Что такое просфора и какое её значение на богослужении. Вера православная - просфора-алф

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских - преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора - это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа - Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной - «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» - Иисус Христос и греческие «Ника» - «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) - Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку - в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Мне всегда было интересно, как готовятся просфоры. Поэтому, когда редакция сайта поручила мне сделать фоторепортаж о монастырской просфорной, я с радостью отправилась внедряться в исследовательское поле, а точнее, цех, где меня встретила инокиня Ирина (Жовак) — руководитель монастырской просфорной. Весь этап производства, от замешивания теста до готовых румяных просфор, занял более 5 часов...

Нажимаю на звонок. Рядом стоит нарядный молодой человек, весь в белом. Это сотрудник просфорной Андрей, пришел на послушание. Мать Ирина, улыбаясь, открывает нам дверь. После короткого знакомства мы становимся на молитву. К молитвенному правилу здесь добавляется особое прошение святым Никодиму и Спиридону, Киево-Печерским просфорникам.

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет

Матушка Ирина в монастыре 13 лет. Сначала была в полоцком Свято-Евфросиниевском женском монастыре, а последние пять лет — в Свято-Елисаветинском. Нести послушание в просфорной ее благословили 4 года назад. С тех пор вместе с сотрудниками мастерской она побывала в разных монастырях (в том числе и в Валаамской обители), где все вместе они учились просфорному делу: спрашивали советы, перенимали секреты. Но в итоге всё равно пришли к своей, особой технологии. Собственно, в Свято-Елисаветинском монастыре зачастую именно так и происходит: рождается что-то уникальное, неповторимое…

Что такое просфора: символическое значение

Что же такое просфора? Давайте разберемся.



Пять просфор для совершения литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — частица кубической формы. Во время совершения литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с Агнцем.

3. Заздравная просфора

Предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в литургии, священнослужителей, совершающих литургию, страну и народ.

4. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце литургии священник со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» помещает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Как готовятся просфоры

На первый взгляд всё кажется просто: в специальную емкость (тестомес) ссыпаются мука, дрожжи, соль. Всё хорошенько перемешивается. В воду, пропущенную через фильтр, крестообразно добавляется святая вода. Замешивается тесто.

Работа современной просфорни частично механизирована. Тестомес тщательно перемешивает сухие ингредиенты с водой

Обычно за один замес смена изготавливает 15‒20 кг теста, но так как в этот раз процесс приготовления прерывался моими расспросами, решили сделать чуть меньше — 10 кг.

— По классическому рецепту, например, как на Валааме, просфоры должны быть плотнее, — рассказывает мать Ирина. — Но у нашего монастыря своя специфика: на службы приходит много болящих людей и маленьких детей. Поэтому батюшка благословил «простой замес». Такой метод удобен, так как просфоры получаются мягкими.

Для служебных просфор, как правило, используется «валаамский» замес: просфоры получаются более плотными. Маленькие просфоры выпекаются более мягкими

Как известно, просфора состоит из двух частей, что символизирует Божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Сначала приступают к изготовлению нижних частей или «низов».

Муку и дрожжи добавляют по проверенному рецепту. А вот количество воды, необходимое для получения качественного теста, зависит даже от погоды. Если на улице сыро, то воды нужно добавлять меньше, иначе просфоры просто расплывутся. Каждое время года подразумевает свои особенности. Тесто, как оказалось, очень живая субстанция, и работать с ним — целое искусство.




Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку

Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку. Андрей на глаз определяет нужную толщину, вырезает пробный низ и кладет на весы: 19 граммов — идеальное число для аккуратного низа, 5 граммов — для верха. Цифры, как несложно догадаться, определялись методом проб и ошибок.

Чтобы получить ровные просфоры, необходимо раскатать тесто нужной толщины. Идеальное число для аккуратной нижней части — 19 граммов

После раскатки тесто, укрытое клеенкой, минут 10 должно отдохнуть: стянуться и принять свою форму, иначе на выходе получатся овальные просфоры.

Все части просфоры вырезаются специальным приспособлением — вырезкой. Один за другим противни заполняются нижними частями.






Нижние части просфор или, как их еще называют, «низы»

Затем процесс повторяется: раскатывается тесто для верхов. Опытный глаз Андрея определяет нужную толщину (напомню, 5 граммов). Затем матушка Ирина и Андрей вместе ставят печати, внимательно, сосредоточенно.






Печати бывают разные. Самая распространенная — IC.XС.NIKA, что в переводе звучит как «Иисус Христос побеждает»

Помимо уже известной нам печати «Иисус Христос побеждает» при необходимости изготавливают Богородичные просфоры или просфоры с печатью святой покровительницы нашего монастыря — преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Для учеников школы, действующей при Свято-Елисаветинском монастыре, пекут просфоры с христианскими символами, полюбившимися юным прихожанам, — с рыбкой, якорем. Андрей достает и показывает мне печать внушительных размеров: такую используют для изготовления большого Агнца на главные церковные праздники — Пасху и Рождество, когда причастников очень много.



Для склейки двух частей низы на несколько секунд покрываются влажной марлей. Верхняя часть просфоры прокалывается, и противень отправляется в расстоечный шкаф. Именно там при температуре 40 C сформированные просфоры будут расти или, как говорят профессионалы, «подходить». Проколы нужны для выхода воздуха во время роста теста.


После того как две части просфор склеены, они отправляются в расстоечный шкаф

Глядя на сосредоточенные лица мать Ирины и Андрея, не могу не спросить у них о важности молитвы в их послушании.

— На самом деле каждый из нас всю смену находится в постоянном напряжении, ведь за тобой как минимум 1000 просфор! — делится мать Ирина. — Мне кажется, наше послушание в принципе невозможно без молитвы. Может быть, ты и не произносишь постоянно «Господи, помилуй», но внутренне ты сосредоточен, удерживаешь связь с Богом, прекрасно осознавая, что результат не только и не столько в твоих руках…


В просфорной действует правило духовника монастыря: регулярно исповедоваться, причащаться. Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно

Поэтому у нас в просфорной действует батюшкино правило: регулярно исповедоваться, причащаться. Кроме того, каждую смену прочитываетя акафист святителю Николаю Чудотворцу.

Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно, люди не выдерживают, уходят. Но сейчас у нас, слава Богу, сложился основной рабочий состав, две смены по два человека: мы с Андреем и вторая смена — семейная пара. Сначала пришел муж, а за ним и жена. Здесь, в монастыре, она впервые исповедовалась, причастилась. Коллектив у нас маленький, но слаженный. Секретов друг от друга нет. Если что-то не получается, мы собираемся, обсуждаем, делаем выводы и двигаемся дальше. Всё построено на доверии.

В просфорной все отношения между руководителем и сотрудниками построены на доверии

Одна смена делает в основном маленькие просфоры, а вторая обеспечивает служебными просфорами все монастырские храмы: в монастыре каждый день проходит по несколько служб. Иногда нас просят печь просфоры на приходы.

Пока ставят печати на верхах и склеивают их с низами, есть время побыть в тишине, подумать, поговорить с Богом. Мать Ирина спросила, не угнетает ли меня тишина, добавив, что они с Андреем любят тишину, но иногда ставят слушать акафисты или Иисусову молитву валаамского распева. Мне тишина совершенно не мешала, даже наоборот. Я уже и забыла, когда последний раз вот так просто сидела, просто молчала, просто думала. Было прекрасно…

Самое время расспросить Андрея, как он оказался на послушании в просфорной.

— Я в монастыре уже давно, лет 10, — отвечает Андрей. — В просфорной тружусь, наверное, года три. Работал охранником, а потом однажды отец Андрей на исповеди говорит: «У тебя с завтрашнего дня новое послушание». Я сталкивался с просфорным послушанием в монастыре в Малых Лядах, но считал его чисто монашеским деланием, а себя — недостойным. Поэтому, когда батюшка благословил, я был очень рад. Учился всему с нуля. Научиться всему можно, было бы желание. Бывает, конечно, трудно, особенно перед Пасхой, Рождеством. Но по-своему трудно на любом послушании. Мне здесь нравится, потому что можно расти до бесконечности, как в рабочем процессе, так и в духовном. В первую очередь, конечно, духовная сторона играет роль.

Андрей трудится в монастыре около 10 лет, три из них — в просфорной обители. Говорит, что и в рабочем, и в духовном процессе на послушании можно расти до бесконечности

Еще один напряженный и ответственный момент — верно определить, подошло ли тесто (в зависимости от размера просфор и консистенции теста на их рост может понадобиться от 30 мин до полутора часов). Немного поторопишься, поставишь в печь недостаточно подошедшие просфоры — появятся непривлекательные трещины.

Для выпекания требуется 15‒20 минут. Большие просфоры могут выпекаться час-полтора.

— Почему просфоры могут не получиться? — в ответ на мой вопрос переспрашивает мать Ирина. — Говорят, нужно быть в хорошем духовном состоянии. Да, конечно, это очевидно. Ну, а если вы не в очень хорошем духовном состоянии, работать не будете? Или все-таки Бога попросите, чтобы Он помог?.. Мне кажется, нужно просто брать и делать всё, что от тебя зависит, а в остальном полагаться на Бога. Исповедоваться, причащаться и соблюдать технологию.

Один брат к нам пришел, мол, я на хлебозаводе работал и знаю, как усовершенствовать ваш процесс. Ну, хорошо, давай… Потом выяснилось, что он электриком работал… (смеется) Поэтому главное требование — не совершенствовать технологию. Как раз за этим и следит старший на смене. Никаких «на глаз». Всё четко по весам и меркам.

Мы с замиранием наблюдаем за процессом выпекания просфор

В просфорной, как и на любом другом послушании, конечно, действуют свои духовные правила. Например, послушание… Замечено, если нарушается принцип послушания, результат проявляется незамедлительно. Не зря говорят, что просфорная — монашеское послушание. Пожалуй, соглашусь. Действительно, здесь как-то явно отслеживается, что лучше слушаться.

Андрей достает из печи готовые ароматные просфоры

Андрей достал из печи готовые румяные просфоры, и помещение мастерской сразу же наполнилось запахом хлеба и… меда. Запахло чем-то очень теплым и родным... Запахло домом… На часах 21:30, а уходить совершенно не хочется. На прощание меня одарили свежеиспеченными монастырскими просфорами, которые с утра, с благодарностью и молитвой, всей семьей мы и съели...

Подготовила Мария Котова

Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.

Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.

Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора – что это и для чего, когда кушать.

Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.

Что же такое просфора?

Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.

Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.

Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.

Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.

Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.

То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.

Внешний вид и виды просфор

Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.

Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.

На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.

По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.

Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.

Виды

Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.

1. Богородичная

Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.

2. Агничная

Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.

3. Девятичинная

Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.

4. Заздравная

Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.

5. Заупокойная

В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.

Артос и Антидор

Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.

Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.

Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.

Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.

По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.

А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.

Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.

Как хранится и употребляется просфора

Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.

Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон. В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.

Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.

Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.

1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.

2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.

3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.

4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.

Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.

Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать

Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.

Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.

Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.

Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.

На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.

Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:

✔ Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.

✔ Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.

После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть , на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;

Следует осторожно кушать хлеб , чтобы ни одна крошка не упала на пол.

Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.

После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой. Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения.

То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.

Если просфора испортилась, что с ней делать?

Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.

Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.

Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:

Сожгите оставшийся пропавший хлеб.

Закопайте остатки хлеба в сырую землю.

Отправьте в проточную воду.

Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.

Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.

Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.

Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.

Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Каждому человеку в наше время очень хорошо знакома такая фраза: "хлеб наш насущный". Однако к большому разочарованию большинству людей неизвестно, о том, что эта фраза взята из молитвословия «Отче наш», она показывает уважительное обращение к хлебцу, хлеб обозначает в этой молитве не обычную пищу, а знак, который символизирует все что нужно человеку для гармонии развития души и тела. В нашей статье пойдет речь об одном из видов изделий хлеба, которым и является воплощений является церковная просвирка.


История возникновения

Церковная просвирка либо, в народе она имеет другое название - просфора , выпекается в виде маленького круглого хлебца, его применяют в проведении церковных обрядах и во время дароприношения и поминок. Просвира в переводе означает «поднесение». В начале первого века во времена раннего православия хлебцы и все что требовалось для проведения служб люди брали из дома и приносили в храм. Священник, берущий все эти продукты, и заносил их имена в специальный список, который зачитывался сразу после моления вовремя освящении гостинцев. Некоторые дары, в их число входили хлеб и вино, которые применялись во время обряда Причастия, а оставшиеся дары вкушались монахами на ужине либо ж раздавались прихожанам. Частично такая традиция дошла и до нашего времени. После проведения службы в дверях церкви священники отдают частицы просвиры верующим. Спустя некоторое время словом «просфора» стали называть лишь хлебец, который применяется в проведении богослужения. Такой хлеб выпекают только с этого случая.


Символичность просфоры

Церковная просвира являет собой хлебец , и этот хлеб повелению Всевышнего изменяет свою суть либо, как считают православные – преображается в Тело Иисуса. Совершается это когда проводят Господнее Богослужение, в тот час, когда служитель взятые из дароприношения хлебцы ложит в Чашу, где находится Тело и Кровь Господни, читая во время такого ритуала определенное молитвословие. Просвирка выпекается не спроста в виде круга, ее делают именно, чтобы она служила символом Божьей вечности. В христианстве существуют и иные, похожие трактования. Большинство верующих считают, что круглая форма является символом бессмертной души как определенного человека, так и всего человечества в Господе. Церковная Просфора имеет две части: Верхнюю и нижнею. Такое разделение тоже несет определенную суть. Соединенные в одно целое такие части означают уникальную сущность людей, которая изображается в соединении двух частей: Господней и людской. Верхушка просвирка несет в себе божественное начало людей. Нижняя часть просфоры являет собой телесное, мирское начало. На верхушку просвиры наносят печать, которая изображается в виде крестика и текста. Надпись переводится с греческого языка как победа Иисуса Христа.


Рецепт просвирок церковных

Для выпекания церковной просвиры необходимо взять муку вашего сорта полтора килограмма. Чтобы замесить тесто, необходимо треть муки насыпать в глубокую миску и налить агисму. Помешав совсем чуть-чуть, в тесто наливают кипяток. Такое действие придает крепость и сладость просвирки. Спустя немного времени, когда тесто остыло кладут чуть соли, разведённой в святой воде, и добавляют двадцать пять грамм дрожжей. Затем всю эту смесь перемешивают и оставляют примерно на полчаса. Когда тесто поднялось то в него добавляют оставшуюся часть муки и снова перемешивают. Потом вновь отставляют на тридцать минут, чтобы тесто смогло вновь подняться. Через полчаса, когда тесто уже готово и поднялось, его необходимо раскатать, усердно посыпая мукой. С помощью формочек раскатывают круги: Верхняя часть меньшим размером, нижняя — большим. Затем такие кружки покрывают смоченной тканью, сверху покрывают сухой тканью, и снова отставляют на тридцать минут. Затем на верхушку ставят печать, и верхнюю часть присоединяют к нижней, при этом части смачивают тёплой агисмой. Подготовленную просвирку необходимо проколоть иголкой по бокам, а затем ее помещают на противень, и ставят в духовку, где она печется примерно пятнадцать–двадцать минут. Выпеченные просфоры кладут на стол и накрывают, сперва ложится сухая, потом влажная и опять сухая ткань, и оставляют их час в покое отдохнуть. Потом их слаживают в особые коробы. И в рецепте приготовления просфоры также заложена определенная суть. Мука и вода обозначают тело человека, а дрожжи и агисма символизируют человеческую душу. Все эти ингредиенты между собой неразрывно связаны, однако в свою очередь отдельный элемент символизирует что-то свое. Агисма означает Господнюю милость, посланную людям. Дрожжи несут в себе знак Святого Духа, он же своей божественной способностью дарует жизнь.


Как и когда можно употреблять просфору

Любому верующему, кто ходит в храм, известно, когда именно модно употреблять церковные просфоры. Есть просвиры необходимо после проведения первого богослужения, в случае, когда в это время человек проходит обряд причащения, то просвирки вкушают на день- два раньше сразу после Евхаристии. Есть церковную просфору необходимо с определенным тактом – покорно и трепетно. Вкушать просвирку необходимо на голодный желудок. Любому православному человеку благотворно начать свой день именно с употреблением агисмы и просвирки. Для вкушение этих яств надо постелить выстиранную скатерть либо салфетку. На скатерть поставить священный завтрак, который состоит из просвирки и агисмы. Однако перед употреблением такой трапезы необходимо прочитать мольбу, которую читают только в таких случаях. Священный хлебушек едят над блюдцем или листом бумаги. Так делают, что б крошки просвиры не попадали на землю и не стали нечистыми.


Хлеб в Христианстве символизирует самого Иисуса. Так о хлебе говорил Христос: «Я и есть Хлеб насущный» (Ин. 6:48). Это означает, что мирской хлеб наполняет людей жизненными силами, то Господь, святой хлеб, питает жизнь людей полнотой Небесной жизни в вечности.


Кроме того, хлеб – символизирует саму Церковь . Такое определение содержится в старинной евхаристической мольбе: «И как рассыпали этот хлеб по горам и, потом собрали воедино, так же соберут в единое целое Храм Твой Твоя от краев земли в Твое Небесное Царство» (Дидахе, гл.9).


Просвира свои истоки появления берет в начальном столетии православия, в те времена прихожане брали с собой в церковь хлеб, вино, масло, воск для изготовления свечек, то есть все то что необходимо для проведения службы. Просфора означает дары (га греческом языке это звучит как просвирка), либо дароприношение, эти продукты давали священникам; имена людей, которые принесли дары писали в специальный список, который вместе с молитвословом читали, когда освящали Дары. С этих пожертвований (просвирок) отделяли набольшую часть хлеба и вина для преобразование их в Тело и Кровь Иисуса, из принесенного воска делали свечи, а иные продукты, которые тоже освящали, отдавали прихожанам. Однако до нашего времени эта традиция дошла в укороченном виде, просвирка стала означать лишь хлебец, вкушают после проведения службы. Сегодня же в церквях пекут не обычный хлеб, а в специальных круглых формах просвирки, и стали в виде даров не только продукты, а и деньги.


Церковную просвирку ставят за коробком со свечками и раздают верующим после богослужения , которые перед началом службы подали записки «О здоровье» либо «О поминании». Имена, написанные в таких письмах, зачитывается в престоле, и за каждое произнесенное имя из просвирки вынимают часть, поэтому такую просвирку называют «изъятая».


После богослужение всем прихожанам дают антидо́р – малые частицы просвирки, из которой из дароприношений был изъят Небесный Ягненок. В греческом языке антидор берет начало от слов анти – взамен и ди орон – приношение, то такое слово буквально переводится – взаменприношение.



«Антидор, – согласно словам Симеона Солунского, – святой хлебец, который взяли из даров в превращение и из которого вынули середину для вкушения во время богослужения; священный хлебец как воссозданный копьем и впитавший Святые слова дается взамен Страшных Приношений, то есть Секретов, тем, верующим, которые не причащались».


Слово а́ртос (в переводе квасной хлебец) обозначает всеобщий священный хлеб, предназначенный всем священнослужителям Храма, или по-другому ее называют – просвирка целевая.


В память о том, что Всевышний перед Своем Воскрешении много раз представал перед учениками и проводил вместе с ними трапезу, ученики и после того как Иисус вознёсся на небеса, всегда оставляли за обедом свободное посредине место и клали пред ним кусок хлебца, то есть представлялось что Всевышний находится среди них. Сейчас такой хлебец и являет собой вкушаемый в Храме артос. В течении Пасхальной недели артос находится в церкви на столик, перед алтарем, а когда богослужения не проводятся он лежит подле открытых Царских врат, как напоминание о визитах ожившего Иисуса к ученикам и о существовании Господа с людьми. Все это сводится к значению Пасхи, которая представляет собой соединение гибели и Воскрешение Иисуса, на него наносят знак победы Господа над смертью, или крест, обрамленный терновником, или лик Воскрешения Господа.


Артос освещают молитвословием , смачиванием агисмой и хожденьем в день Светлого Господнего Воскресения на богослужении после конечной молитвы. Артос располагают на ткани напротив царских ворот на предназначенном столе. После хождения вокруг стола с артосом богослужитель произносит специальную мольбу, после которой три раза смачивает артос агисмой водой с такими словами «Благословляем и освящаем артос этот смачивая святой водой этой во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


В течении всей Пасхальной недели после завершения службы проводится торжественный крестовый ход вокруг церкви с артосом. В обители артос каждый день ставят на обедню и располагается на специальном столе либо ж на ткани, для памятки инокам, что среди них, как когда-то среди учеников, незримо живет Иисус Христос, небесный Хлеб жития. Над артосом читаются тропари, в которых упоминается о Воскрешении Иисуса и о Его нахождении среди нас.


В субботу Пасхальной недели после богослужения служитель читает специальную мольбу, при прочтении которой артос разделяется, а вовремя лобзании креста отдаются прихожанам как реликвия.


Части а́ртоса, которые раздавали в церкви, бережно хранят верующие в качестве душевного исцеления от страданий и недугов. Артос традиционно употребляют при наступлении особых ситуациях, к примеру, во время недуга, и обязательно со словами «Иисус Воскрес!»


Артос по священности стоит ниже антидора, однако выше просвирки . То есть в случае, когда человек хочет вкусить и артос, антидор и просвирку, то сперва едят антидор, потом артос, а в конце просвира.