакова .

Политическая и общественная деятельность

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 и 29 апреля 2011.

В августе 2011 года Дмитрий Быков вместе с другими журналистами и политиками участвовал в создании общественного движения "Голосуй против всех!" , которое призывало бойкотировать предстоящие выборы в Государственную Думу как нечестные. Быков предложил сделать эмблемой придуманного персонажа - поросенка Нах-Нах , имя которого вскоре стало использоваться как название самого движения.

10 декабря 2011 года - принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активность мотивировал тем, что "надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране ". На "прямую линию" Владимира Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами "Свежий закон джунглей" , прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь словами "История поставила на нас - и положила на них ".

В январе 2012 стал одним из учредителей Лиги избирателей .

4 февраля 2012 принял участие в "антипутинском" протестном митинге на Болотной площади , где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых.


В октябре того же года вошел в состав Координационного совета российской оппозиции , заняв второе место по числу отданных за него голосов (больше всего голосов на выборах получил Алексей Навальный ). Координационный совет провозгласил своей главной задачей разработку и обнародование детального плана политических реформ.

2014 год: О присоединении Крыма и ситуации на Украине высказался следующим образом: "Экономически он (Крым) для России скорее убыточен, политически - сомнителен, ибо усилил изоляцию и рассорил с Украиной окончательно ". И далее: "Если на том же Майдане многие клялись в любви к России и ненависти только к отдельным ее представителям, то сегодня мысль о рабской природе России и полной ее неисправимости владеет в Украине чуть не всеми умами - благодарить за это следует отнюдь не украинские власти… последствия нынешнего противостояния нам предстоит расхлебывать еще десятилетия, если не столетия. Хороша геополитика, которая так ссорит с ближайшим соседом, а в перспективе и со всем миром ".

"Донецк – это российский Израиль, где пассионарное меньшинство пытается восстановить ту Россию, которая существует в воображении представителей этого меньшиства ", - так Дмитрий Быков прокомментировал ситуацию в Новороссии на "Эхе Москвы".

Дмитрий Быков так охарактеризовал "парад" пленных по улицам Донецка: "По улицам Донецка – вели граждан своей страны. Марш пленных немцев в центре Москвы – это предвестие победы в страшнейшей из войн над страшнейшим противником. Парад пленных украинцев в Донецке – это глумление над пленными, и дело не только в том, что таким образом нарушается Женевская конвенция. Суть происходящего в том, что идеологам и командирам этих двух республик вообще очень нравится расстреливать (ссылаясь при этом на сталинские приказы) и публично унижать: в этом суть их политики и морали. И парад по случаю дня независимости Украины, когда сотню пленных под улюлюканье гнали по городу, стал лучшей иллюстрацией этой практики. Напомнить хочется только о том, что аналогии с великими событиями истории даром не проходят. И тех, кто развязал и поддерживает эту войну, ждет такой же эпохальный позор, такая же масштабная катастрофа, какие постигли агрессоров 70 лет назад ". ("Собеседник".28.08.2014г.)

По своим взглядам, Дмитрий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха ".

По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно ", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен ", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому ". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача ".

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста, 2002: "Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится ", до радикально противоположных позиций в 2010-х годаx.

В июле 2015 года Быков выступил с колонкой в издании "Собеседник", в которой задался вопросом "Разве может честный человек любить Родину?!". По мнению, публициста - конечно же нет. Далее, автор размышляет на примере закрытия фонда "Династия" о том, что гуманность становится антироссийским явлением в нашей стране. "Потому что любая гуманитарная, гуманистическая и прочая цивилизационная деятельность является по определению антироссийской ".

Скандалы, слухи

Недоброжелатели утверждают, что Дмитрий Быков писатель, журналист, поэт, общественный деятель, человек с активной гражданской позицией, активной ровно на столько, сколько ему за эту самую позицию заплатят.

Однажды Быкову позвонил неизвестный молодой человек и, представившись помощником бизнесмена Сергея Соловьева , попросил выступить с творческим вечером в маленьком провинциальном городке Нижняя Тура в Свердловской области. Якобы, его руководитель собирается принять участие в выборах в городскую Думу города Качканара, что в сорока километрах от Нижней Туры, и ему очень хочется преподнести жителям двух городов подарок ко Дню защитника Отечества - благотворительный вечер Дмитрия Быкова, замечательного писателя, публициста и поэта.

Не вникая глубоко в то, кто и зачем ему звонит, Быков согласился. Спустя несколько дней помощница Быкова - Татьяна озвучила сумму требуемого гонорара - двухчасовое выступление поэта-гражданина оценили в полмиллиона рублей. Кроме того, были оговорены условия встречи: самолет и автомобили исключительно бизнес-класса, номер люкс в гостинице, бутерброды и минеральная вода за сценой, чтобы артист мог подкрепиться во время антракта, и обязательный VIP-прием в ресторане после выступления.

По договоренности, Быков был обязан публично поблагодарить Соловьева за приглашение в Нижнюю Туру и поддержать кандидата. Что Быков и сделал. Таким образом, во время выступления московского гостя зрители впервые с удивлением узнали о новом прогрессивном кандидате в депутаты гордумы Сергее Соловьеве. На следующий день, Дмитрий Львович не отказался взять в знак глубокой благодарности еще немного денежек, сверх уже оплаченного.

Вот и получается, что все красивые слова об активной гражданской позиции и высоких нравственных устоях у борца за справедливость прекрасно измеряются в денежном эквиваленте, - передают отдельные СМИ.

В эксклюзивном интервью нашему порталу учитель, журналист, писатель, поэт и гражданин Дмитрий Быков рассказал о главном производственном романе своей жизни, объяснил, почему не любит слов «супруга» и «муж», а ещё назвал самые полезные книги о семейных отношениях.

Как вы относитесь к самому институту гражданского брака с пресловутым штампом? Какой вы видите семью будущего?

Гражданский брак — понятие странное: в сущности, любой нецерковный брак — гражданский, и штамп, по-моему, особой роли не играет. Венчание — это шаг решительный, там совсем другая мера ответственности. А долголетняя семейная жизнь, думаю, ни в какой регистрации не нуждается. Депп и Паради были практически идеальной семьей, долго и хорошо прожили — и никогда, насколько я помню, не были женаты. Не думаю, что в будущем семья так уж принципиально изменится. Это самый прочный институт в человеческой истории. Как писал Джон Уиндэм в «Чоки», ничего не поделаешь, чтобы сделать одного, нужны двое. Возможна некоторая экспансия однополых браков, но это, думаю, вопрос моды.

Расскажите, пожалуйста, как и когда вы сделали предложение Ирине Лукьяновой?

По-моему, не было никакого предложения. Как-то сразу было понятно, что жить и работать надо вместе. Предложения совместно писать я ей тоже не делал -- просто в «Собеседнике» надо было писать колонку, как сейчас помню, про БГ, и Лукьянова быстро и качественно её набросала — мне осталось вписать пару абзацев, и шва не было видно. Это было на третий, что ли, день знакомства.

Вы с женой похожи или здесь приходится говорить о единстве противоположностей?

По складу ума очень похожи, по душевному складу абсолютно противоположны. То есть нам почти всегда одновременно приходят важные мысли, мы очень схожи в литературных и кинематографических вкусах (но не в музыкальных: я никогда не понимал, как можно любить Фредди Меркьюри или Scorpions, а Лукьянова, допустим, вообще не может слушать Шостаковича). Но у Лукьяновой классический сибирский характер — сдержанность, постоянство, прямота. Лукьянова очень добрая. Про себя я всего этого, к сожалению, сказать не могу. Она терпеливей и выносливей меня в разы. Она очень основательно ко всему подходит. Она любит возиться с растениями, в том числе на даче, и с животными, а я хоть и занимаюсь дачными делами, потому что это так надо, но только потому, что вообще люблю дачу и понимаю, что нельзя её запускать. Вообще у меня плохой характер. Скажу вам больше — я не считаю себя добрым. То есть в душе-то я добрый, так мне хочется думать, но на практике я раздражителен, несправедлив, отвратительно эгоистичен и т. д. Именно поэтому я стараюсь побольше сочинять и поменьше вступать в отношения с людьми. Общительность моя кажущаяся. С буквами у меня лучше получается.

Сложились ли у вас собственные семейные традиции?

Традиций никаких особенных нет, но не потому, что у нас есть теоретические убеждения на этот счёт. Всё складывается само собой: Новый год, Рождество, Пасху надо отмечать вместе. Есть круг друзей, которые бывают у нас и у которых бываем мы. Есть традиция совместных просмотров триллеров (я с сыном) и семейных комедий (Лукьянова с дочерью).

У вас с Ириной есть расхождения в вопросах воспитания детей? Что вы считаете главным в педагогике?

У меня принцип очень простой: воспитывать можно только личным примером. Мы много работаем и мало орём друг на друга — думаю, это и есть оптимальный способ воспитания. Потом, я иногда принимаюсь спорадически, судорожно наводить порядок, выбрасывать всё, что мне кажется лишним. Дети научились относиться к этому спокойно, несколько иронически. Раньше начинался бешеный рев, выхватывание каких-то мусорных драгоценностей и т. д. С тех пор я перестал воспитывать в них чистоплотность и упорядочивать их быт — мне даже нравится тонкий, сложно устроенный хаос, который они все во главе с женой устанавливают дома. Мне достаточно того, чтобы ничего лишнего не было на рабочем столе и чтобы нужные для работы книги стояли на привычных местах.

Вместе с супругой вы написали детские книги «В мире животиков» и «Зверьки и зверюши». Как происходил процесс совместного творчества?

Вот чего мы оба терпеть не можем, так это ужасного слова «супруга», в котором слышится какая-то помесь судака с белугой. И коровье слово «муууж» мне до сих пор кажется чужим. Что касается общей профессии, Марья Васильевна Розанова, крёстная нашего Андрея, говорит, что самый прочный роман — производственный. Я с этим согласен. Мне кажется, полное взаимопонимание возможно только с человеком сходных интересов — необязательно общей профессии, но близко к этому. Лукьянова больше всего боялась — это фраза из одного её письма сразу после знакомства), — что «жизнь превратится в производственное совещание». Но это, по-моему, оптимальный вариант. Совместное сочинительство всегда происходит одинаково: выдумывается история, а потом каждый записывает ту её часть, которая ему ближе. В «Зверьках и зверюшах» тоже не видно швов, но, конечно, большая часть зверьковых историй — моя, а зверюшливых — Иркина. В «Животиках» я и сам сейчас не помню, кто что написал.

Какие произведения мировой литературы вы бы порекомендовали в качестве учебников семейной жизни?

«Анну Каренину», пожалуй. «Свадебное путешествие» де Костера, вообще любимого моего писателя. Многое из Золя, хотя это по большей части отрицательные примеры. «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. Повести Сусанны Георгиевской. «Дитя эпохи» Житинского.

Фото: Максим Бурлак, Алла Козаченко, Максим Шадрин