Что Плетнев советовал президенту? Плетнев михаил васильевич Михаил плетнев личная

Стали известны новые подробности в деле российского дирижера и пианиста Михаила Плетнёва, которого власти Таиланда обвиняют в педофилии. В полиции Паттайи рассказали, что вышли на Плетнёва через сеть сутенеров. А в Интернете появились интервью соседей музыканта и 14-летнего тайского подростка, который якобы в связи с Плетнёвым.

НТВ напоминает: сам Михаил Плетнёв все обвинения в свой адрес категорически отвергает. Сейчас он на гастролях в Македонии и заявляет, что готов вернуться в Таиланд и предстать 18 июля перед тайским судом.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг продолжит.

Отпущенный из Таиланда до начала суда под залог в шесть тысяч долларов и уже возобновивший мировые гастроли, расписание которых есть на официальном сайте, Михаил Плетнёв явно хотел взять передышку в скандальной . Но кажется, что даже это ему не удастся.

В Интернете сегодня появились новые видеозаписи, которые, если, конечно, согласиться с их достоверностью, вновь подтверждают: в растлении несовершеннолетних, прозвучавшие в адрес Плетнёва из уст тайских полицейских, не беспочвенны.

14-летний подросток От Бранчанонху, интервью у которого в Паттайе взяли российские журналисты, представляется якобы знакомым Михаила Васильевича Плетнёва.

Журналист: «Ты знаешь этого мужчину».
От Бранчанонху: «Да, знаю. Его зовут Майк».
Журналист: «У тебя был с ним секс?»
От Бранчанонху: «Да, бывало несколько раз, три или четыре месяца назад. Я видел там у него пятерых или шестерых маленьких мальчиков. Еще я помогал ему по дому, в уборке и учился играть на пианино».

Напротив особняка Плетнёва в Паттайе, о нем отнюдь не как о музыканте вспоминают соседи. Со слов Оий Фумацнухбри выходит, будто бы в этом доме детей в школьной форме, а ее в Таиланде носят до семнадцати лет, принимали постоянно.

Журналист: «В этот дом часто гости захаживали? Может, мальчики, девушки?»
Оий Фумацнухбри: « Мальчики! Девочек не видела. Они каждый день менялись, постоянного не было. Теперь тут никого».
Журналист: «А какого они были возраста?»
Оий Фумацнухбри: «Юные. Где-то от 15 лет».

Совладельцем сети оказался уже арестованный таец Тайпхоп Бунпхасонг. Тот самый старый знакомый Михаила Плетнёва, который, по версии музыканта, лишь присматривал за его домом. Знаменитый дирижер не успевает отбиваться от новых обвинений, а на него еще и сыпятся старые. И все в тех же грехах.

Уже в российских газетах Плетнёву припоминают, как в 2001-м он проходил фигурантом по уголовному делу скандально известной «Голубой Орхидеи» — интернет-портала, снабжавшего российских и зарубежных клиентов детской порнографией.

Из показаний задержанных тогда явствовало, что одним из этих клиентов был сам Плетнёв. Однако дальнейшего развития для музыканта этот скандал тогда не получил. Так развалилось и еще одно уголовное дело, в котором всплывало имя Плетнёва. Москвич Сергей Цуркин утверждает, работая в 90-м году в прокуратуре Ленинского района, он лично расследовал и направил дело в суд.

Сергей Цуркин: «В результате было выяснено, что Плетнёв тоже занимался развратными действиями в отношении мальчиков, эпизода четыре или пять. То есть мальчиков четверо или пятеро показывали на Михаила Плетнёва. Уголовное дело было расследовано. Несмотря на большое давление, которое оказывалось, и было направлено в суд».

Но, несмотря на серьезность статьи: «Развратные действия в отношения несовершеннолетних» оно впоследствии было закрыто.

Михаил Плетнёв, художественный руководитель, главный дирижер Российского национального оркестра: «Что касается дела 89-го года, получилось так, что действительно я каким-то боком там проходил, но поскольку никакого там состава преступления с моей стороны не было, то дело так и прошло. Что касается следующего дела, то я о нем узнал из средств массовой информации, что, оказывается, был суд какой-то. Я об этом суде и не знал, что я должен появиться там. Меня в этот суд не вызывали, я там свидетелем не проходил даже».

Какими бы грозными не были нынешние обвинения в адрес Михаила Плетнёва, сам он в эти дни не устает их категорически отрицать и повторяет: готов сотрудничать со следствием. В подтверждение своих слов уже 18 июля Михаил Плетнёв обещает вновь лично перед тайским правосудием. Суд будет явно непростым.

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля.


Родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Плетнев Василий Павлович, баянист, окончил институт имени Гнесиных. Мать – Плетнева Ольга Дмитриевна, пианистка.

Вскоре после рождения Михаила семья Плетневых переехала в Саратов. Отец стал преподавателем консерватории, мать – концертмейстером в консерватории. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань. Музыкальные наклонности Миши Плетнева проявились очень рано. В 3 года будущий музыкант рассаживал перед собой любимых плюшевых зверей, рисовал и вырезал бумажные музыкальные инструменты и раздавал их своим зверятам, а затем начинал дирижировать. Таким был самый первый оркестр Плетнева. В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В усвоении знаний он был неутомим и активен, имел собственный подход к изучаемому материалу, отличался независимостью суждений и мыслей, умел защищать свою точку зрения. Одаренный подросток старался максимально полно использовать время учебы в школе. В 16-летнем возрасте Михаил Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера, выдающегося пианиста и педагога. Профессору достался очень непростой студент, весьма крепкий орешек с неуступчивым характером. Однажды Флиер упомянул, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта...

Успехи не замедлили сказаться. В 1977 году М. Плетнев получает первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевывает золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту». «Я чрезвычайно благодарен судьбе, – говорил после конкурса М. Плетнев, – что она подарила мне 3,5 года учебы и тесного общения с Яковом Владимировичем» (Флиер умер 18 декабря 1977 года). Вскоре после смерти Я.В. Флиера М. Плетнев поступает в класс под руководством Л.Н. Власенко (в свое время ученика Флиера), лауреата премии имени Чайковского. «Кстати, всю программу для конкурса имени Чайковского я успел подготовить под его руководством и на этом ответственном соревновании выступал как бы от его имени». Триумф на конкурсе положил начало мировой известности Михаила Плетнева.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году – аспирантуру у Л.Н. Власенко и становится ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Михаила Плетнева появляется свой класс фортепиано в Московской консерватории. С 1981 года он являлся солистом Госконцерта, неустанно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе – произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» – парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо следует отметить плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Плетнев предстает на сцене не только как солист, но и как ансамблист в партнерстве с кларнетистом Майклом Коллинзом, в составе квинтета солистов Российского национального оркестра. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетневым с самых первых его выступлений. Его сравнивают с Горовицем, Мекеланджели. «Главное для Плетнева – идея, мысль, – считает музыкальный критик Ф. Фахми, – мыслить для него – значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет все. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план...» Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Страстный темперамент Плетнева скрывается за некоторой внешней аскетичностью, но именно глубинный психологизм, свойственный его игре, способен держать слушателей в напряженном внимании. Он много и с неизменным успехом гастролирует в России и за рубежом. Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с первоклассными музыкальными коллективами: Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

М. Плетнев регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США. Его знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, К?льне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д. На взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер (1980), после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны. В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта – создать независимый симфонический оркестр. Музыкальный и человеческий авторитет М. Плетнева привлекли в его оркестр большое число талантливых исполнителей-инструменталистов.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО. Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив триумфально гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и других городах Поволжья, в Воронеже, Вологде, принимал участие в фестивалях Чайковского в Ижевске и Клину, рахманиновских фестивалях в Нижнем Новгороде и Тамбове, фестивале, посвященном 60-летию Шнитке, и др. Камерный состав оркестра участвовал в «Декабрьских вечерах» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

Российский национальный оркестр открыл перед Плетневым-дирижером поистине безграничные возможности, позволил в полную силу расцвести его дирижерскому таланту. В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего М. Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно. В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев с воодушевлением дирижировал Берлинским симфоническим оркестром. Маэстро Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он – автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина. «Пролог» и «Скачки» из этого балета он включил в программу конкурса имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году – Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт – музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик». Михаил Плетнев вновь удивил музыкальный мир, создав совершенно новый жанр представления. Идея интерпретации балета Чайковского возникла у него в Воткинске, на родине великого композитора. Постановка феерии осуществлена им в хореографии С. Головкиной – директора Московского академического хореографического училища. Оркестр и дирижер М. Плетнев – магический Дроссельмейер – разместились в глубине сцены, а перед ними танцевали юные балетные ученики С. Головкиной в обрамлении детского хора «Весна» (руководитель С. Пономарев), и волшебник слова С. Бэлза знакомил зрителей с фрагментами произведений Гофмана, Дюма-сына и М. Петипа. Обычно невозмутимый Плетнев чувствовал себя чародеем, погружая зал в атмосферу фантастически прекрасной музыкальной сказки. Еще на студенческой скамье М. Плетнев записал свою первую долгоиграющую пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия». Эта же студия осуществила запись его конкурсных выступлений. С тех пор множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI – Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», – «это самая прекрасная игра, какая только может быть. Одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех времен». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века». Диск «Homage to Rachmaninov» записан М. Плетневым в 1998 году близ Люцерна, в доме самого композитора пианист играл на рояле Рахманинова – великолепном «Steinway», что запечатлено в документальном фильме Т. Палмера «Сергей Рахманинов – воспоминания» (NVC Arts). С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для клар

нета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности – композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание – Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра маэстро вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнев – один из самых ярких художников современности – награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев – лауреат премии «Award» (1996) – «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды – «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает свою концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед. Михаил Плетнев – это яркая творческая личность, а самое главное, он – Музыкант с большой буквы.

Михаил Плетнев не имеет соперников по необычайной творческой многогранности. Он интересуется многим: философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Живет и работает в Москве.

Михаила Плетнева в Таиланде обвинили в изнасиловании 14-летнего подростка и в создании детской порнографии

Оригинал этого материала
NEWSRu.com , 07.07.2010, Михаилу Плетневу предъявили обвинение в изнасиловании 14-летнего подростка, Фото: "Коммерсант" , Pattaya Daily News

Суд Таиланда в среду предъявил известному российскому пианисту и дирижеру Российского национального оркестра Михаилу Плетневу обвинение в изнасиловании подростка и освободил его под залог в 300 тысяч батов (9 тысяч долларов), сообщает РИА "Новости" со ссылкой на AP.

Как заявил представитель местной полиции подполковник Критха Танканарат, в числе предъявленных известному музыканту обвинений — изнасилование 14-летнего подростка. Кроме того, россиянина обвинили в причастности к созданию детской порнографии: полиция обнаружила компрометирующие фотографии, на которых Плетнев запечатлен с несовершеннолетними.

Между тем, ведущий дело Плетнева следователь Омсин Сукканкха сообщил агентству, что следствие не обнаружило связи Плетнева с подпольной сетью распространения детской порнографии. […]

Вот один из свеженьких. Так называемое громкое дело VIVID CONTENT LTD. UK. или Деньги на Маленьких!

01.03.2011г. На официальном сайте полиции Страсклайда, Великобритания, видимо по халатности администратора, были представленны общественности приведенные ниже документы, а именно переписка гражданки Украины некой Светланы Хилюк с английскими прокуратурой и полицией по делу о групповом изнасиловании и принудительных сьемках фильмов порнографического содержания. Кто-бы мог подумать что встречали девочек в Англии не представители VIVID CONTENTа а граждане Тарас Кузьо (известный в Украине и мире обозреватель) и Михаил Плетнев, в заявлении именно они и фигурируют как главные подозреваемые в изнасиловании. Исходя из приведенных ниже документов агенты ФБР, ведущие дело VIVID CONTENT с 2008 года по подозрению в распространении детского порно, проследили анонимную спам рассылку с предложениями сняться в "кино" до штаб-квартиры Тараса Кузьо в Университете Джорджа Вашингтона одновременно было выдано 5 ордеров на арест подельников Кузьо в США, Канаде и Украине, Страсклайдское дело должно было поставить точку в обвинении педофилов однако потерпевшие Хилюк и Гордиенко по неизвестной причине попросили полицию приостановить расследование. По данным ФБР свидетели получали звонки и электронную почту с угрозами и запугиваниями. Позиция прокуратуры Британской Фемиды также остается неясна, в то время как господа Кузьо и Плетнев продолжают делать деньги и удовлетворять свои низменные потребности таким вот способом!


Ранее российский МИД выступил с заявлением, что окажет Михаилу Плетневу всю необходимую юридическую помощь. По словам российского консула в Бангкоке Андрея Дворникова, Плетнев намерен посетить суд в сопровождении своего таиландского адвоката для того, чтобы прояснить, какие претензии предъявляются ему со стороны таиландских властей, и попытаться получить разрешение, хотя бы временное, на выезд из страны для участия в своем концертном турне.

"Обвинения звучали от полицейских, В принципе, они общеизвестны — это возможная причастность к совращению малолетних. Но Михаил Плетнев все эти обвинения отрицает", — сказал консул.

Он также заявил, что информация, выброшенная на сайт Pattaya Daily News и подхваченная СМИ о том, что в тайском доме Плетнева во время обыска были найдены видеозаписи детской порнографии оказалась непроверенной. На самом деле, по словам российского дипломата, ничего предосудительного в доме российского музыканта найдено не было.

[Обыск в доме Михаила Плетнева в Паттайе — врезка К.ру]


Директор руководимого Плетневым Российского национального оркестра Олег Полтевский в интервью "Российской газете" заявил, что у Михаила Плетнева действительно есть недвижимость в Таиланде, в том числе спорт-клуб для игры в бадминтон и дома. Один из этих домов у него снимал гражданин Таиланда, которого и задержали по обвинению в организации детской преступности. Как хозяин дома, Михаил Плетнев должен был дать объяснения в полиции.

"Представители правопорядка задержали его в собственном спорт-клубе, где он вел переговоры с представителем бангкокского оркестра. Плетнев был удивлен и спросил, по какому делу к нему пришла полиция. Ему ответили, что человек, живущий в доме, принадлежащем Плетневу, задержан по обвинению в организации детской преступности. В доме Плетнева произвели обыск, но ничего не нашли. Остается загадкой, какую историю и зачем из этого раздувают СМИ. Ведь арестован не Плетнев, а гражданин Таиланда, обвинение предъявлено не Плетневу, а гражданину Таиланда, при обыске ничего у Плетнева не найдено. В среду должны решиться формальные вопросы, чтобы Михаил Плетнев мог выехать из Таиланда и начать с 9 июля большой гастрольный тур с Российским национальным оркестром в Македонии, Америке и Шотландии", — сообщил Полтевский.

Виктор Кривенцов, заместитель почетного консула России в Паттайе пояснил газете, что в полиции против Плетнева не выдвинули никаких обвинений. Он добавил, что залог, который с него потребовали — это общая практика, касающаяся иностранных граждан.

Напомним, накануне стало известно, что полиция тайского курорта Паттайя арестовала россиянина, которого подозревают в изнасиловании детей и связях с другими педофилами. По роду занятий задержанный является музыкантом и дает уроки игры на фортепиано, говорилось в первых сообщениях на эту тему. В них подозреваемый указывался как музыкант "Михаил", затем "Михаил Тленер". Лишь позже уточняющие материалы на эту тему дали понять, что речь идет о человеке с мировым именем: 53-летнем музыканте Михаиле Васильевиче Плетневе, члене совета при президенте РФ по культуре и искусству.

По версии тайских журналистов, заслуженного деятеля культуры задержали в ресторане Euro Club and Restaurant, совладельцем которого он является. А при обыске в жилище Плетнева на жестком диске его персонального компьютера были обнаружены несколько сотен файлов с фотографиями и видеозаписями, содержавшими детскую порнографию и сцены сексуального насилия над подростками.

По данным полиции, Плетнев проживал в Таиланде несколько лет. Причем россиянин не первый иностранец, попавший под подозрение в связи с преступлениями на почве педофилии. В 2008 году местной полиции удалось арестовать сразу четырех иностранцев, которых обвиняли в сексуальном насилии по отношению к подросткам и вовлечении их в проституцию. Приезжих, которые долгое время постоянно проживали в Таиланде, были схвачены в Паттайе в ходе совместной операции тайской полиции и британской благотворительной организации.

По Плетнева следователи вышли после ареста 40-летнего Трэйфопа Бунфазонга . Допросив злоумышленника, полицейские на следующий день пришли к музыканту.

В операции по задержанию приняли участие следователи из Центра защиты прав женщин и несовершеннолетних детей, а также сотрудники детского Центра обеспечения защиты и развития.

Отметим, что в Таиланде закон достаточно суров к педофилам: за насилие над детьми в возрасте от 13 до 15 лет предусматривается тюремное заключение на срок от 7 до 20 лет. Если же ребенку, с которым преступник вступил в половые отношения, не исполнилось и 13 лет, то следует пожизненное заключение.

Не так давно был вынесен приговор 61-летнему американскому педофилу Нельсону Корлиссу. В период с 2000 по 2002 годы он трижды ездил в Таиланд, где вступил в половую связь минимум с двумя мальчиками девяти и шести лет. Извращенца приговорили к 19,5 года лишения свободы, а людям, организовавшим ему "секс-тур" придется провести за решеткой по шесть с половиной лет.

Алексей Ашихмин, Дарья Черкудинова

Как сообщили «Маркеру» в Российском национальном оркестре (Светлана Чаплыгина, пресс-секретарь Российского национального оркестра), несмотря на претензии тайской полиции к Михаилу Плетневу, музыкальный коллектив не собирается менять свои гастрольные планы. […]

Согласно действующему графику, первое выступление оркестра под руководством главного дирижера запланировано на середину августа. Это значит, что у Плетнева есть месяц, чтобы уладить конфликт с властями Таиланда, в противном случае его коллектив все же вынужден будет вносить коррективы в программу выступлений. Под вопросом может оказаться, в частности, Большой фестиваль РНО (его проведение намечено на 6-12 сентября) в Москве. В России оркестр получает за один концерт (согласно опубликованным государственным контрактам) 500-600 тыс. руб., гонорары за многочисленные зарубежные выступления могут быть еще выше. В целом годовой бюджет коллектива превышает 75 млн руб.

Основные спонсоры оркестра — государство и Фонд Михаила Прохорова

По словам пресс-секретаря коллектива Светланы Чаплыгиной, в этом году, как и раньше, многие проекты оркестра, в том числе и сентябрьский фестиваль, финансирует Фонд Михаила Прохорова. Миллиардер оказывает поддержку Михаилу Плетневу с 2007 г., ежегодно выделяя (согласно годовым отчетам фонда) по 12,5 млн руб. Собственная выручка (по данным СПАРК) оркестра составляет порядка 10 млн руб.

Единственный спонсор, благосклонности которого уже многие годы безуспешно добивается Плетнев, — президент. Российский национальный оркестр упорно не хотят включать в список получателей его грантов, о чем дирижер не раз с досадой говорил в своих интервью. «Президентский грант в этом году мы действительно не получили, но получили правительственный, который заметно меньше», — рассказала Чаплыгина. Согласно постановлению правительства (от 27 ноября 2006 г. № 720), в 2010-2012 гг. оркестр будет получать из бюджета по 50 млн руб. ежегодно. Президент же выделил семи коллективам на 2009-2011 гг. 1,2 млрд руб. в год.

Плетнев — умелый лоббист

Плетнев основал Российский национальный оркестр в 1990 г. Впоследствии для поддержки коллектива был создан одноименный фонд (Таким образом, оркестр был одним из первых примеров частной инициативы в музыкальном деле). Несмотря на заявления о своей финансовой независимости, Плетнев неоднократно предпринимал попытки добиться поддержки государства: выручка фонда в несколько миллионов рублей вряд ли его устраивала.

Из-за президентских грантов в оркестре дважды возникали серьезные конфликты, во время которых Плетнев отказывался руководить коллективом. В последний раз это произошло в 2005 г. Выручка фонда РНО тогда упала в семь раз. После возвращения Плетнев создал новый фонд (На сайте Российского национального оркестра он назван «организацией, целью которой наряду с обеспечением основного детища Плетнева — Российского национального оркестра — является организация и поддержка других культурных проектов самого высокого уровня») — уже своего имени. Именно туда и поступают спонсорские отчисления Прохорова. Одновременно выросла и выручка фонда РНО.

Так что обвинения тайской полиции пришлись очень некстати. Только-только добившийся поддержки государства и крупного бизнеса Плетнев может потерять все из-за испорченной репутации. Оригинал этого материала
Pattaya Daily News , Таиланд, 07.07.2010

Плетнев разъясняет: он не педофил

Леонид Борисов (Leonid Borisov)

[…] Михаил Плетнев держался достойно человека своего уровня. Совсем неожиданно прозвучал ответ на вопрос корреспондента о том, не считает ли он действия тайской полиции в отношении себя грубым вторжением в свою личную жизнь, не возмущает ли его что-нибудь в их действиях, не усматривает ли в чём несправедливость? Плетнёв сказал просто: « Тайская полиция действует совершенно правильно, это её работа, были сигналы — они проверяют».

Михаил Плетнёв рассказал, что впервые приехал в Таиланд примерно тринадцать лет назад. Полюбил эту страну, стал обосновываться, хотя жёсткий график гастролей по всему миру, конечно, не давал возможности жить в Таиланде подолгу. Купил здесь один дом, потом второй. Дома находятся в разных районах Паттайи. Недалеко от одного из них построил спортивный клуб для игры в бадминтон с бассейном, доступный для посещения местными жителями и их детьми. Правда, информация о созданной им музыкальной школе, где он якобы давал уроки игры на фортепьяно, оказалась, мягко говоря, преувеличенной. У маэстро на преподавание не оставалось времени. Сейчас он слишком востребован в мире, чтобы спокойно жить в паттайской «глуши» и учить детишек. «Music House Company» оказалась всего лишь компанией, на которую зарегистрирована его недвижимость.


Трайпхоп Бунпхасонг
Тучи над Михаилом Плетнёвым стали сгущаться еще 4-го июля, в воскресенье, хотя сам он не предчувствовал беды. В тот день в Паттайе был задержан некто Трайпхоп Бунпхасонг (40 лет), разыскивавшийся полицией по подозрению в создании сети детской порнографии и проституции. На следующий день в ПДН эта новость была опубликована под названием «Поставщик для педофилов». Плетнёв в беседе с корреспондентом рассказал, что познакомился с этим человеком несколько лет назад, знал его как художника-любителя, а позднее стал доверять ему настолько, что на время своего отсутствия в Таиланде оставлял ему ключи от того дома, что находится вблизи спортивного клуба, и даже выплачивал ему небольшое денежное вознаграждение за поддержание жилья в порядке. После задержания полицией Трайпхоп, очевидно, стал давать показания о якобы причастности Михаила Плетнёва к своему «бизнесу». На вопрос о том, что могло побудить тайца делать такие заявления, Плетнев ответить не смог. При этом корреспондент не заметил никакого негатива со стороны музыканта в отношении арестованного Трайпхопа. Он продолжал говорить, что знал его как художника, вокруг которого всегда крутилось много молодёжи и подростков, и понятия не имел о другой стороне его «деятельности», а в этот свой приезд в Таиланд вообще с ним не встречался.

Пятого июля в тот момент, когда Плетнев находился в кафе на территории своего бадминтон-клуба, подъехала полиция и, предъявив ордер на обыск, попросила его проехать с ними к его дому. Со слов Плетнёва обыск производился не в том доме рядом со спортивным клубом, ключи от которого он доверял своему знакомому тайцу, а в более обжитом им доме в другом районе города, где и происходила беседа с корреспондентом ПДН. Плетнёв утверждает, что при обыске никакого компромата на него найдено не было, а в компьютер оперативники даже не заглядывали, хотя он сам предлагал им это сделать. Откуда появилась информация о сотнях порнографических файлов, он не знает, но и не отрицает, что они могли быть найдены ранее у Трайпхопа, а потом приписаны ему. Обвинений в педофилии не признаёт. Корреспондент попросил показать его фотографию с тайским «мальчиком», которая мелькала в выложенном в Интернете видеоролике. При ближайшем рассмотрении оказалось, что симпатичный молодой человек азиатской внешности явно вышел из детского возраста, да и фотография сделана, похоже, не в Таиланде, так как оба одеты скорее по-зимнему. Плетнев рассказал, что на фотографии действительно таец, с которым он познакомился когда-то в Таиланде, на снимке ему 25 лет и сделан он в Швейцарии. […]

Сайт ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+.

Тематическое оглавление (Новости)
предыдущее по теме……………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Всемирно знаменитый русский пианист и дирижер Михаил Плетнев обвинен в изнасиловании 14-летнего мальчика в таиландском курортном городе, сообщила в среду полиция.

Михаилу Васильевичу Плетневу, основателю Российского национального оркестра, во вторник было предъявлено обвинение в изнасиловании одного мальчика и появлении на компрометирующих фотографиях с несколькими другими мальчиками, сказал подполковник полиции Креета Танканарат.

Он был выпущен под залог в 300 тысяч бат ($ 9000), ему приказано являться в суд через каждые 12 дней и запрещено вступать в контакт с какими-либо свидетелями по данному делу. Ему может грозить до 20 лет тюрьмы и штраф в размере до 40 000 бат ($ 1200) в случае признания его виновным.

Полиция говорит, что решение было принято в понедельник вечером после ареста Трайпоба Боонмасонга, гражданина Таиланда, который был обвинен в изнасиловании несовершеннолетнего и в организации сети детской проституции. Милиция конфисковала фотографии молодых мальчиков, некоторые в компании с иностранцами. Бунпхасонг, по данным следствия, снимал один из принадлежащих Плетневу домов. Полиция заинтересовалась хозяином здания и приехала к Плетневу. Полицейские обыскали дом музыканта. На жестком диске его компьютера обнаружили несколько сотен фотографий и видеофильмов с детской порнографией, а в комнатах сексуальные стимуляторы.

По имеющимся у следователей сведениям, Плетнев не только просматривал фотографии, но и сам вступал в связь с несовершеннолетними, заявил глава группы, ведущей расследование, лейтенант Ормсин Сукканха. Кроме того, следователи считают, что россиянин поставлял детей богатым туристам, приезжающим в Таиланд,

В Таиланде Плетнев выступает в качестве приглашенного дирижера Бангкокского симфонического оркестра. Ему, как сообщил полицейский, в Таиланде также принадлежит ресторан и несколько предприятий, в том числе бадминтон клуб, фирма по прокату гидроциклов и дельтапланов в Паттайе.

Он уже не в первый раз привлекается в связи со скандалами с педофилией. Его в Таиланде допрашивали как свидетеля, и в Японии его обвиняли в приставании к малолетнему. Но тогда все сошло ему с рук.

Михаил Плетнев родился в 1957 году в семье музыкантов. Сделал успешную музыкальную карьеру. Победитель VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Выступал как пианист и как дирижер. В начале 90-х годов Михаил Плетнёв создал Российский национа́льный орке́стр на основе пожертвований из-за рубежа (в основном, США), в который вошли многие музыканты из разных оркестров страны. Оркестр не финансировался из бюджета. Для его функционирования был создан Попечительский совет РНСО, в который вошли представители крупных российских и зарубежных компаний. В 1999 году Михаил Плетнёв отошёл от управления оркестром и занялся индивидуальной концертной деятельностью. Вплоть до 2003 года оркестр возглавлял Владимир Спиваков. В январе 2003 года пост главного дирижёра был упразднён и вместо него формируется дирижёрская коллегия. Михаил Плетнёв вновь становится художественным руководителем РНО. Этот оркестр единственный из наших оркестров, который занимает в мировом рейтинге 15-е место.

В его официальной биографии сказано, что "Плетнев хорошо известен в музыкальных кругах Амстердама и Ватикана".

С 1996 года Плетнев постоянно живет в Швейцарии, имеет недвижимость в Таиланде. Про Москву он говорит, что жить здесь он не может из-за очень высокой преступности – боится гулять по вечерам по улицам. Несмотря на это, с 15 февраля 2006 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. С 2009 года –член партии «Единая Россия». Имеет орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность.

Надо же – советник президента! Интересно, что он ему советовал?

Коллеги как-то не слишком тепло отзываются о Плетневе. Так дирижер Юрий Башмет сказал, что он никогда не был женат, и у него не было детей, а пианист Николай Петров сказал, что если Плетнев виновен, то его надо наказать. Решительно настроены также известные борцы с педофилами Павел Астахов и Любовь Слизка. Астахов заявил, что уголовное дело по Плетневу можно возбудить и в России.

Зато официальные власти России хорошо известные своим наплевательским отношениям к гражданам, попавшим за границей в беду, тут же встали на его защиту. В первый же день было заявлено о консульской помощи и всемерной поддержке. Официальные СМИ тоже сразу и горячо заявили о своей полной солидарности, что также несколько настораживает... В репортажиках трогательно рассказывали, что в Таиланде имеющем весьма специфическую репутацию, он постоянно ошивается из-за того, что учит местных детишек музыке.

Некрасивая история, как ни крути. Думаю, о склонностях Плетнева известно давно. Зачем же было делать такого сомнительного в нравственном отношении человека советником президента? Раньше бы его и за границу не пустили. Пока Плетневу разрешили выехать под залог в 6 тыс. долл. из Таиланда с тем, чтобы он вернулся к началу судебного слушания. Его оркестр гастролирует. И как он собирается выступать в Европе, просто помешанной на оборотнях-педофилах? Неужели не стыдно?
P.S. А вот и не стыдно. Плетнев прибыл в Москву, выступает по телевизору и очень удивляется гонениям. Говорит, что это происки врагов.

Михаил Васильевич Плетнев привлекает пристальное внимание и специалистов, и широкой публики. Он по-настоящему популярен; не будет преувеличением сказать, что в этом отношении он стоит несколько особняком в длинной шеренге лауреатов международных конкурсов последних лет. На выступлениях пианиста практически всегда аншлаги и ничто не указывает на то, что такое положение может измениться.

Плетнев - художник сложный, неординарный, со своим характерным, запоминающимся лицом. Им можно восхищаться или нет, провозглашать его лидером современного пианистического искусства или напрочь, «с порога», отвергать все, что им делается (бывает и так), в любом случае знакомство с ним не оставляет людей равнодушными. А это главное, в конце концов.

Он родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье музыкантов. Позднее переехал с родителями в Казань. Его мать, пианистка по образованию, работала в свое время и концертмейстером, и педагогом. Отец был баянистом, преподавал в различных учебных заведениях, в течение ряда лет исполнял обязанности доцента в Казанской консерватории.

Способности к музыке Миша Плетнев обнаружил рано - уже с трех лет потянулся к роялю. Учить его стала Кира Александровна Шашкина, преподавательница Казанской специальной музыкальной школы. Вспоминает сегодня он о Шашкиной только добрым словом: «Хороший музыкант... К тому же Кира Александровна поощряла мои попытки сочинять музыку, и мне остается лишь сказать ей большое спасибо за это».

В 13-летнем возрасте Миша Плетнев переехал в Москву, где стал учеником Центральной музыкальной школы по классу Е. М. Тимакина. Видный педагог, открывший дорогу на сцену многим известным впоследствии концертантам, Е. М. Тимакин во многом помог Плетневу. «Да, да, очень во многом. И едва ли не в первую очередь - в организации двигательно-технического аппарата. Педагог глубоко и интересно мыслящий, Евгений Михайлович превосходно умеет это делать». В классе Тимакина Плетнев пробыл несколько лет, а затем, когда приспело время студенчества, перешел к профессору Московской консерватории Я. В. Флиеру.

Плетневу нелегко давались уроки с . Причем не только из-за высокой требовательности Якова Владимировича. И не потому, что они представляли разные поколения в искусстве. Слишком уж несхожи были их творческие индивидуальности, характеры, темпераменты: пылкий, увлекающийся, несмотря на возраст, профессор,- и ученик, выглядевший едва ли не полной его противоположностью, почти антиподом... Но и Флиеру, как передают, было непросто с Плетневым. Непросто из-за его трудного, упрямого, несговорчивого характера: почти на все у него оказывалась собственная и независимая точка зрения, он не уходил от дискуссий, а, напротив, в открытую искал их - мало что бралось им на веру без доказательств. Очевидцы рассказывают, что Флиеру иной раз приходилось подолгу отдыхать после уроков с Плетневым. Однажды будто бы он сказал, что на одно занятие с ним расходует столько же сил, сколько тратит на два сольных концерта... Все это, впрочем, не мешало глубокой привязанности учителя и ученика. Может быть, даже наоборот, укрепляло ее. Плетнев был «лебединой песней» Флиера-педагога (ему не пришлось, к сожалению, дожить до самого громкого триумфа своего воспитанника); профессор говорил о нем с надеждой, восхищением, верил в его будущее: «Понимаете, если он сыграет в полную меру своих сил, вы действительно услышите нечто необычное. Такое нечасто встречается, поверьте мне - у меня достаточный опыт...» (Горностаева В. Споры вокруг имени // Сов. культура. 1987. 10 марта.) .

И еще об одном музыканте надо сказать, перечисляя тех, кому обязан Плетнев, с кем у него были достаточно продолжительные творческие контакты. Это - , по классу которого он закончил в 1979 году консерваторию, а затем ассистентуру-стажировку. Небезынтересно напомнить, что это талант во многом другой творческой конфигурации, нежели у Плетнева: его щедрая, открытая эмоциональность, широкий исполнительский размах - все это выдает в нем представителя иного артистического типа. Впрочем, в искусстве, как и в жизни, противоположности нередко сходятся, оказываются полезными и нужными друг другу. Примеров тому немало и в педагогическом обиходе, и в практике ансамблевого музицирования и т. д., и т. п.

Еще в школьные годы Плетнев принял участие в Международном музыкальном конкурсе в Париже (1973) и завоевал Гран-при. В 1977 году у него первая премия на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде. А потом последовало одно из главных, решающих событий его артистической жизни - золотой триумф на Шестом конкурсе имени Чайковского (1978). Отсюда и берет начало его путь в большое искусство.

Примечательно, что на концертную сцену он вышел практически законченным артистом. Если обычно в таких случаях приходится видеть, как подмастерье постепенно вырастает в мастера, ученик - в зрелого, самостоятельного художника, то с Плетневым подобного наблюдать не довелось. Процесс творческого повзросления оказался здесь как бы свернутым, спрятанным от посторонних взоров. Публика сразу познакомилась с вполне сложившимся концертантом - спокойным и расчетливо-точным в своих действиях, отлично владеющим собой, твердо знающим, что он хочет сказать и как это следует делать. Ничего художественно незрелого, дисгармоничного, неустоявшегося, по-ученически сырого не усматривалось в его игре - хотя было ему в ту пору всего лишь 20 с небольшим и сценическим опытом он практически не располагал.

Среди своих сверстников он заметно выделялся как серьезностью, строгостью исполнительских трактовок, так и на редкость чистым, духовно возвышенным отношением к музыке; последнее, пожалуй, располагало к нему больше всего... В его программах тех лет была знаменитая Тридцать вторая соната Бетховена - сложное, философски углубленное музыкальное полотно. И характерно, что именно этому сочинению довелось стать одной из творческих кульминаций молодого артиста. Публика конца семидесятых - начала восьмидесятых годов вряд ли забыла Ариетту (вторую часть сонаты) в исполнении Плетнева - юноша тогда впервые поразил в ней своей манерой произносить как бы вполголоса, очень веско и значительно, музыкальный текст. Кстати, подобная манера сохранилась у него и поныне, не утратив своего гипнотического воздействия на аудиторию (Есть полушутливый афоризм, согласно которому всех концертирующих артистов можно поделить на две основные категории; одним под силу хорошо сыграть первую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, другим - вторую ее часть. Плетнев одинаково хорошо играет обе части; это действительно случается редко.) .

Вообще, оглядываясь на дебют Плетнева, нельзя не подчеркнуть: даже когда он был еще совсем юн, в его игре не было ничего легковесного, поверхностного, ничего от пустой виртуозной мишуры. При его отменной пианистической технике - элегантной и блестящей - никогда и ни в чем не давал он повода упрекнуть себя в чисто внешних эффектах.

Едва ли не с первых же выступлений пианиста критика заговорила о его ясном и рациональном уме. И действительно, отсвет мысли всегда отчетливо присутствует на том, что он делает на клавиатуре. «Не крутизна душевных движений, а ровность исследования » - вот что определяет, по мнению В. Чинаева, общий тонус искусства Плетнева. Критик добавляет: «Плетнев действительно исследует звучащую ткань - и делает это безукоризненно: высвечиваются все - до мельчайших деталей - нюансы фактурных сплетений, в слушательском сознании вырисовывается логика штриховых, динамических, формальных пропорций. Игра аналитического ума - уверенного, знающего, безошибочного» (Чинаев В. Спокойствие ясности // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 56.) .

Когда-то в одном из интервью, опубликованных в печати, собеседник Плетнева сказал ему: «Вас, Михаил Васильевич, считают артистом интеллектуального склада. Взвешивают в данной связи различные «за» и «против». Интересно, что вы сами понимаете под интеллектом в музыкальном искусстве, в частности, исполнительском? И как соотносится интеллектуальное и интуитивное в вашей работе?»

«Сначала, если позволите, об интуиции, - ответил он. - Мне кажется, что интуиция как способность где-то близка к тому, что мы понимаем под художественно-творческой одаренностью. Благодаря интуиции - давайте назовем ее, если хотите, даром художественного провидения - человек может достигнуть большего в искусстве, нежели карабкаясь только лишь по горе специальных знаний и опыта. Примеров, подтверждающих мою мысль, достаточно много. Особенно в музыке.

Но, полагаю, вопрос надо бы ставить несколько иначе. Почему или одно, или другое? (А ведь, к сожалению, именно так и подходят обычно к проблеме, о которой мы говорим.) Почему бы не высокоразвитая интуиция плюс хорошие знания, хорошее понимание? Почему бы не интуиция плюс умение рациональным путем постигнуть творческую задачу? Хуже от такого сочетания никак не будет.

Иногда слышишь, что груз знаний может в известной мере отяготить творческую личность, приглушить в ней интуитивное начало... Я так не думаю. Скорее наоборот: знания и логические размышления придают интуиции силу, остроту. Поднимают ее на более высокую ступень. Если человек тонко чувствует искусство и одновременно обладает способностью к глубоким аналитическим операциям, он уйдет дальше в творчестве, нежели тот, кто полагается только на чутье.

Кстати, те артисты, которые мне лично особенно импонируют в музыкально-исполнительском искусстве, как раз и отличаются гармоничным сочетанием интуитивного - и рационально-логического, бессознательного - и сознательного. Все они сильны и своей художественной догадкой, и интеллектом.

Рассказывают, что, когда выдающийся итальянский пианист Бенедетти-Микеланджели гостил в Москве (это было в середине шестидесятых годов), его спросили на одной из встреч со столичными музыкантами - что по его мнению особенно важно для исполнителя? Он ответил: музыкально-теоретические знания. Любопытно, не правда ли? А что означают - в широком смысле слова - теоретические знания для исполнителя? Это и есть ведь профессиональный интеллект. Во всяком случае, сердцевина его...» (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 8.) .

Разговоры об интеллектуализме Плетнева ведутся, как отмечалось, достаточно давно. Можно услышать их и в кругах специалистов, и среди рядовых любителей музыки. Как заметил некогда один знаменитый писатель, бывают разговоры, которые, однажды начавшись, уже не прекращаются... Собственно, в самих этих разговорах не было ничего предосудительного, если только не забывать: речь в данном случае должна идти не о примитивно понимаемой «холодности» Плетнева (будь он просто холоден, эмоционально беден, ему нечего было бы делать на концертной сцене) и не о каких-то «умствованиях» его, а об особом мироощущении артиста. Особой типологии дарования, особом «способе» воспринимать и излагать музыку.

Что же касается эмоциональной сдержанности Плетнева, о которой так много разговоров, то спрашивается, стоит ли спорить о вкусах? Да, Плетнев закрытая натура. Эмоциональная строгость его игры может доходить порой чуть ли не до аскетизма - даже когда он исполняет Чайковского, одного из любимых своих авторов. Как-то, после одного из выступлений пианиста, в прессе появилась рецензия, автор которой употребил выражение: «косвенная лирика»,- это было и точно, и к месту.

Такова, повторим, художественная природа артиста. И можно лишь порадоваться, что он не «наигрывает», не пользуется сценической косметикой. В конце концов, среди тех, кому действительно есть что сказать , замкнутость не столь уж редка: как в жизни - так и на сцене.

Когда Плетнев дебютировал как концертант, заметное место в его программах занимали сочинения И. С. Баха (Партита си минор, Сюита ля минор), Листа (Девятая и Пятнадцатая рапсодии, Первый фортепианный концерт), Чайковского (Вариации фа мажор, фортепианные концерты), Прокофьева (Седьмая соната). В дальнейшем он с успехом играл ряд произведений Шуберта, Третью сонату Брамса, пьесы из цикла «Годы странствий» и Двенадцатую рапсодию Листа, «Исламей» Балакирева, «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, Большую сонату, «Времена года» и отдельные опусы Чайковского.

Нельзя не вспомнить о его монографических вечерах, посвященных сонатам Моцарта и Бетховена, не сказать о Втором фортепианном концерте Сен-Санса, прелюдиях и фугах Шостаковича. С большим интересом были встречены в сезоне 1986/1987 года Концерт ре мажор Гайдна, Сюита для фортепиано Дебюсси, прелюдии Рахманинова, соч. 23 и другие пьесы.

Настойчиво, с твердой целеустремленностью ищет Плетнев свои, наиболее близкие ему стилевые сферы в мировом фортепианном репертуаре. Пробует себя в искусстве разных авторов, эпох, направлений. В чем-то терпит и неудачи, но в большинстве случаев находит то, что ему нужно. Прежде всего - в музыке XVIII века (И. С. Бах, Д. Скарлатти), в венской классике (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в некоторых творческих регионах романтизма (Лист, Брамс). И, разумеется, в сочинениях авторов русской и советской школы.

Дискуссионнее у Плетнева Шопен (Вторая и Третья сонаты, полонезы, баллады, ноктюрны и др.). Именно здесь, в этой музыке, начинаешь ощущать, что пианисту действительно не хватает временами непосредственности и открытости чувств; причем характерно, что в ином репертуаре и в голову не приходит говорить об этом. Именно тут, в мире шопеновской поэтики, неожиданно замечаешь, что Плетнев и вправду не слишком-то склонен к бурным сердечным излияниям, что он, выражаясь современным языком, не очень контактен, и что между ним и аудиторией постоянно существует некая дистанция. Если исполнители, которые, ведя музыкальный «разговор» со слушателем, словно бы на «ты» с ним; Плетнев всегда и только на «вы».

И еще существенный момент. Как известно, в Шопене, в Шумане, в произведениях некоторых других романтиков от исполнителя требуется нередко изысканно капризная игра настроений, импульсивность и непредсказуемость душевных движений, гибкость психологической нюансировки , короче, все то, что бывает свойственно лишь людям определенного поэтического склада. У Плетнева же, музыканта и человека, несколько иное... Не близка ему и импровизационность романтического толка - та особая свобода и раскованность сценической манеры, когда кажется, что произведение стихийно, чуть ли не спонтанно возникает под пальцами концертанта.

К слову, один из весьма уважаемых музыковедов, побывав однажды на выступлении пианиста, высказал мнение, что музыка у Плетнева «рождается сейчас, сию минуту» (Царёва Е. Создание картины мира // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 55.) . Так ли? Не вернее было бы сказать, что как раз наоборот? Во всяком случае, куда чаще приходится слышать, что все (или почти все) у Плетнева заранее и тщательно продумано, организовано, выстроено. И затем с присущей ему точностью и последовательностью воплощено «в материале». Воплощено со снайперской меткостью, с почти стопроцентным попаданием в цель. Таков здесь художественный метод. Таков стиль, а стиль, известно, это человек.

Симптоматично, что Плетнева-исполнителя сравнивают иной раз с Карповым-шахматистом: находят нечто общее в характере и методологии их деятельности, в подходах к решению стоящих перед ними творческих задач, даже в чисто внешнем «рисунке» того, что создается ими - одним за клавиатурой рояля, другим за шахматной доской. Исполнительские трактовки Плетнева сопоставляют с классически ясными, стройными и симметричными построениями Карпова; последние в свою очередь уподобляют безукоризненным по логике мысли и технике выполнения звуковыми конструкциям Плетнева. При всей условности подобных аналогий, при всей их субъективности, они явно несут в себе нечто привлекающее внимание...

Нелишне добавить к сказанному, что художественная стилистика Плетнева вообще типична для музыкально-исполнительского искусства нашего времени. В частности, та антиимпровизационность сценических воплощений, на которую только что указывалось. Нечто похожее можно наблюдать в практике самых видных артистов сегодняшнего дня. В этом, как и во многом другом, Плетнев очень современен. Возможно, потому-то и возникают столь горячие споры вокруг его искусства.

Он обычно производит впечатление человека, всецело уверенного в себе - и на сцене, и в быту, в общении с окружающими. Одним это по душе, другим, бывает, не очень... В той же беседе с ним, фрагменты которой приводились выше, была затронута косвенным образом и эта тема:

Вы, конечно, знаете, Михаил Васильевич, что есть артисты, склонные в той или иной мере переоценивать себя. Другие, напротив, страдают недооценкой собственного «я». Не могли бы вы прокомментировать этот факт, причем хорошо бы под таким углом зрения: внутренняя самооценка артиста и его творческое самочувствие. Именно творческое

По-моему, все тут зависит от того, на каком этапе работы находится музыкант. На какой стадии. Представим, что некий исполнитель разучивает новое для себя произведение или концертную программу. Так вот, одно дело сомневаться в начале работы или даже в середине ее, когда находишься еще один на один с музыкой и самим собой. И совсем другое - на сцене...

Пока артист пребывает в творческом уединении, пока он еще в процессе труда, для него совершенно естественно не доверять себе, недооценивать сделанное. Все это лишь во благо. Но когда оказываешься на людях, ситуация меняется, и принципиально. Тут уже любые разновидности рефлексии, недооценки себя чреваты серьезными неприятностями. Подчас непоправимыми.

Есть музыканты, постоянно мучащие себя мыслями, что они чего-то не смогут, в чем-то оплошают, где-то сорвутся; и т. д. И вообще, мол, что им делать на сцене, когда в мире есть, скажем, Бенедетти Микеланджели... С подобными умонастроениями на эстраде лучше не появляться. Если слушатель, находящийся в зале, не ощущает уверенности в артисте, он невольно теряет уважение к нему. Тем самым (это хуже всего) и к его искусству. Нет внутренней убежденности - нет и убедительности. Сомневается, колеблется исполнитель - засомневается и аудитория.

В общем, я бы резюмировал так: сомнения, недооценка своих усилий в процессе домашней работы - и возможно большая уверенность в себе на эстраде.

Уверенность в себе, говорите вы... Хорошо, если эта черта в принципе присуща человеку. Если она в его характере. А если нет?

Тогда не знаю. Зато твердо знаю другое: всю предварительную работу над программой, которую готовишь для публичного показа, надо проделывать с предельной основательностью. Совесть исполнителя, как говорится, должна быть абсолютно чиста. Тогда приходит и уверенность. У меня, во всяком случае, именно так (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 9.) .

В игре Плетнева всегда обращает на себя внимание тщательность внешней отделки. Бросается в глаза ювелирная чеканка деталей, безукоризненная правильность линий, четкость звуковых контуров, строгая выверенность пропорций. Собственно, Плетнев не был бы Плетневым, если бы не эта абсолютная законченность во всем, что является делом его рук - если бы не это пленительное техническое мастерство. «В искусстве изящная форма - великое дело, особенно там, где вдохновение не прорывается бурными волнами...» (О музыкальном исполнительстве.- M., 1954. С. 29.) ,- писал некогда В. Г. Белинский. Он имел в виду современного ему актера В. А. Каратыгина, однако выразил закон универсальный, имеющий отношение не только к драматическому театру, но и к концертной сцене. И никто иной, как Плетнев - великолепное подтверждение этого закона. Он может быть более или менее увлечен процессом музицирования, может выступить более или менее удачно - единственное, чего он просто не может, это быть небрежным...

«Есть концертанты, продолжает Михаил Васильевич, в игре которых ощущается порой какая-то приблизительность, эскизность. То, смотришь, они густо «замажут» педалью технически трудное место, то артистически вскинут вверх руки, закатят глаза к потолку, отвлекая внимание слушателя от главного, от клавиатуры... Мне лично это чуждо. Повторяю: я исхожу из того, что в произведении, исполняемом публично, все должно быть доведено в ходе домашней работы до полной профессиональной завершенности, отграненности, технической безупречности. В жизни, в быту, мы уважаем лишь честных людей, не так ли? - и не уважаем тех, кто вводит нас в заблуждение. То же самое и на сцене».

С годами Плетнев все более строг к себе. Жестче делаются критерии, которыми он руководствуется в своей работе. Длительнее становятся сроки разучивания новых произведений.

«Понимаете ли, когда я был еще учеником и лишь приступал к концертной деятельности, мои требования к игре основывались не только на моих собственных вкусах, взглядах, профессиональных подходах, но и на том, что я слышал от своих учителей. В известной мере я видел себя сквозь призму их восприятия, судил о себе, исходя из их наставлений, оценок, пожеланий. И это было совершенно естественным. С каждым так бывает в пору учебы. Сейчас же я сам, от начала до конца, определяю свое отношение к сделанному. Это интереснее, но и сложнее, ответственнее.»

Плетнев сегодня неуклонно, последовательно продвигается вперед. Это заметно каждому непредубежденному наблюдателю, каждому, кто умеет видеть. И хочет видеть, разумеется. При этом неверным было бы думать, конечно, что путь его всегда ровен и прям, свободен от каких-то внутренних зигзагов.

«Я никак не могу утверждать, что пришел ныне к чему-то незыблемому, окончательному, прочно устоявшемуся. Не могу сказать: раньше, мол, я делал такие-то или такие-то ошибки, зато теперь уж все знаю, понимаю и ошибок более не повторю. Разумеется, какие-то заблуждения и просчеты прошлого становятся для меня очевиднее с годами. Однако я далек от мысли, что не впадаю сегодня в другие заблуждения, которые дадут знать о себе позже».

Возможно, именно непредсказуемость развития Плетнева-художника - те неожиданности и сюрпризы, сложности и противоречия, те приобретения и потери, с которыми сопряжено это развитие,- и вызывает повышенный интерес к его искусству. Интерес, доказавший свою прочность и устойчивость как у нас в стране, так и за границей.

Разумеется, не всеми Плетнев одинаково любим. Нет ничего естественнее и понятнее. Выдающийся советский прозаик Ю. Трифонов когда-то говорил: «По-моему, писатель, не может да и не должен нравиться всем» (Трифонов Ю. Как слово наше отзовется...- М., 1985. С. 286.) . Музыкант - тоже. Но вот уважают Михаила Васильевича практически все, не исключая и абсолютного большинства его коллег по сцене. Нет, наверное, показателя более надежного и верного, если вести речь о действительных, а не мнимых достоинствах исполнителя.

Уважению, которым пользуется Плетнев, во многом способствуют его грампластинки. Он, к слову, из тех музыкантов, которые не только не проигрывают в записи, но порой даже выигрывают. Прекрасное подтверждение тому - диски, запечатлевшие исполнение пианистом нескольких сонат Моцарта («Мелодия», 1985), си-минорной сонаты, «Мефисто-вальса» и других пьес Листа («Мелодия», 1986), Первого фортепианного концерта и «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова («Мелодия», 1987). «Времен года» Чайковского («Мелодия», 1988). Перечень этот при желании можно было продолжить...

Помимо главного в своей жизни - игры на рояле, Плетнев еще и сочиняет, дирижирует, преподает, занимается другими работами; словом, возлагает на себя многое. Теперь, правда, он все чаще задумывается о том, что нельзя постоянно работать только на «отдачу». Что необходимо время от времени притормозить, оглянуться вокруг, воспринять, ассимилировать...